Темы статей
Выбрать темы

Строительная автотехника и транспортный налог

Редакция СБ
Статья

Строительная автотехника и транспортный налог

Екатерина Чурилова, консультант

 

Не все виды строительной автотехники относятся к транспортным средствам, имея которые на балансе, вы обязаны уплачивать транспортный налог. В данной статье рассмотрим общие моменты уплаты транспортного налога, а также какие виды строительных машин являются объектами обложения транспортным налогом, а какие — нет.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 1963

— Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.1991 г. № 1963-XII.

Закон № 2344

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

УКТВЭД

— Товарная номенклатура Таможенного тарифа Украины, утвержденного Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727/98.

Пояснения № 68

— Пояснения к Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, утвержденные приказом ГТСУ от 31.01.2004 г. № 68 (с изменениями, внесенными приказом ГТСУ от 19.01.2010 г. № 27).

Обзорное письмо № 14316

— обзорное письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14316/7/17-0317.

 

Кто платит транспортный налог?

Круг плательщиков налога с владельцев транспортных средств (или в просторечии — транспортного налога) определен

Законом № 1963.

Согласно

ст. 1 Закона № 1963 плательщики налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов — это предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, иностранные юридические лица, а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства, определенные в соответствии со ст. 2 указанного Закона как объекты налогообложения под соответствующим кодом по УКТВЭД.

Другими словами, плательщиками транспортного налога являются юридические и физические лица,

владеющие зарегистрированными в Украине транспортными средствами, являющимися объектами налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона № 1963. Об объекте налогообложения мы тоже немного поговорим, но чуть позже, потому что не за все транспортные средства нужно уплачивать транспортный налог.

Платят ли транспортный налог юрлица, избравшие упрощенную систему налогообложения? Субъекты предпринимательской деятельности —

плательщики единого налога не являются плательщиками ряда налогов и сборов на основании п. 6 Указа № 727. Но! Налог с владельцев транспортных средств в данный перечень не включен. Поэтому, если на балансе юридического лица — единоналожника числится транспортное средство, которое является объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона № 1963, налог уплачивается на общих основаниях.

Нужно ли уплачивать транспортный налог единоналожникам — физическим лицам? Да, нужно уплачивать за принадлежащие им транспортные средства,

используемые в предпринимательской деятельности. Кстати, и за не используемые в хоздеятельности, но числящиеся на балансе транспортные средства тоже придется платить.

Рассчитывается его сумма

по общим правилам, предусмотренным ст. 3 Закона № 1963, а уплачивается ежегодно перед проведением техосмотра. В таком же порядке рассчитывают и уплачивают налог частные предприниматели, работающие на обычной системе налогообложения.

Кстати, обязанность по уплате налога с владельцев транспортных средств сохраняется и за субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, перешедшими на уплату

фиксированного налога (работающими по «фикспатенту»).

И еще один нюанс.

Закон № 1963 предусматривает возможность уплаты налога с владельцев транспортных средств либо самим собственником транспортного средства, либо от имени собственника лицом, которому передано право пользования таким транспортным средством.

Согласно

ст. 6 Закона №  1963 если право пользования транспортным средством передано физическим лицом по доверенности другому лицу, налог с владельцев транспортных средств уплачивается его владельцем либо от его имени лицом, которому это право передано, если это предусмотрено в доверенности на право пользования транспортным средством, по месту регистрации этого транспортного средства.

Итак, во избежание каких-либо недоразумений информацию о том, кто будет уплачивать налог при передаче физическим лицом права пользования транспортным средством по доверенности другому лицу, целесообразно отразить в доверенности. Кстати, налоговики придерживаются аналогичной точки зрения (см.

письмо ГНАУ от 29.09.2008 г. № 8707/г/17-0316 и консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 96).

Итак, с плательщиками транспортного налога разобрались. Теперь поговорим об объекте налогообложения, а конкретно: за какую строительную автотехнику надо уплачивать транспортный налог?

 

За какую строительную автотехнику надо уплачивать транспортный налог?

Налог с владельцев транспортных средств

является налогом на имущество и уплачивается за собственные транспортные средства, зарегистрированные и числящиеся на балансе предприятия на 1 января отчетного года . Для однозначного отнесения транспортных средств к объектам налогообложения применяется кодирование согласно УКТВЭД. Этот Классификатор нельзя путать с другими классификаторами транспортных средств, например, с Классификатором, содержащимся в Законе № 2344, поскольку это может привести к ошибкам в расчетах именно транспортного налога и, как следствие, к штрафным санкциям.

По

Закону № 1963 объектом обложения транспортным налогом являются транспортные средства, подпадающие согласно УКТВЭД под товарную группу 87 (коды 8701 — 8705, 8711) и товарную группу 89 (код 8903).

Статья 2 Закона № 1963

содержит перечень транспортных средств, как подлежащих налогообложению, так и тех, за которые указанный налог уплачивать не нужно. В таблице приведем этот перечень, но только те его пункты, которые, так или иначе, касаются строительного предприятия.

 

№ п/п

Вид транспортного средства

Код по УКТВЭД

1

2

3

Являются объектом налогообложения

1

Трактора (колесные), кроме гусеничных

87 01

2

Седельные тягачи

87 01 20

3

Автомобили, предназначенные для перевозки не менее 10 человек, включая водителя

87 02

4

Автомобили легковые

87 03

5

Автомобили грузовые

87 04

6

Автомобили специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов (кроме автомобилей специального назначения скорой помощи и пожарных)*

87 05

*

Расшифруем товарную позицию 8705 по УКТВЭД. Она включает:

— автокраны (8705 10 00 00);

— автобуровые (8705 20 00 00);

— прочие (8705 90):

— машины технической помощи (8705 90 10 00);

— машины, оснащенные бетононасосом (8705 90 30 00);

— прочие (8705 90 90).

Не являются объектом налогообложения

7

Трактора на гусеничном ходу

87 01 30

8

Транспортные средства грузовые, самоходные, используемые на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния

87 09

 

«Строительные» нюансы транспортного налога

Чтобы правильно рассчитать сумму транспортного налога, владелец авто должен четко знать, к какому коду

УКТВЭД относится его транспортное средство. В некоторых случаях определить принадлежность авто к тому или иному коду УКТВЭД легко. В отношении отдельных позиций сделать это не так-то просто, но мы попробуем.

 

Фургоны и пикапы.

Внести ясность в вопрос транспортного налога с владельцев фургонов и пикапов помогут Пояснения № 68:

 

1.2. Пояснения к товарной позиции 8703 группы 87 раздела XVI :

<…>

В этой товарной позиции термин

«грузопассажирский автомобиль-фургон» означает транспортное средство, имеющее максимум 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки как людей, так и грузов.

<…>

Некоторые моторные транспортные средства этой товарной позиции характеризуются определенными признаками, свидетельствующими о том, что данные транспортные средства сконструированы для перевозки пассажиров, а не для перевозки грузов (товарная позиция 8704). Такие признаки учитываются в случае, если моторное транспортное средство обычно имеет полную массу не более

5 т и имеет единое замкнутое внутреннее пространство, включающее одну зону для водителя и пассажиров и вторую зону, которая может быть использована для перевозки как пассажиров, так и грузов. К этой группе моторных транспортных средств относятся автомобили, известные как многоцелевые транспортные средства (например, транспортные средства типа «фургон», автомобили для активного отдыха (sport utility vehicle — SUV), некоторые автомобили с кузовом типа «пикап»).

Характерными признаками конструкции этих транспортных средств, как правило, являются

:

(a) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами для крепления и/или приспособлениями для установления ремней безопасности) для каждого пассажира или наличие стационарных мест для крепления и/или приспособлений для установления сидений и устройств безопасности в задней зоне салона сзади зоны для водителя и передних пассажиров, такие сидения могут быть фиксированными, складывающимися, снимающимися, на анкерном креплении или выносными;

(b) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;

(c) наличие дверей с окнами, которые скользят, открываются наружу или поднимаются вверх, расположенных на боковых панелях или в задней части кузова;

(d) отсутствие стационарной панели или перегородки между зоной для водителя с передними пассажирами и задней зоной, которая может быть использована для перевозки как пассажиров, так и грузов;

(e) наличие признаков комфорта и отделки внутреннего пространства, а также приспособлений (аксессуаров) во внутреннем пространстве всего салона транспортного средства, свойственных пассажирским салонам транспортных средств (например, ковровое покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).

<…>

Однако

транспортные средства типа «фургон», оборудованные одним рядом сидений, которые не имеют стационарных мест для крепления и специальных приспособлений для установки сидений и средств безопасности (ремни безопасности и т. п.) в задней зоне транспортного средства, независимо от того, оборудованы они стационарной перегородкой между зоной для перевозки пассажиров и зоной для перевозки грузов или нет, а также независимо от того, имеют ли они окна в задней панели, должны классифицироваться в товарной позиции 8704.

 

Итак, многие фургоны и пикапы относятся к товарной позиции

8703 и, с точки зрения транспортного налога, их по праву можно отнести к легковым, а не к грузовым автомобилям. Эти аргументы, со ссылкой на Пояснения № 68, могут утешить владельцев этих фургонов и пикапов, потому что ставка налога для легковых авто ниже, чем для грузовых. Но! При этом важно обращать внимание на оборудование фургона, потому что некоторые фургоны относятся к товарной позиции 8704 (см. последний абзац пояснений к товарной позиции 8703 группы 87 раздела XVI). И тогда вам «грозит» ставка транспортного налога как для грузового автомобиля. А она, как мы указали ранее, выше по размеру.

 

Автомобили-цистерны.

В соответствии с Законом № 2344 автомобили-цистерны считаются специализированными транспортными средствами. Согласно УКТВЭД автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет) отнесены к товарной позиции 8704 «Автомобили грузовые». Это подчеркивает в очередной раз ГНАУ в обзорном письме № 14316 (до этого тот же вывод можно было встретить в письме ГНАУ от 08.02.2006 г. № 1059/6/17-0315, а также в консультации специалиста этого ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 100). Аргументация налоговиков в пользу такого вывода: автомобили-цистерны предназначены для перевозки хотя и специализированного, но все же груза (для цистерн — это различного рода жидкости, в том числе бензин, сжиженный газ и т. п.).

А раз так, то

за автомобили-цистерны транспортный налог уплачивается по ставкам для грузовых автомобилей.

 

Колесные погрузчики.

Что касается колесных автопогрузчиков, то они попадают в «необлагаемую» товарную группу УКТВЭД 84 (не являющуюся объектом обложения налогом с владельцев транспортных средств), в которую, в частности, включены:

под кодом

8427 — автопогрузчики с вилочным захватом, другие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием; погрузчики самоходные с электродвигателем, прочие погрузчики самоходные;

под кодом

8429 — самоходные бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, одноковшовые погрузчики, трамбовальные машины и пр.

А значит,

за колесные погрузчики, соответствующие таким характеристикам и классифицируемые в таких товарных позициях, транспортный налог уплачивать не нужно. Эту же мысль высказала ГНАУ в своем обзорном письме № 14316.

 

Большегрузные автомобили марки «БелАЗ».

В п. 34 обзорного письма № 14316 ГНАУ утверждает, что большегрузные автомобили марки «БелАЗ» следует классифицировать в товарной позиции 8704 «Автомобили грузовые», относя их к субпозиции 8704 10 «Автомобили-самосвалы, предназначенные для использования на бездорожье». Такой подход влечет за собой необходимость налогообложения этих транспортных средств по ставкам, установленным ст. 3 Закона № 1963 для кода УКТВЭД 8704.

Посмотрим, что об этой товарной позиции говорится в

Пояснениях № 68:

 

Пояснения к товарным подпозициям:

8704 10

Как правило, эти самосвалы можно отличить от прочих грузовых транспортных средств (в частности, грузовых автомобилей с опрокидывающимися кузовами) по следующим параметрам:

— кузов самосвала, выполненный из очень прочного стального листа; передняя его часть выдвинута над кабиной водителя для защиты кабины; все дно или его часть наклонены вверх;

— в некоторых случаях кабина водителя в ширину составляет только половину ширины самосвала;

— отсутствует зависимая подвеска осей;

— мощные тормоза;

— ограничены скорость движения и зона действия;

— специальные шины, используемые для движения по грунту;

— благодаря прочной конструкции соотношение собственной массы (без учета массы груза) к полезной нагрузке не превышает 1:1,6;

— кузов может нагреваться выхлопными газами для предотвращения налипания либо замораживания перевезенного материала.

Следует отметить, однако, что некоторые типы самосвалов специально рассчитаны для работы на рудниках или в тоннелях, например, имеющие кузова с нижней разгрузкой. Они имеют некоторые из вышеуказанных свойств, но у них нет кабины или выдвинутой вперед защитной части кузова.

 

Дополнительные пояснения к товарным категориям:

8704 10 10 и 8704 10 90

1. Эти товарные категории включают преимущественно транспортные средства, оснащенные опрокидывающимся вперед или назад кузовом либо кузовом, имеющим в днище вырез для сброса груза, который специально сконструирован для перевозки песка, гравия, грунта, камня и т. п. Эти транспортные средства предназначены для использования в карьерах, рудниках либо на строительных площадках, для дорожных работ или строительства дорог, аэропортов либо портов. Примеры, иллюстрирующие различные типы самосвалов, приведены в конце настоящих пояснений.

2. Эти товарные категории также включают транспортные средства меньшего размера, используемые на строительных площадках для перевозки грунта, щебня, цемента и бетонного раствора и т. п. Они имеют жесткое шасси либо шасси с шарнирно-сочлененной рамой и привод на два или четыре колеса, при этом кузов расположен над одним из мостов, а сиденье водителя — над другим мостом. Сиденье водителя расположено не обязательно в кабине.

Типовые автомобили-самосвалы

Самосвал с двумя водительскими местами и двумя комплектами органов управления и самосвал с кузовом, открывающимся снизу

Самосвал для строительных площадок и с двумя комплектами органов управления и самосвал с двумя водительскими сиденьями

А что говорят суды о необходимости взимания транспортного налога с владельцев БелАЗов? Анализ судебной практики по этому вопросу свидетельствует о ее неоднозначности. Так, в решениях, принимаемых судами в пользу налогоплательщиков, одним из главных аргументов, на который ссылаются последние и который зачастую находит понимание у судов, является трактовка термина «внедорожные самосвалы» из пояснений к товарной позиции 8704. Например, в

постановлении ВХСУ от 02.03.2005 г. № 41/71а, определении Киевского апелляционного административного суда от 26.01.2009 г. № 22-а-6189/08 и др. утверждается, что автомобили «БелАЗ» не являются внедорожными, поскольку эти транспортные средства могут использоваться исключительно на специальных путях горнодобывающих предприятий и непригодны для использования в условиях бездорожья, а поэтому они не относятся к товарной позиции 8704.

Кроме того, некоторые суды (см., например,

определение Львовского апелляционного административного суда от 31.03.2009 г. № 22а-9633/08/9104, постановление Кировоградского окружного административного суда от 23.12.2009 г. № 2-а-7868/09/1170 и др.) принимали во внимание тот факт, что такие транспортные средства предназначены для перевозки грузов на короткие расстояния в пределах горнодобывающих предприятий (обогатительных фабрик, карьеров, отвалов). По мнению судов, этот факт является решающим квалификационным признаком для их отнесения к товарной позиции 8709. Аргумент «короткого расстояния» может сыграть вам на руку, если вы используете БелАЗ на стройплощадке.

Справедливости ради следует сказать и о существовании противоположных судебных решений (см., например,

постановление Ривненского окружного административного суда от 29.09.2009 г. № 2а-4002/09/1770, определение Киевского апелляционного административного суда от 22.12.2009 г. № 22-а-42236/08, постановление ВАСУ от 10.12.2009 г. № К-37345/06 и др.), где преимущество было отдано позиции налоговиков, по которой автомобили «БелАЗ» следует относить к товарной позиции 8704, облагая при этом транспортным налогом.

Подводя итог, скажем, что окончательная точка в таких спорах между налоговыми органами и налогоплательщиками еще не поставлена.

 

Автогрейдеры и экскаваторы.

Согласно УКТВЭД автогрейдеры относятся не к разделу XVII «Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавающие средства и связанные с транспортом устройства и оборудование», а совсем к другому разделу, и имеют при этом код 8429, который не включен в перечень объектов налогообложения согласно ст. 3 Закона № 1963.

В «Вестнике налоговой службы Украины», 2009, № 13, где опубликована консультация с этим же вопросом о грейдерах (см. с. 99), рассматривается также проблема налогообложения экскаваторов (см. с. 99). Так вот, сами налоговики признают, что зачастую экскаваторы ошибочно считаются объектами налогообложения по ставке 2,5 грн. за 100 куб. см как тракторы, которые, в свою очередь, имеют код

УКТВЭД 8701. На самом же деле, экскаваторы отнесены к той же товарной позиции, что и автогрейдеры (код 8429), независимо от того, гусеничные они или колесные, что позволяет им избежать обложения транспортным налогом.

 

Такое положение вещей лишний раз подчеркивает, насколько важной в вопросе налогообложении транспортных средств является четкая и однозначная их классификация, позволяющая избежать лишних споров.

 

Сроки уплаты транспортного налога

Уплачивать квартальную сумму транспортного налога необходимо до

15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Причем правило о переносе сроков уплаты в данном случае не применяется. В связи с этим предельными сроками уплаты транспортного налога на 2010 год будут:

— за I квартал — 14 апреля 2010 года;

— за II квартал — 14 июля 2010 года;

— за III квартал — 14 октября 2010 года;

— за IV квартал — 14 января 2011 года.

За приобретенные в течение года транспортные средства (ранее зарегистрированные в Украине) налог уплачивается

перед их регистрацией за месяцы, оставшиеся до конца года. А вот за транспортные средства, которые впервые регистрируются в Украине, налог взимается за весь год (ст. 5 Закона № 1963).

Уплачивают налог

по месту регистрации транспортных средств (ст. 3 Закона № 1963):

— собственники наземных транспортных средств — на специальные счета территориальных дорожных фондов республиканского бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов и бюджетов городов Киева и Севастополя;

— собственники водных транспортных средств — в бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты).

Как вы понимаете, не уплатишь транспортный налог — не поедешь спокойно, даже по украинскому бездорожью. Поэтому заплатите его вовремя, и ни гвоздя вам, ни жезла!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше