Темы статей
Выбрать темы

Привлекаем иностранцев строить в Украине

Редакция СБ
Статья

Привлекаем иностранцев строить в Украине

Виктория Петрушина, Екатерина Чурилова, экономисты-аналитики

 

Украинский рынок строительных услуг активно развивается только последнее десятилетие. А западные строительные технологии демонстрируют инновации в течение полувека. Сегодня уже не редкость, когда украинскому генподрядчику приходится привлекать иностранных партнеров к строительным работам по субподряду. У них и опыт есть, и технологии проверены, и кадры подготовлены. Как это организовать и наладить учет иностранному субподрядчику, пойдет речь в данной статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ТКУ

— Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Закон о ВЭД

— Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2346

— Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Постановление № 631

— постановление КМУ «О представительствах иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине» от 12.08.93 г. № 631.

Инструкция № 30

— Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 18.01.96 г. № 30.

Инструкция № 58

— Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58.

Порядок № 2028

— Порядок оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине, утвержденный постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2028.

Временный регламент № 30

— Временный регламент работы Госархстройинспекции и ее территориальных органов по лицензированию хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный приказом Госархстройинспекции от 25.02.2009 г. № 30.

Соглашение о взаимном признании лицензий

— Соглашение о взаимном признании лицензий на проведение строительной деятельности, которые выдаются лицензионными органами государств — участников Содружества Независимых Государств от 27.03.97 г.

 

Шаг 1. Открываем иностранное представительство

Сейчас сложилась такая практика. Чтобы начать строить в Украине, иностранная фирма должна зарегистрировать здесь свое представительство. Что это такое и как это сделать?

 

Что такое представительство иностранной фирмы?

Ст. 1 Закона о ВЭД

Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности

— учреждение или лицо, представляющее интересы такого иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеющее на это должным образом оформленные соответствующие полномочия.

П. 34 ст. 1 ТКУ

Представительство иностранной фирмы

— аккредитованное в установленном законодательством порядке в Украине лицо, которое на основании соответствующих должным образом оформленных полномочий представляет в Украине интересы юридического лица — нерезидента.

 

П. 1.17 Закона о налоге на прибыль

Постоянное представительство нерезидента в Украине

(далее — постоянное представительство) — постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным представительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер либо другое место разведки или добычи полезных ископаемых. С целью налогообложения к постоянным представительствам приравниваются резиденты, имеющие полномочия действовать от имени нерезидента, что влечет за собой возникновение у нерезидента гражданских прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени нерезидента; содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащие нерезиденту, из состава которых осуществляется поставка товара от имени нерезидента, кроме резидентов, имеющих статус склада таможни). Резиденты, которые с целью налогообложения приравниваются к постоянным представительствам, не подлежат дополнительной регистрации в налоговых органах в качестве плательщиков налога.

Итак, с юридической точки зрения, представительство нерезидента в Украине:

— является

обособленным подразделением (структурной единицей) головного предприятия — нерезидента;

не является юридическим лицом;

— расположено вне местонахождения головного предприятия — нерезидента.

Об отчетно-налоговом статусе представительства нерезидента в Украине поговорим в подразделе «Строим в Украине: отчетно-налоговые нюансы», потому что он отличается от юридического.

По

Закону о ВЭД регистрация представительств нерезидентов производится в Министерстве экономики Украины в течение 60 рабочих дней со дня предоставления документов:

— заявления с просьбой о регистрации представительства, составленного в произвольной форме;

— выписки из торгового (банковского) реестра страны, где иностранный субъект хозяйственной деятельности имеет официально зарегистрированную контору;

— справки банковского учреждения, в котором официально открыт счет заявителя;

— доверенности на осуществление представительских функций, оформленной в соответствии с законом страны, где официально зарегистрирована контора иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

Плата за регистрацию представительств нерезидентов в Минэкономики установлена в размере

2500 долларов США (п. 1 постановления № 631).

Согласно

п. 7 Инструкции № 30 вновь зарегистрированному представительству выдается Свидетельство о государственной регистрации установленного образца с соответствующим номером и вносятся данные о такой регистрации в Реестр представительств, который ведется МВЭСторгом Украины. Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине считается открытым с момента регистрации (п. 8 Инструкции № 30).

Согласно

п. 11 Инструкции № 30 представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности обязано в течение месяца с момента получения Свидетельства стать на учет в налоговой инспекции по местонахождению представительства и в органах статистики.

Чтобы любой субъект ВЭД независимо от формы собственности смог проводить

таможенное оформление грузов, ему нужно пройти аккредитацию и стать на учет в таможенном органе, в зоне деятельности которого такой субъект находится. Для таможенной аккредитации постоянного представительства достаточно предоставить Свидетельство о взятии на учет в налоговом органе.

Закон № 2346

(п. 6.1) разрешает открывать счета нерезидентам Украины, в частности представительствам иностранных юридических лиц в Украине, в любых банках Украины согласно собственному выбору и с согласия этих банков для обеспечения своей хозяйственной деятельности и для собственных нужд.

Для нормальной работы иностранному представительству надо

открыть текущий счет типа «П» в банке (Инструкция № 492).

 

Шаг 2. Получаем лицензию

 

Чтобы начать строить в Украине, надо получить строительную лицензию. Это обязательно. Что нужно делать иностранному представительству?

Прием документов от нерезидентов

Украины — субъектов хозяйственной деятельности со 100-процентным иностранным капиталом для получения украинской строительной лицензии осуществляет исключительно Госархстройинспекция (п. 3 Временного регламента № 30). Но! Прежде чем идти в Госархстройинспекцию, необходимо получить экспертное заключение в организации, уполномоченной органом лицензирования на проведение лицензионной экспертизы.

На практике организацией, предоставляющей экспертное заключение нерезидентам в строительстве на сегодняшний день, является Государственное предприятие «Украинский инженерно-технический строительный центр» (ГП «Укринвестлицензия»). Оно находится по адресу: 02160 г. Киев, пр-т Воссоединения, 15/17, тел.: 8 (044) 291-69-79. Можно обратиться также в филиалы этой организации в регионах. Информацию об адресах и телефонах филиалов можно найти на сайте http://www.dabi.gov.ua. Здесь проведут документальную проверку мощностей головного предприятия — нерезидента на предмет соответствия организационных, квалификационных и технологических параметров украинским требованиям. После чего ему выдадут экспертное заключение для получения лицензии на головное иностранное предприятие.

Получив лицензию, иностранное представительство может полноправно работать в Украине1.

1

О нюансах получения строительной лицензии см. материал «Лицензионно-строительная кухня: получение, учет, ответственность»// «Строительная бухгалтерия», 2009, № 2, с. 18 — 34.

И еще.

Есть такой документ — Соглашение о взаимном признании лицензий2. В нем говорится, что государственные органы стран-участниц, ратифицировавших указанное Соглашение, взаимно признают выданные ими лицензии на отдельн

2

Соглашение о взаимном признании лицензий: дата подписания — 27.03.97 г., дата ратификации — 05.03.98 г., дата вступления в силу для Украины — 22.06.98 г.

ые виды строительной деятельности (по которым порядок выдачи лицензий является эквивалентным) путем оформления и выдачи лицензиату соответствующей национальной лицензии.

Но!

Порядок выдачи национальной лицензии в этом Соглашении четко не прописан. В частности, не указан перечень документов, которые нерезидент из страны — участницы СНГ должен подать в украинский орган лицензирования, чтобы получить национальную лицензию. Нет и других нормативных документов Украины, которые бы конкретизировали порядок получения взаимно признанной лицензии.

Зато известно, что

Соглашение вступило в силу для таких государств:

 

Страна

Дата вступления в силу Соглашения о признании лицензий

Страна

Дата вступления в силу Соглашения о признании лицензий

Республика Беларусь

27.05.97 г.

Азербайджанская Республика

29.03.2000 г.

Республика Узбекистан

26.08.97 г.

Республика Таджикистан

03.11.97 г.

Республика Казахстан

03.05.2000 г.

Украина

22.06.98 г.

Кыргызская Республика

23.11.2000 г.

Республика Армения

04.03.99 г.

Республика Молдова

13.01.2003 г.

 

Строим в Украине: отчетно-налоговые нюансы

 

Деятельность нерезидентов в Украине

и действие конвенций об избежании

двойного налогообложения

Прежде всего следует отметить, что

Закон о налоге на прибыль не содержит определения «представительство нерезидента», зато оперирует понятием «постоянное представительство нерезидента в Украине», которым является постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным представительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер либо другое место разведки или добычи полезных ископаемых (п. 1.17 Закона о налоге на прибыль).

Согласно

п.п. 2.1.4 Закона о налоге на прибыль постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения из Украины либо выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, являются плательщиками налога на прибыль.

Постоянное представительство

до начала своей хозяйственной деятельности встает на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины. Постоянное представительство, которое начало свою хозяйственную деятельность до регистрации в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются сокрытыми от налогообложения (п. 2.5 Закона о налоге на прибыль).

Пунктом 16.11

упомянутого Закона предусмотрено, что нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Украины через постоянное представительство, ведут бухгалтерский учет и отчетность согласно законодательству Украины, ежеквартально подают налоговым органам по местонахождению постоянного представительства декларацию по налогу на прибыль, полученную из источников в Украине, а также расчет начисленного налога на прибыль по форме3, установленной центральным налоговым органом.

3

Эта форма называется «Расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль постоянного представительства нерезидента, осуществляемый налоговым органом» (приложение 2 к Порядку составления расчета налога на прибыль нерезидента, проводящего деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденному приказом ГНА Украины от 31.07.97 г. № 274).

В соответствии с

п. 13.8 Закона о налоге на прибыль суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога, осуществляющему свою деятельность независимо от такого нерезидента.

Расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль постоянного представительства производится согласно

Порядку составления расчета налога на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденному приказом ГНА Украины от 31.07.97 № 274 (далее — Порядок № 274).

В то же время следует отметить, что при решении вопроса о порядке налогообложения доходов нерезидентов следует учитывать также положения

Закона о налоге на прибыль, в частности п. 18.1, в котором указано: если международным договором, ратифицированным Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем предусмотренные данным Законом, применяются нормы такого международного договора.

Перечень стран, с которыми вступили в силу заключенные Украиной соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен в

письме ГНАУ от 13.01.2009 г. № 05/7/12-0117.

Международными договорами об избежании двойного налогообложения

, заключенными между Украиной и странами, резидентами которых являются иностранные субъекты хозяйственной деятельности, представительства которых действуют в Украине, определены критерии, согласно которым деятельность нерезидентов на украинской территории может быть определена как не создающая постоянного места деятельности. При этом доходы, полученные нерезидентом через постоянное представительство в Украине, освобождаются от обложения налогом на прибыль в соответствии с международным договором.

С учетом

п. 18.1 Закона о налоге на прибыль и согласно п. 4.1 Порядка № 274 нерезиденты, имеющие право на преимущества в соответствии с международным договором Украины по освобождению (или уменьшению) от налогообложения отдельных видов доходов, вместе с декларацией о налоге на прибыль предприятия или с расчетами определения налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль заполняют и подают в государственный налоговый орган сведения о доходах, освобожденных от налогообложения или облагаемых налогом по специальным ставкам на основании международных договоров Украины (по форме приложения 3 к Порядку № 274).

Право на использование преимуществ договора

предоставляется налоговым органом при условии представления письменного подтверждения о том, что нерезидент является лицом, на которое распространяются положения этого договора (п. 4 Порядка освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 470).

Таким образом, избежать статуса постоянного представительства плательщику налога может помочь соответствующее международное соглашение.

Если же окажется, что плательщик налога на прибыль является агентом с зависимым статусом, то суммы прибылей нерезидента будут облагаться налогом в общем порядке как у

постоянного представительства согласно п. 13.8 Закона о налоге на прибыль. Соответственно, такой плательщик налога будет руководствоваться разделами 2 и 3 Порядка № 274.

 

Постоянное представительство и налог на прибыль

Постоянное представительство должно платить налог на прибыль

. На это указывает п. 13.8 Закона о налоге на прибыль. Согласно п. 13.8 указанного Закона суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога, который осуществляет свою деятельность независимо от такого нерезидента.

Представительство ведет отдельный от своего нерезидента бухгалтерский и налоговый учет, хотя юридически является его обособленным подразделением.

Налоговики придерживаются весьма неутешительных выводов относительно «валоводоходности» целевых сумм, получаемых представительством от своего нерезидента. Ссылаясь на нормы

п. 13.8 Закона о налоге на прибыль, ГНАУ считает, что денежные средства, получаемые представительством от головного предприятия — нерезидента для обеспечения своей деятельности, являются безвозвратной финансовой помощью либо оплатой услуг, которые постоянное представительство оказало «своему» нерезиденту. А раз так, то получение таких средств постоянное представительство должно отразить в составе своих валовых доходов. Представители налоговых органов достаточно давно придерживаются такого мнения (письма ГНАУ от 05.12.2001 г. № 7791/6/15-1416 и от 27.06.2003 г. № 10205/7/15-1317, п. 4 письма ГНАУ от 13.04.2005 г. № 3335/6/12-0216).

Позиция ГНАУ в отношении финансирования представительства так же распространяется и на решение нерезидента передать своему зарубежному подразделению какое-либо имущество (основные средства, ТМЦ и т. д.). То есть налоговики считают, что

постоянное представительство, получающее имущество от своего головного предприятия-нерезидента, обязано увеличить валовой доход на стоимость такого имущества. По нашему мнению, такая позиция достаточно спорна и неочевидна. Ведь фактически перемещение активов осуществляется в рамках одного и того же предприятия.

Еще один нюанс. Представительство не несет никаких валовых расходов по приобретению строительного оборудования, получая его от своего нерезидента. Следовательно, не имеет права уменьшать валовые доходы на сумму амортизационных отчислений. Хотя в бухгалтерском учете износ такого оборудования вполне обоснованно будет попадать в расходы представительства.

Обратите внимание!

При ввозе на территорию Украины такого строительного оборудования представительство хоть и может воспользоваться нормой ст. 298 ТКУ относительно режима временного ввоза, но! Это не освобождает его от уплаты НДС и таможенных платежей. Из этого следует, что ввозить оборудование, как и строительные материалы, предназначенные для выполнения иностранным представительством договора подряда, необходимо в таможенном режиме импорта с уплатой всех предусмотренных действующим законодательством налогов и платежей.

Стоит отметить, что постоянное представительство как плательщик НДС имеет право на налоговый кредит, уплаченный таможенным органам при ввозе такого имущества в соответствии с

п.п. 7.4.4 Закона об НДС. Так как право на налоговый кредит по полученным активам связано с их участием в хозяйственной деятельности.

Следовательно, в случае использования полученных от нерезидента ТМЦ и основных фондов в своей хозяйственной деятельности постоянное представительство будет иметь полное право на налоговый кредит по суммам таможенного НДС, уплаченным им при их ввозе.

Отметим также, что по

Закону о бухучете представительства иностранных субъектов хозяйствования предоставляют сокращенную финансовую отчетность (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете). Как видим, этот Закон рассматривает представительства нерезидентов для целей украинского бухучета как отдельных юрлиц.

 

Итак, подведем итоги

1. С юридической точки зрения,

иностранное представительство — это обособленное подразделение иностранного юридического лица.

2. Наряду с этим украинское налоговое законодательство (а именно —

Закон о налоге на прибыль) приравнивает постоянное представительство нерезидента к самостоятельному плательщику налога на прибыль.

3.

При получении имущества от нерезидента у его постоянного представительства, находящегося на территории Украины, возникают валовые доходы.

4.

Нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Украины через постоянное представительство, ведут бухгалтерский учет и отчетность согласно законодательству Украины, ежеквартально подают налоговым органам по местонахождению постоянного представительства декларацию по налогу на прибыль, полученную из источников в Украине, а также расчет начисленного налога на прибыль по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 274.

5. Согласно

Закону о бухучете представительства нерезидентов предоставляют сокращенную финансовую отчетность как отдельное юридическое лицо.

Пример

Постоянное представительство фирмы Reiter&Ko получило от своего головного предприятия — нерезидента финансирование в размере $20000 (по курсу НБУ — 7,70 грн. за $1). Полученные денежные средства израсходованы на:

— приобретение основных средств стоимостью 72000 грн. (в том числе НДС — 12000 грн.);

— приобретение материалов стоимостью 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.);

— приобретение товаров стоимостью 3600 грн. (в том числе НДС — 600 грн.);

— выплату заработной платы персоналу представительства — 22500 грн.

Курс НБУ при осуществлении этих операций не менялся и составлял 7,70 грн. за $1.

Также от головного предприятия представительство получило специализированное оборудование (ОФ группа 2). Таможенная стоимость такого оборудования 12000 грн. Ввоз происходит в таможенном режиме импорта. При оформлении были уплачены следующие таможенные платежи:

— таможенный сбор — 205 грн. (условно);

— ввозная таможенная пошлина — 700 грн. (условно);

— НДС — 2540 грн.

В учете представительства операции отразятся следующими записями:

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

Получение представительством средств от нерезидента

1. Получено финансирование от нерезидента (курс НБУ — 7,70 грн. за $1)

312

48 *

$20000

154000

 — **

* В случае получения представительством от нерезидента целевых средств для использования по целевому назначению, предусмотренному утвержденной нерезидентом сметой расходов, поступившие средства, на наш взгляд, отражаются представительством с использованием счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» (проводка Дт 312 — Кт 48).

** При получении денежных средств от нерезидента валовые доходы у представительства возникать не должны, однако ГНАУ считает иначе.

2. Перечислена иностранная валюта для продажи (курс НБУ — 7,70 грн. за $1)

334

312

$20000

154000

3. Зачислены денежные средства (гривни) от продажи иностранной валюты

311

711

154000

154000*

4. Списана балансовая стоимость проданной иностранной валюты

942

334

154000

154000 *

* Согласно п.п. 7.3.5 Закона о налоге на прибыль в случае продажи иностранной валюты за гривни валовые доходы налогоплательщика увеличиваются на сумму гривень, полученных в связи с такой продажей, а валовые расходы такого налогоплательщика увеличиваются на сумму балансовой стоимости такой иностранной валюты.

5. Начислено комиссионное вознаграждение банку

92

685

500 (условно)

500

6. Перечислено комиссионное вознаграждение банку

685

311

500

Расходование полученных средств представительством

7. Приобретены основные средства:

 

 

 

 

 

— получены основные средства

152

631

60000

—*

— отражен налоговый кредит по НДС

641

631

12000

— оплачены приобретенные основные средства

631

311

72000

8. Приобретены ТМЦ

 

 

 

 

 

8.1. Приобретены материалы:

 

 

 

 

 

 — получены материалы

20

631

2000

2000*

 — отражен налоговый кредит по НДС

641

631

400

 — оплачены приобретенные материалы

631

311

2400

8.2. Приобретены товары:

 

 

 

 

 

 — получены товары

281

631

3000

3000 *

 — отражен налоговый кредит по НДС

641

631

600

 — оплачен приобретенный товар

631

311

3600

9. Выплачена заработная плата персоналу представительства

66

311

22500

* При расходовании денежных средств, полученных от нерезидента, на осуществление хозяйственной деятельности представительство, на наш взгляд, имеет право отразить в налоговом учете как валовые расходы (при приобретении ТМЦ), так и увеличение балансовой стоимости (при приобретении ОФ) с последующей «налоговой» амортизацией таких основных фондов.

Ввоз имущества, переданного постоянному представительству от нерезидента

Оплачены таможенные сборы

377

311

3500

 —

 —

Включены в первоначальную стоимость оборудования:

 

 

 

 

 

сумма ввозной таможенной пошлины

152

377

700

 —

 — *

сумма таможенного сбора

152

377

205

 —

 — *

Начислен «ввозной» НДС

641

377

2540

 —

 —

Получен остаток неиспользованных денежных средств

311

377

55

 —

 —

Получено оборудование от нерезидента

152

683

12000

 — **

 — ***

Введено оборудование в эксплуатацию

104

152

12905

 —

 —

Начислена амортизация

23

13

500 (условно)

 —

 —

* Поскольку при таможенном оформлении ввозимого оборудования представительство несет расходы на уплату ввозной таможенной пошлины и таможенных сборов, то в налоговом учете такие расходы (700 грн. + 205 грн.) должны быть отнесены представительством на увеличение (создание) балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов, т. е. ОФ группы 2 (на основании п.п. 8.4.1 Закона о налоге на прибыль). Соответственно представительство будет вправе амортизировать такие расходы в налоговом учете (т. е. начислять по ним «налоговую» амортизацию).

** При получении имущества от нерезидента валовые доходы у представительства возникать не должны, однако налоговики считают иначе.

*** Так как при получении оборудования от нерезидента само представительство не несет расходов по его приобретению, то представительство не может в налоговом учете отнести стоимость полученного оборудования на увеличение балансовой стоимости основных фондов и соответственно не может начислять по нему «налоговую» амортизацию (за исключением расходов, связанных с таможенным оформлением при ввозе такого оборудования, на что обращалось внимание выше). А вот в бухгалтерском учете такое оборудование будет подлежать амортизации в обычном порядке.

 

Оформляем иностранцев на работу в Украине

 

Легализация иностранных работников

Если к нам едут строить иностранные работники, представительство должно обратить внимание на

правила въезда и условия пребывания иностранных граждан на территории Украины.

Гражданам государств, с которыми Украина установила

безвизовый режим, для въезда в Украину необходимо только зарегистрировать паспортный документ.

Если же иностранный гражданин прибывает на территорию Украины из страны, с которой установлен

визовый режим , то ему, кроме паспорта, необходимо иметь заблаговременно оформленную визу.

Порядок оформления визовых документов для въезда в Украину установлен

Правилами № 227.

Все визы оформляют за границей дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.

Персоналу представительств иностранных субъектов хозяйствования

оформляется деловая виза (обозначается буквой Б, в машиносчитываемой зоне — VB).

Гражданам стран — членов Европейского Союза, Швейцарской Конфедерации, Словацкой Республики, Турецкой Республики, Канады, США и Японии деловая виза предоставляется без соответствующих приглашений.

Иностранцы должны получить

разрешение на трудоустройство в Украине (п. 3 ст. 8 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII).

Обязанность по получению разрешения на трудоустройство возложена на работодателя иностранного гражданина, т. е. на представительство. В общем случае разрешение выдается

сроком до 1 года .

Процедура оформления разрешения на трудоустройство иностранцев установлена

Порядком № 2028.

Оформляет и выдает разрешение на трудоустройство иностранцев Государственный центр занятости Минтруда или по его поручению соответствующие центры занятости Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Указанное разрешение оформляется при условии, что в стране (регионе) отсутствуют работники, которые способны выполнять этот вид работ, или есть достаточное обоснование целесообразности использования труда иностранных специалистов.

Обратите внимание!

Использование труда иностранцев без получения соответствующего разрешения влечет за собой взимание с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, штрафа в 20-кратном размере минимальной заработной платы4 за каждое такое лицо (ст. 8 Закона о занятости). На момент выхода номера в свет сумма штрафа составляет 12500 грн.

4

С 01.04.2009 г. по 30.06.2009 г. минимальная заработная плата установлена в размере 625 грн. (ст. 55 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI).

Использование труда иностранного гражданина возможно только при соблюдении контрактной формы трудового договора (

Порядок № 2028).

 

Выплаты в соцфонды, пенсионный фонд и НДФЛ

Теперь несколько слов об

обложении зарплаты иностранцев взносами в соцфонды и налогом с доходов физлиц. Представительство, приглашающее на работу иностранцев, должно быть плательщиком страховых взносов в Фонд безработицы и зарегистрироваться в местном центре занятости. Обратите внимание! Зарплата иностранцев, работающих в представительстве, облагается взносами в Фонд безработицы и «сверху» и «снизу».

Кроме того, придется начислять взносы «сверху» и «снизу» в Пенсионный фонд и в Фонд временной нетрудоспособности (при условии, что иной порядок не предусмотрен

международными договорами).

Также представительство должно начислять и уплачивать взнос в Фонд несчастного случая.

Итак, если в иностранное представительство на работу приглашаются иностранцы, то это представительство должно стать на учет во все соцфонды!

Ну, и конечно же, зарплата работника-нерезидента облагается налогом с доходов по ставке

15 %, а ответственность за его начисление несет представительство. Это краткие выводы из соответствующих законов Украины.

 

Оформление трудовых книжек

Инструкция № 58

устанавливает единый порядок ведения трудовых книжек для работников независимо от того, гражданами какого государства они являются. Однако правила заполнения трудовых книжек физических лиц, которые работают в иностранных представительствах, имеют свои особенности, которые установлены п. 2.20 Инструкции № 58.

Так, трудовые книжки граждан, которые работают по трудовым договорам в иностранных представительствах на территории Украины, хранятся:

— в

г. Киеве — в Генеральной дирекции Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств;

— в

АР Крым — в филиале Генеральной дирекции Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств г. Ялты;

— в

областях — в управлениях внешних отношений и внешнеэкономической деятельности облгосадминистраций или на предприятиях, определенных областными государственными администрациями;

— в

г. Севастополе — в городской государственной администрации.

Перечисленные организации делают отметки в трудовых книжках о принятии на работу и об увольнении с работы в соответствии с трудовыми договорами и справками представительств.

Трудовые книжки на иностранных работников ведутся по форме, установленной украинским законодательством.

Что касается трудовой книжки (или другого аналогичного документа), выданной иностранному работнику в другом государстве, то она может быть использована украинским работодателем лишь с целью подтверждения его опыта работы по соответствующей специальности и начисления больничных.

Итак, пригласить иностранцев строить в Украине можно. Иногда не просто можно, но и нужно. А когда это нужно, решать вам, несмотря на сегодняшний кризис. И пусть этот кризис все-таки подарит вам новые возможности, ведь вы этого заслуживаете.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше