Предоставление исходных данных для проектирования по новому порядку
Григорий Зубко, юрист
Необходимость принятия нового Порядка предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроения связана с глобальными изменениями, произошедшими в сфере законодательного регулирования строительной деятельности в конце 2008 года — первой половине 2009 года и, как говорится, назрела. Остановимся на основных положениях этого документа.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Новый Порядок
— Порядок предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроения, утвержденный постановлением КМУ от 20.05.2009 г. № 489.Старый Порядок
— Порядок предоставления архитектурно-планировочного задания и технических условий по инженерному обеспечению объекта архитектуры и определению размера платы за их выдачу, утвержденный постановлением КМУ от 20.12.99 г. № 2328.Закон № 509
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по содействию строительству» от 16.09.2008 г. № 509-VI.Закон № 800
— Закон Украины «О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» от 25.12.2008 г. № 800-VI.Закон о застройке
— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.
Под глобальными изменениями, о которых мы упомянули в преамбуле, конечно же, подразумеваются нововведения, предусмотренные
Законом № 5091 и Законом № 8002.1 См. «Строительная бухгалтерия», 2008, № 2, с. 5 — 6, с. 32 — 35.
2 См. «Строительная бухгалтерия», 2009, № 7, с. 18.
Текст
нового Порядка был приведен полностью ввиду исключительной практической важности данного документа для каждого участника процедуры строительства (см. «Строительная бухгалтерия», 2009, № 11, с. 9 — 14). Сориентируем лишь, на какие моменты в первую очередь следует обратить внимание.Напомним,
Закон о застройке после внесения в него изменений к основным составляющим исходных данных на строительство называет: градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, технические условия по инженерному обеспечению объекта градостроительства, задание на проектирование.Как и
ст. 23 Закона о застройке, новый Порядок предусматривает, что градостроительные условия и ограничения застройки должны устанавливаться местными правилами застройки. Это, в свою очередь, еще раз подчеркивает необходимость принятия последних местными советами, поскольку далеко не во всех населенных пунктах они есть, а это значительно усложняет процедуру получения градостроительных условий и ограничений.Градостроительные условия и ограничения
застройки земельного участка, подобно архитектурно-планировочному заданию по старому Порядку, состоят из текстовой и графической частей. Но вот требования к их содержанию претерпели изменения.Так,
раньше текстовая часть должна была включать:— сведения о наличии у заказчика права собственности (пользования) на земельный участок;
— сведения в отношении решения о согласовании места расположения объекта архитектуры (разрешения на выполнение проектно-изыскательных работ);
— описание границ земельного участка, согласованных местными землеустроительными органами;
— сведения о градостроительных и инженерно-геологических условиях земельного участка в соответствии с градостроительной документацией либо данными соответствующих организаций;
— требования к предельному расстоянию размещения объекта архитектуры к границам земельного участка, красных линий, существующих зданий и сооружений, другие ограничения;
— ограничения к этажности (высоте) объектов архитектуры;
— требования к благоустройству территории; условия использования цокольных этажей и подвалов, подземного пространства; и целый ряд других требований.
Новый Порядок
текстовую часть градостроительных условий выносит в отдельное приложение (см. приложение 1 нового Порядка), предлагая теперь субъектам хозяйствования заполнить соответствующий формуляр, что, как предполагается, должно упростить их задачу.Технические условия дополнены
таким расчетным инженерным параметром объекта градостроения, как требования к увеличению пропускной способности действующих сетей, мощности теплогенератора, а также расширения либо реконструкции установок для химической водоочистки и очистки конденсата теплового источника; количество, качество, режим откачивания обратного конденсата, требования к его очистке, необходимость использования вторичных энергоресурсов на предприятии, строительства резервного источника тепла либо резервной тепломагистрали с учетом повышения надежности теплопоставки объекта; требования к контрольно-измерительным приборам по диспетчеризации; пределы балансовой и эксплуатационной ответственности организации-энергопоставщика перед абонентом.Технические условия
также теперь должны в себя включать задание на разработку специального раздела «Інженерно-технічні заходи цивільного захисту (цивільної оборони)», но только для объектов, перечень которых приведен в приложении 2 к новому Порядку. Общим требованием стало включение в технические условия положений об обеспечении пожарной безопасности объекта градостроения (ступень огнестойкости здания/сооружения, строительство при необходимости пожарных депо, пожарных постов и пожарных резервуаров, обеспечение объекта системами противопожарной защиты и т. п.). Следует также обратить внимание на включение в технические условия требований в отношении установленных в законодательном порядке объектов, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, повлиять на состояние защиты населения и территорий, проекты строительства которых подлежат государственной экспертизе по вопросам техногенной безопасности.Существенно
сократился перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении градостроительных условий и ограничений. В него вошли только:— нотариально удостоверенная копия учредительных документов;
— нотариально удостоверенная копия документа, удостоверяющего право заявителя на земельный участок (государственного акта на право собственности / постоянного пользования земельным участком, договора аренды, согласия собственника земельного участка на реализацию намерения застройки, если земельный участок арендуется из земель частной собственности), либо решения о передаче заявителю земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности;
— предпроектные работы (при наличии).
В
новом Порядке названы четкие сроки предоставления необходимых документов заявителю. Кроме сроков, в течение которых должно быть установлено соответствие намерения застройки местным правилам застройки (15 дней с даты регистрации заявления), предоставлено согласие на разработку градостроительного обоснования размещения объекта в случае отсутствия местных правил застройки (две недели) и других сроков, которые также были предусмотрены Законом о застройке, новый Порядок предусматривает, например, что орган госнадзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности должен предоставить техусловия для проектирования объектов, попадающих в сферу его компетенции, в 15-дневный срок.Обратим внимание на еще одно изменение: градостроительные условия и ограничения и технические условия являются действительными до окончания строительства объекта, но
не менее чем два и не более чем пять лет (!). Раньше в отношении срока действия архитектурно-планировочного задания и техусловий была только одна оговорка — не менее двух лет.Из текста нового Порядка следует, что в ближайшее время следует ожидать и новых форм градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, а также типовых форм технических условий, которые должны быть утверждены Минрегионстроем. К сожалению, пока проекты соответствующих актов не обнародовались.