Темы статей
Выбрать темы

Изменения в порядке составления, выдачи, регистрации и хранения Госактов на землю

Редакция СБ
Статья

Изменения в порядке составления, выдачи, регистрации и хранения госактов на землю

Дмитрий Вовк, юрист

 

Приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 03.06.2010 г. № 433 были внесены изменения в Инструкцию о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли. Рассмотрению этих изменений, их причин и последствий посвящена данная статья.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ЗК

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон о местном самоуправлении

— Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Постановление № 449

— постановление Кабмина «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком» от 02.04.2002 г. № 449.

Инструкция № 43

— Инструкция о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 04.05.99 г. № 43.

Приказ № 433

— приказ Госкомзема «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли» от 03.06.2010 г. № 433.

 

Предыстория вопроса

В 2007 году Киевский городской совет обратился в Хозяйственный суд г. Киева с иском о признании противоправными и отмене

пункта 1.4, абзацев 3, 5, 6 пункта 1.16, второго предложения пункта 2.14, пунктов 3.1, 3.2, 3.10, первого и четвертого предложения пункта 5.2 Инструкции № 43.

Постановлением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано в связи с пропуском истцом годичного срока для обращения в суд за защитой своих прав, свобод и интересов. Суд апелляционной инстанции в

постановлении от 11.02.2009 г. согласился с позицией Хозяйственного суда г. Киева в части отказа в иске, однако изменил основания отказа — в исковых требованиях было отказано в связи с безосновательностью последних.

Точку в судебных перипетиях поставил Высший административный суд Украины, который в

постановлении от 20.04.2010 г. по делу № К-8025/09 отменил предыдущие постановления судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворил исковые требования, отменив указанные выше положения Инструкции № 43 (данных об обжаловании этого постановления в Верховный Суд Украины на сегодняшний день нет). Основанием для удовлетворения иска стало противоречие данной Инструкции:

статье 19 Конституции Украины в части обязанности государственных органов действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины;

статье 33 Закона о местном самоуправлении в части полномочий исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов по регистрации субъектов права собственности на землю, регистрации права пользования землей и договоров аренды земли, выдачи документов, удостоверяющих право собственности и право пользования землей;

статьям 81, 82, 116 ЗК в части оснований возникновения права собственности на земельные участки.

 

Изменения, внесенные в Инструкцию № 43

Во исполнение

постановления Высшего административного суда Украины от 20.04.2010 г. Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам был принят приказ № 433. Внесенные последним изменения сводятся к следующему.

Во-первых

, отменен п. 1.4. Инструкции № 43, в соответствии с которым государственный акт на право собственности на земельный участок и государственный акт на право постоянного пользования земельным участком выдается на основании решения Кабинета Министров Украины, областной, районной, Киевской и Севастопольской городских, городского, поселкового, сельского совета, Совета министров Автономной Республики Крым, областной, районной Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Не совсем понятно, почему Госкомзем ограничился только самой отменой этого

пункта. Действительно, очевидно, что выдача госактов возможна и по другим основаниям (договоры купли-продажи, дарения, мены, другие гражданско-правовые сделки, внесение земельных участков в уставный фонд юридического лица, принятие наследства) и в этом смысле п. 1.4. Инструкции противоречит ст. ст. 81, 82, 116 ЗК. Однако полагаем, что Госкомзему следовало бы изложить указанный пункт в новой редакции, включив в него недостающие основания выдачи госактов и сделав перечень оснований открытым. Вообще достаточно формальный подход Госкомзема к исполнению постановления Высшего административного суда Украины от 20.04.2010 г. ощущается в подготовленном этим органом Анализе регулятивного влияния приказа № 433 .

Во-вторых,

изменен пакет документов, составляющих техническую документацию по составлению государственного акта на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком. Из него исключены: техническое задание на разработку технической документации по составлению акта, заключение органа по делам строительства и архитектуры о существующих ограничениях на использование земельного участка, а также журнал полевых измерений.

В-третьих

, отменен, а затем изложен в новой редакции п. 2.14. Инструкции № 43. Однако никаких фактических изменений это не повлекло, так как новая редакция п. 2.14 полностью дублирует предыдущую, а та редакция этой нормы, отмены которой добивался Киевский городской совет, была отменена еще раньше самим Госкомземом.

В-четвертых

, изменения претерпел и раздел 3 Инструкции № 43, из которого были исключены пункты 3.1, 3.2, 3.10, касающиеся полномочий Центра государственного земельного кадастра при Госкомземе и самого Госкомзема при выдаче госактов и регистрации, так как, по мнению Высшего административного суда, эти полномочия относятся к сфере органов местного самоуправления и их передача Госкомземом Центру ГЗК является неправомерной. В итоге в разделе 3 Инструкции остался только пункт 3.3.

В этом смысле не совсем понятно, как быть теперь с возвратом второго экземпляра госакта на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком. Дело в том, что формы этих актов, утвержденные

постановлением № 449, предусматривают строчку о том, что второй экземпляр госакта сохраняется в соответствующем государственном органе земельных ресурсов. Аналогичную норму содержал и отмененный п. 3.10. Инструкции № 43. Сейчас же, исходя из логики постановления Высшего административного суда от 20.04.2010 г., второй экземпляр акта должен храниться в органе местного самоуправления (исполкоме соответствующего совета), что прямо противоречит положениям утвержденных Кабмином форм госактов.

В-пятых, отменены первое и четвертое предложения п. 5.2. Инструкции № 43, касающиеся выдачи дубликата госакта. Таким образом, после принятых изменений выдача дубликатов не должна осуществляться через местный госорган земельных ресурсов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше