Темы статей
Выбрать темы

О земельных сервитутах

Редакция СБ
Письмо от 24.09.2009 г. № 14322/17/11-09

О земельных сервитутах

 

Письмо Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 24.09.2009 г. № 14322/17/11-09

 

Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам обработано Ваше письмо относительно разъяснения некоторых вопросов

земельного законодательства, поступившее от Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, и по сути поставленных вопросов сообщается следующее.

Частью второй статьи 100 Земельного кодекса Украины

установлено, что земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, которое требует его установления, и собственником (владельцем) земельного участка.

В соответствии с

частью первой статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

С учетом того что разграничение земель государственной и коммунальной собственности

не проведено, все земли, кроме земель, переданных в частную собственность, считаются государственными.

Абзацем первым пункта 12 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины

установлено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия относительно распоряжения землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем данного пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы , а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

То есть орган

местного самоуправления — распорядитель земельного участка может выступать стороной договора земельного сервитута.

Согласно

части второй статьи 100 Земельного кодекса Украины договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Статьей 4 Закона Украины

«О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (далее — Закон) определено, что обязательной государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество, в частности право пользования (сервитут).

В соответствии с

Законом регистрация вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в составе Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их ограничений (далее — Государственный реестр прав).

Согласно

Закону администратором Государственного реестра прав является Центр ГЗК.

В соответствии с

абзацем пятым пункта 4 «Заключительных положений» Закона на Кабинет Министров Украины возложена обязанность обеспечить в пределах своих полномочий принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации данного Закона.

Непринятие

до настоящего времени Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений Закона, а именно Порядка ведения Государственного реестра прав и других, делает невозможным действие Закона в полном объеме, в том числе ведение Государственного реестра прав.

В соответствии с

постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 года № 1088 «О создании единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра» Центр ГЗК до создания Государственного реестра прав проводит регистрацию земельных участков и прав на них путем внесения записей о регистрации земельных участков и прав на них в базу данных государственного реестра земель .

Центр ГЗК осуществляет ведение государственного реестра

земель в соответствии с Временным порядком ведения государственного реестра земель (далее — Временный порядок), утвержденным приказом Госкомзема Украины от 02.07.2003 г. № 174 и зарегистрированным в Минюсте 25.11.2003 г. под № 641/762, которым не предусмотрены процедуры регистрации права пользования чужим земельным участком (сервитут).

Вместе с тем согласно

Временному порядку в автоматизированной системе государственного земельного кадастра (далее — АС ГЗК) должны содержаться, в частности, сведения о правовом режиме земель. В Поземельную книгу и столбцы 39 — 48 таблицы 5 «Сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, земельные сервитуты, договоры аренды (субаренды) земли» в регистрационную карточку земельного участка, которая является составляющей Поземельной книги, вносятся соответствующие данные.

Таким образом, в

Поземельную книгу (регистрационную карточку земельного участка) и АС ГЗК вносятся сведения об имеющихся сервитутах земельного участка.

После

внесения информации об имеющихся сервитутах земельного участка в Поземельную книгу (регистрационную карточку земельного участка) и АС ГЗК соответствующее структурное обособленное подразделение Центра ГЗК по заявке заинтересованного лица может выдать справку в установленном законодательством порядке.

 

Заместитель председателя В. Кулинич

 

Комментарий

 

см. на с. 38 данного номера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше