Темы статей
Выбрать темы

Работа строительных машин и механизмов: как оформить учетные документы (часть 1)

Редакция СБ
Статья

Работа строительных машин и механизмов:
 как оформить учетные документы

(часть 1)

Ольга Кожушко, консультант

 

В строительных работах задействовано множество сложнейших машин, механизмов, подъемного и прочего оборудования, что требует от строительных компаний постоянного, своевременного и полного учета времени их работы.

Такой оперативный учет, в свою очередь, позволит обеспечивать своевременное и объективное отражение фактических затрат, связанных с эксплуатацией машин, калькулирование себестоимости единицы работ, правильное распределение расходов между отдельными объектами строительства, контроль за выполнением заданий по механизации строительства и использованию парка строительных машин, выявление резервов снижения расходов.

Как документально оформить использование машин во времени и определить объем работ, выполненных с их помощью? Об этом пойдет речь в данной статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г. № 322-VIII.

Приказ № 149

— приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету работы строительных машин и механизмов» от 13.06.1997 г. № 149.

 

Типовые формы первичных документов по учету работы строительных машин и механизмов утверждены

приказом № 149. К ним относятся:

— форма № ЭCМ-1 «Рапорт № о работе башенного крана»;

— форма № ЭCМ-2 «Путевой лист № строительной машины»;

— форма № ЭCМ-3 «Рапорт № о работе строительной машины (механизма)»;

— форма № ЭCМ-4 «Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)»;

— форма № ЭCМ-5 «Карта учета работы строительной машины (механизма)»;

— форма № ЭCМ-6 «Журнал учета работы строительной машины (механизма)»;

— форма № ЭCМ-7 «Справка о выполненных работах (услугах)».

Рассмотрим порядок заполнения каждой из перечисленных форм подробнее.

 

Рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1).

Применяется в строительных организациях для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам.

Рапорт по

форме № ЭСМ-1 выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана.

Рапорт рассчитан для внесения данных

о работе четырех машинистов при трехсменной работе башенного крана. Фамилия четвертого машиниста записывается при замене одного отсутствующего машиниста по причине болезни, отпуска и т. д., который будет продолжать работу на башенном кране. При последующей замене выписывается новый рапорт.

Результаты работы и простоев крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом.

В

конце декады рапорт подписывается машинистами, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчет (техником-нормировщиком), прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию.

При заполнении

формы № ЭСМ-1 рекомендуется применять следующие коды простоев по вине владельца машины и по вине заказчика. Эти коды предусмотрены в самом бланке формы № ЭСМ-2.

По вине владельца машины:

— неисправность машины — 01

— техническое обслуживание — 02

— внеплановый ремонт — 03

— отсутствие горюче-смазочных материалов — 04

— перебазирование и переоборудование машины — 05

— отсутствие машиниста — 06.

По вине заказчика:

— отсутствие материалов и конструкций — 07

— отсутствие фронта работ — 08

— необеспеченность подъездных путей — 09

— отсутствие силовой энергии и освещения — 10

— недостатки транспортных средств — 11

— прочие простои — 12.

Обратите внимание!

Простои строительных машин и механизмов также могут возникнуть вследствие:

— отсутствия финансирования строительства или его временного прекращения;

— несвоевременной передачи проектно-сметной документации;

— других причин.

Кроме того, в типовых формах по учету работы строительных машин и механизмов для учета прочих простоев, которые возникли или по вине владельца машины, или по вине заказчика, предусмотрен код простоев «12 — прочие простои».

В случае если указанные обстоятельства не зависят от подрядчика и создают преграды для работы машин и механизмов в технологическом режиме, подрядчик

может получить компенсацию сверх договорной цены (конечно, если это предусмотрено условиями контракта).

По договорам строительства, которые финансируются за счет государственных источников,

размер возмещений за время вынужденных простоев определяется в части заработной платы, амортизационных отчислений и пятидесяти процентов расходов, которые учтены стоимостью машино-часов. При этом время вынужденных простоев и фактически понесенные указанные расходы должны быть подтверждены соответствующими документами. Именно такое разъяснение в свое время было предоставлено Госкомстроем1.

1 См. письмо Госкомстроя от 03.03.1998 г. № 7/96.

Работа башенных кранов, состоящих на балансе строительной организации, также учитывается в

Журнале учета работы строительных машин (механизмов) по форме № ЭСМ-6.

Приведем пример заполнения

формы № ЭСМ-1.

 

Пример 1.

Застройщик АО «Свет» в лице генерального директора Якимова Н. Н. заключил со строительной компанией ООО «Строй-Ка» в лице директора Игнатюка П. С. договор на подъем строительных материалов. На балансе ООО «Строй-Ка» числится наземный башенный кран СБК-1. Работы на башенном кране ведутся в три смены тремя машинистами (Ивановым А. Н., Петровым П. Н. и Ковпенко А. А.). Продолжительность смены составляет 8 часов. Продолжительность работ — 30 дней (с 01.02.2010 г. до 02.03.2010 г.). Стоимость одного машино-часа 80 грн. За время работы башенного крана с 01.02.2010 г. по 10.02.2010 г. общее время простоев по вине заказчика составило 6 часов:

05.02.2010 г. — во время работы на третьей смене машиниста Иванова А. Н. на строительной площадке не было силовой энергии и электричества;

10.02.2010 г. — во время работы на первой смене машиниста Петрова П. Н. на строительной площадке не было материалов на подъем.

По вине владельца башенного крана (ООО «Строй-Ка») за указанный период простоев не было.

По причине болезни машиниста Ковпенко А. А. 10.02.2010 г. на второй смене подъемные работы на башенном кране осуществлял машинист Зайцев В. В.

За декаду (с 01.02.2010 г. по 10.02.2010 г.) башенным краном было отработано 186 часов на общую сумму 14880 грн., за это время было поднято 54 т материалов. Претензий к работе машинистов не было.

По окончании первой декады был составлен рапорт о работе башенного крана, который был подписан машинистами, техником-нормировщиком (Яковлевым С.  С.), прорабом (Гнатченко П. А.) и начальником участка (Кондратьевым М. Р.) и передан в бухгалтерию.

Заполненная

форма № ЭСМ-1 приведена на рис. 1 (с. 20–21).

 

Путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2).

Используется в строительных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляют диспетчер, механик, машинист.

Результаты работы и простоев строительной машины отражаются на оборотной стороне путевого листа и

ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. Рекомендуется применять коды простоев, приведенные ранее к форме № ЭСМ-1.

Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты (техником-нормировщиком), и передается в бухгалтерию.

Приведем пример заполнения

формы № ЭСМ-2.

 

Пример 2.

АО «Интек» в лице директора Кононова А. Н. заключило со строительной компанией ООО «Строй-Ка» в лице директора Игнатюка П. С. договор на проведение погрузочно-разгрузочных работ. На балансе ООО «Срой-Ка» числится автокран марки «КРАЗ» модель КС 4574. Работа на автокране проводится машинистом Яцюком К. В. и стажером Коваленко Д.С. в одну смену. Продолжительность смены составляет 8 часов. Продолжительность работ — 30 дней (с 01.02.2010 г. до 02.03.2010 г.). Стоимость одного машино-часа — 90 грн.

Ответственность за безопасное перемещение груза со стороны собственника машины (ООО «Строй-Ка») несет машинист Яцюк К. В., со стороны заказчика — прораб Рогов А. Н. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляет такелажник Васильев Г. А.

На каждый день работы автокрана выписывается путевой лист.

За первый день работы (01.02.2010 г.) машинистом Яцюком К. В. и стажером Коваленко Д.С. на автокране было отработано 8 часов. За это время пробег автокрана составил 26 км, расход топлива (бензина) — 51 л, что полностью соответствует норме. За время работы башенного крана 01.02.2010 г. простоев не было. В конце первого дня работы был оформлен путевой лист автокрана, который был подтвержден заказчиком, подписан машинистом, техником-нормировщиком (Яковлевым С. С.), прорабом (Гнатченко П. А.) и начальником участка (Кондратьевым М. Р.) и передан в бухгалтерию.

Заполненная

форма № ЭСМ-2 приведена на рис. 2 (с. 22–23).

 

Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-3).

Применяется в строительных организациях для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом или уполномоченным лицом.

Выдача горюче-смазочных материалов подтверждается подписью заправщика или машиниста (если получены талоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями ответственных лиц.

Результаты работы и простоев строительной машины (механизма) отражаются на оборотной стороне рапорта и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. Здесь также рекомендуется применять коды простоев, приведенные к

форме № ЭСМ-1.

В конце декады

рапорт подписывается машинистом, прорабом, начальником участка, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

Приведем пример заполнения

формы № ЭСМ-3.

 

Пример 3.

Застройщик АО «Свет» в лице генерального директора Якимова Н. Н. заключил со строительной компанией ООО «Строй-Ка» в лице директора Игнатюка П. С. договор на выполнение дорожно-строительных работ. На балансе ООО «Срой-Ка» числится колесный бульдозер К-702М-МБА-БКУТ. Работы на бульдозере ведутся машинистом Дудой П. Л. и двумя его помощниками (Крайним Н.  Н. и Сидоренко С.К.) в одну смену. Продолжительность смены составляет 8 часов. Продолжительность работ — 30  дней (с 01.02.2010 г. до 02.03.2010 г.). Стоимость одного машино-часа 90 грн. За время работы бульдозера с 01.02.2010 г. по 10.02.2010 г. общее время простоев по вине заказчика составило 4 часа: 08.02.2010 г. — отсутствовал фронт работ.

По вине владельца бульдозера (ООО «Строй-Ка») за указанный период простоев не было.

За декаду (с 01.02.2010 г. по 10.02.2010 г.) машинистом и его помощниками на бульдозере было отработано 64 часа. Пробег бульдозера составил 203 км, расход дизельного топлива — 34 л за день, что полностью соответствует норме. За это время было разработано 300 км грунта на дорожном строительстве. Претензий к работе машинистов не было.

По окончании первой декады был составлен рапорт о работе бульдозера, который был подтвержден заказчиком, подписан машинистом и его помощниками, техником-нормировщиком (Яковлевым С. С.), прорабом (Гнатченко П. А.) и начальником участка (Кондратьевым М. Р.) и передан в бухгалтерию.

Заполненная форма № ЭСМ-3 приведена на рис. 3 (с. 24–25).

 

img 1

 

img 2

 

img 3

img 4

 

img 5

img 6

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше