Принуждение к передаче
земли в аренду
Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 22.01.2009 г. № 2-16/2213-2008.
Исковое требование, с которым субъект хозяйствования обратился в суд, было таким:
принудить местный совет признать за субъектом хозяйствования право на аренду земельного участка, на ближайшей сессии после вступления решения суда в силу принять решение по вопросу предоставления субъекту хозяйствования земельного участка для строительства , а случае непринятия такого решения, в частности, нерассмотрения данного вопроса на ближайшей сессии, считать договор аренды заключенным в предложенной субъектом хозяйствования редакции с момента истечения месячного срока со дня вступления в законную силу решения суда.С ситуацией, подтолкнувшей субъекта хозяйствования к подаче такого иска, к сожалению, знакомы многие. Решением местного совета было разрешено субъекту хозяйствования разработать проект отвода земельного участка для строительства, который был разработан, согласован и предоставлен местному совету на утверждение. После этого решением исполкома местного совета было дано разрешение на выполнение комплекса проектных работ для строительства, утвержден акт отбора и исследования земельного участка. Разработанный проект землеотвода, прошедший государственную земельную экспертизу, был направлен в комитет по управлению земельными ресурсами местного совета для вынесения вопроса о передаче земельного участка в аренду на сессию местного совета. Однако несмотря на то что данный вопрос трижды выносился на рассмотрение сессии местного совета, решение о предоставлении субъекту хозяйствования земельного участка в аренду так и не было принято.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования субъекта хозяйствования. При этом они исходили из того, что
непринятие местным советом решения свидетельствует о его бездеятельности, что нарушает право субъекта хозяйствования на аренду. Данное право подлежит защите в суде на основании ч. 2 ст. 77 Закона о местном самоуправлении*, согласно которой споры о восстановлении нарушенных прав юридических и физических лиц, возникающие в результате решений, действий или бездеятельности органов либо должностных лиц местного самоуправления, разрешаются в судебном порядке. Поскольку субъект хозяйствования совершил все необходимые действия, предусмотренные земельным законодательством для получения земельного участка в аренду, его требования подлежат удовлетворению.* Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
Однако
с такими выводами не согласился ВХСУ. В основу его решения были положены следующие законодательные предписания:— передача в аренду земельных участков, которые пребывают в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления путем заключения договора аренды земельного участка (
ч. 1 ст. 124 ЗК2);2
Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.— вопросы регулирования земельных отношений решаются исключительно на пленарных заседаниях местного совета (
п. 34 ст. 26 Закона о местном самоуправлении);— стороны заключают договор аренды земли только в случае наличия согласия арендодателя передать земельный участок в аренду; принятие же решения судом о принуждении рассмотрения о предоставлении субъекту хозяйствования земельного участка в аренду, по мнению ВХСУ, фактически делает невозможным принятие на сессии совета негативного решения, т. е. делает бессмысленным рассмотрение этого вопроса местным советом; системный же анализ норм
ч. 7 ст. 179 ХК3, ч. 4 ст. 202, ст. 627 ГК4 свидетельствует о том, что хозяйственные договоры заключаются только по взаимному волеизъявлению сторон.3
Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.4
Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.