Темы статей
Выбрать темы

Об изменении целевого назначения земельного участка, аренде земельного участка под нежилым помещением в многоквартирном жилом доме и уплате налога на землю

Редакция СБ
Письмо от 14.05.2009 г. № 5475/22/12-09

Об изменении целевого назначения земельного участка, аренде земельного участка под нежилым помещением в многоквартирном жилом доме и уплате налога на землю

 

Письмо Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 14.05.2009 г. № 5475/22/12-09

 

Государственный комитет Украины по земельным ресурсам на письмо <...> поступившее от Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, о разъяснении некоторых вопросов законодательства в пределах компетенции сообщает.

 

Об изменении целевого назначения земельного участка

В

соответствии с частью третьей статьи 20 Земельного кодекса Украины изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Порядок

изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2002 г. № 502 «Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц».

Если изменению целевого назначения подлежит

часть земельного участка, то в соответствии с требованиями упомянутого постановления указанное осуществляется путем составления проекта землеустройства относительно отведения данного земельного участка.

 

Об аренде земельного участка под нежилым помещением в многоквартирном жилом доме

В соответствии с

частью первой статьи 42 Земельного кодекса Украины земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

В случае

приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок, как указано в части второй статьи 42 Земельного кодекса Украины, может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению собственников.

В соответствии с

частью третьей статьи 2 Земельного кодекса Украины объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).

Статьей 79 Земельного кодекса Украины

определено понятие земельного участка, а именно: земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными в отношении него правами.

Положениями

абзаца десятого статьи 1 Закона Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома» установлено, что придомовая территория — это территория вокруг многоквартирного дома, предназначенная для обслуживания многоквартирного дома.

С учетом вышеизложенного в

совместную собственность или аренду предоставляется земельный участок для обслуживания всего дома, а не его части , поскольку установить на местности границы участков для обслуживания отдельных помещений в многоквартирном доме, отдельное месторасположение (адрес) невозможно.

Правоустанавливающий документ может быть выдан на

весь земельный участок под многоквартирным домом, включая встроенные помещения, переведенные в нежилой фонд.

В соответствии с требованиями

пункта 1.13 Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли, утвержденной приказом Госкомзема Украины от 04.05.99 г. № 43, составление государственного акта на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком при передаче земельного участка, который был ранее предоставлен гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и обществам граждан всех видов, в постоянное пользование или при переоформлении правоустанавливающих документов на данные земельные участки, производится после восстановления границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепления их долгосрочными межевыми знаками установленного образца по утвержденной соответствующей технической документации.

 

Об уплате налога на землю

В соответствии с положениями

статьи 1 Закона Украины «О плате за землю» налог — обязательный платеж, который взимается с юридических и физических лиц за пользование земельными участками. Статьей 20 Закона Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома» определено, что доля в общем объеме обязательных платежей на содержание и ремонт неделимого имущества в многоквартирном доме устанавливается пропорционально общей площади помещений, находящихся в собственности физических или юридических лиц.

Доля

в общем объеме обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества и в других совместных расходах в многоквартирном доме устанавливается пропорционально общей площади помещений, находящихся в пользовании физических или юридических лиц.

Таким образом, с учетом того, что налог на землю или арендная плата уплачиваются за

весь земельный участок собственником или пользователем, необходимо определить долю в общем объеме земельного налога или арендной платы за землю, принадлежащую собственнику помещения, с учетом назначения данного помещения и получать с собственника встроенного или пристроенного помещения эту долю для дальнейшей уплаты обязательных платежей в бюджет.

 

Заместитель председателя В. Петрук

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В первой части письма специалисты Госкомзема констатируют, в общем-то, очевидный факт: взять в аренду часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, нельзя, ввиду того что установить границы частей участка, относящихся к отдельным помещениям такого дома, нереально. Тот же подход был изложен в

письме Госкомзема от 12.05.2005 г. № 14-22-13/3702.

Схожую проблему Госкомзем описывал также в письме

от 17.10.2007 г. №14-17-2-Р1618/8694.

Что касается второй части письма, то, вообще говоря, мы должны заметить, что вопросы уплаты налогов не входят в компетенцию Госкомзема.

Вместе с тем следует принять во внимание то, что в этом письме специалисты Госкомзема по сути повторили точку зрения ГНАУ о том, что

собственники помещений в многоквартирном доме непосредственно не уплачивают налог на землю. Они могут лишь компенсировать свою долю суммы налога, начисленного на весь участок, закрепленный за домом. Платить же налог должен либо собственник участка, либо его пользователь.

Налоговики же, как правило, предпочитают возложить бремя уплаты налога на предприятия или организации, которые осуществляют

управление жилым домом (ОСМД, ЖСК, ЖЭКи и т. п.) — см., например, письмо ГНАУ от 15.11.2007 г. № 11404/6/15-0716, а также консультации специалистов ГНАУ в «Вестнике налоговой службы Украины», 2001, № 17; 2003, № 32; 2006, № 9.

 

Егор Трубников

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше