Парламентариям предложено пересмотреть условия постановки граждан на социальный квартирный учет
Григорий Козаков, консультант
Профильный комитет Верховной Рады рекомендовал парламенту принять
законопроект Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения» от 12.12.2008 г. № 3480 (далее — Законопроект), внесенный правительством. Этот проект был разработан Минжилкоммунхозом.
Законопроектом
предлагается: уточнить условия постановки граждан на социальный квартирный учет и отказа в нем, осуществления оплаты социального жилья; исключить из порядка формирования жилищного фонда социального назначения обязательное финансирование за счет средств государственного бюджета; отменить ежегодное определение в государственном и местных бюджетах средств на его формирование и др.Законопроектом
, в частности, предусматривается, что правом постановки на квартирный учет будут пользоваться граждане, для которых такое жилье будет единственным местом проживания. Кроме того, из Закона о жилищном фонде социального назначения1предусматривается исключить норму об основаниях для снятия гражданина с социального квартирного учета, а именно получение им в установленном порядке кредитов на строительство или приобретение жилья. Правительство объясняет это предложение тем, что между получением кредитов до получения или приобретения жилья проходит определенный срок, в течение которого гражданин может находиться на учете или получить жилье из жилищного фонда социального назначения. В случае завершения строительства или приобретения жилья такие граждане утрачивают право находиться на социальном квартирном учете или проживать в социальном жилье.1 Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения» от 12.01.2006 г. № 3334-IV.
Кроме того, предусмотрено
, что:— гражданин должен предоставить сведения об имуществе за последние пять лет;
— органы местного самоуправления имеют право отказать в постановке на квартирный учет в случае искусственного ухудшения жилищных условий — в течение пяти лет;
— граждане, которые в соответствии с условиями данного
Закона утратили право находиться на социальном квартирном учете, с их согласия могут быть включены в списки граждан, имеющих право на строительство (приобретение) доступного жилья в соответствии с законодательством, и т. п.Во исполнение требований Минфина
Законопроект был дополнен нормой об утверждении Кабинетом Министров Украины как минимальной, так и максимальной нормы предоставления социального жилья.Законопроект
предусматривает законодательное определение усадебного (одноквартирного) дома.В заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады речь идет о том, что введение термина «усадебный (одноквартирный) дом» требует дополнения этой статьи также определением понятий «квартира» и «жилое помещение в социальном общежитии», поскольку жилье согласно данному
Закону предоставляется именно в этих формах.Кроме того, указанное Управление обращает внимание на определенные несогласованности законопроекта с недавно принятыми антикризисными законами:
«Предложенные проектом изменения к части 6 статьи 16 данного Закона, согласно которым предлагается введение списков граждан, имеющих право строить (приобретать) доступное жилье, следует согласовать с частью 2 ст. 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», согласно которой право на получение государственной поддержки предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством».
Также серьезные сомнения вызывает предложение о включении в плату за наем социального жилья стоимости проведения капитального ремонта (ч. 8 ст. 28 данного Закона). Обычно такие расходы должны осуществляться за счет собственника. Научные эксперты Верховной Рады в этом контексте указывают, что действующая норма закреплена как правовая гарантия недопущения необоснованного увеличения размера платы за наем этого жилья и предусматривает ее использование исключительно на его формирование и содержание.