Темы статей
Выбрать темы

Строительство торговых павильонов и летних площадок: особенности оформления и учета (часть 3)

Редакция СБ
Статья

Строительство торговых павильонов и летних площадок: особенности оформления и учета (часть 3)

Влада Карпова, консультант

 

В газете «Строительная бухгалтерия», 2010, № 11 — 12 мы начали разговор о строительстве торговых павильонов и летних площадок.

Сегодня поговорим о строительстве, оформлении и учете торговых павильонов (площадок) как малых архитектурных формах. Также в статье затронем вопрос об узаконении самовольно построенных торговых павильонов и площадок.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

Закон о застройке

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон об архитектуре

— Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.1999 г. № 687-XIV.

Закон об аренде земли

— Закон Украины «Об аренде земли» в редакции Закона от 02.10.2003 г. № 1211-IV.

Закон об инвестициях

— Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.1991 г. № 1560-XII.

Закон о санитарном благополучии

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.1994 г. № 4004-XII.

Закон об охране труда

— Закон Украины «Об охране труда» в редакции Закона от 21.11.2002 г. № 229-IV.

Закон о пожарной безопасности

— Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.1993 г. № 3745-XII.

Закон об ответственности в сфере градостроительства

— Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.1994 г. № 208/94-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР.

Единые правила

— Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.1994 г. № 198.

Временное положение о госрегистрации

— Временное положение о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденное приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 г. № 7/5 (в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 28.01.2003 г. № 6/5).

Методрекомендации по определению недвижимости

— Методические рекомендации по определению недвижимого имущества, находящегося на земельных участках, право собственности на которое подлежит государственной регистрации, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 14.04.2009 г. № 660/5.

Перечень № 1104

— Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1104.

Порядок № 1104

— Порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденный постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1104.

Порядок размещения МАФ

— Порядок размещения малых архитектурных форм для проведения предпринимательской деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 26.08.2009 г. № 982.

Порядок № 489

— Порядок предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроительства, утвержденный постановлением КМУ от 20.05.2009 г. № 489.

Порядок № 923

— Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, в редакции постановления КМУ от 20.05.2009 г. № 534.

Постановление № 903

— постановление КМУ от 11.07.2007 г. № 903 «Об авторском и техническом надзоре во время строительства объекта архитектуры».

Лицензионные условия

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Минрегионстроя от 27.01.2009 г. № 47.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92.

 

Разрешительная документация на строительство «движимого» павильона (площадки) — МАФ

Оформление правоустанавливающих документов на земельный участок под павильоном (площадкой)

. Госкомзем неоднократно обращал внимание на то, что на земельный участок, находящийся под МАФ, следует получить соответствующий правоустанавливающий документ (см. письма от 11.07.2008 г. № 6-8-2111, от 25.01.2007 г. № 6-11-135/М-6, от 15.07.2006 г. № 6-8-1137/705).

Причем в

письме от 11.07.2008 г. № 6-8-2111 было подчеркнуто, что «заключение между органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти и субъектом хозяйствования договоров аренды так называемого твердого покрытия (например, асфальт, тротуарная плитка и т. п.) для размещения малой архитектурной формы не освобождает указанных субъектов от обязанности заключить договор аренды земельного участка».

В вышеприведенных письмах с целью обоснования своей позиции Госкомзем ссылался на

ст. 125 ЗКУ, обновленная редакция которой уже не содержит условия о запрещении использования земельного участка до установления его границ в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право на него. Между тем аналогичные правила предусмотрены иными нормами, в частности, ст. 211 ЗКУ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельных участков, а именно в виде административного штрафа, налагаемого на виновных должностных лиц по ст. 531 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП в размере от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 1700 грн.).

Однако если разрешение от собственника земельного участка было получено, но правоустанавливающий документ не был оформлен (например, договор аренды), то такие действия относятся к использованию земельных участков без правоустанавливающих документов, а не к самовольному занятию участка (

письмо Госкомзема от 11.12.2006 г. № 6-11-1263/х164). Порядок действия контролирующих органов в таких случаях Госкомзем изложил в письме от 16.08.2006 г. № 14-17-4/6045.

Впрочем, в

Порядке размещения МАФ предусмотрено, что в том случае, когда земельный участок будущему собственнику МАФ не принадлежит ни на каких правах, местный совет при принятии решения о размещении МАФ может заключить с ним договор личного срочного сервитута.

 

Оформление решения о размещении объекта

. Положениями ст. 24 Закона о застройке предусматривается, что размещение временных сооружений, к которым относят и МАФ, осуществляется в особом порядке, установленном законодательством. Минрегионстрой в письме от 24.10.2008 г. № 10/2-1444 указал на то, что в соответствии со ст. 24 Закона о застройке порядок размещения объектов регламентируется местными правилами застройки. Поэтому приоритет в этих вопросах имеют местные положения.

Вместе с тем Кабмин с целью учета органами местного самоуправления во время принятия решений о размещении МАФ издал

Порядок размещения МАФ, в котором говорится: «Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями законодательства с целью учета органами местного самоуправления при принятии решений по размещению малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности».

Как видим, в целом

Порядок размещения МАФ имеет рекомендательный статус и вполне возможно, что в местных положениях будет предусмотрен иной порядок получения разрешения на размещение МАФ, разработанный под старые правила размещения МАФ. Однако поскольку будущее все же за этой процедурой, остановимся на ней.

Порядок размещения МАФ

не распространяется на МАФ, которые размещаются на землях дорожного хозяйства, в том числе в пределах полосы отвода, вдоль автомобильных дорог общего пользования. Размещение МАФ в этих случаях регламентируется Законом Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-ІV, ЗКУ, Порядком выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и согласий и согласований на объекты наружной рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденным приказом Госавтодора от 29.09.2005 г. № 414, а также приказом Госавтодора от 15.11.2006 г. № 537.

В соответствии с

Порядком размещения МАФ собственник подает в сельский, поселковый или городской совет заявление, в котором указывается желаемое место и срок размещения МАФ, ее назначение и общее описание.

К заявлению прилагаются:

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

— копия государственного акта на право собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договора аренды (при наличии, если документов о праве собственности на земельный участок под МАФ нет, местные советы принимают решение о заключении с собственником договора личного срочного сервитута).

Местный совет регистрирует заявление, в месячный срок принимает решение по поводу предварительного согласования места расположения МАФ и уполномочивает исполнительный орган или должностное лицо местного совета передать субъекту хозяйствования перечень документов, необходимых для принятия решения о размещении МАФ. Эти документы выдаются субъекту хозяйствования на протяжении двух недель со дня регистрации уполномоченным разрешительным органом (

п. 8 Порядка размещения МАФ).

В

Порядке размещения МАФ не приводится конкретный перечень таких документов, но из него можно понять, что как минимум для стационарных МАФ в него должны включаться паспорт привязки.

На основании полученных документов уполномоченный представитель местного совета подготавливает проект решения о размещении МАФ и/или договор личного срочного сервитута. Местный совет на протяжении месяца с момента регистрации документов принимает соответствующее решение и если в этот срок ответ от местного совета не будет получен, считается, что размещение МАФ разрешается по принципу молчаливого согласия.

В случае отсутствия у субъекта хозяйствования государственного акта на право собственности на земельный участок, на право постоянного пользования земельным участком или договора аренды такого земельного участка сельский, поселковый, городской совет заключает с субъектом хозяйствования в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения договор личного срочного сервитута (

п. 12 Порядка размещения МАФ). Размер платы по такому договору не может превышать размера арендной платы для данного земельного участка (п. 14 Порядка размещение МАФ).

После принятия решения о разрешении на размещение МАФ паспорт привязки возвращается собственнику и после размещения МАФ он подает в местный совет заявление-декларацию о соответствии МАФ установленным требованиям. На основании этой декларации МАФ регистрируется.

Как видим, по новой процедуре ввод объекта в эксплуатацию с участием государственных органов не предусматривается.

 

Разрешение органов санитарной службы и пожарного надзора.

В Порядке размещения МАФ ввод объекта в эксплуатацию с соответствующим согласованием его, в частности, с представителями органов СЭС и пожарного надзора не предусматривается. В то время как в ст. 15 Закона о санитарном благополучии указана необходимость лишь согласования с органами СЭС (а не получения от них соответствующего разрешения), в частности, при вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного, социально-культурного и иного назначения. Аналогичные положения содержатся и в ст. 10 Закона о пожарной безопасности.

Из этого можно заключить, что согласовывать ввод в эксплуатацию с этими органами, равно как и с другими, по новой процедуре не нужно. Однако в местных положениях, основывающихся на старых, отмененных документах, такая процедура может быть предусмотрена. Поэтому и здесь все зависит от местных особенностей, хотя смелые плательщики, ссылаясь на

Порядок размещения МАФ, могут настаивать на непроведении согласования.

 

Другие разрешительные документы

. В законодательстве статус МАФ четко не определен, что порождает проблемы с документацией на их возведение. В частности, неясно, относятся МАФ к объектам архитектуры или нет. С одной стороны, из определения таких объектов из ст. 1 Закона об архитектуре следует, что в это понятие включаются «здания и сооружения жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и другого назначения». И в это всеобъемлющее определение МАФ могут попасть. С другой стороны, законодатель намеренно применительно к таким объектам употребляет термин «временные сооружения» (ст. 24 Закона о застройке), в связи с чем, по нашему мнению, их возведение осуществляется по особой процедуре, что подтверждается вышеприведенной нормой Закона о застройке.

Из этого следует, что законодательных оснований, обязующих разрабатывать проектную документацию на МАФ, нет. Вместо нее используется паспорт привязки МАФ. Ранее в отмененных

Методических рекомендациях по установлению порядка размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденных приказом Минрегионстроя от 04.09.2006 г. № 296, говорилось о том, что проектно-сметная документация для размещения объекта разрабатывается, если МАФ имеет индивидуальное архитектурное решение или размещается в сложных градостроительных условиях. Но по результатам правовой экспертизы эти Методрекомендации были отменены приказом Минрегионстроя от 09.04.2008 г. № 152. А в новом Порядке размещения МАФ никаких указаний на разработку проекта размещения МАФ не содержится, хотя в местных положениях могут быть продублированы нормы Методрекомендаций. Рассматривая этот вопрос применительно к рекламным временным сооружениям, Минрегиострой в письме от 24.10.2008 г. № 10/2-1444 указал на то, что требования к проектированию таких сооружений устанавливаются в местных правилах застройки и заметил, что «новое строительство или реконструкция любых зданий и сооружений может осуществляться только по проектной документации, разрабатываемой организациями, имеющими соответствующую лицензию».

В итоге получается, что проекты сооружения МАФ должны разрабатываться только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в местных положениях о застройке. Исходя из

п. 4 р. 3 Перечня, утвержденного приказом Минрегионстроя от 08.04.2009 № 145, комплексная экспертиза проектов строительства МАФ не проводится.

На павильоны (площадки) без фундамента не нужно получать разрешение

на выполнение строительных работ (см. п. 24, 25 Перечня № 1104) и осуществлять прием в эксплуатацию объекта по процедуре, предусмотренной Порядком № 923.

Как уже отмечалось, в соответствии с

Порядком размещения МАФ принятие таких объектов в эксплуатацию уполномоченными органами не проводится. Однако в местных положениях может содержаться старая процедура приема в эксплуатацию, которая в соответствии с Методрекомендациями должна была осуществляться комиссией при участии уполномоченного представителя органа градостроения и архитектуры, представителей соответствующих служб в зависимости от функционального назначения сооружения, а также субъекта предпринимательской деятельности с рассмотрением на месте соответствия объекта паспорту привязки. По результатам рассмотрения объекта составляется акт технической комиссии о принятии стационарной МАФ к эксплуатации.

По нашему мнению, работы по возведению МАФ не требуют получения строительной лицензии, поскольку в

Лицензионных условиях речь идет о работах по строительству объектов архитектуры, т. е. строений и сооружений, а не временных сооружений. В связи с этим, при желании, работы по сооружению МАФ могут проводиться хозяйственным способом. Если же для этих целей привлекается подрядчик, то прием работ осуществляется по акту приема-передачи.

 

Строительство «движимого» павильона (площадки) — порядок отражения в учете

Налоговый учет

. Процедура отражения в учете по налогу на прибыль «движимых» павильонов (площадок) зависит от их предназначения, стоимости и срока эксплуатации.

В частности, если МАФ предназначены для использования в собственной хозяйственной деятельности, следует проанализировать их на соответствие определению основных фондов из

п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, согласно которому под такими объектами: «следует понимать материальные ценности, которые предназначаются плательщиком налога для использования в производственной деятельности плательщика налога в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 гривень и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом».

Если объект этим критериям соответствует — он относится в налоговом учете к основным фондам. И здесь возникает вопрос с тем, в какую именно группу основных фондов его следует включить для целей начисления амортизации. Мы считаем, что ближе всего для учета этих объектов подходит

группа 3 «Любые прочие основные фонды, не включенные в группы 1, 2 и 4». Связано это с тем, что МАФ не относятся к недвижимости (см. Методрекомендации по определению недвижимости), которая учитывается в составе основных фондов группы 1.

Вместе с тем следует быть готовым к тому, что представители налоговых органов будут настаивать на учете таких объектов именно в составе основных фондов 1 группы, ведь они предписали так поступать даже в отношении временных (нетитульных) сооружений (см.

письмо ГНАУ от 23.02.2004 г. № 1299/16/15-1116).

Если же МАФ не соответствуют определению основных фондов по критерию продолжительности использования (стоимостный критерий, как правило, здесь соблюдается), они относятся к малоценным быстроизнашивающимся предметам (МБП). Тогда расходы на их приобретение включаются в состав валовых расходов с последующим пересчетом по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента принятия в эксплуатацию.

МАФ, предназначенные для последующей продажи, зачисляются в состав товаров и пересчитываются до момента передачи покупателю по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

В любом из вышеприведенных вариантов плательщик имеет право на налоговый кредит по НДС.

 

Бухгалтерский учет

. Как и в налоговом учете, отражение «движимых» павильонов (площадок) зависит от назначения, стоимости и срока использования объекта.

Если МАФ предназначены для использования в собственной хозяйственной деятельности, и срок эксплуатации таких объектов превышает 1 год, они относятся к основным средствам и отражаются в соответствии с

П(С)БУ 7. На каких счетах следует отражать такие активы, в нормативных документах четко не указано. По нашему мнению, для этих целей больше всего подходит субсчет 109 «Прочие основные средства». Отражать их на субсчете 103 «Строения и сооружения» в силу «движимого» характера не вполне уместно. И к тому же при избрании подхода с отнесением МАФ в группу 3 основных фондов учет их на субсчете зданий и сооружений будет косвенно свидетельствовать в пользу учета по группе 1 основных фондов.

Не попадают такие активы и в состав временных (нетитульных) сооружений, учитываемых на субсчете

113.

Если павильоны (площадки) планируется использовать менее 1 года, они соответствуют определению МБП и отражаются на счете

22.

В ситуации сооружения МАФ для продажи такие активы признаются товарами и учитываются на субсчете

286.

 

Пример.

Заказчик по договору подряда со строительной организацией осуществляет строительство торгового павильона без фундамента. При этом были понесены такие расходы:

оплачено оформление разрешительной документации — 0,6 тыс. грн. с НДС;

оплачена разработка паспорта привязки — 1,2 тыс. грн. с НДС;

приобретены и оплачены материалы, израсходованные на строительство объекта, — 24 тыс. грн. с НДС;

оплачены СМР подрядчику — 12 тыс. грн. с НДС.

Оплату разрешительной и проектно-сметной документации осуществляет заказчик. заказчик планирует в будущем:

1) использовать павильйон в собственной хозяйственной деятельности в срок более 1 года;

2) использовать павильйон в собственной хозяйственной деятельности в срок менее 1 года;

3) продать павильйон.

 

Учет расходов на строительство «движимого» павильона у заказчика

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, тыс. грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

БС ОФ 3 гр.

ВР

1

2

3

4

5

6

Вариант 1 (основные средства)

1. Оплачено оформление разрешительной документации

371

311

0,5

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

644

0,1

3. Оформлена разрешительная документация

151

685

0,5

0,5*

4. Отражен налоговый кредит по НДС

644

685

0,1

5. Взаимозачет задолженностей

685

371

0,6

6. Оплачена разработка паспорта привязки

371

311

1,2

7. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

644

0,2

8. Получен паспорт привязки

151

631

1,2

1,2

9. Отражен налоговый кредит по НДС

644

631

0,2

10. Взаимозачет задолженностей

631

371

1,2

11. Приобретены материалы, израсходованные на строительство объекта

205

631

20

20

12. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

631

4

13. Оплачены материалы

631

311

24

14. Переданы материалы подрядчику

151

205

20

15. Приняты от подрядчика СМР

151

631

10

10

16. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

631

2

17. Оплачены подрядчику СМР

631

311

12

18. Введен объект в эксплуатацию

109

151

31,7

Вариант 2 (МБП)

1. Оплачено оформление разрешительной документации

371

311

0,5

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

644

0,1

3. Оформлена разрешительная документация

22

685

0,5

0,5

4. Отражен налоговый кредит по НДС

644

685

0,1

5. Взаимозачет задолженностей

685

371

0,6

6. Оплачена разработка паспорта привязки

371

311

1,2

7. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

644

0,2

8. Получен паспорт привязки

22

631

1,2

1,2

9. Отражен налоговый кредит по НДС

644

631

0,2

10. Взаимозачет задолженностей

631

371

1,2

11. Приобретены материалы, израсходованные на строительство объекта

205

631

20

20**

12. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

631

4

13. Оплачены материалы

631

311

24

14. Переданы материалы подрядчику

22

205

20

15. Приняты от подрядчика СМР

22

631

10

10

16. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

631

2

17. Оплачены подрядчику СМР

631

311

12

18. Введен объект в эксплуатацию

23, 93***

22

31,7

Вариант 3 (товар)

1. Оплачено оформление разрешительной документации

371

311

0,5

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

644

0,1

3. Оформлена разрешительная документация

151

685

0,5

0,5

4. Отражен налоговый кредит по НДС

644

685

0,1

5. Взаимозачет задолженностей

685

371

0,6

6. Оплачена разработка паспорта привязки

371

311

1,2

7. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

644

0,2

8. Получен паспорт привязки

151

631

1,2

1,2

9. Отражен налоговый кредит по НДС

644

631

0,2

10. Взаимозачет задолженностей

631

371

1,2

11. Приобретены материалы, израсходованные на строительство объекта

205

631

20

20**

12. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

631

4

13. Оплачены материалы

631

311

24

14. Переданы материалы подрядчику

151

205

20

15. Приняты от подрядчика СМР

151

631

10

10

16. Отражен налоговый кредит по НДС

641/ндс

631

2

17. Оплачены подрядчику СМР

631

311

12

18. Введен объект в эксплуатацию

286

151

31,7

*Поскольку эти органы, как правило, не являются плательщиками налога на прибыль, считаем, что безопаснее по аналогии с валовыми расходами увеличивать балансовую стоимость основных фондов на стоимость таких услуг в момент их получения. Однако для целей начисления амортизации объект зачисляется в группу 3 основных фондов в момент ввода в эксплуатацию.

**С дальнейшим пересчетом по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

***В зависимости от направления использования объекта.

 

Если павильон (площадка) построен самовольно

Ввиду обширного перечня разрешительной документации, особенно на «недвижимые» павильоны (площадки), у некоторых субъектов хозяйствования возникает соблазн возведения таких объектов без получения соответствующих разрешений с дальнейшим признанием на них права собственности в судебном порядке на основании

ч. 3 ст. 376 ГКУ. Согласно ч. 1 ст. 376 ГКУ и п. 19 Порядка № 1104 выполнение строительных работ на объектах без разрешения на выполнение работ или без надлежащим образом утвержденного проекта считается самовольным строительством.

В судебной практике преимущественно признается право собственности за владельцами (см., к примеру,

решения Хозсуда г. Севастополя от 28.08.2008 г. по делу № 5020-5/342, Хозсуда АР Крым от 06.05.2008 г. по делу № 2-1/2874-2008, от 03.10.2006 г. по делу № 2-29/14967-2006, Киевского районного суда г. Харькова от 10.10.2008 г. по делу № 2-5349 /08/09, Константиновского горрайонного суда Донецкой области от 06.02.2009 г. по делу № 2-115/09, Красноградского райсуда Харьковской области от 19.06.2009 г. по делу № 2-515/09). Но! Мы не рекомендуем так поступать.

Во-первых

, при «неблагоприятных обстоятельствах» на самовольно построенный объект недвижимости субъект может не только не зарегистрировать право собственности, но и вообще его потерять (ч. 4, 5 ст. 376 ГКУ). Во-вторых, признание права собственности на объект недвижимости, в том числе фундаментный павильон (площадку), не освобождает от обязанности последующего оформления всей разрешительной документации на такой объект и может быть сопряжено с существенными штрафами, что подтвердила Госархстройинспекция в письме от 31.10.2008 г. № 22/4-3750.

 


Письмо Госархстройинспекции от 31.10.2008 г. № 22/4-3750

Законодательством не предусмотрен прием в эксплуатацию самовольно построенных объектов недвижимого имущества, право собственности на которые признано в судебном порядке.

Однако признание права собственности на объекты недвижимого имущества в судебном порядке не лишает такие объекты статуса самовольного строительства и влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» и Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Для снятия статуса самовольного строительства заказчику (застройщику) необходимо осуществить предусмотренный законодательством комплекс мероприятий, а именно: оформить правоустанавливающие документы на земельный участок под уже построенный объект, разработать проект, согласовать и утвердить его в установленном порядке, получить разрешение инспекции госархстройконтроля на проведение строительных работ и ввести в эксплуатацию актом государственной приемной комиссии.

При выявлении случаев проведения строительных работ без разрешения на их выполнение инспекции госархстройконтроля обязаны приостанавливать такие работы до получения разрешения на выполнение строительных работ и привлекать к ответственности лиц, виновных в осуществлении строительства без указанного разрешения.


 

За самовольное возведение павильона (площадки) могут быть наложены такие штрафные санкции:

1.

В соответствии со ст. 1 Закона об ответственности в сфере градостроительства за:

— проведение строительных работ без разрешения на их выполнение или без утвержденной проектной документации — штраф в размере 50 % стоимости этих работ;

— эксплуатацию или использование зданий и сооружений без принятия их государственными приемными (техническими) комиссиями — штраф в размере 10 % стоимости выполненных работ;

— осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве, подлежащих лицензированию, без получения лицензии — штраф в размере платы за выдачу лицензии.

Штрафы за эти нарушения налагаются Госархстройинспекцией в соответствии с

Положением о порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства, утвержденным постановлением КМУ от 06.04.1995 г. № 244.

2.

КоАП предусмотрено наложение административных взысканий за:

самовольное строительство (ст. 97 КоАП) в виде штрафа на граждан от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 грн. до 170 грн.), на должностных лиц — в размере от 9 до 18 нмдг (от 153 до 306 грн.);

— выполнение строительных работ без утвержденного проекта (

ст. 96 КоАП) в виде штрафа на граждан от 10 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 850 грн.), на должностных лиц — в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.);

проведение деятельности без получения лицензии (ст. 164 КоАП) на должностное лицо может быть наложен админштраф от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

При этом, по мнению Госархстройинспекции

(письмо от 06.08.2008 г. № 22/7-2350), админправонарушения, связанные с самовольным строительством, являются длящимися и срок привлечения к ответственности по ним должен отсчитываться со дня, когда должностному лицу Госархстройинспекции стало известно о факте совершения правонарушения.

А самовольно построенные «движимые» павильоны (площадки) подлежат сносу в судебном порядке (

п. 19 Порядка размещения МАФ).

Так что во избежание недоразумений имеет смысл возведение павильонов (площадок) сразу оформлять надлежащим образом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше