Раскрытие финансовых данных: какие требования являются приоритетными?
Иван Чалый, консультант
Акционерные общества и эмитенты облигаций, подающие свои финансовые отчеты в ГКЦБФР в составе регулярной отчетности, не всегда четко представляют себе, как соотносятся требования, предъявляемые к таким отчетам бухстандартами и нормативными актами Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Мы проанализируем сложившуюся ситуацию и проиллюстрируем некоторые практические решения, к которым пришли главбухи ведущих украинских компаний.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон о бухучете
— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.П(С)БУ 7
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.Приказ № 302
— приказ Минфина Украины «О Примечаниях к годовой финансовой отчетности» от 29.11.2000 г. № 302.Положение № 1591
— Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденное решением ГКЦБФР от 19.12.2006 г. № 1591.Положение № 72
— Положение о предоставлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями — эмитентами облигаций, утвержденное решением ГКЦБФР от 09.06.98 г. № 72.
Кроме типовых форм отчетности система П(С)БУ требует от предприятий раскрывать в примечаниях дополнительную информацию, которая предусмотрена действующими стандартами бухучета. Кроме тех примечаний, которые формализованы в форме № 51,
приказ № 302 предписывает обнародовать в составе годовой финансовой отчетности информацию, не попавшую в показатели формы № 5, раскрытие которой предусмотрено нормами действующих стандартов.1 Типовая форма финансовой отчетности № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» утверждена приказом Минфина Украины от 29.11.2000 г. № 302.
В то же время нормативные акты ГКЦБФР предъявляют эмитентам ценных бумаг отдельные требования, касающиеся обнародования отчетности. Проблема в том, что требования Минфина, формализованные в П(С)БУ, и требования ГКЦБФР, формализованные в
положении № 1591, не совпадают. Как поступать главбуху предприятия — эмитента ценных бумаг в том случае, когда он сталкивается с расхождениями в нормативных требованиях?До 2007 года
положение № 72, кроме собственно типовых форм отчетов, требовало раскрывать в отчете, предоставляемом м в ГКЦБФР, финансовую информацию в примечаниях. Правда, в п. 2.1.5 положения № 72 эта норма выглядела несколько непоследовательно, ведь она говорила о представлении собственно «Примечаний к финансовой отчетности» и отдельно о примечаниях к Балансу, Отчету о финансовых результатах, Отчету о движении денежных средств и Отчету о собственном капитале.Такой подход зачастую приводил руководителей предприятий в смятение. Ведь ни Минфин, ни ГКЦБФР не регулировали содержание каких-либо специальных примечаний, особо приуроченных к заполнению каждой отдельной формы. Поэтому вплоть до 2007 года предприятия — эмитенты ценных бумаг подавали в ГКЦБФР формы 1,2, 3, 4, сопровождая их теми примечаниями, которые считали нужным.
С принятием
положения № 1591 ситуация кардинально изменилась. Теперь требования ГКЦБФР более лаконичны и более конкретны. В п. 1 второй главы положения № 1591 говорится, что годовая регулярная информация эмитентов среди прочего должна включать «годовую финансовую отчетность». Согласно ст. 11 Закона о бухучете финансовая отчетность включает баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.Таким образом, в составе годовой отчетности, подаваемой в ГКЦБФР, эмитенты должны приводить примечания в том объеме, который предусмотрен стандартами бухучета.
Другими словами, примечания к финотчетности, которая представляется в ГКЦБФР, должны полностью соответствовать
приказу № 302 . Это значит, что примечания должны подаваться в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку не только по форме № 5, но и в дополнительном объеме, обусловленном всеми требованиями всех действующих стандартов. Исключением являются лишь сокращенные отчеты субъектов малого предпринимательства.Но практика показала, что та определенность, которая, казалось бы, должна была восторжествовать после принятия
положения № 1591, все же не стала абсолютной. Виной тому дополнительные требования, которые выдвигает ГКЦБФР к регулярной отчетности эмитентов. Эти дополнительные требования зачастую дублируют нормы П(С)БУ, а потому запутывают многих главбухов.Проиллюстрируем проблему примером раскрытия информации об основных средствах предприятия. В
пп. 36 — 39 П(С)БУ 7 приведены данные, касающиеся основных средств, которые подлежат обязательному раскрытию в примечаниях. БОльшая часть этих данных отражена в форме № 5. Однако некоторая информация об основных средствах, которая обязательно должна быть раскрыта в годовом отчете, в форме № 5 не приведена. К такой информации относится, в частности, информация о методах амортизации, применяемых предприятием. То есть, в соответствии с П(С)БУ 7 и приказом № 302 в составе годовых примечаний, помимо заполнения формы № 5, предприятия обязаны раскрывать дополнительно информацию о методах амортизации основных средств.В то же время в
п. 1.15 второй главы положения № 1591 содержится следующее требование:«В описании к таблице, содержащейся в пункте 13.1 «Информация об основных средствах эмитента», указываются сроки и условия пользования основными средствами (по основным группам), первоначальная стоимость основных средств, степень их износа, степень их использования, сумма начисленного износа, чем обусловлены существенные изменения в стоимости основных средств, а также информация обо всех ограничениях на использование имущества эмитента».
Как видим, львиная доля информации об основных средствах, которая и так раскрывается согласно требованиям
П(С)БУ 7, должна повторно приводиться еще и в отдельной таблице. Однако, обратим внимание, что, в отличие от П(С)БУ 7, положение № 1591 не требует раскрывать информацию о методах амортизации.Такая ситуация привела к разнотолкам в бухгалтерской среде. Многие предприятия сочли необходимым раскрыть информацию в
максимальном объеме, предусмотренном П(С)БУ 7, и не стали скрывать информацию о методах амортизации. Так, например, ОАО «Азовмаш» в отчете для ГКЦБФР за 2008 год привело следующую информацию: «Амортизация основных средств начисляется ежемесячно по нормам и методам согласно предусмотренному налоговому законодательству».В том же духе выдержан и отчет за 2008 год, поданный в ГКЦБФР ОАО «МК «Азовсталь», где информация представлена в гораздо более развернутом виде:
«ОАО «МК «Азовсталь», согласно п. 26 П(С)БУ 7 «Основные средства» применяет нормы и методы начисления амортизации, предусмотренная налоговым законодательством. В силу того, что балансовая стоимость основных средств, определенная для целей налогового учета, не совпадает с балансовой стоимостью основных средств в финансовом учете, учет основных средств ведется на предприятии отдельно: для целей как налогового, так и финансового учета».
Кстати говоря, не все компании отдают предпочтение так называемому «
налоговому» методу амортизации. Например, ОАО «Федоровское» в отчете за 2008 год, представленном в ГКЦБФР, привело следующие данные:«Стоимость основных средств по первоначальной стоимости составляет 19087 тыс. грн. Износ составляет 13360,0 тыс. грн., что равняется 70,0 % от первоначальной стоимости. Метод амортизации на предприятии применяется
прямолинейный».Вместе с тем некоторые компании не стали раскрывать в годовой регулярной отчетности, представленной в ГКЦБФР, те данные, которые
прямо не требует раскрывать положение № 1591.В это контексте довольно симптоматично выглядит аргументация
письма от 23.11.2009 г. № 121, направленного ОАО «Будмеханизация» в адрес одного из пользователей финотчетности. Отвечая на вопрос пользователя о том, почему в примечаниях не раскрыта информация о методах амортизации, главбух названного акционерного общества отмечает следующее:«Так, согласно разделу 5 главы 2 п. 1.15 Положения № 1591 «В описании к таблице «Информация об основных средствах эмитента», указываются сроки и условия пользования основными средствами (по основным группам), первоначальная стоимость основных средств, степень их износа, степень их использования, сумма начисленного износа, чем обусловлены существенные изменения в стоимости основных средств, а также информация обо всех ограничениях на использование имущества эмитента»;
прямого указания на раскрытие информации о методах амортизации основных средств нет.На Ваше обращение сообщаем, что амортизация основных средств начисляется с применением
прямолинейного метода, по которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта основных средств (п. 26 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства»).Так кто же прав в сложившейся ситуации? Обязательно ли в годовом регулярном отчете, представленном в ГКЦБФР, приводить информацию о методах амортизации?
Как соотносятся требования к раскрытию финансовой информации, предъявляемые Минфином и ГКЦБФР?
Нормы каких актов имеют приоритет при составлении отчетности, которая подается в ГКЦБФР?
Авторитетные специалисты вполне справедливо отмечают, что в части регулирования содержания собственно
финансовой отчетности, представляемой в ГКЦБФР, приоритет следует отдавать нормам Закона о бухучете2.2 См. «Бухгалтерия», 2006, № 13, с. 113.
Другими словами, конкуренции норм в данном вопросе фактически нет.
Собственно
финансовый отчет должен подаваться в ГКЦБФР в полном объеме, оговоренном Минфином. Плюс к этому в составе регулярной годовой отчетности предприятия должны также раскрыть еще и те финансовые показатели, которые особо оговаривает ГКЦБФР в положении № 1591. Это значит, что годовой регулярный отчет, поданный в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, должен содержать всю финансовую отчетность предприятия, в состав которой входит максимальный объем информации, который требуют раскрывать в примечаниях все действующие стандарты бухучета. А кроме того, предприятия должны обнародовать финансовые данные еще и в специальных форматах, требуемых ГКЦБФР.Разумеется, выполнить эти требования довольно трудно. Остается лишь надеяться на то, что специалисты ГКЦБФР подкорректируют нормы положения № 1591, и в конце концов избавят главбухов предприятий от бесполезного дублирования одних и тех же показателей и в бухгалтерской, и в специальной отчетности.