Темы статей
Выбрать темы

Отчуждение земли для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости

Редакция СБ
Статья

Отчуждение земли для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости

Елена Борисова, юрист-аналитик

Нина Шульгина, юрист-аналитик

 

К принятию Закона Украины «Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости» от 17.11.2009 г. № 1559-VI парламент побудила вроде бы острая потребность в земле для организации и проведения чемпионата по футболу Евро-2012. Закон распространяется на любые случаи, когда будет возникать «общественная потребность» или «общественная необходимость» в отчуждении земельных участков частной собственности на нужды, связанные со строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией объектов, определенных в Государственной целевой программе подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, осуществляемой по заказу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и/или финансируемой за счет государственного либо местных бюджетов. Однако из ст. 2 Закона следует, что он может применяться и для других случаев возникновения общественных потребностей или общественной необходимости.

Следовательно, создан новый механизм отчуждения имущества частной собственности.

Предлагаем вместе с нами проанализировать его.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция

— Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

Земельный кодекс

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Закон № 1559

— Закон Украины «Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости» от 17.11.2009 г. № 1559-VI.

 

Когда у общества возникает потребность или необходимость?

Статья 1 Закона № 1559

дает определение терминов «общественная потребность» и «общественная необходимость», являющихся основаниями для изъятия либо выкупа земельных участков со всеми объектами, расположенными на них. Следовательно:

общественная необходимость

— обусловленная общегосударственными интересами либо интересами территориального общества исключительная необходимость, для обеспечения которой допускается принудительное отчуждение земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества в установленном законом порядке;

общественная потребность

— обусловленная общегосударственными интересами либо интересами территориальной громады потребность в земельных участках, в том числе тех, на которых размещены объекты недвижимого имущества, выкуп которых осуществляется в порядке, установленном законом.

Как видим, размежевать потребность и необходимость исходя только из определений, приведенных в

ст. 1 Закона № 1559, сложно. Однако ст. 4, 7 и 15 данного Закона детализируют и объясняют эти определения.

Вот перечень

общественных потребностей, для удовлетворения которых орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления1 может принять решение о выкупе земельного участка (ч. 1 ст. 7 Закона № 1559):

 

1

Обеспечение национальной безопасности и обороны

2

Строительство, капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, нефте-, газо- и водопроводов, линий электропередач, связи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов, необходимых для их эксплуатации

3

Размещение иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украине в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины

4

Размещение и обслуживание объектов, связанных с добычей полезных ископаемых

5

Строительство защитных гидротехнических сооружений

6

Строительство и обслуживание нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, необходимых для их эксплуатации, сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства

7

Создание городских парков, строительство дошкольных учебных заведений, площадок отдыха, стадионов и кладбищ

8

Расположение объектов природно-заповедного фонда

 

1 Далее по тексту именуемые «орган(ы) власти».

Законом № 1559

установлено, что земельный участок для общественных потребностей может быть выкуплен (обменян на другой с соответствующей компенсацией) только с согласия собственника.

 


К сведению читателей

Согласно

ст. 9 Закона № 1559 к компетенции сельских, поселковых, городских советов, Киевского и Севастопольского городского совета отнесено принятие решений о выкупе земельных участков в границах территории осуществления их полномочий, для таких общественных потребностей, как:

— строительство, капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, связанных с обслуживанием соответственно территориальной громады села, поселка, города (дорог, мостов, эстакад, газо- и водопроводов, линий электропередачи, связи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций), и объектов, необходимых для их эксплуатации;

— расположение объектов природно-заповедного фонда местного значения;

— создание городских парков, строительство дошкольных учебных заведений, площадок отдыха, стадионов и кладбищ.


Теперь рассмотрим, для размещения каких объектов могут быть

принудительно отчуждены земельные участки и расположенное на них имущество по мотивам общественной необходимости. Часть 1 ст. 15 Закона № 1559 указывает, что земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество могут быть отчуждены по мотивам общественной необходимости, если собственник не дал согласия на выкуп этих объектов для общественных потребностей, исключительно под размещение:

 

1

Объектов национальной безопасности и обороны

2

Линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов, необходимых для их эксплуатации

3

Объектов, связанных с добычей полезных ископаемых общегосударственного значения

4

Объектов природно-заповедного фонда

5

Кладбищ

 

В

ст. 15 Закона № 1559 также содержится оговорка, согласно которой указанные земельные участки изымаются только в исключительных случаях и только в государственную либо коммунальную собственность. Также обращаем внимание, что исходя из текста ст. 15 Закона № 1559 возможность принудительного изъятия по мотивам общественной необходимости появляется у органа власти только после того, как собственник отказался от выкупа или обмена земельного участка.

И в

Законе № 1559, и в Конституции (ст. 41) отмечается, что принудительное отчуждение объектов частной собственности может быть применено только в виде исключения. Однако перечень «исключительных» оснований, дающих право на отчуждение земельного участка с расположенным на нем имуществом, в Законе № 1559 достаточно широк (!).

В частности, допускается принудительное отчуждение по мотивам общественной необходимости, если строительство объектов предусматривается осуществить с применением оптимального варианта с учетом экономических, технологических, социальных, экологических и других факторов (

ч. 2 ст. 15 Закона № 1559). Критерии, по которым оценивается оптимальность, не указаны, что дает возможность органам власти устанавливать их самостоятельно.

А в

ч. 4 ст. 4 Закона № 1559 указано, что выкуп земельных участков для общественных потребностей, принудительное отчуждение земельных участков по мотивам общественной необходимости осуществляются в виде исключения в случае, если объекты, определенные в ст. 8 — 9 Закона № 1559, можно разместить исключительно на отчуждаемых земельных участках либо если размещение таких объектов на других земельных участках непосредственно нанесет значительные материальные убытки или повлечет за собой негативные экологические последствия соответствующей территориальной громаде, обществу или государству в целом. Закон № 1559 оставляет открытым вопросы: как доказывать, что эти объекты можно разместить исключительно на определенных земельных участках; какие убытки подпадают под определение «значительные»; насколько должны быть негативными экологические последствия, чтобы необходимость могла быть определена как исключительная.

 

Способы отчуждения земельных участков

Закон № 1559

предусматривает несколько способов отчуждения земельных участков путем:

— выкупа;

— мены (предоставления лицу в собственность другого земельного участка или недвижимого имущества);

— принудительного отчуждения.

Согласно

п. 1 ст. 10 Закона № 1559 инициатива по выкупу земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества для общественных потребностей может принадлежать:

органам исполнительной власти либо органам местного самоуправления;

— специальным администрациям

по управлению территориями и объектами природно-заповедного фонда;

лицам, получившим специальное разрешение (лицензию) на пользование недрами;

предприятиям, осуществляющим строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, эксплуатацию объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, защитных гидротехнических сооружений, которые согласовали место расположения таких объектов в случаях и в порядке, определенных ст. 151 Земельного кодекса.

Но решение о выкупе земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества для общественных потребностей принимает орган власти, что и будет рассмотрено ниже.

 

Процедура выкупа (мены) земельного участка

 


Этап 1

Обращение в орган власти с ходатайством о возникновении общественной потребности (необходимости) в земельном участке

Заинтересованное в земельном участке лицо обращается в орган власти с предложением о выкупе


 

Для того чтобы

решение о выкупе участка было принято органом власти, заинтересованное лицо (а это может быть субъект из приведенного выше перечня) должно сначала согласовать место расположения объекта. Для этого заинтересованное лицо подает в орган власти ходатайство о согласовании места расположения объекта и прилагает необходимые документы. Объем документов, которые заинтересованное лицо должно подать в орган власти вместе с ходатайством, будет зависеть от того, для каких целей (потребностей или необходимости) изымается участок, проще говоря, от того, какой объект лицо хочет разместить на земельном участке. Орган власти передает поданные заинтересованным лицом документы в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Комиссия в течение 3 недель с момента получения документов рассматривает их и дает заключение о согласовании места расположения объекта или об отказе в согласовании документации по землеустройству. На основании заключения комиссии орган власти принимает решение о выкупе.

Согласование места расположения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном

ст. 151, ст. 1861 Земельного кодекса, постановлением КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 1861 Земельного кодекса Украины» от 23.12.2009 г. № 1420.

 


Этап 2

Принятие решения о выкупе и уведомление собственника

Орган власти в течение месяца со дня поступления такого предложения принимает решение о выкупе земельного участка для общественных потребностей и в течение 5 дней со дня принятия решения информирует об этом собственника(ов)


 

При выполнении этапов 1 — 2

возникает коллизия норм права. Дело в том, что порядок обращения заинтересованного лица в орган власти и порядок принятия решения о выкупе земельного участка, предусмотренные Законом № 1559, частично противоречат требованиям, установленным Земельным кодексом:

 

По ст. 151 Земельного кодекса

По ст. 10 Закона № 1559

Лица, заинтересованные в земельном участке, обязаны до начала проведения проектных работ согласовать с собственниками земли, землепользователями, органами власти место расположения объекта, размер земельного участка и условия его изъятия (выкупа).

Лица, заинтересованные в земельных участках, обращаются с ходатайством о согласовании места расположения объекта в соответствующий орган власти. К ходатайству вместе с другими документами прилагается нотариально удостоверенное письменное согласие землевладельца (землепользователя) на изъятие (выкуп) земельного участка (его части) с указанием размеров предусмотренного для изъятия (выкупа) земельного участка и условий его изъятия (выкупа).

Данная процедура не распространяется на случаи, допускающие возможность принудительного отчуждения земельных участков по мотивам общественной необходимости

Инициатива по выкупу земельного участка для общественных потребностей может принадлежать только лицам, определенным в ч. 12. Такие лица должны обратиться в орган власти с предложением о выкупе.

Орган власти рассматривает предложение заинтересованного лица и в месячный срок принимает решение о выкупе.

Решение соответствующего органа власти о выкупе земельного участка по основаниям, допускающим возможность принудительного отчуждения этих объектов, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации ограничений (отягощений) вещных прав на недвижимое имущество, и вступает в силу со дня такой государственной регистрации (ч. 2).

Данную часть Закона № 1559 можно трактовать таким образом, что решения, не допускающие принудительного отчуждения земельного участка, государственной регистрации не подлежат.

Далее орган власти, принявший решение о выкупе земельного участка, обязан в письменном виде уведомить об этом собственника (собственников) в течение 5 дней со дня принятия решения, но не позднее чем за 3 месяца до их выкупа. Информация направляется собственнику(кам) земельного участка заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему (им) лично под расписку. Если орган власти не смог установить место жительства (нахождения или работы) собственника(ков)), дается объявление в соответствующий печатный орган

2 В этой графе таблицы мы ссылаемся на нормы ст. 10 Закона № 1559.

 

Таким образом, в случаях, когда допускается

принудительное отчуждение земельных участков, согласие собственника для принятия органом власти решения о выкупе не требуется. Это следует из предписаний и Земельного кодекса, и Закона № 1559.

А вот в случаях,

когда принудительное отчуждение земельного участка не допускается, ситуация непонятна. В соответствии с Земельным кодексом заинтересованное лицо должно сначала получить согласие собственника (пользователя) на выкуп, а уже потом обратиться в орган власти с ходатайством об отчуждении. Из Закона № 1559 непонятно, нужно ли получать согласие землевладельца до принятия органом власти решения о выкупе земельного участка, или не нужно и собственника уведомляют о принятом решении постфактум.

Министерство юстиции Украины неоднократно объясняло, что в случае несогласованности между актами, выданными одним и тем же органом, но имеющими юридическую силу, применяется акт высшей юридической силы. При расхождении между общим и специальным нормативно-правовым актом преимущество отдается специальному, если он не отменен выданным позднее общим актом.

В нашем случае

Земельный кодекс имеет большую юридическую силу, чем Закон № 1559. Однако Закон № 1559 является специальной нормой права по сравнению с кодексом. Но изменения в редакцию ст. 151 Земельного кодекса внесены Законом № 1559, т. е. эти противоречивые редакции приняты одновременно, общим нормативным актом. При этих обстоятельствах непонятно, какая норма права должна применяться. Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады Украины обращало внимание на эти недостатки Закона еще во время его подготовки, однако парламентарии не учли замечания юристов.

 


К сведению читателей

Раньше все «хлопоты», связанные с поиском, уведомлением и получением согласия от собственника земельного участка, возлагались на заинтересованное в выкупе лицо. Отныне поиск и уведомление собственника, а соответственно и связанные с этим расходы, возложены на орган власти. Искать собственника придется через адресные бюро и органы внутренних дел (

абзац второй ч. 3 ст. 10 Закона № 1559), и только если этот поиск не даст положительных результатов, можно обращаться в печатный орган с объявлением.

Также обращаем внимание, что

Закон № 1559 требует от органа власти информировать только землевладельцев, т. е. землепользователей о принятом решении на этом этапе уведомлять не обязательно.

Этап 3

Проведение переговоров по условиям выкупа земельного участка

Собственник(и) земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества в течение месяца со дня получения информации о выкупе участка в письменном виде уведомляет соответствующий орган власти о предоставлении согласия на проведение переговоров по условиям выкупа или об отказе от такого выкупа.

Если на момент принятия решения о выкупе земельный участок, другие размещенные на нем объекты недвижимого имущества переданы в аренду и/или залог либо собственник земельного участка, подлежащего выкупу, не является собственником других размещенных на нем объектов недвижимого имущества, к участию в переговорах привлекаются собственники этих объектов, арендаторы и/или залогодержатели.

Переговоры между органом власти, принявшим решение о выкупе земельного участка, и собственником(ками) земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества проводятся относительно выкупной цены, сроков и других условий выкупа.

Во время переговоров собственнику(кам) может быть предложено осуществить обмен земельного участка с соответствующей компенсацией.


 

На этом этапе возникает еще один вопрос. Из текста

Закона № 1559 (ч. 5 ст. 10) следует, что в решении органа власти о выкупе участка должны быть указаны условия выкупа (ориентировочная выкупная цена, срок выкупа, источник финансирования расходов, связанных с выкупом), а также сведения о земельном участке, других объектах недвижимого имущества, которые могут быть предоставлены вместо выкупленных. Однако в процессе переговоров условия выкупа могут измениться. Как именно должны оформляться органом власти согласованные сторонами в ходе переговоров условия выкупа, в Законе № 1559 не указано.

 


Этап 4

Заключение сделки

Выкуп (мена) земельного участка осуществляется только с согласия его собственников.

Выкуп (мена) земельного участка осуществляется путем заключения договора купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности), подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.


 

Если в течение года со дня принятия решения о выкупе земельного участка для общественных потребностей договор купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности) не заключен, решение о выкупе утрачивает силу. Эта оговорка не распространяется на случаи, когда допускается принудительное отчуждение объектов по мотивам общественной необходимости (

ст. 12 Закона № 1559).

В случаях, в которых допускается принудительное отчуждение по мотивам общественной необходимости, решение о выкупе земельных участков утрачивает силу, если в течение года со дня его принятия орган власти не обратился в суд с иском о принудительном отчуждении этих объектов либо если решение суда об отказе в удовлетворении иска вступило в законную силу. Далее в Законе говорится, что принять новое решение о выкупе таких объектов по этим же основаниям можно не ранее чем через 5 лет.

Эта оговорка очень удивляет. Ведь суд отказывает в открытии производства по делу, если есть решение суда, который в рамках своей компетенции разрешил спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. То есть если однажды суд уже отказал органу власти в принудительном изъятии участка либо расположенного на нем объекта, во второй раз орган власти сможет обратиться в суд с этим иском, только если изменятся собственник (сторона спора) или пределы земельного участка, который этот орган власти пытался принудительно изъять в предыдущий раз (предмет спора), или причина, по которой орган власти требовал изъятия участка (основания)3. В других случаях

(не только через 5 лет, как это указано в Законе № 1559, а вообще никогда!) суд или вернет исковое заявление (п. 5 ч. 2 ст. 108 КАСУ), или закроет производство по делу (п. 4 ст. 157 КАСУ) — в зависимости от того, на какой стадии судебного производства выяснится, что существует другое решение (постановление) суда.

3 Последний аргумент (изменение оснований) в данном случае самый слабый, потому что, как бы ни менялись события, вследствие которых орган власти будет требовать изъятия земельного участка, они будут квалифицироваться одинаково — общественная необходимость. И от того, как сложится судебная практика, будет зависеть, станет ли изменение обстоятельств основанием для пересмотра дела (рассмотрения нового спора). Возможно, суды высших инстанций дадут какие-нибудь разъяснения, возможно, выработается прецедентное право по этим вопросам.

 


Этап 5

Переход права собственности

Право собственности перейдет к государству или территориальной громаде после заключения сделки и государственной регистрации права собственности.

Государственная регистрация права собственности осуществляется только после уплаты предыдущему собственнику выкупной цены в полном объеме.


 

Выкупная цена

Определение стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости является очень болезненным и, по мнению авторов, будет вызывать значительное количество споров.

В соответствии со

ст. 5 Закона № 1559 выкупная цена включает в себя стоимость земельного участка (его части), расположенных на нем жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений с учетом убытков, нанесенных собственнику в результате выкупа земельного участка, в том числе убытков, которые будут нанесены собственнику в связи с досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами, в частности упущенной выгоды, в полном объеме.

В случае предоставления собственнику другого земельного участка вместо отчужденного

в выкупную цену включается стоимость изготовления документации по землеустройству, разработка которой необходима для получения в собственность такого земельного участка, а также расходы, связанные с государственной регистрацией прав на него.

Стоимость земельного участка будет определяться на основании его экспертной денежной оценки. Однако

Закон № 1559 не указывает, по каким принципам будет осуществляться денежная оценка земли и расположенного на ней имущества, как будет определяться упущенная выгода, которую следует возместить в полном объеме. Такая расплывчатость норм может затянуть рассмотрение дела, ведь сторонам придается выяснять многие обстоятельства в судебном порядке. Практика свидетельствует, что споры о возмещении убытков могут длиться годами, а механизм определения упущенной выгоды в Украине вообще надлежащим образом не отработан.

Важно!

До момента государственной перерегистрации права собственности землевладелец должен свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако расходы, связанные с новым строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, передачей их в пользование, залог (ипотеку), закладкой многолетних насаждений и проведением других мероприятий, значительно повышающих выкупную цену, при условии, что такие действия совершаются после получения собственником объектов письменного уведомления об их выкупе, не возмещаются (ч. 1 — 2 ст. 13 Закона № 1559).

 

Принудительное отчуждение земельного участка

Мы уже выше говорили об обстоятельствах и условиях, при которых земельный участок может быть принудительно отчужден по мотивам общественной необходимости. Теперь рассмотрим процедуру.

Принудительное отчуждение земельных участков, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества по мотивам общественной необходимости осуществляется по решению суда.

Орган власти, принявший решение об отчуждении земельного участка, в случае недостижения соглашения с собственником земельного участка и размещенного на нем недвижимого имущества обращается в

административный суд с иском о принудительном отчуждении указанных объектов. Да, ошибки в тексте нет — спор о вещном праве должен рассматриваться судом административным, да еще и по правилам, предусмотренным КАСУ.

При рассмотрении дела судом истец (орган власти) должен доказать, что строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов, под размещение которых отчуждается соответствующее имущество, являются невозможными без прекращения права собственности предыдущего собственника.

В случае удовлетворения исковых требований выкупная цена и порядок ее выплаты, а также перечень и порядок предоставления имущества вместо отчужденного определяются решением суда. Одновременно с удовлетворением исковых требований суд

может удовлетворить требования по сносу жилого дома, других зданий, сооружений, многолетних насаждений, размещенных на земельном участке, подлежащем принудительному отчуждению (еще одна категория имущественных споров, передаваемых на рассмотрение административного суда?!). Обращаем внимание читателей! Суд не обязан одновременно с решением о принудительном отчуждении имущества принимать решения о сносе расположенных на этом земельном участке объектов. Поэтому, если орган власти заинтересован в быстром решении дела, он может также приобщить эти требования к своему исковому заявлению либо уточнить свои исковые требования при рассмотрении дела.

Основанием для государственной регистрации права собственности государства или территориальной громады на указанные объекты будут решение суда о принудительном отчуждении земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества и документы, подтверждающие предварительную и полную уплату прежнему собственнику выкупной цены или государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, предоставленное вместо отчужденного.

В

ст. 4 Закона № 1559 говорится, что принудительное отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости осуществляется при условии предоставления его собственнику соответственно другого равноценного земельного участка, если иное не согласовано с собственником отчуждаемого земельного участка. А принудительное отчуждение жилого дома (части дома, жилого помещения) в связи с выкупом или принудительным отчуждением земельного участка осуществляется при условии предоставления его собственнику (собственникам) в собственность другого благоустроенного жилого дома (части дома, жилого помещения) с соблюдением требований, предусмотренных жилищным законодательством, если иное не согласовано с собственником (собственниками) отчуждаемого жилого дома (части дома, жилого помещения).

Следовательно, перечислить деньги собственнику без его согласия в случае принудительного отчуждения земельного участка нельзя.

Однако и навязать право собственности на недвижимое имущество, предоставленное вместо отчужденного, если лицо будет возражать против его принятия, будет очень сложно. И поводов для обжалования, в том числе и со ссылкой на нарушение предписаний ст. 41 Конституции, будет немало

.

Возмещение стоимости земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества будет осуществляться органом власти в денежной форме путем внесения средств на депозит нотариальной конторы по месту расположения земельного участка, других размещенных на нем объектов недвижимого имущества. Также

Законом № 1559 предусмотрена возможность перечисления средств на указанный собственником отчуждаемых земли и имущества счет.

Получить в добровольном порядке какую-либо информацию от лица, возражающего против иска, сложно. По нашему мнению, для получения платежных реквизитов ответчика истец должен обратиться с соответствующим ходатайством в суд при рассмотрении дела

.

Судами первой инстанции при решении споров по принудительному отчуждению земельных участков

Законом № 1559 и ст. 1861 КАСУ определены апелляционные административные суды по месту расположения недвижимого имущества, подлежащего принудительному отчуждению. Судом апелляционной инстанции по делам о принудительном отчуждении земельного участка по мотивам общественной необходимости является Высший административный суд Украины.

За подачу исков о принудительном отчуждении земельного участка и размещенного на нем недвижимого имущества по мотивам общественной необходимости судебный сбор не уплачивается.

Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству дела.

 

Общее впечатление от Закона № 1559

Создан интересный механизм отчуждения объектов частной собственности.

Расплывчатость отдельных терминов Закона создает возможность для различных манипуляций и злоупотреблений.

Срок рассмотрения дела чрезвычайно короток. Дела будут рассматриваться по сути апелляционными административными судами, а судом второй (апелляционной) инстанции по данным делам будет Высший административный суд Украины. Процедура рассмотрения будет регламентироваться

КАСУ. Это сужает возможности рядового гражданина для защиты своих имущественных интересов.

В Украине всего 7 апелляционных административных судов. К примеру, Львовским апелляционным административным судом рассматриваются апелляционные жалобы на постановления административных судов 1-й инстанции

шести областей. Это значит, что житель Закарпатской области должен будет тратить средства на поездки во Львов и Киев. Кроме того, нашему рядовому гражданину придется обращаться к юристам за помощью, поскольку отстоять свои имущественные права, да еще и с соблюдением процедуры рассмотрения административного иска, без специального образования и хорошей практики почти невозможно. Не думаем, что многие граждане способны понести такие расходы.

Вполне понятно, что применение

Закона № 1559 в действующей редакции вызовет напряжение у членов территориальных громад.

Закон вызывает множество вопросов и у специалистов. Авторы категорически не согласны с тем, что к компетенции административного суда отнесено решение имущественных споров, которые всегда рассматривались судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. Это может создать прецеденты, после которых понятие подведомственности и подсудности дел, а также компетенции административных судов изменится.

Все это требует уточнения путем принятия Верховной Радой Украины соответствующих изменений либо официального толкования Закона № 1559 Конституционным Судом Украины.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше