Что жильцам хорошо, то строителям — благоустройство
Владимир Овчаров, консультант
Наверно, нет такого человека, который не хотел бы жить в тихом, уютном и чистом районе со всеми удобствами, которые только может дать нам современная цивилизация. Однако все понимают, что сами по себе такие блага не образуются, для их создания необходимы немалые финансовые и трудовые ресурсы, а также огромное желание со стороны местных органов власти. Однако благоустройство — это не только проблема жителей и властей, это еще и обязанность застройщиков.
В данном материале мы рассмотрим некоторые аспекты налогового и бухгалтерского учета объектов благоустройства.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон о благоустройстве
— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.Закон о застройке
— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.Закон о бухучете
— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.П(С)БУ 1
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.П(С)БУ 7
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.П(С)БУ 9
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.П(С)БУ 16
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Затраты», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318План счетов
— План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.Региональные правила застройки
— приказ Госстроя Украины «Об утверждении Типовых региональных правил застройки» от 10.12.2001 г. № 219.Правила благоустройства г. Харькова
— решение Харьковского городского совета «Правила благоустройства г. Харькова» от 10.05.2007 г.Классификатор [ДК 013-97]
— Государственный классификатор Украины «Классификация основных фондов» [ДК 013-97], утвержденный приказом Государственного комитета Украины по стандартизации метрологии и сертификации от 19.08.97 г. № 507.
Ситуация.
Строительное предприятие планирует осуществить в Харькове строительство многоэтажного жилого дома. Первые два этажа планируется использовать под собственный офис предприятия. Проектной документацией предусмотрено также строительство дополнительных объектов, а именно мусорного терминала. Также подрядными организациями будут осуществлены следующие работы:—
высадка деревьев (стоимость 1 дерева «под ключ» 4000,00 грн.);—
укладка газонного покрытия возле офиса (стоимость 1 м2 «под ключ» 50,00 грн.);—
монтаж лавочек и урн (средняя стоимость «под ключ» 1500,00 грн.).Как отразить данные работы (объекты) в бухгалтерском и налоговом учете?
Украинское законодательство очень серьезно относится к процессу благоустройства населенных пунктов.
Основным нормативным документом, осуществляющим правовое регулирование процесса благоустройства, является
Закон о благоустройстве.В соответствии со
ст. 21 Закона о благоустройстве элементами благоустройства являются:— покрытие площадей, улиц, дорог, проездов, аллей, бульваров, тротуаров, пешеходных зон и дорожек в соответствии с действующими нормами и стандартами;
—
зеленые насаждения (в том числе снегозащитные и противоэрозийные) вдоль улиц и дорог, в парках, скверах, на аллеях, бульварах, в садах, других объектах благоустройства общего пользования, санитарно-защитных зонах, на придомовых территориях;—
здания и сооружения системы сбора и вывоза отходов;— средства и оборудование наружного освещения и наружной рекламы;
— технические средства регулирования дорожного движения;
— здания и сооружения системы инженерной защиты территории;
— комплексы и объекты монументального искусства;
— оборудование (элементы) детских, спортивных и других площадок;
— малые архитектурные формы;
—
другие элементы благоустройства, определенные нормативно-правовыми актами.Объектами благоустройства
, в частности, являются (ст. 13 Закона о благоустройстве):— территории общего пользования (все виды парков, улиц, площадей и т. п.);
—
придомовые территории;— территории зданий и сооружений инженерной защиты территорий;
—
территории предприятий, учреждений, организаций и закрепленные за ними территории на условиях договора.В соответствии с
п. 1 ст. 24 Закона о благоустройстве предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить благоустройство земельных участков, переданных им на праве собственности или пользования.При этом содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирного жилого дома (и надлежащих к нему зданий, сооружений) проводятся
балансодержателем этого дома или предприятием, учреждением, организацией, с которым балансодержателем заключен соответствующий договор на содержание и благоустройство придомовой территории (п. 3 ст. 22, ст. 24, ст. 34 Закона о благоустройстве).Благоустройство территории осуществляется с учетом требований использования этой территории в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, региональными и местными правилами застройки, правил благоустройства территории (
п. 2 ст. 23 Закона о благоустройстве).На территории харьковской территориальной громады основным документом, регулирующим порядок благоустройства, являются
Правила благоустройства г. Харькова.В соответствии с требованиями
п.п. 7.2.2 Правил благоустройства г. Харькова1 при проектировании, строительстве, реконструкции объектов обязательно предусматривается:—
комплексное благоустройство соответствующей территории;— размещение гаражей, стоянок или организация специальных площадок для парковки с нормативным количеством машино-мест в соответствии с действующими государственными строительными нормами.
1 В соответствии со ст. 10 Закона о благоустройстве аналогичные Правила благоустройства, как правило, существуют в каждом населенном пункте Украины.
Принятие в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкция и капитальный ремонт зданий или сооружений без проведения комплексного благоустройства соответствующей территории
запрещаются (абз. второй п.п. 7.2.6 Правил благоустройства г. Харькова).Работы по благоустройству и озеленению участка должны быть сданы до принятия объекта в эксплуатацию государственной приемной комиссией (
абз. четырнадцатый п.п. 7.2.6 Правил благоустройства г. Харькова). Такая приемка осуществляется специальной комиссией и оформляется актом.Проанализировав вышеизложенные нормы законодательства, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые работы являются обязательными мероприятиями по благоустройству (даже если они не предусмотрены проектом), без осуществления которых запрещено осуществлять капитальное строительство.
Налоговый учет
Когда речь идет о налоговом учете расходов, предприятие, как правило, интересует, окажут ли такие расходы влияние на объект налогообложения.
Ответ на данный вопрос необходимо искать в
Законе о налоге на прибыль.В соответствии с
п. 3.1 Закона о налоге на прибыль валовые расходы и амортизация оказывают влияние (как правило, уменьшают) на налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.Следовательно, результатом учета рассматриваемых расходов на благоустройство может быть один из следующих вариантов:
1) расходы не отразятся в налоговом учете предприятия;
2) расходы могут быть включены в состав валовых расходов предприятия;
3) расходы будут амортизироваться.
Для того чтобы решить данный вопрос, прежде всего необходимо доказать связь (отсутствие связи) с хозяйственной деятельностью предприятия.
Под хозяйственной деятельностью понимается любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, если непосредственное участие такого лица в организации данной деятельности является регулярным, постоянным и существенным (
п. 1.32 Закона о налоге на прибыль).Учитывая обязательность процесса благоустройства и тот факт, что без него невозможен ввод в эксплуатацию объекта строительства и, как следствие, получение дохода, такие расходы можно признать такими, которые связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.
В то же время отметим, что налоговые органы, судя по позиции, изложенной
в журнале «Вестник налоговой службы Украины», № 36, 2006, с. 38, придерживаются другой позиции и не спешат признавать связь работ по благоустройству с хозяйственной деятельностью предприятия.Исходя из этого рассматриваемые расходы могут быть отражены в налоговом учете следующим образом:
1) как основные фонды.
Правилам ведения налогового учета основных фондов посвящена
ст. 8 Закона о налоге на прибыль.Основными фондами в понимании
п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль являются материальные ценности, которые будут использоваться в хозяйственной деятельности более 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию и стоимостью выше 1000 гривень.Поэтому мусорные терминалы, которые планируется использовать для собственных нужд, лавочки, урны и деревья необходимо учитывать в составе основных фондов и амортизировать.
Учет основных фондов осуществляется по группам
(п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль).В налоговом учете предприятия рассматриваемые основные фонды должны быть распределены по следующим группам: мусорный терминал — 1 гр.; лавочки и урны — 2 гр.; деревья1 — 3 гр.;
1 Косвенным подтверждением тому может служить Классификатор [ДК 013-97], в соответствии с которым зеленые многолетние насаждения имеют классификационный код 330000 «Многолетние насаждения», а значит должны учитываться в 3 группе.
2) как валовые расходы.
Сумма любых расходов
налогоплательщика, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг) и приобретаемых для их последующего использования в собственной хозяйственной деятельности, может быть включена в состав валовых расходов (п. 5.1 Закона о налоге на прибыль).Как мы уже говорили,
расходы по оформлению клумб, как элемент благоустройства, являются связанными с хозяйственной деятельностью предприятия, а значит, такие расходы могут быть включены в состав валовых расходов.
Бухгалтерский учет
Основным документом, осуществляющим нормативное регулирование бухгалтерского учета, является
Закон о бухучете.Методологические основы бухгалтерского учета изложены в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета и других нормативных документах, утверждаемых Министерством финансов Украины
(абз. второй ст. 6 Закона о бухучете).Нормами
п. 3 П(С)БУ 1 установлено что:активами
являются ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;расходами
является уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его распределения между собственниками).Также следует отметить, что в соответствии с нормами
ст. 8 Закона о бухучете предприятие вправе самостоятельно определять свою учетную политику. Поэтому для классификации рассматриваемых мероприятий по благоустройству необходимо будет учитывать положения учетной политики предприятия, а также проектно-сметную документацию по такому строительству.На наш взгляд, мусорный терминал, деревья, лавочки и урны в бухгалтерском учете, в зависимости от положений учетной политики предприятия, можно признать как активами, так и включить в стоимость объекта строительства (офиса и/или жилого дома), а затраты на создание клумб можно признать расходами периода или включить в стоимость объекта строительства (офиса и/или жилого дома).
Вариант учета № 1. Объекты благоустройства признаются активами.
В бухгалтерском учете под
основными средствами понимаются материальные активы, используемые предприятием в производстве или поставке товаров более одного года или операционного цикла, если он больше года (п. 4 П(С)БУ 7).Учитывая тот факт, что срок эксплуатации мусорных терминалов, деревьев, лавочек и урн более года, их в бухгалтерском учете можно признать основными средствами.
В регистрах бухгалтерского учета рассматриваемые операции отразятся следующим образом:
№ п/п | Дт | Кт | Содержание операции | Сумма, грн. |
1 | 15 | 631 | Оприходована от поставщика лавочка | 1500,00 |
2 | 15 | 631 | Оприходована от поставщика урна | 1500,00 |
3 | 106 | 15 | Введена в эксплуатацию лавочка | 1500,00 |
4 | 106 | 15 | Введена в эксплуатацию урна | 1500,00 |
5 | 15 | 631 | Оприходовано дерево от поставщика | 4000,00 |
6 | 108 | 15 | Дерево высажено | 4000,00 |
Вариант учета № 2. Расходы по благоустройству включаются в стоимость объекта строительства, предназначенного для продажи:
№ п/п | Дт | Кт | Содержание операции | Сумма, грн. |
7 | 23 | 631 | Оприходована от поставщика лавочка | 1500,00 |
8 | 23 | 631 | Оприходована от поставщика урна | 1500,00 |
9 | 23 | 631 | Оприходовано дерево от поставщика | 4000,00 |
Вариант учета № 1. Затраты по созданию клумб признаются расходами периода: | ||||
10 | 92 | 631 | Расходы по озеленению отнесены на административные расходы (20 м2 х 50,00) | 1000,00 |
Вариант учета № 2. Затраты по созданию клумб относятся на стоимость объекта строительства, предназначенного для продажи:
11 | 23 | 631 | Расходы по озеленению отнесены на стоимость строительства (20 м2 х 50,00) | 1000,00 |