Разъяснения от Минфина:
как учитывать операции
по договорам паевого участия
Письмо Министерства финансов Украины от 19.08.2009 г. № 31-34000-20-27/22556
Министерство финансов Украины на запросы по некоторым вопросам бухгалтерского учета сообщает.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2001 г. № 205
, применяется подрядчиками, т. е. не распространяется на застройщиков.В соответствии с
Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2000 № 353, разница между оценкой актива или обязательства по данным финансовой отчетности и налоговой базой этого актива или обязательства соответственно, приводящая к уменьшению налоговой прибыли (увеличению налогового убытка) в будущих периодах, является временной налоговой разницей, подлежащей вычету. В случае возникновения временных налоговых разниц, подлежащих вычету, отсроченный налоговый актив признается в соответствии с пунктом 8 этого Положения (стандарта) бухгалтерского учета.
Заместитель министра Д. Фудашкин
КОММЕНТАРИЙ
В этом письме специалисты Минфина дают пояснения по двум вопросам.
1. В ситуации, когда застройщик работает по договору паевого участия, он оказывается в несколько двусмысленной ситуации.
С одной стороны, такие договоры часто полностью удовлетворяют определению строительного контракта, приведенному в
П(С)БУ 181. Поэтому главбух может сделать вывод о том, что нормы этого стандарта должны применяться при учете паевых операций.1 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.04.2001 г. № 205.
С другой стороны, в
Инструкции по применению Плана счетов2 для застройщика, работающего по паевым контрактам, предусмотрен совершенно иной механизм учета.2 Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.
Именно о таком случае шла речь в запросе, направленном в адрес Минфина.
В письме Минфина отдан приоритет специальным положениям упомянутой
Инструкции и говорится о том, что такой застройщик не должен использовать нормы П(С)БУ 18.2. Второй вопрос посвящен проблеме, возникающей при
индексации стоимости основных фондов в налоговом учете, которая не сопровождается дооценкой соответствующих активов в учете бухгалтерском.В таком случае оценки основных фондов в налоговом учете и основных средств в бухгалтерском учете будут разными.
Если в обратной ситуации (когда дооценка в бухучете проведена, а в налоговом учете стоимость основных фондов не изменилась) Минфин требует отражать отсроченное налоговое
обязательство (см., например, письмо Минфина от 02.12.2002 г. № 053-39157), то в описанном случае работники Минфина говорят об отражении отсроченного налогового актива.
Андрей Левченко