Темы статей
Выбрать темы

Разговоры о политике на бухгалтерской кухне: формируем учетную политику

Редакция СБ
Статья

Разговоры о политике на бухгалтерской кухне: формируем учетную политику

Юлия Егорова, консультант

 

Уходит старый отчетный год, начинается новый. Самое время провести ревизию учетной политики на предприятии. С этой целью кто-то из бухгалтеров достанет специальный приказ, изданный год (или даже несколько лет) назад, пересмотрит его и при необходимости предложит руководству внести изменения, а кто-то просто освежит в памяти основные операции предприятия и возможные альтернативы для них. Вот мы и поговорим об основных моментах формирования учетной политики на предприятии.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

П(С)БУ 1

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом МФУ от 31.03.1999 г. № 87.

П(С)БУ 2

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержденное приказом МФУ от 31.03.1999 г. № 87.

П(С)БУ 6

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденное приказом МФУ от 28.05.1999 г. № 137.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 8

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом МФУ от 18.10.1999 г. № 242.

П(С)БУ 9

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом МФУ от 20.10.1999 г. № 246.

П(С)БУ 10

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденное приказом МФУ от 08.10.1999 г. № 237.

П(С)БУ 11

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом МФУ от 31.01.2000 г. № 20.

П(С)БУ 13

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом МФУ от 30.11.2001 г. № 559.

П(С)БУ 15

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом МФУ от 29.11.1999 г. № 290.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом МФУ от 31.12.1999 г. № 318.

П(С)БУ 17

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль», утвержденное приказом МФУ от 28.12.2000 г. № 353.

П(С)БУ 18

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом МФУ от 28.04.2001 г. № 205.

П(С)БУ 21

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом МФУ от 10.08.2000 г. № 193.

П(С)БУ 22

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 22 «Влияние инфляции», утвержденное приказом МФУ от 28.02.2002 г. № 147.

П(С)БУ 23

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах», утвержденное приказом МФУ от 18.06.2001 г. № 303.

П(С)БУ 29

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность по сегментам», утвержденное приказом МФУ от 19.05.2005 г. № 412.

П(С)БУ 31

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом МФУ от 28.04.2006 г. № 415.

П(С)БУ 32

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 32 «Инвестиционная недвижимость», утвержденное приказом МФУ от 02.07.2007 г. № 779.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.1999 г. № 291.

 

Сущность и форма

Законом о бухучете

учетная политика определяется как совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухучете вопросы установления учетной политики относятся к компетенции собственников предприятия, органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, органа, уполномоченного управлять корпоративными правами государства.

Ныне действующее законодательство пока что не обязывает предприятия непременно составлять приказы об учетной политике. Однако Минфин в

письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793 почему-то взял на себя смелость утверждать, что «полномочие собственника (собственников) предприятия устанавливать учетную политику реализуется путем определения в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, по которым нормативно-методическая база предусматривает больше одного их варианта». То есть учетная политика предприятия, по мнению Минфина, якобы должна существовать в виде «распорядительного документа», который чаще всего принимает форму приказа. На самом же деле учетная политика на предприятии может прекрасно существовать и без каких-либо специальных приказов. Более подробно остановимся на этом в конце статьи, а сейчас рассмотрим вариант, когда учетная политика оформляется отдельным распорядительным документом — приказом.

Разумеется, форма и структура приказа об учетной политике официально никем не установлены. Поэтому каждое предприятие может оформлять его в любом удобном для себя виде исходя прежде всего из собственных интересов и учитывая специфику собственного бизнеса.

Согласно

п. 23 П(С)БУ 1 учетная политика предприятия включает:

— принципы оценки статей отчетности;

— методы учета относительно отдельных статей отчетности.

Основная информация, которую должен содержать приказ об учетной политике, — это описание принципов оценки статей отчетности предприятия и выбор одного из предложенных в законодательстве методов учета. Эти принципы и методы освещаются в учетной политике только при условии, если законодательство (национальные или международные стандарты бухгалтерского учета и др.) предлагает несколько альтернатив на выбор. Абсолютно лишены смысла положения приказа, которые в точности повторяют императивные и безальтернативные законодательные нормы. Например, указание в приказе, что бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности ведутся в соответствии с

Законом о бухучете и национальными стандартами, кажется странным. Ведь только так и следует поступать. Или зачем писать в приказе, что бухгалтерский учет ведется по принципу начисления доходов? Ведь этот принцип и без того установлен ст. 4 Закона о бухучете как единственно возможный. От того, что подобные положения будут продублированы в приказе, для предприятия ничего не изменится. О нецелесообразности включения в распорядительный документ об учетной политике предприятия безальтернативных методов оценки, учета и процедур (императивных норм) Минфин высказался в письмах от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793 и от 21.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5770.

Если предприятие систематически осуществляет операции, при учете которых возможны альтернативы, то выбор такой альтернативы целесообразно закрепить в приказе об учетной политике. Если же операции, требующие выбора способа учета или оценки, происходят не так уж часто или вообще пока еще не осуществлялись, то предприятие может не упоминать о них в приказе. В случае необходимости можно будет издать разовый распорядительный документ при проведении такой операции.

Учетная политика предприятия и ее изменения раскрываются в Примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме или приложением копии распорядительного документа об установлении и изменении учетной политики.

 

Содержание и элементы учетной политики

По мнению Минфина (все то же

письмо от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793), в приказе об учетной политике необходимо определить:

— метод оценки выбытия запасов;

— периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

— порядок учета (идентифицированно или в общем) и распределения транспортно-заготовительных расходов;

— методы амортизации необоротных активов;

— стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

— применение счетов класса

8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета для учета расходов;

— периодичность (период) зачисления сумм дооценки необоротных активов в состав нераспределенной прибыли;

— метод исчисления резерва сомнительных долгов;

— перечень создаваемых обеспечений предстоящих расходов и платежей;

— порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

— сегменты, приоритетный вид сегментов, принципы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

— перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

— перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

— порядок определения степени завершенности работ по строительному контракту;

— даты признания приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

— базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

— порог существенности в отношении отдельных объектов учета;

— порядок переоценки необоротных активов;

— периодичность отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

— наличие отдельного баланса филиала, представительства, отделения и других обособленных подразделений предприятия.

Однако, по нашему мнению, не все из составляющих этого списка являются собственно элементами учетной политики. Дело в том, что выбор некоторых учетных вариантов необходимо делать индивидуально для каждого учетного объекта, принимая во внимание все обстоятельства, фактически сложившиеся на дату такого выбора. Поэтому и нет смысла заведомо ограничивать свой выбор в приказе об учетной политике, не владея заранее информацией о событиях, которые могли бы возникнуть в будущем и повлиять на принятие решения по этому вопросу, а значит, и на достоверность финансовой отчетности.

Например, нет смысла определять в учетной политике методы и параметры амортизации основных средств, ведь экономически обоснованный метод амортизации можно выбрать только для каждого объекта индивидуально. Допустим, предприятие купило новый легковой автомобиль марки Honda для директора и грузовой автомобиль для транспортировки строительных материалов. Хотя оба эти основные средства принадлежат к одному классу — автомобили, использовать для них обоих один и тот же метод амортизации было бы ошибочным. Для легкового автомобиля больше подойдет прямолинейный метод, а для грузового — производственный. Более того, параметры начисления амортизации для разных объектов могут быть разными даже при условии использования одного метода. Например, предприятие купило еще один легковой автомобиль Daewoo, но не новый, а подержанный. Для его амортизации был выбран прямолинейный способ, как и для автомобиля Honda. Разумеется, подержанный автомобиль Daewoo сильно уступает по эксплуатационным параметрам новому автомобилю Honda, и поэтому срок его полезного использования будет гораздо меньше. Этот срок определяет компетентная комиссия предприятия при осмотре автомобиля и оценке его технического состояния.

И еще пример. Степень завершенности работ по строительному контракту можно определить только по каждому заключенному контракту в отдельности, учитывая фактическую специфику выполняемых работ. И не беда, если в первом квартале мы применили один порядок, а во втором — другой. Главное, чтобы выбранный порядок давал нам объективную оценку степени завершенности работ на каждую дату баланса. И таких ситуаций в жизни предприятия может быть множество. Все их невозможно предусмотреть заранее, вот поэтому мы и не рекомендуем вносить соответствующие альтернативы в приказ об учетной политике. Они систематизированы в табл. 1.

 

Таблица 1

Учетные альтернативы, которые невозможно выбрать заранее


п/п

Параметры учета

Нормы законодательства, предоставляющие возможность выбора

Варианты выбора, решение по которым принимается в момент возникновения или изменения объекта учета, а не заранее

1

2

3

4

1

Продолжительность операционного цикла

п. 4 П(С)БУ 2

Определяется исходя из промежутка времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денежных средств от реализации изготовленной из них продукции (предоставленных услуг). Операционный цикл может варьироваться в зависимости от конъюнктуры рынка и реакции предприятия на нее, от видов производимой продукции или услуг. Продолжительность цикла не влияет на методику ведения бухгалтерского учета

2

Классификация необоротных и оборотных активов

п. 5 П(С)БУ 7;
п. 5 П(С)БУ 8

Классификация каждого актива производится индивидуально в момент признания его активом

3

Методы амортизации основных средств

п. 26 П(С)БУ 7

Методы амортизации выбираются индивидуально для каждого объекта основных средств:
— прямолинейный;
— уменьшения остаточной стоимости;
— ускоренного уменьшения остаточной стоимости;
— кумулятивный;
— производственный;
— налоговый метод (согласно п. 8.6 Закона о налоге на прибыль) и фиксируются в акте ввода в эксплуатацию

4

Методы амортизации других необоротных материальных активов

п. 27 П(С)БУ 7

Методы амортизации выбираются индивидуально для каждого объекта других необоротных материальных активов и фиксируются в акте ввода в эксплуатацию:
— прямолинейный;
— производственный;
— так называемые «50 х 50» и 100 % способы амортизации МНМА при вводе их в эксплуатацию в первом месяце использования

5

Оценка степени завершенности операций по предоставлению услуг

п. 11 П(С)БУ 15

Выбор производится индивидуально по каждому договору с заказчиками исходя из:
— изучения выполненной работы;
— определения удельного веса объема услуг, предоставленных на определенную дату, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены;
— определения удельного веса расходов в связи с предоставлением услуг в общей ожидаемой сумме таких расходов

6

Степень завершенности работ по строительным контрактам

п. 4 П(С)БУ 18

Выбор производится индивидуально по каждому строительному контракту по одному из методов:
— измерения и оценки выполненной работы;
— соотношения объема завершенной части работ и их общего объема по строительному контракту в натуральном измерении;
— соотношения фактических расходов;
— на начало выполнения строительного контракта до даты баланса и ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по контракту

7

Перечень связанных с предприятием сторон

п. 3 П(С)БУ 23

Связанными сторонами предприятия считаются:
— предприятия, пребывающие под контролем или существенным влиянием других лиц;
— предприятия и физлица, прямо или опосредованно осуществляющие контроль над предприятием или существенно влияющие на его деятельность, а также близкие члены семьи такого физлица.
Перечень связанных сторон может часто изменяться, поэтому нет смысла включать его в приказ об учетной политике

8

Методы оценки активов и обязательств по операциям со связанными сторонами

п. 6 П(С)БУ 23

Методы:
— сравнительной неконтролируемой цены;
— цены перепродажи;
— «расходы плюс»;
— балансовой стоимости.
Выбор производится для каждой конкретной операции со связанными сторонами в момент ее осуществления

9

Формирование финансовых расходов

пп. 6 — 14
П(С)БУ 31

В момент понесения финансовых расходов делается выбор метода их учета в зависимости от сложившихся обстоятельств:
— капитализация финансовых расходов, связанных с организацией квалификационного актива;
— признание финансовых расходов расходами отчетного периода, в котором они были начислены

10

Оценка инвестиционной недвижимости в финансовой отчетности на дату баланса

п. 16 П(С)БУ 32

Выбор делается индивидуально для каждого объекта недвижимости при каждой оценке на дату баланса:
— по справедливой стоимости;
— по первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации;
— с учетом потерь от уменьшения полезности и выгод от ее восстановления

11

Методы определения справедливой стоимости инвестиционной недвижимости при отсутствии активного рынка

п. 20 П(С)БУ 32

Выбор делается индивидуально для каждого объекта недвижимости при каждом определении справедливой стоимости с учетом обстоятельств, сложившихся на момент выбора:
— по последней рыночной цене операции с такими активами;
— по текущим рыночным ценам;
— по дополнительным показателям, характеризующим уровень цен на инвестиционную недвижимость

 

А теперь попробуем систематизировать элементы учетной политики, которые могут быть предопределены заранее для всего предприятия или некоторой группы его операций и включены в приказ об учетной политике (табл. 2). Справедливости ради следует сказать, что пункты 1, 2 и 4 табл. 2 — это вопросы организации собственно бухгалтерского учета на предприятии, а не выбор учетной политики. Их можно урегулировать отдельным приказом «Об организации бухгалтерского учета на предприятии», в котором также утвердить документооборот и формы первичных документов, применяемых на предприятии, определить круг материально ответственных лиц, наличие должности кассира, состав инвентаризационных комиссий, круг лиц, которые имеют право получать средства в подотчет, и др.

 

Таблица 2

Элементы учетной политики

№ п/п

Элементы учетной политики

Нормы законодательства, предоставляющие возможность выбора

Варианты выбора

1

2

3

4

1

Организация бухгалтерского учета

п. 4 ст. 8 Закона о бухучете

— введение в штат предприятия должности бухгалтера или организация бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
— пользование услугами частного предпринимателя — специалиста по бухгалтерскому учету;
— ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
— ведение бухгалтерского учета непосредственно собственником или руководителем предприятия

2

Форма ведения бухгалтерского учета

ст. 9 Закона
о бухучете

— система регистров бухгалтерского учета (ведомости, ордера, журналы и т. п.);
— простая и упрощенная формы бухгалтерского учета (для малых предприятий)

3

Использование счетов бухгалтерского учета классов 8 и 9

Инструкция № 291

Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведутся всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства и других организаций, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности. Для таких организаций предусмотрены счета бухгалтерского учета класса 8 «Расходы по элементам», хотя счета класса 9 им вести не запрещено.
Как правило, строительное предприятие может выбирать, вести ли ему учет расходов только на счетах класса 9 или одновременно на счетах классов 9 и 8

4

Объекты и периодичность проведения инвентаризации

ст. 10 Закона о бухучете

Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с действующим законодательством

5

Порог существенности

п. 3 П(С)БУ 1;

рекомендации Минфина в письме от 29.07.2003 г. № 04230-04108

Порог существенности в некоторых случаях определяется предприятием самостоятельно согласно определению существенной информации в п. 3 П(С)БУ 1

6

Стоимостный критерий разграничения необоротных активов на основные средства и малоценные необоротные материальные активы (МНМА)

п. 5.2 П(С)БУ 7

Определяется предприятием самостоятельно, как правило, на уровне до 1000 грн. (без НДС) с целью сближения налогового и бухгалтерского учета.
На практике такой подход себя не всегда оправдывает, поэтому мы рекомендуем учитывать только цели бухгалтерского учета без привязки к правилам налогообложения. Например, совсем не обязательно привязываться к налоговому стоимостному критерию, если украинское предприятие контролируется иностранным собственником, в учетной политике которого такой критерий выше 1000 грн. В этом случае предприятие должно подчиняться требованиям собственника, тем более что это не противоречит нормам П(С)БУ 7

7

Переоценка необоротных активов

п. 16 П(С)БУ 7

Определяется порог существенности отличия остаточной стоимости объекта основных средств от его справедливой стоимости, по достижении которого предприятие будет проводить переоценку

8

Единица учета запасов

п. 7 П(С)БУ 9

— наименование;
 — однородная группа (вид)

9

Метод оценки выбытия запасов

п. 16 П(С)БУ 9 «Запасы»

— по идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
— по средневзвешенной себестоимости;
— по себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);
— нормативных затрат;
— цены продажи (для розницы)

10

Распределение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

п. 9 П(С)БУ 9 и Приложение к П(С)БУ 9

— использовать отдельный субсчет учета ТЗР;
— не использовать отдельный субсчет учета ТЗР

11

Методы определения величины резерва сомнительных долгов

п. 8 П(С)БУ 10

— использование абсолютной суммы сомнительной задолженности;
— использование коэффициента сомнительности

12

Методы определения коэффициента сомнительности

п. 8 П(С)БУ 10 и приложение к данному П(С)БУ

— исходя из удельного веса безнадежных долгов в чистом доходе;
— исходя из классификации дебиторской задолженности по срокам непогашения;
— исходя из среднего удельного веса списанной в течение периода дебиторской задолженности в сумме дебиторской задолженности на начало соответствующего периода за предыдущие 3 — 5 лет

13

Обеспечения

п. 13 — 19 П(С)БУ 11

В этом элементе учетной политики указываются только те обеспечения, которые предприятие создает в дополнение к перечисленным в п. 13 П(С)БУ 11 согласно его п. 14

14

База распределения расходов между инструментами собственного капитала

п. 27 П(С)БУ 13

— количество акций;
— сумма операций и другие обоснованные базы распределения.
Выбранные базы в дальнейшем должны использоваться последовательно, без необоснованных изменений

15

Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг)

п. 11 П(С)БУ 16

Детальный перечень статей калькуляции предприятие устанавливает самостоятельно

16

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, а также их распределение

п. 16 П(С)БУ 16 и приложение 1
к данному П(С)БУ

Детальный перечень статей этих расходов предприятие устанавливает самостоятельно

17

База распределения постоянных общепроизводственных расходов на каждый объект

п. 16 П(С)БУ 16

— часы работы;
— заработная плата;
— объем деятельности;
— прямые расходы;
— другая база распределения

18

Перечень административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов

п. 17 — 20
П(С)БУ 16

Детальный перечень статей этих расходов предприятие устанавливает самостоятельно

19

Периодичность отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств

п. 15 П(С)БУ 17

— определение ОНА и ОНО на каждую дату промежуточной и годовой финансовой отчетности;
— определение ОНА и ОНО только на дату годовой финансовой отчетности

20

Применение средневзвешенного валютного курса

п. 10 — 11
П(С)БУ 21

— перерасчет доходов, расходов и денежных потоков по правилам пп. 10.1 и 10.2 П(С)БУ 21;
— перерасчет доходов, расходов и денежных потоков по средневзвешенному валютному курсу за соответствующий месяц

21

Способы корректировки финансовой отчетности

п. 12 П(С)БУ 22

С применением:
— коэффициента корректировки;
— среднего индекса инфляции

22

Виды сегментов, их приоритетность

пп. 5 — 9 П(С)БУ 29

Предприятие самостоятельно определяет состав и количество сегментов финансовой отчетности:
— географический (производственный и сбытовой);
— хозяйственный

23

Критерии разграничения инвестиционной и операционной недвижимости

п. 6 П(С)БУ 32

Самостоятельно разрабатываются предприятием

 

О пороге существенности

Чуть более подробно остановимся на таком элементе учетной политики, как порог существенности. Министерство финансов Украины в

письме от 29.07.2003 г. № 04230-04108 рекомендовало следующие величины порога существенности для:

— отдельных объектов учета, относящихся к активам, обязательствам и собственному капиталу предприятия, — 5 % от итога всех активов, всех обязательств и собственного капитала;

— отдельных видов доходов и расходов — 2 % чистой прибыли (убытка) предприятия;

— отражения переоценки или уменьшения полезности объектов учета — 1 % чистой прибыли (убытка) или величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов учета от их справедливой стоимости;

— отдельных видов доходов, расходов неприбыльных организаций и отражения переоценки или уменьшения полезности объектов учета — 0,5 % от суммы поступлений на осуществление уставной деятельности;

— определения финансовой аренды по сроку аренды — 75 % срока полезного использования объекта аренды;

— определения отчетного сегмента при раскрытии информации о сегментах — 10 % чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) либо финансовых результатов сегмента или активов всех сегментов предприятия;

— определения подобных активов — не более 10 % разницы между справедливой стоимостью объектов обмена;

— для других хозяйственных операций и объектов учета — от 1 до 10 % с учетом объемов деятельности предприятия, характера влияния объекта учета на решение пользователей и других качественных факторов, которые могут влиять на определение порога существенности.

 

Изменение учетной политики

Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных стандартами бухгалтерского учета, а именно

пунктом 9 П(С)БУ 6:

— при изменении уставных требований;

— при изменении требований органа, утверждающего стандарты бухгалтерского учета (Министерства финансов Украины);

— для обеспечения достоверного отражения событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

Согласно

п. 10 П(С)БУ 6 не считается изменением учетной политики ее установление для событий или операций:

— отличающихся по содержанию от предыдущих событий и операций;

— не происходивших ранее.

Влияние изменений учетной политики на события и операции прошлых периодов отражается в отчетности:

— корректированием сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

— повторным предоставлением сравнительной информации относительно предыдущих отчетных периодов.

В случае если корректировку нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно отразить достоверно, то учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики. Во всех остальных случаях учетная политика применяется с момента возникновения событий и операций.

Данные об учетной политике предприятия и ее изменениях в обязательном порядке раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности (

пп. 18 — 19 П(С)БУ 1, ст. 4 Закона о бухучете).

 

И не забудем о налогах

Правила налогового учета тоже допускают некоторые вольности, но их далеко не так много, как в правилах учета бухгалтерского. Альтернативы существуют для налогового учета запасов и основных фондов.

Так, согласно

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик самостоятельно выбирает метод оценки выбытия запасов из тех, что перечислены в этом пункте. На первый взгляд кажется, что этот метод для целей налогового учета должен соответствовать методу, избранному для целей бухгалтерского учета. Такой подход избавляет от необходимости ведения двойного учета запасов. Однако неленивый и расчетливый бухгалтер может применять разные методы в бухгалтерском и налоговом учете, если это будет отвечать интересам предприятия. Например, в бухучете можно выбрать метод учета по средневзвешенной стоимости, чтобы равномерно относить стоимость запасов на расходы, а в налоговом учете выбрать метод учета по идентифицированной стоимости, чтобы произвольно регулировать величину объекта налогообложения. Такой выбор целесообразно закрепить в приказе об учетной политике.

Если производственное предприятие регулярно проводит расчет материальной составляющей в остатках незавершенного производства и в готовой продукции для целей

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, то методику этого расчета тоже можно осветить в приказе.

Подпунктом 8.3.3 Закона о налоге на прибыль

налогоплательщикам предоставляется право применять ежегодную индексацию групп основных фондов и нематериальных активов. Подпунктом 8.6.1 Закона о налоге на прибыль предоставлено также право использовать другие нормы амортизации, которые не превышают норм, установленных этим же подпунктом. Это решение должно быть принято до начала отчетного года и не может быть изменено в течение такого года, оно доводится до сведения налоговой инспекции вместе с декларацией о прибыли за первый квартал такого года. Некоторые предприятия могут применять ускоренную и бонусную амортизацию основных фондов, при условии соблюдения ими требований подпунктов 8.6.3, 8.6.4, 8.6.5, 8.6.6, 8.6.7 Закона о налоге на прибыль. Если предприятие решит воспользоваться этими правами, оно может закрепить свой выбор в приказе об учетной политике.

 

Не приказом единым

И наконец, как и обещали, расскажем, можно ли формировать учетную политику на предприятии, не оформляя никакого специального приказа.

Как мы сказали выше, очень многие методы и параметры учета определяются в момент совершения хозяйственной операции или ее проведения (см. табл. 1 на с. 14). При этом соответствующий выбор может оформляться путем издания распорядительных документов либо фиксироваться в первичных документах.

Точно так же можно оформлять и выбор учетных альтернатив, которые мы включили в табл. 2. С одним лишь отличием: однажды сделанный выбор может быть изменен только при условии, если такое изменение не противоречит

пп. 9, 10 и 11 П(С)БУ 6.

То есть если мы применили однажды некий порог существенности, опустив несущественную информацию или не исправив несущественную ошибку, то в дальнейшем мы смело можем считать порогом существенности размер этих неотраженных сумм. Можно ли в будущем признать несущественными более крупные суммы? По мнению автора, можно, но при условии, что они не превышают порогов, рекомендованных Министерством финансов в

письме от 29.07.2003 г. № 04230-04108.

Или например, предприятие купило принтер стоимостью 1500 грн. и приняло решение признать его малоценным необоротным материальным активом. Значит, в дальнейшем все предметы не дороже 1500 грн. должны также относиться в состав МНМА. Обязательным условием для такого решения должно быть отсутствие в составе основных средств объектов дешевле 1500 грн. Если в течение того же года предприятие купит еще один принтер стоимостью 2000 грн. и тоже решит отнести его в состав МНМА, то тем самым стоимостный критерий для признания актива МНМА увеличится до 2000 грн. Заметим, что уменьшать этот критерий уже нельзя, т. е. после признания принтера стоимостью 2000 грн. в качестве МНМА нельзя будет в дальнейшем отнести в состав основных средств объекты дешевле 2000 грн., а в уже имеющемся составе основных средств тоже не должно быть таких объектов. В примечаниях к финансовой отчетности нужно будет указать тот критерий, который сложится на момент ее составления.

А вот однажды выбранную единицу учета запасов и метод оценки запасов при выбытии изменить в дальнейшем уже нельзя. И так далее по каждому элементу учетной политики: первоначально делается обоснованный выбор с таким расчетом, что он же будет применяться для всех аналогичных активов и операций в будущем.

Таким образом, параметры учетной политики предприятия могут быть собраны заранее в едином специальном приказе, а могут формироваться «по ходу дела», по мере необходимости такого выбора и оформляться отдельными приказами и любыми другими документами. Главное в политике — это сделать правильный выбор!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше