Темы статей
Выбрать темы

Самострой в учете

Редакция СБ
Статья

Самострой в учете

Егор Трубников, консультант

 

Когда предприятия осуществляют строительство тех или иных объектов, они должны пройти

все предусмотренные законодательством разрешительные и регистрационные процедуры.

Эта аксиома не вызывает сомнений.

Однако на практике, хотим мы того или нет, она не всегда реализуется.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

 

Причины нарушения тех или иных правил могут быть различными. От банальной правовой безграмотности персонала застройщика до разночтений в трактовках положений соответствующего законодательства.

Чего греха таить, в среде прагматиков нередко бытует мнение, что в некоторых случаях дешевле осуществить строительство без соблюдения всех процедур, а затем в судебном порядке узаконить самострой.

Суды в подобных случаях ведут себя по-разному.

Случается, что судебные вердикты ввергают в состояние шока не только руководителей компаний, но и главных бухгалтеров.

Вот, например, до чего додумались судьи при рассмотрении дела об идентификации юридического статуса объекта незавершенного строительства:

«

Внимание: у коллегии третейских судей вызвала сомнение возможность отражения любых расходов, понесенных на самовольное строительство (в данном случае — на строительство, осуществлявшееся без надлежащего разрешения и должным образом утвержденного проекта), в налоговом и бухгалтерском учете предприятия <...> и в составе его активов. Налоговое и учетное законодательство регламентирует только операции в рамках хозяйственной деятельности предприятия. Деятельность может быть и нехозяйственной. Но любая деятельность, осуществляемая предприятием, должна проводиться в рамках Конституции и законов Украины. Нельзя украсть что-то и поставить его на баланс предприятия»1.

1 А. Костенецкий, И. Зубрицкая. Что нужно знать о недострое // Дебет-кредит, 2006, № 22, с. 23.

То есть юристы поставили под сомнение отражение в балансе стоимости актива, сооружение которого проводилось не в полном соответствии с установленными процедурами.

Попробуйте поставить себя на место главбуха застройщика, попавшего в такую ситуацию!

Разве он может квалифицированно судить о том, были ли соблюдены

все юридические формальности при строительстве объекта?

Главбухи, как правило, некомпетентны в этих вопросах. Ведь соответствующая проблематика выходит за рамки их должностных обязанностей.

Если представить себе, что главбух знает о том, что не все разрешительные процедуры были соблюдены, модель его профессионального поведения наверняка будет сводиться к получению от руководителя компании четкого указания о проведении соответствующих хозяйственных операций. Тем самым ответственность за нарушение законодательно установленных алгоритмов, связанных с ведением строительства, полностью ложится на плечи руководителя предприятия.

Как может главбух вообще не отразить в учете «незаконные» операции?

Предположим, предприятие осуществляет закупку стройматериалов для строительства.

Эта операция полностью законна, хотя законность самого строительства, для которого приобретены стройматериалы, может и вызывать сомнения.

Таким образом, главбух оприходует стройматериалы проводкой Дт 20 — Кт 63.

После этого прораб принесет в бухгалтерию отчет, согласно которому эти стройматериалы списаны на строительство «незаконного» объекта.

Этот отчет является полноценным

первичным документом, данные которого должны быть отражены в учете.

Если главбух не спишет стройматериалы по отчету прораба, то соответствующие остатки будут продолжать числиться на счете 20, и при проведении инвентаризации возникнет вопрос об их «хищении» прорабом, который честно отчитался об их расходовании на выполнение строительно-монтажных работ.

Эта абсурдная ситуация фактически иллюстрирует абсурдность выводов, к которым пришли судьи при рассмотрении дела об определении правового статуса самостроя.

На самом деле выбора у главбуха нет: законна или незаконна операция, но если она

фактически проведена, она не может не отразиться в учете предприятия.

И если, например, объект основных средств был построен с нарушением каких-то разрешительно-регистрационных норм, то это ничего не меняет с точки зрения бухучета. Ведь затраты были

реально понесены, и именно они воплощают в себе балансовую стоимость «незаконного» актива.

Что же касается инсинуаций, высказываемых отдельными юристами, то главбух может защитить свою позицию ссылкой на

специальную законодательную норму — на принцип превалирования сущности над формой, зафиксированный в статье 4 Закона о бухчете.

Этот принцип заставляет главбуха учитывать операции в соответствии с их

сущностью, а не только исходя из их юридической формы.

Отметим, что такой подход к отражению реальных хозопераций демонстрируется на концептуальном уровне не только

англо-саксонской моделью бухучета, к которой относится система МСБУ-МСФО. Подобные подходы к балансовому отражению активов исповедуют и те системы учета, которые принято относить к континентальной бухгалтерской модели. Даже германская система учета, славящаяся своим трепетным отношением к юриспруденции, признает необходимость отражения в учете фактического состояния дел:

«

Вещь — независимо от правовой трактовки — следует принципиально относить в актив тогда, когда она олицетворяет собой объект имущества. Эта абстрактная возможность отражения чего-либо в активе баланса, не раскрывая конкретной (правовой) обязанности отражения в активе, отвечает на «теоретический» вопрос, имеем ли мы в своем распоряжении тот или иной объект имущества, в то время как конкретная обязанность отвечает на «правовой» вопрос, существует ли определенная законодательными актами возможность или обязанность отнесения его в актив баланса. Принцип отражения в активе, относящийся к системе принципов надлежащего бухгалтерского учета, ориентируется только на абстрактную возможность отражения вещи в активе баланса»2.

2 Йорг Бетге. Балансоведение. — М.: «Бухгалтерский учет», 2000, с. 59 — 60.

Правоведам, ставящим во главу угла юридические формальности, следует понять, что в балансе отражается, в сущности, не сам объект, а его стоимость. Объекты (предметы, вещи) обладают стоимостью, независимо от своего правового статуса. Стоимость — это не столько юридическая, сколько экономическая характеристика. И к ней нельзя подходить исключительно с правовой точки зрения.

Если объект контролируется предприятием, его стоимость может быть достоверно определена и он несет в себе для предприятия потенциал экономической выгоды, то главбух просто обязан признать такой объект активом в балансе предприятия.

По большому счету чаще всего отражение актива в балансе подтверждает тот факт, что предприятие понесло расходы, связанные с его приобретением (созданием).

Надо заметить, что трезво мыслящие юристы отдают себе в этом отчет. Именно поэтому в некоторых судебных решениях говорится о том, что наличие объекта в балансе может подтверждать полномочия на регистрацию права собственности на него (

постановление Луганского окружного административного суда от 01.10.2009 г. по делу № 2а-23954/09/1270).

Так или иначе, но главбухам украинских предприятий при возникновении споров с юристами следует в первую очередь апеллировать к нормам бухгалтерского законодательства и следовать в своей профессиональной деятельности лишь тем указаниям, которые не противоречат специальным нормам, предусмотренным для ведения учета хозяйственных операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше