Темы статей
Выбрать темы

Липовая бесплатность

Редакция СБ
Статья

Липовая бесплатность

Сергей Шемет, консультант

 

Различные уловки, на которые идут маркетологи, стремясь увеличить сбыт товаров, иногда могут сыграть злую шутку с главными бухгалтерами предприятий-покупателей.

Когда товары реализуются с отсрочкой платежа, для бухгалтерии крайне важно четко идентифицировать все соответствующие контрактные условия.

Без точного определения конкретных преференций поставки покупатель не сможет не только правильно рассчитать стоимость активов, но и рискует оказаться перед необходимостью доначисления налогов.

 

Рассмотрим ситуацию, в которую попал главбух одной из подрядных организаций в ходе плановой налоговой проверки.

В проверяемом периоде предприятие осуществляло закупку строительных материалов в оптовом гипермаркете.

Условия поставок заключались в следующем:

продавец предоставляет покупателям право на

бесплатный товарный кредит на срок до трех месяцев;

по окончании трехмесячного срока на сумму поставки начисляется оговоренный процент;

при немедленной оплате стоимости товара покупатель получает скидку 5 %.

Все эти условия зафиксированы в счете и накладной, по которым осуществляется отгрузка товаров.

Подрядчик закупил партию стройматериалов, которая была оплачена спустя два месяца после получения товара.

Таким образом, подрядчик воспользовался бесплатным товарным кредитом, который был предоставлен оптовым гипермаркетом.

При проверке указанных операций налоговые инспекторы заявили, что предприятие получило

безвозвратную финансовую помощь в сумме процентов, не уплаченных по товарному кредиту. По мнению работников налоговой службы, валовой доход предприятия должен быть увеличен на сумму «обычных» процентов по товарному кредиту.

Налоговики обращают внимание главбуха на то,

что безвозвратная финансовая помощь может быть оказана в форме процентов, начисленных на сумму кредита (п.п. 1.22.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль)). А кредит, в свою очередь, в терминах Закона о налоге на прибыль может предоставляться и в форме товарного кредита (п.п. 1.11.2 Закона о налоге на прибыль).

Нам трудно согласиться с таким подходом.

Из первичных документов (счет, накладная) действительно следует, что предприятие получило «товарный кредит». Причем «бесплатный».

Однако из определения

товарного кредита, приведенного в п.п. 1.11.2 Закона о налоге на прибыль, можно сделать вывод о том, что таковым является только та поставка, которая была сделана «под процент».

Иными словами, если проценты продавцом не начислялись, то в понимании

Закона о налоге на прибыль, формально говоря, такая операция товарным кредитом, собственно, и не является.

Если же говорить

по существу, то в описанной ситуации предприятие все же товарным кредитом воспользовалось. Причем вовсе не бесплатным.

Обратим внимание на ту опцию, которую предоставляет покупателям гипермаркет при немедленной оплате товара.

Если при расчете на месте покупатель получает 5 % скидку, то фактически это означает, что настоящая цена товара на 5 % меньше той, которая номинально зафиксирована в первичных документах.

Поэтому, заплатив через два месяца после поставки сумму, которая была на 5 % больше фактической цены, покупатель реально воспользовался товарным кредитом, взятым у поставщика под 30 % годовых.

То есть, с

экономической точки зрения, подрядная организация и товарный кредит привлекла, и проценты по нему заплатила.

Поэтому ни о какой «бесплатности» в данном случае речи быть не может.

Сумма неполученной предприятием скидки и есть плата за отсрочку платежа.

Согласно требованиям международных стандартов проценты по товарному кредиту не должны включаться в стоимость приобретенных запасов. Параграф 18 МСБУ 2 гласит:

«

Субъект хозяйствования может покупать запасы на условиях отсроченных расчетов. Если соглашение фактически содержит элемент финансирования, этот элемент, например, разница между ценой приобретения при нормальных условиях кредита и оплаченной суммой, признается как расходы на проценты в течение периода финансирования».

Отечественные стандарты столь четких указаний не содержат, что дает украинским главбухам возможность не выделять из общей суммы, перечисленной поставщику, товарно-кредитные проценты.

Поэтому не удивительно, что в рассматриваемой ситуации бухгалтерский учет не отреагировал на суть сделки и не зафиксировал начисления процентов по товарному кредиту.

Вообще говоря, перед нами классический пример того, как рекламные трюки продавцов создают проблемы покупателям. Маркетологи, используя слабости человеческой психологии, довольно часто эксплуатируют категорию «бесплатности» в сбытовых акциях. Но мудрецы и квалифицированные экономисты знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Тем не менее практика показывает, что наличие в первичных документах слова «бесплатное» действует на налоговиков как красная тряпка на быка, и очень трудно довести до их сознания те простейшие экономические истины, о которых мы рассуждали выше.

Поэтому, во избежание конфликтов с налоговыми органами, покупателям следует избегать попадания на «бесплатную» удочку.

Главбухи должны провести соответствующую разъяснительную работу со снабженцами. И даже если продавцы системно проводят «бесплатные» акции, то, приобретая у них активы, снабженцы должны настаивать на том, чтобы для них выписывалась «первичка» в индивидуальном порядке с фактическими данными, без указания на всевозможные «бесплатные» приманки.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше