Использование наглядных пособий на строительном предприятии: нюансы учета
Наше строительное предприятие приобрело стенд (тренажер для оказания первой помощи) стоимостью 12000,00 грн. с учетом НДС. Данное оборудование будет использовано для обучения рабочих строительных специальностей. Планируемый срок эксплуатации 5 лет. Как учесть затраты на приобретение стенда или аналогичного оборудования, связанного с обучением по охране труда и правил эксплуатации оборудования (ПЭО), в бухгалтерском и налоговом учете?
За каждое нарушение безопасных условий труда на стройплощадке человек расплачивается своим здоровьем и даже жизнью. В целях профилактики травматизма на строительных предприятиях реализуются программы по охране труда, проводятся занятия. Как известно, для наглядности и улучшения качества восприятия материала в таких учебных программах применяются всевозможные наглядные пособия и оборудование.
Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль, является
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль).Основными фондами, в понимании норм
п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, являются материальные ценности, планируемый срок использования которых в хозяйственной деятельности более 365 календарных дней и стоимость превышает 1000 грн.Из условий заданного вопроса видно, что минимум двум критериям (а именно: срок использования и ценовой барьер) из трех, выдвигаемых
п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль к основным фондам, наш стенд уже соответствует. Но для признания его основным фондом необходимо еще привести доказательства связи с хозяйственной* деятельностью.* Под термином «
хозяйственная деятельность» понимается любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие такого лица в организации данной деятельности является регулярным, постоянным и существенным (п. 1.32 Закона о налоге на прибыль).Помочь в этом, на наш взгляд, может специальное законодательство.
Так, в соответствии с нормами
ст. 153 Кодекса законов о труде Украины 10.12.71 г. (далее — КЗоТ), ст. 13 Закон Украины «Об охране труда» 14.10.1992 г. № 2694-XII (далее — Закон об охране труда) предприятия обязаны за свой счет обеспечить безопасные условия труда для своих работников.На предприятиях в установленном порядке должны разрабатываться и внедряться
комплексные мероприятия по охране труда (ст. 161 КЗоТ).В
обязательном порядке работники должны проходить инструктаж по вопросам охраны труда, занятия по оказанию первой помощи, помощи потерпевшим от несчастных случаев (ст. 13 Закона об охране труда).Запрещен ввод в эксплуатацию
предприятий, цехов, производственных линий на которых не обеспечены безопасные условия труда (ст. 153 КЗоТ).Как видно из вышеизложенных норм, украинское законодательство очень серьезно и принципиально относится к обеспечению безопасных условий труда.
Купленный предприятием стенд является составной частью комплексной программы мероприятий по охране труда и занятий по оказанию первой медицинской помощи, без которых осуществлять хозяйственную деятельность запрещено.
Таким образом, можно сделать вывод, что оборудование и затраты, используемые в целях обеспечения безопасных условий труда, будут связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.
Дополнительным аргументом связи расходов на охрану труда с хозяйственной деятельностью может служить
п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. В соответствии с нормами данного пункта такие расходы могут быть включены в состав валовых расходов, а значит, нормами Закона о налоге на прибыль признается их безусловная связь с хозяйственной деятельностью.Учитывая тот факт, что стенд соответствует всем требованиям
п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, он может быть признан основным фондом, а затраты на его приобретение подлежат амортизации в составе группы 3 основных фондов.Порядок налогового учета по НДС регулируется нормами
Закона об НДС.В соответствии с
п.п. 7.4.1 Закона об НДС в налоговый кредит включаются суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением основных фондов с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.Так как использование стенда в налогооблагаемых операциях и хозяйственной деятельности предприятия в данном случае не вызывает сомнений
, суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением такого оборудования, можно включить в состав налогового кредита предприятия, при условии наличия налоговой накладной.Что касается бухгалтерского учета, то
основными нормативными документами, регулирующими порядок бухгалтерского учета основных средств, являются П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г., и приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств» от 30.09.2003 г. № 561.Основным средством
является материальный актив, контролируемый предприятием для использования в процессе производства или поставки товаров, оказания услуг, для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования которого превышает один год или операционный цикл, если он больше года.Поэтому в бухгалтерском учете стенд должен быть признан основным средством.
В регистрах бухгалтерского учета операции по приобретению данного оборудования отразятся следующим образом:
№ п/п | Дт | Кт | Содержание операции | Сумма |
1 | 152 | 631 | Получен стенд от поставщика | 10000,00 |
2 | 6442 | 631 | Отражено право на налоговый кредит | 2000,00 |
3 | 6415 | 6442 | На основании правильно оформленной накладной относим «входящий НДС» в состав налогового кредита текущего отчетного периода | 2000,00 |
4 | 10 | 152 | Стенд введен в эксплуатацию | 10000,00 |
5 | 631 | 311 | Погашена задолженность перед поставщиком | 12000,00 |
6 | 23 | 13 | Начислен износ стенда ((10000,00 : 5 лет) : 12) | 166,67 |
Владимир Овчаров