Темы статей
Выбрать темы

Себестоимость СМР в смете и бухучете

Редакция СБ
Письмо от 01.10.2010 г. № 2/14-13/14147

Себестоимость СМР в смете и бухучете

 

Письмо Минрегионстроя от 01.10.2010 г. № 2/14-13/14147

 

Государственные строительные нормы ДБН Д. 1.1-1-2000 «Правила определения стоимости работ» (далее — ДБН) устанавливают основные правила определения стоимости строительства на всех стадиях его осуществления, а именно: на стадии составления инвесторской документации, цены тендерного предложения (договорной цены) и проведения взаиморасчетов за объемы выполненных работ.

В соответствии с пунктом 3.1.2 ДБН сметная стоимость строительства, определяемая в составе инвесторской сметной документации, используется для планирования капитальных вложений, финансирования строительства, проведения тендеров. Цена тендерного предложения (являющаяся договорной ценой) — это смета стоимости подрядных работ, за которую подрядная организация, определенная исполнителем работ, согласна выполнить объект заказа и используется для проведения взаиморасчетов за объемы выполненных работ. Вопросы себестоимости строительно-монтажных работ не регулируются указанными ДБН.

Одновременно вопросы методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон) регулируются Министерством финансов Украины, которое утверждает и регистрирует в Минюсте Украины национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты, применяемые предприятиями, организациями и другими юридическими лицами всех форм собственности.

В частности, порядок отражения в бухгалтерском учете суммы признанных дохода и расходов по договору подряда или расходов на строительно-монтажные работы, группирования на счетах фактов финансово-хозяйственной деятельности, обобщения информации о наличии и движении активов и т. п. определен Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291, и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ), утвержденными приказами Минфина и зарегистрированными в установленном порядке Минюстом.

При этом согласно Закону предприятие самостоятельно выбирает учетную политику, осуществляет организацию бухгалтерского учета на предприятии. Ответственность за это возложена на его собственника (собственников) либо уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики (согласно Положению о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций, утвержденному приказу Минфина от 19.12.2006 № 1213) определяется в распорядительном документе, принимаемом предприятием и согласуемом органом, к сфере управления которого он относится, либо уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами. В распорядительном документе об учетной политике должны быть установлены методы оценки, учета и процедуры, которые должно применять предприятие и относительно которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено более одного их варианта.

Вместе с тем методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия определяет П(С)БУ 16 «Расходы». Нормы указанного Положения применяются к учету расходов по строительным контрактам с учетом особенностей их признания и состава, установленных П(С)БУ 18 «Строительные контракты», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2001 г. № 205.

В соответствии с пунктом 15 П(С)БУ 18 «Строительные контракты» административные расходы могут быть признаны расходами по строительному контракту (себестоимостью работ по строительному контракту), если эти расходы непосредственно связаны с выполнением этого строительного контракта и отдельное возмещение указанных расходов по условиям этого строительного контракта возложено на заказчика.

 

Заместитель министра И. Соколов

 

Комментарий

 

В

письме даны подробные рекомендации относительно учета административных расходов и возможности их отнесения в состав себестоимости работ по строительному контракту. Так, порядок формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия определен П(С)БУ 16 «Расходы», утвержденным приказом МФУ от 31.12.1999 г. № 318. Для формирования себестоимости строительно-монтажных работ также применяются нормы П(С)БУ 16, но уже с учетом особенностей признания и состава «строительных» расходов, которые определяются согласно П(С)БУ 18 «Строительные контракты», утвержденному приказом МФУ от 28.04.2001 г. № 205. Согласно п. 15 П(С)БУ 18 административные расходы могут быть признаны расходами по строительному контракту (себестоимостью работ по строительному контракту), если эти расходы непосредственно связаны с выполнением этого строительного контракта и отдельное возмещение этих расходов по условиям контракта осуществляет заказчик. Это значит, что если смета согласована с заказчиком, то предусмотренные в ней административные расходы в полном объеме могут быть отнесены в состав себестоимости строительно-монтажных работ.

Говоря на языке бухгалтерских счетов, административно-хозяйственные расходы, заложенные в смету, попадают на счет

23 «Производство» (так как именно на этом счете формируется себестоимость строительно-монтажных работ), с которого, при подписании акта выполненных работ и отражении соответствующего дохода, списываются в дебет счета 90 «Себестоимость реализации» и при закрытии отчетного периода «уходят» на счет 79 «Финансовые результаты». То есть административные расходы из сметы не попадут на счет 92 «Административные расходы» и, соответственно, в строке 070 Отчета о финансовых результатах (форма № 2) отражаться не будут. Административные расходы, которые связаны с выполнением нескольких строительных контрактов, признаются расходами периода и по окончании этого периода списываются на счет 79 «Финансовые результаты», и пропорциональное распределение таких расходов между контрактами не производится.

Например,

согласно условиям договора, главный инженер предприятия-подрядчика обязан лично контролировать строительство объекта не реже чем 1 раз в месяц. При этом если такое строительство будет в другом регионе, то естественно, что возникнут дополнительные расходы на командировки. В общем случае такие расходы нужно списывать на счет 92 «Административные расходы», но если эти расходы связаны с выполнением только этого контракта, а заказчик согласен их возмещать и внести в смету, тогда в учете предприятия-подрядчика такие расходы можно относить на счет 23 «Производство», то есть на себестоимость строительно-монтажных работ.

 

Ирина Басова, Анна Яковлева

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше