Темы статей
Выбрать темы

Бухгалтерское отражение финансовых реалий: может ли зеркало оказаться кривым?

Редакция СБ
Статья

Бухгалтерское отражение финансовых реалий: может ли зеркало оказаться кривым?

Григорий Козаков, консультант

 

В «Строительной бухгалтерии» № 16 на с. 12 рассматривались проблемы методологии учета доходов строительных компаний.

Широта выбора в этом вопросе заставляет пользователей финансовых отчетов задуматься об уместности использования тех или иных механизмов в тех или иных ситуациях.

Сегодня мы проанализируем результаты, к которым приводят различные методы учета строительных операций.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Инструкция по Плану счетов

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.

П(С)БУ 12

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции», утвержденное приказом Минфина Украины от 26.04.2000 г. № 91.

П(С)БУ 18

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.04.2001 г. № 205.

 

Используя предельно

упрощенный пример, мы хотим увидеть, к чему приводит использование на предприятии различных бухгалтерских приемов.

 

1. Пример

 

Представим себе несколько строительных компаний, которые были созданы недавно и имеют одинаковые стартовые условия.

В уставный капитал предприятий учредители внесли средства в сумме 10 млн грн.

Упрощения ради предположим, что эти средства вложены в приобретение объекта инвестиционной недвижимости, который учитывается по справедливой стоимости.

В течение тех отчетных периодов, в которых рассматривается пример, стоимость инвестиционной недвижимости не изменялась, поэтому ее переоценки не производились.

В результате балансы предприятий отражают совершенно одинаковые данные:

— в активе по статье «Инвестиционная недвижимость — 10000 тыс. грн.

— в пассиве по статье «Уставный капитал» — 10000 тыс. грн.

После этого указанные компании взялись за реализацию проектов по строительству.

 

Контрактные условия следующие.

Предприятие 1

заключило договор генподряда с заказчиком. По этому договору заказчик предоставляет Предприятию 1 проектно-сметную документацию на объект и допуск на собственный участок, где должен быть возведен объект.

Предприятие 1 заключает з субподрядчиками договоры на выполнение строительно-монтажных работ, совокупным результатом которых является возведение заказанного объекта.

Предприятие 2

, участвуя в схожей схеме, заключило с заказчиком и субподрядчиками договоры на аналогичных условиях.

Предприятие 3

взяло в аренду участок под застройку и заказало создание проектно-сметной документации по строительству объекта. После окончания работ по строительству нулевого цикла с несколькими предприятиями были заключены договоры паевого участия в строительстве, согласно которым по окончании строительства все помещения в построенном объекте становились собственностью пайщиков.

Предприятие 4

действует в тех же условиях, что и Предприятие 3, но строительство финансируется по инвестиционным соглашениям. Согласно таким соглашениям инвесторы, вносящие денежные средства в течение строительства, после его завершения получают в собственность все помещения новостройки.

Предприятие 5

, инициировав строительство объекта на арендованном участке, создает простое товарищество и финансирует строительство за счет участников, присоединившихся к совместной деятельности.

В соответствии с условиями договоров о совместной деятельности, по окончании строительства товарищи по

разделительному акту распределяют между собой все помещения построенного объекта. Предприятие 5 занимается только организацией строительства и не намерено оставлять за собой какие-либо помещения в построенном объекте.

Учет операций совместной деятельности возложен на Предприятие 5.

Во всех пяти случаях строительство ведется полтора года и занимает шесть отчетных периодов.

Ради сравнимости допускаем, что все пять предприятий в течение этих полутора лет заняты

исключительно операциями по строительству указанных выше объектов.

Стоимость строительства каждого из пяти объектов составляет 7 млн грн.

Себестоимость строительства каждого из пяти объектов — 6 млн грн.

НДС-начисления в примере опускаем.

Каждое из пяти строительных предприятий получает от потребителей своего строительного продукта (заказчиков, пайщиков, инвесторов, товарищей) в течение строительства одинаковые денежные потоки:

— период 1 — 1500 тыс. грн.,

— период 2 — 2000 тыс. грн.,

— период 3 — 1000 тыс. грн.,

— период 4 — 1000 тыс. грн.

— период 5 — 1000 тыс. грн.,

— период 6 — 500 тыс. грн.

____________________________

Всего 7000 тыс. грн.

Все предприятия каждый месяц составляют справки о стоимости выполненных работ по форме № КБ-3. Предприятия 1 и 2 дополнительно на такие же суммы составляют акты по форме № КБ-2в.

Суммы, приведенные в справках, суммируются ежеквартально, и в результате этого стоимость выполненных строительных работ по периодам фиксирует следующие данные:

— период 1 — 800 тыс. грн.,

— период 2 — 1400 тыс. грн.,

— период 3 — 1300 тыс. грн.,

— период 4 — 2000 тыс. грн.

— период 5 — 1200 тыс. грн.,

— период 6 — 300 тыс. грн.

____________________________

Всего 7000 тыс. грн.

 

Себестоимость выполненных строительно-монтажных работ составляет по периодам следующие суммы:

— период 1 — 700 тыс. грн.,

— период 2 — 1200 тыс. грн.,

— период 3 — 1000 тыс. грн.,

— период 4 — 1800 тыс. грн.

— период 5 — 1000 тыс. грн.,

— период 6 — 300 тыс. грн.

____________________________

Всего 6000 тыс. грн.

 

 

А теперь рассмотрим учетные регистры, составленные в этих периодах каждым из пяти предприятий.

 

2. Учет

 

2.1.

Предприятие 1 ведет учет традиционным подрядным способом по П(С)БУ 18.

Степень завершенности

определяется измерением и оценкой выполненной работы по данным актов № КБ-2в.

Доходы и расходы признаются поэтапно:

 

Таблица 1

(тыс. грн.)

Операция

Корреспонденция счетов

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

1

2

3

4

5

6

7

8

Получение средств от заказчика

Дт 31 — Кт 68

1500

2000

1000

1000

1000

500

Понесение затрат

Дт 23 — Кт 63

Дт 63 — Кт 31

700

1200

1000

1800

1000

300

Признание дохода; Отражение этапа

Дт 36 — Кт 70

Дт 238 — Кт 239

800

800

1400 1400

1300 1300

2000 2000

1200 1200

300

300

Признание затрат

Дт 90 — Кт 23

700

1200

1000

1800

1000

300

Признание прибыли

Дт 79 — Кт 90,

Дт 70 — Кт 79

700800

12001400

10001300

18002000

10001200

300300

Прибыль периода

 

100

200

300

200

200

0

Зачет задолженностей

Дт 68 — Кт 36

800

1400

1300

2000

1000

500

Списание этапов и счетов

Дт 239 — Кт 238

 

 

 

 

 

7000

 

2.2.

Предприятие 2 также ведет учет традиционным подрядным способом по П(С)БУ 18.

Степень завершенности

определяется тоже измерением и оценкой выполненной работы по данным актов № КБ-2в.

Однако руководство предприятия настроено

консервативно и вплоть до окончания четвертого отчетного периода оно полагает, что конечный финансовый результат по контракту не может быть оценен достоверно.

Поэтому главбух Предприятия 2 на протяжении первых четырех периодов применяет в учете

метод нулевой прибыльности (п. 7 П(С)БУ 18).

В пятом периоде руководители подтверждают возможность достоверной оценки финрезультата, и главбух отражает в этом периоде все суммы ранее непризнанных доходов:

Доход, признанный в 1 — 4 периодах, в сумме фактических затрат:

700 + 1200 + 1000 + 1800 = 4700 (тыс. грн.).

Данные актов выполненных работ за 1 — 4 периоды:

800 + 1400 + 1300 + 2000 = 5500 (тыс. грн.).

Сумма непризнанного дохода в 1 — 4 периодах:

5500 - 4700 = 800 (тыс. грн.).

Доход пятого периода по акту — 1200 тыс. грн.

Подлежит признанию в пятом периоде:

1200 + 800 = 2000 (тыс. грн.).

Таким образом, в пятом отчетном периоде Предприятие 2 признает не только прибыль этого периода, а и прибыль, относящуюся к предыдущим четырем периодам.

Выставляя заказчику акты выполненных работ для оплаты, Предприятие 2 рассматривает такие акты в качестве

промежуточных счетов.

 

Таблица 2

(тыс. грн.)

Операция

Корреспонденция счетов

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Получение средств от заказчика

Дт 31 — Кт 68

1500

2000

1000

1000

1000

500

Понесение затрат

Дт 23 — Кт 63,

Дт 63 — Кт 31

700

1200

1000

1800

1000

300

Признание дохода;

Отражение этапа

Дт 36 — Кт 70

Дт 238 — Кт 239

700700

12001200

10001000

18001800

20002000

300300

Признание затрат

Дт 90 — Кт 23

700

1200

1000

1800

1000

300

Признание прибыли

Дт 79 — Кт 90,

Дт 70 — Кт 79

700700

12001200

10001000

18001800

10002000

300300

Прибыль периода

 

0

0

0

0

1000

0

Отражение промежуточного счета

Дт 36 — Кт 239

Дт 36 — Кт 239

 сторно

100

 

 

200

 

 

300

 

 

200

 

 

800

 

 

 

Зачет задолженностей

Дт 68 — Кт 36

800

1400

1300

2000

1000

500

Списание этапов и счетов

Дт 239 — Кт 238

 

 

 

 

 

7000

 

2.3.

Предприятие 3 ведет учет паевым методом, изложенным при описании 15-го счета в Инструкции по Плану счетов.

 

Таблица 3

(тыс. грн.)

Операция

Корреспонденция счетов

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Понесение затрат

Дт 15 — Кт 63,

Дт 63 — Кт 31

700

1200

1000

1800

1000

300

Получение средств от пайщиков

Дт 31 — Кт 48

1500

2000

1000

1000

1000

500

Сворачивание поступлений и затрат

Дт 48 — Кт 15

 

 

 

 

 

6000

Отражение дохода

Дт 48 — Кт 70

 

 

 

 

 

1000

Отражение прибыли

Дт 70 — Кт 79

 

 

 

 

 

1000

 

2.4.

Предприятие 4 ведет учет своего девелоперского проекта обычным производственным методом:

 

Таблица 4

(тыс. грн.)

Операция

Корреспонденция счетов

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Понесение затрат

Дт 23 — Кт 63

Дт 63 — Кт 31

700

1200

1000

1800

1000

300

Получение средств от инвесторов

Дт 31 — Кт 68

1500

2000

1000

1000

1000

500

Отражение дохода

Дт 36 — Кт 70,

 Дт 68 — Кт 36

 

 

 

 

 

7000

Списание затрат

Дт 90 — Кт 23

 

 

 

 

 

6000

Признание прибыли

Дт 79 — Кт 90,

 Дт 70 — Кт 79

 

 

 

 

 

6000 7000

Прибыль периода

 

0

0

0

0

0

1000

 

2.5.

Предприятие 5 ведет учет совместной деятельности, исходя из следующих соображений:

1. Согласно

п. 19 П(С)БУ 12 участник отражает в своей отчетности активы, которые он контролирует. Поскольку именно Предприятие 5 является застройщиком, то его руководство делает вывод о том, что на протяжении строительства именно Предприятие 1 контролирует объект незавершенное строительства. Это приводит главбуха к выводу о том, что всю стоимость такого строительства следует отражать в учете Предприятия 5.

2. Так как по окончании строительства объект перейдет к другим участникам простого товарищества, главбух делает вывод о том, что стоимость незавершенного строительства не может учитываться в составе

необоротных активов застройщика.

3. Поскольку по условиям договора стоимость выполненных строительно-монтажных работ должна быть

компенсирована застройщику товарищами, по окончании строительства Предприятие 5 списывает себестоимость выполненных работ на дебиторскую задолженность.

4. По той причине, что предметом договора совместной деятельности является собственно

строительство, а не продажа объекта, руководство застройщика принимает решение не отражать доходы и расходы по операциям простого товарищества.

5. Прибыль признается как фактическая разница между суммой средств, полученных от товарищей, и себестоимостью строительства.

 

Таблица 5

(тыс. грн.)

Операция

Корреспонденция счетов

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

1

2

3

4

5

6

7

8

Понесение затрат

Дт 23 — Кт 63,

 Дт 63 — Кт 31

700

1200

1000

1800

1000

300

Получение средств от товарищей

Дт 31 — Кт 68

1500

2000

1000

1000

1000

500

Списание затрат

Дт 37 — Кт 23

 

 

 

 

 

6000

Зачет задолженностей

Дт 68 — Кт 37

 

 

 

 

 

6000

Признание дохода

Дт 68 — Кт 70

 

 

 

 

 

1000

Признание прибыли

Дт 70 — Кт 79

 

 

 

 

 

1000

Прибыль периода

 

0

0

0

0

0

1000

 

 

3. Отчетность

 

3.1.

Отчетность Предприятия 1 будет выглядеть следующим образом:

 

Таблица 6

Отчет о финансовых результатах

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

800

1400

1300

2000

1200

300

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

700

1200

1000

1800

1000

300

Финансовые результаты от обычной деятельности: прибыль

100

200

300

200

200

0

 

 

Таблица 7

Баланс

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Инвестиционная недвижимость

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Денежные средства

800

1600

1600

800

800

1000

Дебиторская задолженность за работы

 

 

 

 

200

 

Баланс

10800

11600

11600

10800

11000

11000

Уставный капитал

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Нераспределенная прибыль

100

300

600

800

1000

1000

Текущие обязательства по полученным авансам

700

1300

1000

 

 

 

Баланс

10800

11600

11600

10800

11000

11000

 

3.2.

Отчетность Предприятия 2 будет выглядеть следующим образом:

 

Таблица 8

Отчет о финансовых результатах

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

700

1200

1000

1800

2000

300

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

700

1200

1000

1800

1000

300

Финансовые результаты от обычной деятельности: прибыль

0

0

0

0

1000

0

 

Таблица 9

Баланс

 

По статье

прочих текущих обязательств Предприятия 2 в 1 — 4 периодах будет отражена валовая задолженность заказчику (п. 19 П(С)БУ 18).

 

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Инвестиционная недвижимость

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Дебиторская задолженность за работы

 

 

 

 

200

 

Денежные средства

800

1600

1600

800

800

1000

Баланс

10800

11600

11600

10800

11000

11000

Уставный капитал

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Нераспределенная прибыль

 

 

 

 

1000

1000

Текущие обязательства по полученным авансам

700

1300

1000

 

 

 

Прочие текущие обязательства

100

300

600

800

 

 

Баланс

10800

11600

11600

10800

11000

11000

 

3.3.

Отчетность Предприятия 3 будет выглядеть следующим образом:

 

Таблица 10

Отчет о финансовых результатах

(

тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

1000

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

Финансовые результаты от обычной деятельности: прибыль

1000

 

Таблица 11

Баланс

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Инвестиционная недвижимость

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Незавершенное строительство

700

1900

2900

4700

5700

 

Денежные средства

800

1600

1600

800

800

1000

Баланс

11500

13500

14500

15500

16500

11000

Уставный капитал

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Нераспределенная прибыль

 

 

 

 

 

1000

Целевое финансирование

1500

3500

4500

5500

6500

 

Баланс

11500

13500

14500

15500

16500

11000

 

3.4.

Отчетность Предприятия 4 будет выглядеть следующим образом:

 

Таблица 12

Отчет о финансовых результатах

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

1

2

3

4

5

6

7

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

7000

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

6000

Финансовые результаты от обычной деятельности: прибыль

1000

 

Таблица 13

Баланс

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Инвестиционная недвижимость

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Незавершенное производство

700

1900

2900

4700

5700

 

Денежные средства

800

1600

1600

800

800

1000

Баланс

11500

13500

14500

15500

16500

11000

Уставный капитал

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Нераспределенная прибыль

 

 

 

 

 

1000

Текущее обязательство по полученным авансам

1500

3500

4500

5500

6500

 

Баланс

11500

13500

14500

15500

16500

11000

 

3.5.

Отчетность Предприятия 5 будет выглядеть следующим образом:

 

Таблица 14

Отчет о финансовых результатах

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

1000

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

Финансовые результаты от обычной деятельности: прибыль

1000

 

Таблица 15

Баланс

(тыс. грн.)

Статья

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Инвестиционная недвижимость

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Незавершенное производство

700

1900

2900

4700

5700

 

Денежные средства

800

1600

1600

800

800

1000

Баланс

11500

13500

14500

15500

16500

11000

Уставный капитал

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Нераспределенная прибыль

 

 

 

 

 

1000

Прочие текущие обязательства

1500

3500

4500

5500

6500

 

Баланс

11500

13500

14500

15500

16500

11000

 

 

4. Аналитические показатели

 

Финансовый анализ результатов деятельности пяти компаний проведем по показателям

результативности, структуры капитала и ликвидности, которые характеризуются соответственно следующими финансовыми индикаторами:

1. Рентабельность (отношение прибыли к объему реализации).

2. Соотношение заемных средств и всего капитала.

3. Коэффициент покрытия (отношение текущих активов к текущим обязательствам).

Расчеты, сделанные на основе вышеприведенных финансовых отчетов предприятий, дают следующие результаты:

Предприятие 1

 

Таблица 16

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Рентабельность, %

12,5

14,3

23,1

10

16,7

0

Соотношение заемных средств и всего капитала, %

6,5

11,2

8,6

0

0

0

Коэффициент покрытия, %

114

123

160

 

Предприятие 2

 

Таблица 17

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Рентабельность, %

0

0

0

0

50

0

Соотношение заемных средств и всего капитала, %

7,4

13,8

13,8

7,4

0

0

Коэффициент покрытия, %

100

100

100

100

 

Предприятие 3

 

Таблица 18

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Рентабельность, %

100

Соотношение заемных средств и всего капитала, %

13

26

31

35

39,4

0

Коэффициент покрытия, %

53,3

45,7

35,5

14,5

12,3

 

Предприятие 4

 

Таблица 19

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Рентабельность, %

14,3

Соотношение заемных средств и всего капитала, %

13

26

31

35

39,4

0

Коэффициент покрытия, %

100

100

100

100

100

 

Предприятие 5

 

Таблица 20

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Рентабельность, %

100

Соотношение заемных средств и всего капитала, %

13

26

31

35

39,4

0

Коэффициент покрытия, %

100

100

100

100

100

 

 

5. Выводы

 

С точки зрения денежных потоков и объемов выполненных строительно-монтажных работ, все пять объектов были совершенно идентичны.

Конечные финансовые результаты также абсолютно одинаковы.

Разница в финансовых показателях пяти проанализированных проектов обусловлена договорной спецификой и настроениями руководства компаний.

Вполне очевидными являются следующие выводы:

1.

С точки зрения измерения результативности:

подрядный метод показывает неравномерную рентабельность на протяжении всего строительства;

метод нулевой прибыльности приводит к отражению пиковой рентабельности в том периоде, когда он перестает применяться;

паевой метод и принятая модель учета простого товарищества не позволяют отразить доходы по общей сумме поступлений от пайщиков (товарищей), поэтому рентабельность оказывается неадекватно высокой;

девелоперский метод учета, принятый Предприятием 4, фиксирует наиболее точную рентабельность проекта, но лишь в последнем периоде.

2.

С точки зрения структуры капитала:

— наименьшую долю обязательств в капитале предприятия позволяет отразить

подрядный метод учета;

девелоперский и паевой методы учета, равно как и избранная Предприятием 5 схема учета совместной деятельности, приводят к отражению высокой зависимости застройщиков от кредиторов.

3.

С точки зрения ликвидности:

— максимально привлекательную картину дает

подрядный метод учета;

— наихудший результат показывает

паевой метод учета.

Подытожив, можно уверенно констатировать, что наименее привлекательную, как, впрочем, и наименее, с нашей точки зрения, достоверную картину финансового состояния предприятия дает

паевой метод учета.

В условиях такого разнообразия подходов к учету строительных операций многократно возрастает роль

примечаний к финансовым отчетам.

Именно из них осведомленные пользователи могут почерпнуть информацию о принятой методологии учета и сделать выводы о том, насколько высоки риски некорректного предоставления финансовых данных в публичной отчетности строительных компаний.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше