Пять недостатков рекомендаций по бухучету себестоимости СМР
Письмо Министерства финансов Украины от 17.12.2009 г. № 31-34000-20-5/34701
В соответствии с частью шестой статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон) министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению.
Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ
(далее — Методрекомендации), утвержденные приказом Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 16.02.2004 г. № 30, в отдельных случаях не соответствуют национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (далее — ПБУ), что является также следствием неприведения их в соответствие с изменениями, вносимыми в ПБУ.В
пункте 5.8 раздела III ссылка на ПБУ 8 «Нематериальные активы» о порядке начисления сумм амортизационных отчислений объектов основных средств не отвечает назначению и области применения этого ПБУ.В
абзаце пятом пункта 7 раздела III расходы на гарантийный ремонт согласно ПБУ 16 «Расходы», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 13.12.99 г. № 318 (с изменениями) , не включаются в статью «Прочие прямые расходы».В
абзаце втором пункта 10 раздела V сумма неустойки (пени) и возмещения убытков вопреки нормам ПБУ 16 «Расходы» и ПБУ 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87, свернута с доходом от договора.В
абзаце третьем пункта 16 раздела VII расходы на сооружение и разборку временных (нетитульных) зданий и сооружений учитываются на отдельном субсчете счета 23 «Производство», а их списание на дебет счета 90 «Себестоимость реализации» противоречит признанию актива и порядку отражения в финансовой отчетности (пункты 4 и 16 ПБУ 2 «Баланс», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87).В
пункте 4 приложения 1 к Методрекомендациям предельный срок начисления амортизации нематериальных активов не соответствует измененной приказом Министерства финансов Украины от 08.07.2008 г. № 901 редакции пункта 25 ПБУ 8 «Нематериальные активы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242.Министерство финансов Украины в соответствии с
подпунктом 38 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2006 г. № 1837, просит привести Методрекомендации в соответствие с требованиями части шестой статьи 6 Закона и уведомить Министерство финансов Украины.
Заместитель министра Н. Полуденный
КОММЕНТАРИЙ
Данное письмо стоит в ряду нескольких документов, направленных Минфином в адрес различных министерств и ведомств1, в связи с необходимостью исправлений
отраслевых инструкций и рекомендаций по вопросам бухгалтерского учета.1 В адрес Минагропромполитики — письмо Минфина от 29.09.2009 г. № 31-34000-20-5/26023, в адрес Минэкономики — письмо от 20.08.2009 г. № 31-34000-20-5/22614, в адрес Пенсионного фонда — письмо от 29.09.2009 г. № 31-34000-20-14/26022, в адрес МинЖХХ — письмо от 17.12.2009 г. № 31-34000-20-5/34700.
Специалисты Минфина обращают внимание работников Минрегионстроя на пять замечаний, касающихся отраслевых
Методических рекомендаций по учету себестоимости СМР, утвержденных приказом Госстроя от 16.02.2004 г. № 30 (далее — Методрекомендации № 30).1.
Методрекомендации № 30 включают в статью «Эксплуатация строительных машин и механизмов», кроме прочего, и амортизацию нематериальных активов. Минфин не согласен с этим, указывая на то, что машины и механизмы являются основными средствами, а не нематериальными активами.2.
Методрекомендации № 30 допускают отнесение к прочим прямым затратам расходов на выполнение гарантийных работ. Минфин предписывает исправить эту норму, подразумевая, очевидно, что такие расходы относятся к затратам на сбыт.3.
Методрекомендации № 30 предусматривают возможность отнесения сумм выплаченных неустоек в уменьшение дохода, а не на увеличение затрат. Эксперты Минфина в ответ на это говорят о недопустимости сворачивания таких сумм с суммой дохода.4.
Специалистам Минфина не нравится также схема учета затрат на возведение и разборку временных титульных и нетитульных сооружений на счете 23 с последующим списанием на счет 90. При этом они ссылаются на базовое определение активов. Судя по всему, Минфин предпочитает относить стоимость таких сооружений в состав активов, а не списывать ее на счет 90 через счет 23.5.
Минфин напоминает специалистам Минрегионстроя о том, что в настоящее время система П(С)БУ уже не предусматривает двадцатилетнего ограничения срока амортизации нематериальных активов.Надо полагать, что Минрегионстрой в ближайшее время подкорректирует соответствующим образом содержание
Методрекомендаций № 30.
Андрей Левченко