Темы статей
Выбрать темы

Раскрытие финансовых данных: какие требования являются приоритетными?

Редакция СБ
Статья

Раскрытие финансовых данных: какие требования являются приоритетными?

Иван Чалый, консультант

 

Акционерные общества и эмитенты облигаций, подающие свои финансовые отчеты в ГКЦБФР в составе регулярной отчетности, не всегда четко представляют себе, как соотносятся требования, предъявляемые к таким отчетам бухстандартами и нормативными актами Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Мы проанализируем сложившуюся ситуацию и проиллюстрируем некоторые практические решения, к которым пришли главбухи ведущих украинских компаний.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Приказ № 302

— приказ Минфина Украины «О Примечаниях к годовой финансовой отчетности» от 29.11.2000 г. № 302.

Положение № 1591

— Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденное решением ГКЦБФР от 19.12.2006 г. № 1591.

Положение № 72

— Положение о предоставлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями — эмитентами облигаций, утвержденное решением ГКЦБФР от 09.06.98 г. № 72.

 

Кроме типовых форм отчетности система П(С)БУ требует от предприятий раскрывать в примечаниях дополнительную информацию, которая предусмотрена действующими стандартами бухучета. Кроме тех примечаний, которые формализованы в форме № 51,

приказ № 302 предписывает обнародовать в составе годовой финансовой отчетности информацию, не попавшую в показатели формы № 5, раскрытие которой предусмотрено нормами действующих стандартов.

1 Типовая форма финансовой отчетности № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» утверждена приказом Минфина Украины от 29.11.2000 г. № 302.

В то же время нормативные акты ГКЦБФР предъявляют эмитентам ценных бумаг отдельные требования, касающиеся обнародования отчетности. Проблема в том, что требования Минфина, формализованные в П(С)БУ, и требования ГКЦБФР, формализованные в

положении № 1591, не совпадают. Как поступать главбуху предприятия — эмитента ценных бумаг в том случае, когда он сталкивается с расхождениями в нормативных требованиях?

До 2007 года

положение № 72, кроме собственно типовых форм отчетов, требовало раскрывать в отчете, предоставляемом м в ГКЦБФР, финансовую информацию в примечаниях. Правда, в п. 2.1.5 положения № 72 эта норма выглядела несколько непоследовательно, ведь она говорила о представлении собственно «Примечаний к финансовой отчетности» и отдельно о примечаниях к Балансу, Отчету о финансовых результатах, Отчету о движении денежных средств и Отчету о собственном капитале.

Такой подход зачастую приводил руководителей предприятий в смятение. Ведь ни Минфин, ни ГКЦБФР не регулировали содержание каких-либо специальных примечаний, особо приуроченных к заполнению каждой отдельной формы. Поэтому вплоть до 2007 года предприятия — эмитенты ценных бумаг подавали в ГКЦБФР формы 1,2, 3, 4, сопровождая их теми примечаниями, которые считали нужным.

С принятием

положения № 1591 ситуация кардинально изменилась. Теперь требования ГКЦБФР более лаконичны и более конкретны. В п. 1 второй главы положения № 1591 говорится, что годовая регулярная информация эмитентов среди прочего должна включать «годовую финансовую отчетность». Согласно ст. 11 Закона о бухучете финансовая отчетность включает баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

Таким образом, в составе годовой отчетности, подаваемой в ГКЦБФР, эмитенты должны приводить примечания в том объеме, который предусмотрен стандартами бухучета.

Другими словами, примечания к финотчетности, которая представляется в ГКЦБФР, должны полностью соответствовать

приказу № 302 . Это значит, что примечания должны подаваться в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку не только по форме № 5, но и в дополнительном объеме, обусловленном всеми требованиями всех действующих стандартов. Исключением являются лишь сокращенные отчеты субъектов малого предпринимательства.

Но практика показала, что та определенность, которая, казалось бы, должна была восторжествовать после принятия

положения № 1591, все же не стала абсолютной. Виной тому дополнительные требования, которые выдвигает ГКЦБФР к регулярной отчетности эмитентов. Эти дополнительные требования зачастую дублируют нормы П(С)БУ, а потому запутывают многих главбухов.

Проиллюстрируем проблему примером раскрытия информации об основных средствах предприятия. В

пп. 36 — 39 П(С)БУ 7 приведены данные, касающиеся основных средств, которые подлежат обязательному раскрытию в примечаниях. БОльшая часть этих данных отражена в форме № 5. Однако некоторая информация об основных средствах, которая обязательно должна быть раскрыта в годовом отчете, в форме № 5 не приведена. К такой информации относится, в частности, информация о методах амортизации, применяемых предприятием. То есть, в соответствии с П(С)БУ 7 и приказом № 302 в составе годовых примечаний, помимо заполнения формы № 5, предприятия обязаны раскрывать дополнительно информацию о методах амортизации основных средств.

В то же время в

п. 1.15 второй главы положения № 1591 содержится следующее требование:

«В описании к таблице, содержащейся в пункте 13.1 «Информация об основных средствах эмитента», указываются сроки и условия пользования основными средствами (по основным группам), первоначальная стоимость основных средств, степень их износа, степень их использования, сумма начисленного износа, чем обусловлены существенные изменения в стоимости основных средств, а также информация обо всех ограничениях на использование имущества эмитента».

Как видим, львиная доля информации об основных средствах, которая и так раскрывается согласно требованиям

П(С)БУ 7, должна повторно приводиться еще и в отдельной таблице. Однако, обратим внимание, что, в отличие от П(С)БУ 7, положение № 1591 не требует раскрывать информацию о методах амортизации.

Такая ситуация привела к разнотолкам в бухгалтерской среде. Многие предприятия сочли необходимым раскрыть информацию в

максимальном объеме, предусмотренном П(С)БУ 7, и не стали скрывать информацию о методах амортизации. Так, например, ОАО «Азовмаш» в отчете для ГКЦБФР за 2008 год привело следующую информацию: «Амортизация основных средств начисляется ежемесячно по нормам и методам согласно предусмотренному налоговому законодательству».

В том же духе выдержан и отчет за 2008 год, поданный в ГКЦБФР ОАО «МК «Азовсталь», где информация представлена в гораздо более развернутом виде:

«ОАО «МК «Азовсталь», согласно п. 26 П(С)БУ 7 «Основные средства» применяет нормы и методы начисления амортизации, предусмотренная налоговым законодательством. В силу того, что балансовая стоимость основных средств, определенная для целей налогового учета, не совпадает с балансовой стоимостью основных средств в финансовом учете, учет основных средств ведется на предприятии отдельно: для целей как налогового, так и финансового учета».

Кстати говоря, не все компании отдают предпочтение так называемому «

налоговому» методу амортизации. Например, ОАО «Федоровское» в отчете за 2008 год, представленном в ГКЦБФР, привело следующие данные:

«Стоимость основных средств по первоначальной стоимости составляет 19087 тыс. грн. Износ составляет 13360,0 тыс. грн., что равняется 70,0 % от первоначальной стоимости. Метод амортизации на предприятии применяется

прямолинейный».

Вместе с тем некоторые компании не стали раскрывать в годовой регулярной отчетности, представленной в ГКЦБФР, те данные, которые

прямо не требует раскрывать положение № 1591.

В это контексте довольно симптоматично выглядит аргументация

письма от 23.11.2009 г. № 121, направленного ОАО «Будмеханизация» в адрес одного из пользователей финотчетности. Отвечая на вопрос пользователя о том, почему в примечаниях не раскрыта информация о методах амортизации, главбух названного акционерного общества отмечает следующее:

«Так, согласно разделу 5 главы 2 п. 1.15 Положения № 1591 «В описании к таблице «Информация об основных средствах эмитента», указываются сроки и условия пользования основными средствами (по основным группам), первоначальная стоимость основных средств, степень их износа, степень их использования, сумма начисленного износа, чем обусловлены существенные изменения в стоимости основных средств, а также информация обо всех ограничениях на использование имущества эмитента»;

прямого указания на раскрытие информации о методах амортизации основных средств нет.

На Ваше обращение сообщаем, что амортизация основных средств начисляется с применением

прямолинейного метода, по которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта основных средств (п. 26 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства»).

Так кто же прав в сложившейся ситуации? Обязательно ли в годовом регулярном отчете, представленном в ГКЦБФР, приводить информацию о методах амортизации?

Как соотносятся требования к раскрытию финансовой информации, предъявляемые Минфином и ГКЦБФР?

Нормы каких актов имеют приоритет при составлении отчетности, которая подается в ГКЦБФР?

Авторитетные специалисты вполне справедливо отмечают, что в части регулирования содержания собственно

финансовой отчетности, представляемой в ГКЦБФР, приоритет следует отдавать нормам Закона о бухучете2.

2 См. «Бухгалтерия», 2006, № 13, с. 113.

Другими словами, конкуренции норм в данном вопросе фактически нет.

Собственно

финансовый отчет должен подаваться в ГКЦБФР в полном объеме, оговоренном Минфином. Плюс к этому в составе регулярной годовой отчетности предприятия должны также раскрыть еще и те финансовые показатели, которые особо оговаривает ГКЦБФР в положении № 1591. Это значит, что годовой регулярный отчет, поданный в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, должен содержать всю финансовую отчетность предприятия, в состав которой входит максимальный объем информации, который требуют раскрывать в примечаниях все действующие стандарты бухучета. А кроме того, предприятия должны обнародовать финансовые данные еще и в специальных форматах, требуемых ГКЦБФР.

Разумеется, выполнить эти требования довольно трудно. Остается лишь надеяться на то, что специалисты ГКЦБФР подкорректируют нормы положения № 1591, и в конце концов избавят главбухов предприятий от бесполезного дублирования одних и тех же показателей и в бухгалтерской, и в специальной отчетности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше