Темы статей
Выбрать темы

Общественные слушания: отражение расходов в учете застройщика

Редакция СБ
Ответы на вопросы

Общественные слушания:

отражение расходов в учете застройщика

 

Застройщик начинает подготовку к проектированию объекта, который после завершения строительства планируется реализовать.

Со счета застройщика были оплачены значительные расходы на проведение общественных слушаний, в процессе которых проводилось обсуждение градостроительной документации. В эти расходы включена аренда помещений, оплата сообщений в средствах массовой информации, оплата проезда, гостиничных номеров и питания для иногородних экспертов, принимавших участие в слушаниях, оплата услуг по транспортировке макетов проектируемого объекта и т. п.

Может ли застройщик включить указанные затраты в валовые расходы и отразить налоговый кредит по услугам, в стоимость которых входит НДС?

 

Согласно

ст. 302 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III (далее — Закон о застройке) общественным слушаниям подлежат среди прочего градостроительные обоснования размещения объектов градостроительства.

В соответствии со

ст. 24 Закона о застройке, «градостроительные условия и ограничение застройки земельного участка, изложенные в градостроительном обосновании, после его согласования и учета результатов общественного слушания в порядке, установленном настоящим Законом, утверждаются решением соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления одновременно с утверждением градостроительного обоснования».

В то же время

градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, согласно ст. 27 Закона о застройке, являются одной из основных составляющих исходных данных для проектирования объекта градостроительства.

В свою очередь,

ст. 28 Закона о застройке устанавливает правило, по которому проектная документация разрабатывается согласно исходным данным.

Таким образом, мы можем составить условную цепочку:

— без исходных данных не будет проекта;

— без градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка не будет исходных данных;

— без градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства не будет градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка;

— без общественных слушаний не будет градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства.

То есть, если опустить промежуточные звенья описанной цепочки, можно прийти к выводу о том, что без общественных слушаний у застройщика не будет проектной документации на строительство объектов градостроительства.

Следовательно, налицо связь общественных слушаний с

хозяйственной деятельностью застройщика: не будь таких слушаний, застройщик фактически лишился бы легальной возможности построить объект, реализация которого должна принести доход.

Поэтому мы не видим серьезных препятствий для того, чтобы застройщик отразил валовые затраты и налоговый кредит по суммам, потраченным на проведение общественных слушаний.

Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что налоговики могут отнестись к таким действиям настороженно.

Они могут указать на то, что в соответствии со

ст. 303 Закона о застройке, проведение общественных слушаний «обязаны обеспечить» местные органы власти, а не застройщики.

Это правда. Но «обеспечить» проведение мероприятия не всегда означает его профинансировать.

Именно поэтому в

ст. 307 Закона о застройке специально отмечается, что «финансирование мероприятий по общественным слушаниям проектов градостроительной документации, местных правил застройки осуществляется за счет денежных средств заказчиков этих проектов».

То есть застройщик в определенных случаях просто

обязан по закону оплатить расходы на проведение слушаний.

Застройщики уже знакомы с ситуацией, когда налоговики разрешили относить на валовые затраты платежи, обязательность которых предусмотрена

отраслевым законодательством.

Вспомним, например, как обосновывают специалисты ГНАУ возможность отнесения на валовые затраты сумм паевого взноса на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта (

письма ГНАУ от 19.12.2005 г. № 25163/7/15-0317, от 26.12.2005 г. № 9498/х/15-0314, от 12.03.2008 г. № 4627/7/15-0217 и от 06.07.2009 г. № 14060/7/15-0217). Во главу угла налоговики ставят тот факт, что обязательность уплаты таких взносов предусмотрена в Законе о застройке и решениях муниципалитетов.

Итак, чтобы

уверенно уменьшить налогооблагаемую прибыль и налоговые обязательства по НДС на суммы, связанные с проведением общественных слушаний, уплата таких сумм должна носить для застройщика обязательный характер. То есть застройщик должен выступить в роли заказчика проекта градостроительной документации. В данном случае, очевидно, речь должна идти о том, что застройщик должен заказывать разработку градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства.

 

Андрей Левченко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше