Темы статей
Выбрать темы

Утвержден новый порядок предоставления разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ

Редакция СБ
Постановление от 30.09.2009 г. № 1104

Утвержден новый порядок предоставления разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 30 сентября 2009 г. № 1104

 

ПОРЯДОК

предоставления разрешения на выполнение подготовительных работ

 

1. Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления разрешения на выполнение подготовительных работ.

Разрешение на выполнение подготовительных работ — документ, удостоверяющий право заказчика, подрядчика на выполнение по отношению к строительству объекта таких работ, как подготовка земельного участка, устройство ограждения строительной площадки и снос зданий и сооружений, разрушение элементов благоустройства в пределах отведенного земельного участка под застройку, возведение временных производственных и бытовых сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства, подведение временных инженерных сетей, устройство подъездных путей, складирование строительных материалов (приложение 1).

2. Разрешение на выполнение подготовительных работ предоставляется Госархстройинспекцией и ее территориальными органами (далее — инспекции государственного архитектурно-строительного контроля).

Разрешение на выполнение подготовительных работ предоставляет:

к строительству объекта, проект строительства которого утверждается Кабинетом Министров Украины, — Госархстройинспекция;

к строительству объекта, находящегося на территории соответствующей административно-территориальной единицы, — территориальный орган Госархстройинспекции.

3. Разрешение на выполнение подготовительных работ предоставляется на безвозмездной основе с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

4. Для получения разрешения на выполнение подготовительных работ заказчик или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) подает в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля заявление (приложение 2).

К заявлению прилагаются:

документ, удостоверяющий право собственности либо пользования земельным участком, или договор суперфиция;

градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, полученные в установленном законом порядке;

проект выполнения подготовительных работ, согласованный и утвержденный в соответствии с требованиями государственных строительных норм;

документ о назначении ответственных исполнителей подготовительных работ.

Должностные лица инспекции государственного архитектурно-строительного контроля не имеют права требовать для получения разрешения на выполнение подготовительных работ документы, не предусмотренные законодательством.

5. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля рассматривает в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления поданные документы и принимает решение о предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ или об отказе в его предоставлении.

Вопрос о предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ к строительству объекта, включенного в Государственную целевую программу подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, решается в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления.

6. Разрешение на выполнение подготовительных работ предоставляется на срок не более одного года.

7. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля одновременно с предоставлением разрешения на выполнение подготовительных работ или отказом в его предоставлении в письменном виде информирует об этом местный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.

8. Основанием для отказа в предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ является:

неподача документов, необходимых для принятия решения о предоставлении такого разрешения;

несоответствие поданных документов требованиям законодательства;

наличие недостоверных сведений в поданных документах.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении указанного разрешения заявителю направляется в течение пяти рабочих дней соответствующее уведомление с обоснованием причин отказа (приложение 3).

Решение об отказе в предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

9. После устранения недостатков, ставших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ, заявитель может повторно подать в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля заявление о предоставлении такого разрешения.

10. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля делает запись о предоставленном разрешении на выполнение подготовительных работ в журнале регистрации предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных работ и отказов в их предоставлении (приложение 4) и в установленном порядке вносит соответствующие сведения в реестр предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ и отказов в их предоставлении.

Информация о предоставленных разрешениях на выполнение подготовительных работ вносится в реестр документов разрешительного характера в установленном порядке.

11. Отметка о предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ делается в проекте выполнения подготовительных работ, журнале авторского надзора и общем журнале работ.

12. В случае предоставления разрешения на выполнение подготовительных работ поданные заявителем документы вместе с копией разрешения на выполнение подготовительных работ формируются в регистрационное дело, которому присваивается такой же регистрационный номер, как и разрешению на выполнение подготовительных работ.

Регистрационное дело хранится в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, которая предоставила разрешение на выполнение подготовительных работ, в течение срока строительства объекта и десяти лет после его приема в эксплуатацию.

13. Информация о предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ (регистрационный номер, дата выдачи, срок действия разрешения, наименование и номер телефона инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, предоставившей такое разрешение и осуществляющей контроль за выполнением подготовительных работ) и сведения о наименовании объекта, заказчике, подрядчиках размещаются на стенде длиной не менее 1,5 метра и в ширину не менее 1 метра, устанавливаемом на строительной площадке в доступном для обзора месте.

14. Разрешение на выполнение подготовительных работ может быть отменено (аннулировано) по решению инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в случае:

предоставления заказчику разрешения на выполнение строительных работ;

наличия сведений о прекращении юридического лица либо предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем (заказчиком, подрядчиком);

систематического нарушения законодательства в сфере строительства и архитектуры во время выполнения подготовительных работ;

нарушения требований проекта выполнения подготовительных работ;

препятствования проведению должностными лицами инспекции государственного архитектурно-строительного контроля проверок.

В случае принятия решения об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение подготовительных работ инспекция государственного архитектурно-строительного контроля уведомляет в десятидневный срок заказчика, подрядчика и орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления о принятом решении.

Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля делает запись об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение подготовительных работ в журнале регистрации предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных работ и отказов в их предоставлении и в установленном порядке вносит соответствующие сведения в реестр предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ и отказов в их предоставлении.

Решение об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение подготовительных работ может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

15. Выполнение подготовительных работ на объектах градостроительства без соответствующего разрешения запрещается.

<...>1

1 Текст приложений 1, 2, 3, 4 к Порядку предоставления разрешения на выполнение подготовительных работ на страницах этого номера газеты не приводится.

 

 

Утвержден

постановлением Кабинета Министров Украины от 30 сентября 2009 г. № 1104

 

ПОРЯДОК

предоставления разрешения на выполнение строительных работ

 

1. Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления разрешения на выполнение строительных работ.

Разрешение на выполнение строительных работ — документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных (если подготовительные работы не выполнены ранее в соответствии с разрешением на выполнение подготовительных работ) и строительных работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, подключению объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям (далее — строительные работы) (приложение 1).

2. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется Госархстройинспекцией и ее территориальными органами (далее — инспекции государственного архитектурно-строительного контроля).

Разрешение на выполнение строительных работ предоставляет:

по объекту, проект строительства которого утверждается Кабинетом Министров Украины, — Госархстройинспекция;

по объекту, располагающемуся на территории соответствующей административно-территориальной единицы, — территориальные органы Госархстройинспекции.

3. Предоставление разрешения на выполнение строительных работ осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

4. Для получения разрешения на выполнение строительных работ заказчик и подрядчик или уполномоченное ими лицо (далее — заявитель) подают в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля заявление (приложение 2).

К заявлению прилагаются:

1) заказчиком строительства:

документ, удостоверяющий право собственности либо пользования земельным участком, или договор суперфиция;

проектная документация на строительство, согласованная и утвержденная в установленном законодательством порядке;

сведения об осуществлении авторского и технического надзора;

копия документа, удостоверяющего право собственности на дом либо сооружение, или письменное согласие его собственника на проведение строительных работ (в случае реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта градостроительства);

финансовая отчетность, составляемая в соответствии со статьей 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», и копия лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг, удостоверенная в установленном законом порядке (при осуществлении строительства, которое предусматривает прямое или опосредованное привлечение финансовых активов от физических лиц);

копия зарегистрированной проектной декларации и документ, подтверждающий ее опубликование (в случае сооружения объектов жилищного строительства, финансирование сооружения которых осуществляется с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц);

2) подрядчиком строительства:

копии учредительного документа и свидетельства о государственной регистрации;

копия лицензии на выполнение функций генерального подрядчика строительства объекта, удостоверенная в установленном законом порядке;

договор (контракт) подряда на строительство объекта;

документ о назначении ответственных исполнителей работ;

сведения о квалификации и опыте специалистов, которые будут принимать участие в выполнении заказа;

предложения по привлечению субподрядчиков.

Должностные лица инспекции государственного архитектурно-строительного контроля не имеют права требовать для получения разрешения на выполнение строительных работ документы, не предусмотренные законодательством.

5. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля рассматривает в течение месяца со дня регистрации заявления поданные документы и принимает решение о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ или отказе в его предоставлении.

Вопрос о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ по строительству объекта, включенного в Государственную целевую программу подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, решается в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.

6. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на срок строительства объекта или на срок действия договора (контракта) подряда на строительство объекта.

7. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля одновременно с предоставлением разрешения на выполнение строительных работ или отказом в его предоставлении в письменном виде информирует об этом местный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.

8. Основанием для отказа в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ является:

неподача документов, необходимых для принятия решения о предоставлении такого разрешения;

несоответствие поданных документов требованиям законодательства;

наличие недостоверных сведений в поданных документах.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении указанного разрешения заявителю направляется в течение пяти рабочих дней соответствующее уведомление с обоснованием причин отказа (приложение 3).

Решение об отказе в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

9. После устранения недостатков, ставших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ, заявитель может повторно подать в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля заявление о предоставлении такого разрешения.

10. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля делает запись о предоставленном разрешении на выполнение строительных работ в журнале регистрации предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение строительных работ и отказов в их предоставлении (далее — журнал регистрации) (приложение 4) и в установленном порядке вносит соответствующие сведения в реестр предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ и отказов в их предоставлении (далее — реестр).

Информация о предоставленных разрешениях на выполнение строительных работ вносится в реестр документов разрешительного характера в установленном порядке.

11. Отметка о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ делается в проектной документации на строительство, журнале авторского надзора и общем журнале работ.

12. В случае предоставления разрешения на выполнение строительных работ поданные заявителем документы вместе с копией разрешения на выполнение строительных работ формируются в регистрационное дело, которому присваивается такой же регистрационный номер, как и разрешению на выполнение строительных работ.

Регистрационное дело хранится в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, которая предоставила разрешение на выполнение строительных работ, в течение срока строительства объекта и десяти лет после его приема в эксплуатацию.

13. Срок действия разрешения на выполнение строительных работ может быть продлен по обращению заказчика не более чем на один год.

Для продления срока действия разрешения на выполнение строительных работ заказчик подает в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля заявление и оригинал разрешения на выполнение строительных работ.

Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля принимает в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления решение о продлении срока действия разрешения на выполнение строительных работ, делает запись в журнале регистрации и в установленном порядке вносит соответствующие сведения в реестр и возвращает заказчику оригинал разрешения на выполнение строительных работ с отметкой о продлении срока действия и одновременно информирует о принятом решении местный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.

14. В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или изменена строительная организация (генеральный подрядчик или подрядчик), разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации.

Перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

15. В случае консервации объекта заказчик либо уполномоченное им лицо обязаны в семидневный срок после подписания акта о приеме законсервированного объекта сдать в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, предоставившую разрешение на выполнение строительных работ, указанное разрешение и удостоверенную в установленном порядке копию распорядительного документа о консервации объекта.

В случае расконсервации объекта заказчик подает в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, предоставившую разрешение на выполнение строительных работ, копию решения о расконсервации объекта, удостоверенную в установленном порядке, и акт о техническом состоянии конструкций объекта и возможности возобновления строительства.

Если на момент возобновления строительства основания, в соответствии с которыми предоставлено разрешение на выполнение строительных работ, не изменились, такое разрешение возвращается заказчику. При изменении оснований, в соответствии с которыми предоставлено разрешение на выполнение строительных работ, заказчик должен получить разрешение на выполнение строительных работ согласно требованиям настоящего Порядка.

16. После начала выполнения строительных работ на объекте заказчик обязан в семидневный срок в письменном виде уведомить об этом инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, предоставившую разрешение на выполнение таких работ.

17. Информация о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ (регистрационный номер, дата выдачи, срок действия разрешения, наименование и номер телефона инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, выдавшей разрешение на выполнение строительных работ и осуществляющей контроль за строительством объекта) и сведения о наименовании объекта, изображении объекта и его основных технико-экономических показателях, заказчике, проектировщике, подрядчиках, ответственном исполнителе работ, ответственных за осуществление авторского и технического надзора лицах размещаются на стенде длиной не менее 1,5 метра и в ширину не менее 1 метра, устанавливаемом на строительной площадке в доступном для обзора месте.

18. Разрешение на выполнение строительных работ может быть отменено (аннулировано) по решению инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в случае:

подачи заказчиком заявления об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение строительных работ;

выдачи либо перерегистрации разрешения на выполнение строительных работ с нарушением требований законодательства;

наличия сведений о прекращении юридического лица либо предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем (заказчиком, генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком);

систематического нарушения законодательства в сфере строительства и архитектуры во время выполнения строительных работ;

препятствования проведению должностными лицами инспекции государственного архитектурно-строительного контроля проверок;

если в течение трех месяцев со дня выдачи разрешения на выполнение строительных работ не начаты строительные работы.

В случае принятия решения об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение строительных работ инспекция государственного архитектурно-строительного контроля уведомляет в десятидневный срок заказчика, подрядчика и орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления о принятом решении.

Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля делает запись об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение строительных работ в журнале регистрации и в установленном порядке вносит соответствующие сведения в реестр.

Решение об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение строительных работ может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

19. Выполнение строительных работ на объектах без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также выполнение не указанных в разрешении строительных работ или без надлежащим образом утвержденного проекта считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность согласно закону.

<...>2

2 На страницах этого номера газеты не приводятся:

— текст приложений 1, 2, 3, 4 к Порядку предоставления разрешения на выполнение строительных работ;

— Порядок ведения реестра предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ и отказов в их предоставлении, утвержденный постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1104. Отметим, что держателем такого реестра, обеспечивающим его ведение, является Госархстройинспекция.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение

 

Объекты производственного назначения

1. Техническое переоснащение единиц и узлов технологического оборудования, систем управления и автоматизации, которые морально устарели и в которых исчерпан технический ресурс, расположенных в существующих цехах, помещениях, без перепрофилирования, капитального ремонта, реконструкции объектов и предприятий в целом.

2. Устройство:

автономных котельных установок (кровельных, встроенных, пристроенных и отдельно расположенных) общей мощностью до 200 кВт, их инженерное обеспечение и ремонт;

систем пожарной сигнализации и оповещения при возникновении пожара, установок пожаротушения, автоматических установок контроля за взрывоопасными концентрациями газа в воздухе, охранных систем и их диспетчеризация, систем внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения.

3. Монтаж противопожарных ворот (штор), дверей, клапанов и окон, устройств для молниезащиты зданий и сооружений.

4. Внедрение на построенных объектах систем биологической очистки и утилизации.

Объекты жилищно-общественного назначения

5. Перепланировка квартир в многоквартирных жилых домах и комнат в общежитиях, а также объектов общественного назначения с сохранением несущей конструкции, без превышения допустимых нагрузок на перекрытия, стены и фундаменты при условии соблюдения существующих архитектурно-панировочных требований, государственных строительных норм, местных правил застройки.

6. Возобновление либо усиление или улучшение отдельных конструкций зданий и сооружений, в частности находящихся в аварийном состоянии, без изменения их функционального назначения и архитектурного вида.

7. Установка приборов для ведения обособленного учета энергоносителей, горячей и холодной воды.

8. Выполнение работ по устройству средств для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищно-общественного назначения.

9. Подключение частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов, хозяйственных сооружений, пристроек к газовым сетям низкого давления и другим инженерным сетям.

10. Установка на приусадебном земельном участке временных объектов (навесов, палаток, киосков, укрытий, летних душевых кабин, теплиц и т. п.).

11. Переустановка оборудования в пределах помещения.

12. Устройство либо закрытие дверных или оконных проемов.

13. Увеличение жилой либо вспомогательной площади путем демонтажа перегородок, кладовых, печей, каминов, печурок, витрин, остекления балконов и лоджий.

Объекты инженерной инфраструктуры, благоустройства и временного назначения

14. Установка оборудования связи в существующих, приспособленных, встроенно-пристроенных помещениях и помещениях контейнерного типа с использованием легких стоек из труб для крепления антенно-фидерных устройств, установленных на существующих домах, производственных сооружениях, металлических и кирпичных трубах.

15. Установка оборудования связи и малогабаритных мачт облегченной конструкции высотой до 10 метров для крепления антенно-фидерных устройств на существующих зданиях.

16. Устройство линейно-кабельных, волоконно-оптических линий связи общего назначения, строительство которых предусмотрено бестраншейным методом с помощью кабелеукладчика и установок для горизонтального бурения, в частности прокладка сетей связи в существующей телефонной канализации.

17. Реконструкция, расширение, техническое переоснащение и модернизация объектов телекоммуникационных сетей.

18. Капитальный ремонт и реконструкция инженерных сетей (газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, связи, воздушных линейных электросетей) в рамках существующей сети.

19. Защита инженерных сетей от коррозии.

20. Переоснащение систем отопления, вентиляции, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, энергоснабжения, связи, лифтового оборудования, которые обеспечивают основное функциональное назначение зданий и сооружений, замена технологического оборудования без увеличения допустимых нагрузок на перекрытия и фундаменты.

21. Текущий ремонт водозащитных дамб, каналов, берегоукрепительных сооружений, кроме используемых для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения, переездов и эксплуатационных дорог и гидротехнических сооружений на дамбах и каналах с целью приведения их технических характеристик в соответствие с нормативными требованиями без изменения конструктивной схемы и увеличения нагрузок на элементы конструкций.

22. Проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения.

23. Снос и демонтаж зданий и сооружений для осуществления нового строительства в соответствии с законодательством.

24. Возведение временных зданий и сооружений, в том числе контейнерного типа, без устройства фундаментов.

25. Оборудование малых архитектурных форм, устройств уличной рекламы из легких конструкций без устройства фундаментов.

26. Устройство детских площадок, площадок для отдыха людей, озеленение придомовой территории, строительство спортивных площадок во дворах и микрорайонах.

27. Восстановление или устройство отмостки вокруг здания с целью недопущения размыва или переувлажнения почвы под фундаментом.

28. Устройство ограждения частных земельных участков (с согласия смежных землевладельцев).

Объекты дорожного комплекса

29. Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования IV — V категорий, улиц и дорог местного значения в пределах населенных пунктов, а также сооружений на них и оборудования, выполняемые в пределах существующей полосы отведения с целью улучшения покрытия, транспортно-эксплуатационных характеристик дорог и искусственных сооружений.

30. Размещение на автомобильных дорогах сооружений для обслуживания участников дорожного движения.

31. Устройство систем сигнализации и регулирования дорожного движения, освещение аварийно-опасных участков и искусственных сооружений.

32. Модернизация и капитальный ремонт путей, устройств связи, сигнализации, централизации, блокировки, контактных электросетей. Замена воздушных линий связи на кабельные. Установка приборов автоматизированного контроля состояния ходовых частей подвижного состава железнодорожного транспорта в пределах установленной полосы отведения для улучшения их технического состояния.

33. Капитальный ремонт железнодорожных пассажирских платформ, постов на железнодорожных переездах площадью застройки до 30 кв. метров.

34. Строительство лесохозяйственных автомобильных дорог (в пределах земель лесного фонда).

35. Восстановление или устройство новых придомовых проездных дорог и тротуаров.

36. Оснащение автомобильных газозаправочных пунктов технологическим оборудованием без устройства фундаментов.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

1.

Согласно постановлению КМУ «Некоторые вопросы предоставления разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ» от 30.09.2009 г. № 1104 (далее — постановление № 1104) правительство утвердило новые порядки по:

— предоставлению разрешения на выполнение подготовительных работ;

— предоставлению разрешения на выполнение строительных работ;

— ведению реестра предоставленных, отмененных (аннулированных) разрешений во исполнение подготовительных и строительных работ и отказы в их предоставлении, и

перечень строительных работ, для исполнения которых не требуется разрешение.

При этом Министерству регионального развития и строительства Кабмин приказал привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим

постановлением в трехмесячный срок.

Постановление № 1104 вступило в силу с 26 октября 2009 года.

2.

Напомним, что новшества в сфере строительства в части получения разрешительных документов были внесены еще прошлой осенью, а введение их в действие продолжалось вплоть до весны текущего года в силу изменений, предусмотренных Законом № 8001 (в основной своей части вступили в силу 14.01.2009 г.) и Законом № 5092 (вступили в силу с 15.04.2009 г.).

1 Закон Украины «О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» от 25.12.2008 г. № 800-VI.

2 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по содействию строительству» от 16.09.2008 г. № 509-VI.

Так, в

ст. 28-1 Закона о застройке территорий3 появился порядок получения разрешения на подготовительные работы, который вступил в силу с 15.04.2009 г.

3 Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Разрешение на подготовительные работы — это документ, удостоверяющий право на:

— подготовку земельного участка;

— устройство ограждения строительной площадки и снос зданий и сооружений;

— разрушение4 элементов благоустройства в пределах отведенного земельного участка под застройку;

4

В украинском варианте — «порушення».

— сооружение временных производственных и бытовых сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства;

— подведение временных инженерных сетей;

— устройство подъездных путей;

— складирование строительных материалов.

При этом

разрешение на подготовительные работы не дает права на выполнение строительных работ.

Предусмотренная

статьей 281 Закона о застройке территорий процедура теперь детализирована Порядком предоставления разрешения на выполнение подготовительных работ, утвержденным постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1104.

Разрешение на выполнение строительных работ

, которому посвящена ст. 29 Закона о застройке территорий, — это документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных (если подготовительные работы не были выполнены ранее в соответствии с разрешением на выполнение подготовительных работ) и строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям. При этом оба разрешения (имеются в виду разрешения на выполнение подготовительных и строительных работ) выдаются инспекцией ГАСК.

Более детально с нашим комментарием к

ст. 281 и 29 Закона о застройке территорий можно ознакомиться, воспользовавшись статьей «Разрешительная процедура в строительстве: к чему готовиться?» // «Строительная бухгалтерия», 2009 № 7, с. 18 — 25.

3.

Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, недавно утвержденный правительством, — это долгожданный документ (далее — новый перечень).

Ведь раньше действовал

приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ» от 05.12.2000 г. № 273. Именно этим документом и были прописаны порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ и перечень строительных работ, на которые не требуется такое разрешение. И, в отличие от нового перечня, старый перечень был достаточно кратким: он состоял только из 10 позиций строительных работ, для выполнения которых не нужно было в ГАСИ брать разрешение (далее цитируем):

«4. ПЕРЕЧЕНЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НА КОТОРЫЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ

4.1. Текущий ремонт зданий и сооружений без изменения назначения помещений.

4.2. Капитальный ремонт и реконструкция воздушных линейных электросетей.

4.3. Возобновление просевшего или устройство нового мощения вокруг здания с целью охраны почвы под фундаментами от размывания или переувлажнения.

4.4. Защита сетей от электрокоррозии.

4.5. Возобновление или устройство новых тротуаров.

4.6. Возобновление или устройство новых придомовых проездных дорог.

4.7. Устройство детских площадок, площадок для отдыха людей, озеленения придомовой территории. Строительство спортивных площадок во дворах, а также в пределах микрорайонов.

4.8. Устройство декоративного ограждения высотой до 1 метра вокруг площадок летних кафе (летние площадки для торговли и обслуживания населения без навесов).

4.9. Временные здания и сооружения, возведение которых не нуждается в выполнении работ по устройству фундаментов.

4.10. Проведение работ, связанных с ликвидацией аварий (обвалов) и возобновлением функционирования объектов для обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях».

Отныне с 26.10.2009 г. — момента вступления в силу

постановления № 1104перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, расширен с 10 до 36 позиций, которые пообъектно сгруппированы в такие подразделы, как:

— «Объекты производственного назначения»;

— «Объекты жилищно-общественного назначения»;

— «Объекты инженерной инфраструктуры, благоустройства и временного назначения»;

— «Объекты дорожного комплекса».

В этом аспекте также интересно рассмотреть вопрос, а какой именно перечень строительных работ действовал в период с 15.04.2009 г. по 25.10.2009 г. включительно? Откровенно говоря, ответ на этот вопрос является достаточно неоднозначным и, скорее, что при возникновении спорных ситуаций нуждается в решении в судебном органе (решения которых, как свидетельствует практика, также могут быть противоречивыми). И вот почему...

До 15.04.2009 г.

действовала старая редакция ст. 29 Закона о застройке территорий. Норма этой статьи содержала в том числе такой текст: «...Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства». Во исполнение этой нормы был разработан приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ» от 05.12.2000 г. № 273, которым, в свою очередь, был утвержден перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение. То есть, как видим, органом, которым был утвержден старый перечень, был Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики Украины (правопреемником Госкомитета по строительству является Минрегионстрой, в состав которого входит ГАСИ).

Новая редакция ст. 29 Закона о застройке территорий

вступила в силу с 15.04.2009 г., в тексте которой было уже указано, что «...Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, утверждается Кабинетом Министров Украины ». То есть законодатель закрепил именно за Кабмином функцию по утверждению нового перечня, а не за ГАСИ. К тому же правительство новый перечень утвердило только 30.09.2009 г., а вступил в силу он еще позже — с 26.10.2009 г. То есть если следовать букве Закона, то выходит, что с 15.04.2009 г. такой документ, который бы разграничивал строительные работы на нуждающиеся в получении разрешения и не нуждающиеся в получении такого разрешения, в нормативно-правовом поле отсутствовал, то есть кабминовского перечня вообще не существовало... А значит, с 15.04.2009 г. абсолютно все строительные работы должны были проводиться при наличии разрешения на выполнение строительных работ (!).

Но есть и противоположная точка зрения, которая сводится к тому, что в период с 15.04.2009 г. по 25.10.2009 г. включительно действовал именно

старый перечень, утвержденный еще приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ» от 05.12.2000 г. № 273. Ведь никакого другого документа в законодательстве на тот период еще не было и именно он был действующим нормативным документом (к тому же этот приказ де-юре действует и до сих пор, невзирая на то что де-факто он уже утратил силу).

В заключение отметим, что, скорее всего, законодатели внесут соответствующие поправки о корректировке указанного нормативного документа в ближайшем будущем и предоставят свои разъяснения об освещенной коллизии.

 

Юлия Ляшенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше