Темы статей
Выбрать темы

Охрана труда: ответственность работодателя

Редакция СБ
Статья

Охрана труда: ответственность работодателя

Анна Яковлева, консультант

Ирина Басова, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Охрана труда на предприятии должна быть организована согласно законодательству. Это знают все. Но интересуются, как правило, другим: что и кому будет согласно этому же законодательству, если не организовать?

Эта статья — своеобразный «кодекс трудо-охранной ответственности» для работодателя.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Уголовный кодекс

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г.

КЗоТ

— Кодекс законов о труде от 10.12.1971 г.

Закон об охране труда

Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 г. № 2694-XII.

Закон о профсоюзах

— Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.1999 г. № 1045-XIV.

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV.

Типовое положение № 255

— Типовое положение о службе охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 15.11.2004 г. № 255.

Типовое положение № 56

— Типовое положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госгорпромнадзора от 21.03.2007 г. № 56.

Перечень работ с повышенной опасностью

— Перечень работ с повышенной опасностью, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15.

 

Собственно, охрана труда как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включает в себя комплекс мероприятий, имеющий твердое нормативно-правовое обеспечение. Ответственность за нарушение законодательных и нормативно-правовых актов об охране труда виновные лица несут согласно законодательству (

ст. 44 Закона об охране труда). Нарушение требований законодательства по охране труда влечет за собой уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.

 

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства по охране труда предусмотрена

Уголовным кодексом. Такая ответственность наступает за нарушение требований актов законодательства и других нормативно-правовых актов по охране труда, если это нарушение создало опасность для жизни или здоровья людей. Этот вид ответственности предусматривает установление состава преступления как такого, которое совершается против безопасности производства.

Нарушение требований актов законодательства или других нормативно-правовых актов по охране труда согласно

ст. 271 Уголовного кодекса заключается в отсутствии или поверхностности необходимого инструктажа, недостаточном контроле за соблюдением правил охраны труда, неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии производственных помещений и рабочих мест, неисправности рабочего оборудования, инструмента и т. п. Потерпевшими от преступлений, предусмотренных ст. 271 Уголовного кодекса, могут быть только лица, которые имеют трудовые отношения с предприятием, в том числе командированные, стажеры, практиканты. Обратите внимание также, что ответственность могут нести только те должностные лица, на которых законом или на основании приказа, должностной инструкции, специального распоряжения непосредственно возложена обязанность по выполнению требований охраны труда на соответствующем участке работы или контроля за их выполнением. Не могут отвечать за нарушение требований законодательства об охране труда работники, которые не имеют полномочий должностных лиц. В отдельных случаях ответственность работников наступает по статьям о преступлениях против жизни и здоровья лица согласно ст. 119, 128 Уголовного кодекса.

Кроме того,

ст. 271 Уголовного кодекса не охватывает ответственность за нарушение специальных правил безопасности при выполнении работ, а касается общих правил, которые регулируют вопросы охраны труда во всех видах экономической деятельности. Специальные правила содержат требования безопасности для одной отрасли или одной работы. Нарушение этих правил квалифицируется по ст. 272 — 274 Уголовного кодекса. Поговорим о них подробнее.

Особое внимание нужно обратить на нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью. Большинство работ в строительстве характеризуется повышенной опасностью, поскольку вероятность наступления несчастного случая или аварии при их выполнении и нанесения соответствующего вреда более высока, чем при обычных работах. К работам с повышенной опасностью относятся огневые работы, работы на высоте, работы электрооборудованием, а также другие работы, перечень которых утвержден

приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15. За несоблюдение требований законодательства по отношению к таким работам ответственность наступает согласно ст. 272 Уголовного кодекса.

Потерпевшим в результате преступных действий, предусмотренных

ст. 272 Уголовного кодекса, является работник предприятия. А при нанесении вреда посторонним лицам ответственность наступает или за должностные преступления (например, служебная халатность), или за преступления против жизни и здоровья лица.

Последствиями преступления согласно

ст. 272 Уголовного кодекса являются создание угрозы гибели людей или наступления иных тяжких последствий или причинение вреда здоровью потерпевшего; гибель людей или другие тяжкие последствия. Субъектами преступления согласно этой статье являются лица, которые обязаны соблюдать правила безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью. Это могут быть граждане — субъекты предпринимательской деятельности, служебные лица (руководители работ, инженерно-технические работники), рабочие.

Кроме того, отдельно регулируется ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (

ст. 273 Уголовного кодекса). Потерпевшими вследствие таких нарушений могут быть как работники взрывоопасного предприятия, так и лица, не имеющие к нему отношения. К примеру, кладовщик склада пиротехники, рабочий, ремонтирующий крышу этого склада и простой прохожий в равной степени могут быть признаны пострадавшими в результате преступной халатности завсклада, которая привела к взрыву.

Ответственность по

ст. 273 Уголовного кодекса может наступить при взрывах веществ, обусловивших признание, предприятия (цеха), взрывоопасным. Взрывоопасность конкретного предприятия или цеха определяется при его проектировании, определении либо изменении технологии компетентными государственными органами, осуществляющими надзор за соблюдением безопасности производства или же администрацией определенного объекта. В зависимости от вида и количества взрывоопасных веществ, находящихся на предприятии, их концентрации, используемых технологий определяются категория или класс взрывной либо пожарно-взрывной небезопасности как для предприятия в целом, так и для отдельной его части.

Субъектами преступления по этой статье являются лица, которые обязаны соблюдать правила безопасности на взрывоопасном предприятии (цехе). Посторонние лица также могут отвечать по

ст. 273 Уголовного кодекса, если до их сведения в установленном порядке были доведены правила безопасности на таких предприятиях.

Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений, наступает согласно

ст. 275 Уголовного кодекса. Опасность этих нарушений заключается в том, что они могут повлечь для пользователя продукции тяжкие последствия: взрывы, аварии, разрушения зданий и сооружений.

Статьей 21 Закона об охране труда

установлено, что производственные здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие, должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов по охране труда, а проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работников должны осуществляться с учетом требований по охране труда. Обязательным является предварительное проведение экспертизы рабочего проекта или рабочей документации на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и получение работодателем разрешения на начало работы. Эта же статья предусматривает прием в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов при участии представителей профсоюзов.

К преступлению также может привести нарушение правил безопасного использования промышленной продукции, нарушение правил при ее разработке или конструировании, при ее изготовлении (использование некачественных материалов) или хранении (нарушены требования температурных режимов); нарушение правил безопасности при проектировании.

Потерпевшими от преступления по

ст. 275 Уголовного кодекса являются потребители (пользователи) промышленной продукции: работники различных производств; те, кто пользуется ею в быту; лица, работающие, проживающие в зданиях или иначе использующие здания и сооружения.

 

Административная ответственность

Статьей 43 Закона об охране труда

предусмотрено, что за нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда работодатели могут быть привлечены этими органами к уплате штрафа. Применение штрафных санкций к должностным лицам, в том числе работодателям, и работникам осуществляется в соответствии с КУоАП.

В то же время следует отметить, что рассмотрение дел о нарушении актов законодательства и других нормативно-правовых актов по охране труда, по безопасному ведению работ, хранению, использованию и учету взрывных материалов в сферах промышленности и на объектах, подконтрольных органам

специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны труда1, по невыполнению законных требований этих органов ст. 231 КУоАП отнесено к компетенции именно специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны труда. Это Госгорпромнадзор. В соответствии с этими полномочиями рассмотрение вышеперечисленных дел и наложение административных взысканий осуществляется должностными лицами Госгорпромнадзора. Речь идет о применении ст. 41 (часть вторая), 93, 94, 1884 КУоАП.

1 Таким уполномоченным органом является Госгорпромнадзор.

В таблице на с. 44 приведено положение из

КУоАП и соответствующие санкции за их нарушение, входящие в компетенцию Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и остальных органов государственного надзора за охраной труда по профилям их деятельности.

 

Дисциплинарная ответственность

Согласно

ст. 147 КЗоТ к работнику за нарушение трудовой дисциплины могут быть применены выговор или увольнение. Для отдельных работников строительного предприятия, например для прораба, мастера, начальника участка уставом, коллективным договором, положениями о дисциплине могут предусматриваться также другие дисциплинарные взыскания. Основанием для применения к работнику дисциплинарного взыскания может быть нарушение им только тех обязанностей по охране труда, которые возложены на него трудовым договором, должностной инструкцией, коллективным договором и т. п.

Инициировать наложение работодателем на работника дисциплинарного взыскания в первую очередь может работник службы охраны труда. Право соответствующего представления предоставляется ему на основании

Типового положения № 255. Такие представления (обязательные к рассмотрению) могут направлять также суд, следователь, прокурор. Предложения о привлечении к ответственности непосредственных исполнителей работ могут подавать уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда на основании Типового положения № 56.

Право инициировать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности имеют также профсоюзы. Обратите внимание, что согласно

ст. 33 Закона о профсоюзах обязательными для рассмотрения являются только их представления в отношении руководителей предприятий. Кроме того, имеют право требовать привлечения к ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда страховые эксперты Фонда социального страхования от несчастных случаев согласно ст. 23 Закона № 1105.

 

Материальная ответственность

Согласно

ст. 130 КЗоТ работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения ими своих трудовых обязанностей. Такие обязанности могут быть предусмотрены актами законодательства, коллективным договором, трудовым договором, должностной инструкцией и т. п.

Суть материальной ответственности заключается в том, что при причинении действительного ущерба предприятию работник должен его покрыть. Порядок покрытия ущерба, причиненного работником, размеры компенсации регламентируются положениями

КЗоТ. Напомним, что материальная ответственность может быть возложена на работника независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

Ответственность за нарушение норм законодательства по охране труда

№ п/п

Содержание правонарушения

Санкции

Норма законодательства

1

2

3

4

1

1.1. Нарушение требований законодательства и других нормативно-правовых актов об охране труда служебным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф до 50 ннмдг* или исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на тот же срок

Ст. 271 Уголовного кодекса «Нарушение требований законодательства об охране труда»

1.2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия

Исправительные работы на срок до двух лет либо ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового

* Здесь и далее в таблице: ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан (17 грн.).

2

2.1. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф до 50 ннмдг или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Ст. 272 Уголовного кодекса «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью»

2.2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия

Ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

3

3.1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Ст. 273 Уголовного кодекса «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах»

3.2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия

Ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от двух до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

4

4.1. Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Ограничение свободы на срок до четырех лет или лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Ст. 274 Уголовного кодекса «Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности»

4.2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия

Лишение свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Примечание. Если строительные работы проводятся на взрывоопасных предприятиях и предприятиях с повышенной ядерной и радиационной опасностью, ответственность согласно ст. 273, 274 Уголовного кодекса (п. 3 и 4 табл.) несут должностные лица строительного предприятия-подрядчика.

5

5.1. Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении или хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушение при проектировании или строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф до 50 ннмдг или исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового

Ст. 275 Уголовного кодекса «Нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений»

5.2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия

Исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

6

Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда

Наложение штрафа на юридическое или физическое лицо, использующее наемный труд. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % месячного фонда заработной платы такого субъекта

Ст. 43 Закона об охране труда

7

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда

Наложение штрафа на работников от 2 до 5 ннмдг; на должностных лиц и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 ннмдг

Часть вторая ст. 41 КУоАП «Нарушение требований законодательства о труде и об охране труда»

8

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах*, подконтрольных органам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда

Наложение штрафа на работников от 2 до 5 ннмдг; на должностных лиц, граждан — собственников предприятий или уполномоченных ими лиц — от 5 до 10 ннмдг

Ст. 93 КУоАП «Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности»

* В число таких объектов входят все предприятия, в том числе и строительные.

9

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда

Наложение штрафа на работников от 2 до 5 ннмдг; на должностных лица предприятий, граждан — собственников предприятий или уполномоченных ими лиц — от 10 до 14 ннмдг

Ст. 94 КУоАП «Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности»

10

Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда по устранению нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов

Наложение штрафа на работников от 3 до 5 ннмдг; на должностных лиц — от 8 до 14 ннмдг

Ст. 1884 КУоАП «Невыполнение законных требований органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда»

11

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению

Предупреждение или наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 ннмдг; на должностных лиц — от 2 до 10 ннмдг

Ст. 175 КУоАП «Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности»

12

Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или создание препятствий для их деятельности

Предупреждение или наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 ннмдг; на должностных лиц — от 2 до 10 ннмдг

Ст. 1888 КУоАП «Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора»

13

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм

Наложение штрафа от 1 до 12 ннмдг на работников и от 6 до 25 ннмдг на должностных лиц

Ст. 42 КУоАП «Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм»

14

Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства, непредоставление им необходимой информации или предоставление ложной информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей

Наложение штрафа от 1 до 12 ннмдг на граждан и от 6 до 25 ннмдг на должностных лиц

Ст. 18811 КУоАП «Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений, а также других законных требований должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы»

15

15.1. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности правил и норм ядерной и радиационной безопасности

Штраф от 10 до 100 ннмдг

Ст. 95 КУоАП «Нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности»

15.2. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания

Штраф от 100 до 200 ннмдг

16

16.1. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, сроков и объемов уплаты страховых взносов, сокрытие (занижение) суммы заработной платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы, неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности по страховым взносам, несвоевременное информирование Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины о численности работников, годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), сумме заработной платы на предприятии, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия

Штраф от 8 до 15 ннмдг

Ст. 1654 КУоАП «Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности»

16.2. Уклонение физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и использующих наемный труд, от подачи заявления о взятии на учет в Фонде, сокрытие (занижение) суммы заработной платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы, нарушение сроков и объемов уплаты страховых взносов, неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности по страховым взносам, несвоевременное информирование Фонда о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, изменении вида деятельности

Штраф от 8 до 15 ннмдг

16.3. Действия, предусмотренные частью первой или второй ст. 1654 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения

Штраф от 10 до 20 ннмдг

17

17.1. Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов Фонда в осуществлении проверок, связанных с начислением, исчислением, уплатой страховых взносов и целевым использованием средств Фонда

Наложение штрафа на должностных лиц от 8 до 15 ннмдг

Ст. 18824 КУоАП «Препятствия уполномоченным лицам органов Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в осуществлении проверок»

17.2. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же правонарушения

Наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 ннмдг

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше