Темы статей
Выбрать темы

Проверяет Госгорпромнадзор

Редакция СБ
Статья

Проверяет Госгорпромнадзор

Ирина Басова, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»,

Олег Саенко, начальник отдела охраны труда АОЗТ «Спецстроймонтаж»

 

Всегда актуально для проверяемых побольше знать о проверяющих. В статье попробуем разобраться, «кто» такой Госгорпромнадзор и как он проверяет строительные предприятия.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон об охране труда

— Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 г., № 2694-XII.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Конвенция № 81

— Конвенция Генеральной конференции Международной организации труда об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.47 г. № 81.

Конвенция № 129

— Конвенция Генеральной конференции Международной организации труда об инспекции труда в сельском хозяйстве от 25.06.69 г. № 129.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Постановление № 1640

— постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственном комитете по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору» от 23.11.2006 г. № 1640.

Положение № 92

— Положение о порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда от 30.03.2004 г. № 92.

Приказ № 85

— приказ Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору «О признании утратившим силу приказа Комитета по надзору за охраной труда Украины от 19.06.98 № 127» от 04.06.2009 г. № 85.

Постановление № 1631

— постановление КМУ «Об утверждении Порядка выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами» от 15.10.2003 г. № 1631.

НПАОП 45.2-7.02-80

— НПАОП 45.2-7.02-80 «Техника безопасности в строительстве».

 

Государственный комитет по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора создан в 2006 году в соответствии с

постановлением № 1640. Согласно п. 6 этого постановления Госгорпромнадзор осуществляет в установленном порядке государственный надзор за соблюдением законодательства по охране труда в части промышленной безопасности, безопасного ведения работ юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, в том числе по вопросам:

— строительства, реконструкции и эксплуатации объектов повышенной опасности, потенциально опасных объектов и производств;

— применения технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства, а также обеспечения работников спецодеждой и другими средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Как видим, в сферу госнадзора комитета непосредственно попадают строительные предприятия, со всем комплексом их работ и технологических процессов.

Уточним, что проверяет Госгорпромнадзор исключительно работодателей — предприятия всех форм собственности и физических лиц, использующих наемный труд. Это значит, что физлицо-предприниматель, занимающийся строительством и не использующий труд наемных работников, в поле зрения этого органа не попадет.

Но! Если у вас есть лицензия на строительство, либо грузоподъемная техника (краны), подконтрольная Госгорпромнадзору, на вашем предприятии также могут проводиться проверки.

Госгорпромнадзор уполномочен контролировать соблюдение законодательства по охране труда1, а также в сфере использования, охраны, геологического изучения недр, использования и переработки минерального сырья.

1 Кроме вопросов, находящихся в пределах компетенции других органов, которые также осуществляют госнадзор за соблюдением законодательства об охране труда — Государственного комитета ядерного регулирования, Государственного департамента пожарной безопасности МЧС, государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Внимание проверяющих охрану труда на предприятии будет направлено на соблюдение работодателем прав работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, отсутствие нарушений в вопросах безопасности, гигиены труда и производственной среды и наличие необходимых разрешений. Проверяющие Госгорпромнадзора обратят внимание (в виде предписаний и штрафов) на следующие факты:

— нарушения гарантий прав работника на охрану труда во время заключения трудового договора (информирование работника под расписку об условиях труда и о наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов и соответствующие льготы, ознакомление с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка);

— нарушения гарантий прав на охрану труда во время работы (соответствие условий труда на рабочем месте и санитарно-бытовых условий требованиям законодательства, обеспечение безопасности технологических процессов, технологий, механизмов, оборудования);

— несоблюдение предписаний законодательства относительно вопросов, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов повышенной опасности, изготовлением, транспортированием, хранением и использованием взрывчатых материалов, предотвращением несчастных случаев и профессиональных заболеваний, поддержанием технологической дисциплины на производстве, возмещением вреда, расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, обеспечением работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком, газированной соленой водой, предоставлением перерывов санитарно-оздоровительного назначения, созданием и функционированием на предприятии органов и служб по охране труда, наличием утвержденных инструкций и других актов по охране труда, прохождением обязательных медицинских осмотров, инструктажей и т. д.

Правом на проведение проверок наделены исключительно должностные лица Госгорпромнадзора, его территориальных органов (территориальных управлений) и их структурных подразделений (к примеру, государственных инспекций охраны труда по отраслевым направлениям). В большинстве случаев, в качестве проверяющих приходят государственные инспекторы охраны труда. Кроме того, в соответствии с

п.п. 5.9 постановления № 1640 государственная инспекция охраны труда вправе привлекать по согласованию с соответствующими объединениями, предприятиями, местными органами государственной исполнительной власти их специалистов для проведения проверок подконтрольных предприятий и объектов. Часто проводятся проверки с привлечением специалистов по охране труда управлений труда и социальной защиты районных советов, экспертов фонда социального страхования от несчастных случаев, аварий и профзаболеваний на производстве и представителей прокуратуры.

Ранее рядом полномочий были наделены также внештатные государственные инспектора по надзору за охраной труда. Но в настоящее время их деятельность приостановлена согласно

приказу № 85.

 

Виды проверок

Согласно

п. 3.11 и 3.12 Положения № 92 все проверки Госгорпромнадзора делятся на плановые и внеплановые. Плановые и внеплановые проверки, в свою очередь, в зависимости от их конкретных заданий, цели и длительности делятся на три вида: оперативные, целевые и комплексные.

<...>

Оперативная проверка

— это проверка состояния охраны труда; организации работ по безопасности труда; контроля достоверности предоставленной работодателем информации об устранении нарушений нормативных актов по вопросам охраны труда, указанных в ранее выданных предписаниях, относительно принятия решения о возобновлении эксплуатации временно остановленного объекта; осуществления надзора за строящимися объектами и участия в работе комиссий по приему их в эксплуатацию и т. п.

<...>


 

Оперативные проверки проводятся должностным лицом Госнадзорохрантруда Украины в течение, как правило,

1 — 2 рабочих дней в разные смены, в том числе в выходные и праздничные дни.

 


<...>

Целевая проверка

— это проверка на предприятии, в учреждении, организации конкретных вопросов по охране труда, для углубленного их изучения, которая проводится одним государственным инспектором или группой государственных инспекторов на протяжении рабочего дня (смены) или нескольких дней (не более пяти) по плану или указанию начальника инспекции (территориального управления).

<...>


 

В случае проведения целевой проверки необходимо выяснить, по каким именно конкретным вопросам будет проведена целевая проверка.

При проведении плановой оперативной или плановой целевой проверки, согласно требованиям

Закона № 877 предприятие должно быть уведомлено о ее проведении не позднее чем за 10 дней до начала. В уведомлении обязательно указываются должность, фамилия, имя и отчество проверяющего, номер его удостоверения, дата начала и окончания проверки, ее причина. Сам же проверяющий обязательно должен иметь при себе удостоверение и сделать запись в журнале регистрации проверок на предприятии.

Что касается проведения внеплановых проверок, то их проведение в большей степени регулируется нормами международного права.

Госгорпромнадзор и его территориальные органы обязаны соблюдать требования

Закона № 877 в той части, которая не противоречит требованиям Конвенции № 81 и Конвенции № 129.

В частности, в

письме Минюста от 19.05.2008 г. № 4322-0-33-08-21 и письме Федерации профсоюзов от 25.06.2008 г. № 06/01-26/1220 обращено внимание на то, что вышеотмеченные конвенции предусматривают право инспекторов, которые обеспечены соответствующими документами, подтверждающими их полномочия:

— беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток проходить на любое предприятие, подлежащее инспектированию;

— проходить в дневное время в любые помещения, при наличии оснований считать их подлежащими инспектированию;

— осуществлять любой осмотр, проверку или расследование, которые они считают необходимыми для того, чтобы убедиться в строгом соблюдении правовых норм, в частности: в присутствии свидетелей или без таковых допрашивать работодателя или персонал предприятия по любым вопросам, касающимся применения правовых норм.

Выводы напрашиваются следующие: инспектор, имеющий удостоверение, может

беспрепятственно!, без уведомления!, и так далее... Проще говоря, шел инспектор по улице в любое время суток, «увидел» основание считать предприятие подлежащим инспектированию, зашел к вам на внеплановую проверку и в присутствии свидетелей или без таковых начал допрашивать сторожа. Последствия весьма предсказуемы.

 


<...>

Комплексная проверка

это всесторонняя и детальная проверка (ревизия) состояния безопасности и условий труда на предприятии (на больших предприятиях — на отдельных производствах, цехах, объектах и т. д.).

<...>


 

Главная цель комплексной проверки — оценка функционирования системы управления охраной труда, технического состояния эксплуатируемого оборудования, безопасного ведения работ на предприятиях (

п.п. 3.12.3 Положения № 92). Продолжительность комплексной проверки не может составить более 15 дней. Комплексная проверка предприятия проводится после произошедших на предприятии несчастных случаев с тяжелыми последствиями (возможной инвалидностью потерпевшего), групповых несчастных случаев или аварий. Если на предприятии «таких случаев не случалось», то комплексная проверка проводится по плану территориального управления Госгорпромнадзора 1 раз в 5 лет.

Допускать проверяющих

для проведения плановой комплексной проверки (плановой целевой проверки, проводимой комиссией) следует лишь в том случае, если предприятие было письменно предупреждено о проведении такой проверки за месяц до ее начала (п.п. 3.14 Положения № 92).

Проведение проверок инспекторами Госгорпромнадзора регламентируется

Законом № 877. В Законе № 877 четко указаны порядок предупреждения о проверках, их сроки, возможная остановка оборудования, производств. Закон № 877 существенно ограничивает возможности инспекторов Госгорпромнадзора, так как практически все действия проводятся после утверждения руководителями теруправлений Госгорпромнадзора.

 

Что могут проверять инспекторы по охране труда на строительном предприятии?

Итак, предприятие стало объектом государственного надзора за охраной труда. Что же могут проверять инспекторы по охране труда на строительном предприятии?

Согласно

постановлению № 1640 инспекторы по охране труда будут обращать внимание на следующие моменты:

— разрабатывается и осуществляется ли на предприятии система мер по охране труда (по достижению нормативов охраны труда, проведению профилактических мероприятий), предусмотренная действующим в Украине законодательством — должны быть разработаны комплексные мероприятия по профилактике несчастных случаев и повышению уровня охраны труда;

— создана и действует ли на предприятии система органов (должностных лиц) по охране труда, утверждены ли соответствующие инструкции об их обязанностях, правах и ответственности — на предприятии с численностью до 50 человек выполнять обязанности инженера по охране труда можно по совместительству, свыше 50 — может только освобожденный инженер по охране труда;

— обеспечивается ли надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования и оснащения, их соответствие требованиям по охране труда;

— проводится ли на предприятии аудит охраны труда, лабораторные исследования условий труда, оценка технического состояния производственного оборудования и оснащения, аттестация рабочих мест и т. д.;

— были ли разработаны и утверждены на предприятии положения, инструкции и другие локальные акты по охране труда и ознакомлены ли с ними работники предприятия;

— не нарушаются ли на предприятии права работников на охрану труда во время заключения трудового договора: информирование работников под расписку об условиях труда и о наличии на их рабочих местах опасных и вредных производственных факторов;

— не нарушаются ли на предприятии права работников на охрану труда во время работы: соответствие условий труда на рабочем месте и санитарно-бытовых условий требованиям законодательства, обеспечение безопасности технологических процессов, технологий, механизмов, оборудования;

— поддерживается ли на предприятии технологическая дисциплина;

— обеспечиваются ли работники предприятия (в случаях, предусмотренных трудовым законодательством) средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком, газированной соленой водой и т. д.;

— обеспечивается ли на предприятии прохождение его работниками обязательных медицинских осмотров, различных инструктажей;

— имеет ли предприятие необходимые разрешения на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию оборудования повышенной опасности, выдаваемые Госгорпромнадзором, в которые попадают многие виды строительных работ и техники;

— обучение руководителей и ответственных по охране труда в соответствующих учебных центрах и обучение и проверка знаний работников на предприятии.

Значительное количество требований по охране труда носит специализированный характер и зависит от специфики деятельности предприятия.

В частности, на строительных предприятиях охрана труда должна быть организована согласно

НПАОП 45.2-7.02-80.

 

По результатам проверки...

По результатам проведения проверки предприятия может быть:

1) оформлено предписание (акт) с выявленными нарушениями, на устранение которых может быть дано около месяца. По нарушениям должен быть составлен ответ с конкретными сроками и ответственными за устранение;

2) вынесено постановление о наложении штрафа за административное правонарушение;

3) издан приказ об аннулировании разрешения или лицензии Госгорпромнадзора;

4) подано представление работодателю о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности;

5) вынесено постановление прокурором о возбуждении уголовного дела относительно должностных лиц, материалы о совершении правонарушений которыми были ранее переданы проверяющими в органы прокуратуры.

Все эти документы могут быть обжалованы руководителю территориального органа инспекции, в вышестоящей организации и в суде в общем порядке согласно законодательству.

Оформление результатов проверки рассмотрим подробнее.

В соответствии с

п. 3.6 Порядка № 92 результаты каждой проверки оформляются актом проверки, а в случае выявления во время проверок предприятий (объектов) нарушений по вопросам охраны труда, охраны недр должностное лицо Госгорпромнадзора составляет предписание.

В обязательном порядке в предписании должно указываться следующее:

— запись о характере и содержании нарушений безопасности труда, промышленной безопасности (охраны недр);

— сведения о невыполнении проверяемым предприятием законов и других нормативных актов (указывается нормативный акт, его пункты, статьи и др.), а также требования к работодателю по устранению этих нарушений;

— запись о запрещении, приостановлении, прекращении, ограничении работы и эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнения определенных работ, применения новых опасных веществ, а также о выданных разрешениях;

— требование к работодателю о применении мер по устранению выявленных нарушений требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда (охране недр) и письменное информирование о выполнении этих мер.

Первый экземпляр предписания

выдается работодателю, руководителю или другому должностному лицу предприятия или физическому лицу, использующему наемный труд. Второй экземпляр предписания остается у должностного лица Госгорпромнадзора для обобщения выявленных недостатков, для подготовки отчетов и контроля за его выполнением.

Согласно

п. 3.16 Порядка № 92 по результатам проверки работодатель разрабатывает меры по устранению выявленных нарушений законов и других нормативно-правовых актов по охране труда (охране недр). Отметим, что в разработке этих мер может принимать участие должностное лицо Госгорпромнадзора.

Если же вынесено постановление о наложении штрафа, то его

максимальный размер не может превышать 5 % месячного фонда заработной платы.

Неуплата штрафа в течение месяца после окончательного разрешения спора влечет за собой начисление на сумму штрафа

пени в размере 2 % за каждый день просрочки. Однако постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке.

Вместе с тем Госгорпромнадзор в

письме от 08.02.2008 г. № 01/03-03/1087 обратил внимание на то, что согласно ст. 12 Закона № 877 в случае применения санкций за нарушение требований законодательства, в частности, если законом предусматриваются минимальные и максимальные размеры санкций, учитывается принцип пропорциональности нарушения и наказания.

Несмотря на давность этого письма, его содержание актуально и на сегодняшний день.

Кроме того, согласно

ст. 44 Закона об охране труда за нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий деятельности должностных лиц органов Госгорпромнадзора виновные лица могут привлекаться к административной ответственности.

Органы Госгорпромнадзора в соответствии со

ст. 231 КоАП имеют право налагать на должностных лиц предприятий административные штрафы за:

— нарушение требований законодательства о труде и об охране труда, кроме нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (

ст. 41 КоАП);

— нарушение прав государственной собственности на недра (

ст. 47 КоАП);

— нарушение требований по охране недр (

ст. 57 КоАП);

— нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (

ст. 58 КоАП);

— нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отрасли промышленности (

ст. 93 КоАП);

— нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отрасли промышленности (

ст. 94 КУоАП);

— невыполнение законных требований органов специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны труда (

ст. 1884 КоАП).

От имени органов Госгорпромнадзора рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда, по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, а также невыполнение законных требований органов Госгорпромнадзора имеют право:

— государственные инспекторы — штраф до 4 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан2;

— главные государственные инспекторы, начальники инспекций Госгорпромнадзора и их заместители — штраф до 6 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— начальники управлений и отделов Госгорпромнадзора и их заместители — штраф до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— руководитель Госгорпромнадзора и его заместители — штраф до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

2

Здесь и далее не облагаемый налогом минимум доходов граждан — 17 грн.

Кроме указанных выше штрафных санкций и административной ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны труда, согласно

ст. 39 Закона об охране труда должностные лица Госгорпромнадзора имеют право запрещать, останавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, в том числе связанных с использованием недр, применением новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или приостанавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих.

В

п. 3.6 Порядка № 92 предусмотрено, что запрещение — это прекращение работы отдельного производства, цеха, участка, рабочего места, эксплуатации здания, сооружения, помещения, выпуска машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, применение новых опасных веществ. Остановка — это прекращение действия (движения) машины, механизма, оборудования, транспортного и другого средства труда. Прекращение — это запрещение на определенное время выполнения отдельных работ. Ограничение работы — это уменьшение технологической нагрузки отдельного производства, цеха, участка, машины, механизма, оборудования, транспортного и другого средства труда.

В соответствии с

п. 3.8 Порядка № 92 возобновление эксплуатации осуществляется после устранения нарушений, указанных в предписании, и получения от должностного лица Госгорпромнадзора решения о возобновлении эксплуатации этого объекта. Такое решение принимается после проверки достоверности устранения нарушений.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше