Темы статей
Выбрать темы

Имеют ли право работники ГКРС проводить проверку работ, выполненных субподрядчиком

Редакция СБ
Статья

Имеют ли право работники ГКРС проводить проверку работ, выполненных субподрядчиком

Татьяна Станкус, консультант

 

Поводом для написания этой статьи стал вопрос нашего читателя. Частное предприятие выполняет отделочные работы на объекте по договору субподряда. Оплату выполненных отделочных работ осуществляет генподрядчик, который также является частным предпринимателем. Заказчиком строительства объекта является бюджетная организация, не имеющая прямых договорных отношений с субподрядчиком. Имеют ли право в таком случае работники ГКРС проводить проверку предприятия-субподрядчика? Должны ли цены на выполненные отделочные работы в договоре между генеральным подрядчиком и субподрядчиком устанавливаться по правилам ДБН?

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Методические рекомендации № 39

— Методические рекомендации по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденные приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39.

Приказ № 8

— приказ Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства ДБН А.2.2-3-2004» от 20.01.2004 г. № 8.

Порядок № 550

— Порядок проведения инспекции государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденный постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.

Приказ № 554

— приказ Министерства регионального развития и строительства в Украине «Об утверждении типовых форм первичных документов по учету в строительстве» от 04.12.2009 г. № 554.

Правила № 174

— Правила определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174.

Порядок № 1764

— Порядок государственного финансирования капитального строительства, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.

 

Строительство объектов производственного и прочего назначения, подготовка строительных участков, работы по оборудованию зданий, по завершению строительства, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и т. п., выполняемые субъектами хозяйствования для других субъектов или по их заказу, осуществляются

на условиях подряда .

Основным юридическим документом, определяющим права и обязанности сторон, который обеспечивает согласованную деятельность участников строительства, является

договор подряда.

Основы заключения договоров подряда и субподряда определены

гл. 33 ХКУ и гл. 61 ГКУ.

Рассмотрим основные условия заключения таких договоров.

По договору подряда на капитальное строительство одна сторона (подрядчик) обязуется своими силами и средствами по заказу второй стороны (заказчика) построить и сдать заказчику в установленный срок определенный договором объект в соответствии с проектно-сметной документацией или выполнить обусловленные договором строительные и прочие работы, а заказчик обязуется передать подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию, предоставить ему строительную площадку, принять законченные строительством объекты и оплатить их (

п. 1 ст. 318 ХКУ).

Как определено в

п. 5 ст. 318 ХКУ, договор подряда на капитальное строительство должен предусматривать:

— наименование сторон;

— место и дату заключения;

— предмет договора (наименование объекта, объемы и виды работ, предусмотренных проектом);

— сроки начала и завершения строительства, выполнения работ;

— права и обязанности сторон; стоимость и порядок финансирования строительства объекта (работ);

— порядок материально-технического, проектного и прочего обеспечения строительства;

— режим контроля качества работ и материалов заказчиком;

— порядок приема объекта (работ);

— порядок расчетов за выполненные работы, условия о дефектах и гарантийных сроках;

— страхование рисков, финансовые гарантии;

— ответственность сторон (возмещение убытков);

— урегулирование споров, основания и условия изменения и расторжения договора.

Право подрядчика привлекать к выполнению работ субподрядчиков закреплено в

п. 2 ст. 319 ХКУ и п. 1 ст. 838 ГКУ.

Так, в соответствии с

п. 1 ст. 838 ГКУ подрядчик имеет право, если иное не установлено договором, привлечь к выполнению работы других лиц (субподрядчиков), оставаясь ответственным перед заказчиком за результат их работы. В этом случае подрядчик выступает перед заказчиком как генеральный подрядчик, а перед субподрядчиком — как заказчик.

Согласно

п. 2 ст. 319 ХКУ подрядчик имеет право с согласия заказчика привлекать к выполнению договора в качестве третьих лиц субподрядчиков на условиях заключенных с ними субподрядных договоров, отвечая перед заказчиком за результаты их работы.

При этом подрядчик выступает перед заказчиком как генеральный подрядчик, а перед субподрядчиком — как заказчик.

Такое право подрядчика распространяется и на случаи, когда заказчиком подрядных работ является бюджетная организация.

Но

обратите внимание: в ГКУ указано, что подрядчик имеет право привлекать субподрядчиков, если иное не установлено договором. В то же время согласно ХКУ подрядчику необходимо получить согласие заказчика на привлечение субподрядчиков. Как же быть в этом случае?

На этот вопрос дает ответ Госстрой в

письме от 08.07.2004 г. № 8/1-724.

В случае если заказчик желает проконтролировать подбор субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ,

требование о согласовании с ним кандидатур субподрядчиков должно содержаться в договоре подряда. При этом необходимо оговорить порядок и сроки такого согласования. Как правило, согласование происходит таким образом: генеральный подрядчик предоставляет заказчику кандидатуру субподрядчика и если тот «дает добро» (в письменной форме), с субподрядчиком заключается договор субподряда.

Если же в договоре не будут предусмотрены условия о согласовании,

заказчик не должен вмешиваться в процедуру привлечения генподрядчиком субподрядчиков и их договорные отношения.

Но следует помнить, что работы, выполненные как генподрядчиком, так и субподрядчиком за государственные средства, подлежат особому контролю со стороны ГКРС, поэтому в таком случае выбор субподрядчика все-таки целесообразно согласовывать с заказчиком — бюджетной организацией.

Об этом свидетельствует и

п.п. 9.5.8 Методических рекомендаций № 39.

Кстати, этот документ на сегодняшний день является основополагающим при проведении работниками органов ГКРС ревизий использования средств на строительство.

Следовательно, как определено в

п.п. 9.5.8 Методических рекомендаций № 39, если строительство осуществляется за государственные средства и решение о привлечении субподрядных организаций принимается генподрядчиком после согласования договорной цены и подписания контракта заказчиком, такое решение согласовывается с заказчиком и договорная цена на весь комплекс работ переоформляется с учетом стоимости работ, поручаемых субподрядчику (в пределах стоимости, указанной в акцептированном тендерном предложении генподрядчика).

Какие особенности следует учитывать в отношениях между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиком? В первую очередь следует обратить внимание, что в соответствии со

ст. 838 ГКУ генподрядчик отвечает:

— перед заказчиком за результат работы, выполненной субподрядчиком;

— перед субподрядчиком за невыполнение (ненадлежащее выполнение) заказчиком обязательств по договору подряда.

При этом заказчик и субподрядчик

не имеют права предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком, если иное не установлено договором или законом.

Обычно это связано с тем, что между заказчиком и субподрядчиком договорных отношений

нет.

Но в отношениях генподрядчик — субподрядчик следует учитывать, что фактически генподрядчик

перепоручает субподрядчику выполнить работу, которую ему поручил заказчик и которую он не может выполнить сам.

Теперь разберемся, кого именно, что и каким образом могут проверять работники органов ГКРС при ревизии расходов на строительство, осуществленных за государственные средства.

Основное, что следует четко понимать, — работники органов ГКРС

проводят ревизию подконтрольного объекта — бюджетной организации, а не исполнителя строительных или ремонтных работ. То есть ни генподрядчик, ни субподрядчик, по сути, не проверяются.

Сначала для наглядности сгруппируем в таблицу вопросы, проверяемые органами ГКРС при ревизии использования средств на строительство в соответствии с

Методическими рекомендациями № 39.

 

Вопросы ревизии, которые должны быть проверены

Особенности проверки

1

2

Обоснованность (наличие законных оснований) выделения средств на осуществление строительства

В рамках ревизии этого вопроса проводится проверка соблюдения порядка утверждения инвестиционных программ и проектов строительства, проведения их комплексной государственной экспертизы, соблюдения установленного центральным или местным органом исполнительной власти порядка отбора инвестиционных проектов.Кроме того, проверяются обоснованность предоставления субвенции из государственного бюджета для выполнения строительных и ремонтных работ, правильность и обоснованность определения объектов работ

Соблюдение требований законодательства при проведении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства

Проверяются правильность определения цены закупки, недопущения заказчиком строительства разделения предмета закупки на отдельные части во избежание тендерных процедур, наличие у подрядчиков лицензий на выполнение работ

Соблюдение требований действующего законодательства при заключении контрактов (договоров)

Проверяются соблюдение обязательных условий, которые должны быть учтены во время заключения договоров подряда, правильность и вид установленной цены, соответствие цены в договоре определенной в тендерном предложении, акцептированном заказчиком. Также в рамках этого вопроса проверяется стоимость материально-технических ресурсов, которая не должна превышать среднерегиональную (по материалам — по ценам производителей, сложившимся в регионе)

Наличие оформленных в установленном порядке проектно-сметной и другой технической документации

Проверяются соответствие требованиям приказа № 8 состава, порядку разработки, оформления, согласования и утверждения проектной документации, наличие и вид экспертного заключения, правильность составления титулов строений, наличие лицензий Госстроя, разрешений Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля

Состояние расчетов между заказчиком и подрядчиком и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, связанных со строительством, в бухгалтерском учете и финансовой отчетности

В рамках этого вопроса осуществляется проверка достоверности суммы дебиторской или кредиторской задолженности между заказчиком и подрядчиком. Такая проверка обычно осуществляется путем проведения встречных сверок. Кроме того, проводится проверка соблюдения условий предварительной оплаты (авансирования) строительно-монтажных работ*. Кроме того, в рамках этого вопроса проверяется соответствие объемов взятых обязательств утвержденным в смете бюджетным ассигнованиям. Также проверяется правильность включения материалов, переданных заказчиком подрядчику, в акты приема выполненных подрядных работ. С целью документального подтверждения вида, объема и стоимости выполненных подрядчиком строительных работ, состояния расчетов за выполненные работы проводятся встречные сверки

Правильность определения стоимости строительства

Проверяются правильность определения размера расходов на содержание службы заказчика**, авторского надзора, выполнения проектно-изыскательских работ, расходов, связанных с пусконаладочными работами и комплектацией оборудования, стоимость выполнения строительно-монтажных работ (расценки, показатели, стоимость материалов). Также проверяются правильность начисления налога на добавленную стоимость в сводном сметном расчете, правильность расчета стоимости проектно-изыскательских, пусконаладочных работ, правильность расчета стоимости комплексной государственной экспертизы проекта строительства, правильность установления индексов расценок для исчисления размера платы за выдачу архитектурно-планировочного задания и технических условий

Правильность определения стоимости строительно-монтажных работ

Проводится проверка первичных учетных документов: Типовые формы № КБ-2в «Акт приема выполненных подрядных работ» и № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных подрядных работ». Проверяется правильность определения прямых расходов в сметах и в актах приема выполненных работ, которые при расчетах определяются в соответствии со сметными нормами***. Проводится проверка правильности применения коэффициентов, учитывающих специальные условия выполнения работ. Также проводится непосредственная проверка правильности определения стоимости выполненных работ, в том числе правильности определения стоимости транспортных и заготовительно-складских расходов, среднемесячной заработной платы, усредненных показателей стоимости человеко-часа по разрядам сложности работ, показателей стоимости машино-часов, общепроизводственных и административных расходов, отчислений на социальные мероприятия, размеров прибыли, командировочных расходов и т. п. При проверке этого вопроса факт выполнения работ проверяется обследованием или контрольным обмером

* Напомним, что согласно п. 19 Порядка № 174 размер аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ в соответствии с заключенным соглашением на строительство объекта, при этом подрядчик обязан использовать аванс в течение трех месяцев после его получения. Если подрядчик в течение трех месяцев аванс не использовал, он должен быть возвращен заказчику.

**

Средства на покрытие расходов по содержанию службы заказчика учитываются в размере не более 2,5 % от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета. Эти средства учитываются по отдельному обоснованию, но не более 2,5 %. То есть 2,5% — это не норма, а верхний предел в соответствии с изменениями, внесенными в Правила № 174 в 2009 году.

*** Неправильное применение сметных норм может привести к завышению стоимости прямых расходов (стоимости материалов, заработной платы, стоимости строительной техники), а также может повлечь завышение нормативных трудозатрат, что в дальнейшем повлечет за собой завышение общепроизводственных и административных расходов, прибыли, средств на возведение и разбор временных зданий и сооружений (в случае их учета по процентным показателям, причем эти расходы устанавливаются только по исполнительным сметам согласно изменениям, внесенным в Правила № 174 в 2009 году), средств на содержание службы заказчика и в результате завышению стоимости выполненных работ.

 

Какие же из указанных вопросов ревизии могут касаться субподрядчиков?

Начнем с того, что с целью документального подтверждения вида, объема операций и расчетов с объектом контроля — подконтрольным учреждением, выяснения их реальности и полноты отражения в учете согласно

п. 26 Порядка № 550 органами службы могут проводиться встречные сверки у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с объектом контроля — подконтрольным учреждением.

Исходя из этого встречные сверки работниками органов ГКРС могут проводиться

только у генподрядчика, имевшего правовые отношения с объектом контроля. У субподрядчика, который правовых отношений с бюджетной организацией не имел, встречные сверки проводиться не могут .

Кроме документальной проверки актов приема выполненных строительных работ формы № КБ-2в (кстати, напомним, что с 04.12.2009 г. применяется новая форма Акта приема выполненных строительных работ, утвержденная

приказом № 554), проводится фактическая проверка выполненных работ путем обследования и контрольного обмера.

В соответствии с

п.п. 9.5.10 Методических рекомендаций № 39 руководители объекта контроля осуществляют организацию и проведение фактической проверки с участием ответственных должностных лиц заказчика, исполнителя работ (подрядчика, субподрядчика) и представителя контролирующего органа, при необходимости — других участников инвестиционной деятельности (проектировщика).

То есть в фактической проверке

обязательно должны принимать участие представители подрядной или субподрядной организации, которые фактически выполняли работы.

В случае неучастия представителей заказчика или подрядчика (субподрядчика) в контрольных обмерах орган контроля

обращается в правоохранительные органы с просьбой о содействии в проведении контрольного обмера.

При неявке на контрольное мероприятие подрядчика (субподрядчика) представитель органа ГКРС составляет

акт обследования объемов выполненных работ, предъявляемый для подписания объекта контроля и включаемый в акт ревизии.

Учитывая указанное, субподрядчик хотя и не имеет правовых отношений с заказчиком — бюджетной организацией, но участие в фактической проверке выполненных им работ

должен принимать.

Относительно цен отметим следующее.

Основные правила определения стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства устанавливаются

Правилами № 174.

Правила № 174

носят обязательный характер при определении стоимости зданий (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

В данном случае, несмотря на то, что между заказчиком и субподрядчиком прямые договорные отношения отсутствуют, работы выполняются

исключительно за бюджетные средства, поэтому применение Правил № 174 при определении стоимости работ является обязательным как подрядчиками, так и субподрядчиками.

Напомним, что в соответствии с

Правилами № 174 цена может твердой, динамической или периодической.

Твердые договорные цены

устанавливаются неизменными на весь объем строительства и не уточняются, за исключением случаев, когда:

— заказчик изменяет в процессе строительства проектные решения, что вызывает изменение объемов работ и стоимостных показателей;

— в процессе строительства в проектной документации и инвесторских сметах выявлены бесспорные ошибки, которые не были обнаружены на стадии тендерного предложения и составления договорной цены, а подрядчик не является исполнителем проектно-сметной документации;

— возникают обстоятельства непреодолимой силы — чрезвычайные обстоятельства и события, которые не могут быть предусмотрены сторонами во время заключения договора (контракта);

— произошло замедление темпов или приостановление выполнения работ по решению заказчика или по его вине, если это повлекло за собой дополнительные расходы подрядчика;

— изменилось законодательство по вопросам налогообложения, если это влияет на стоимость работ;

— усматривается существенный рост (в размере, определенном сторонами) либо уменьшение после заключения договора подряда цен на ресурсы, обеспечиваемые подрядчиком, а также на услуги, которые предоставляются ему третьими лицами (

п.п. 3.3.3.2 Правил № 174).

Динамическая договорная цена

(приблизительная смета) устанавливается открытой и может уточняться в течение всего срока выполнения строительных работ.

В случае динамической договорной цены стоимость прямых расходов при взаиморасчетах за объемы выполненных работ определяется на основании нормативных расходов трудовых и материально-технических ресурсов исходя из физических объемов выполненных работ и уточненных цен ресурсов (

п.п. 3.3.10.1 Правил № 174).

Периодические договорные цены

устанавливаются открытыми и имеют элементы как динамической, так и твердой договорных цен.

В конце хотелось бы отметить, что выполнение строительных или ремонтных работ, когда заказчиком является бюджетная организация, налагает на исполнителей работ большую ответственность, чем в других случаях, более тщательно контролируется работниками органов ГКРС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше