Темы статей
Выбрать темы

Учет материальных расходов в строительстве

Редакция СБ
Статья

Учет материальных расходов в строительстве

 

Юлия Егорова, бухгалтер

 

В данной публикации мы поговорим о том, как учитывать материальные расходы в строительстве и рассчитывать прирост (убыль) балансовой стоимости запасов в налоговом учете.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.1994 г. № 335/94-ВР.

 

Общие понятия

Материальные расходы

— это стоимость израсходованных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) на производство продукции, работ или услуг. В строительстве материалы и МБП расходуются на отдельные виды строительно-монтажных работ или отдельные объекты строительства (далее будем обозначать и то и другое как СМР). Кроме того, материальные расходы включают в себя стоимость материалов и МБП, потраченных на административные, сбытовые и прочие нужды предприятия. В состав материальных расходов входит стоимость строительных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих, вспомогательных и прочих материалов, а также МБП.

Для целей бухгалтерского учета все материальные ценности делятся на три группы:

— производственные запасы, предназначенные для потребления внутри предприятия для производства продукции, работ, услуг и для обеспечения его деятельности (счета

20 «Материалы» и 22 «МБП»);

— готовая продукция, произведенная предприятием для дальнейшей продажи с целью получения прибыли (счет

26 «Готовая продукция»);

— товары, купленные исключительно для перепродажи с той же целью получения прибыли и не подвергающиеся никаким изменениям (счет

28 «Товары»).

Вторая и третья группы запасов не имеют большого значения для строительного предприятия, так как почти все свои операции оно осуществляет с первой группой запасов.

Основное отличие бухгалтерского и налогового учета материальных расходов состоит вот в чем. В бухучете они признаются только в момент списания материалов «в расход». А в налоговом учете такое списание происходит в два этапа:

сначала

признаются валовые расходы в момент оприходования или оплаты ТМЦ,

затем

определяется величина прироста или убыли запасов ТМЦ на складах, на которую увеличиваются валовые доходы или расходы соответственно.

Кроме этого, правила налогового учета ТМЦ несколько жестче, чем правила бухгалтерского. Список того, что разрешено включать в себестоимость СМР или в расходы периода в бухучете, гораздо шире списка того, что разрешено включать в состав валовых расходов в налоговом учете. Например, в бухучете на себестоимость СМР можно отнести стоимость комнатных растений, картин, аквариума, которыми украшен кабинет начальника цеха или прораба, стоимость воды, чая или кофе для сотрудников, а в налоговом учете эти ТМЦ не отражаются.

Движение ТМЦ по балансу строительного предприятия состоит из трех этапов (рис. 1):

а) поступление;

б) внутренние перемещения и преобразования;

в) выбытие.

 

img 1

 

Для понимания механизма расчета материальной составляющей по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль нужно уяснить, что приобретенные запасы, которые уже попали (т. е. оприходованы) на баланс предприятия, не исчезают и не теряют своей «материальности» до тех пор, пока не будет продана продукция, произведенная из этих запасов, т. е. пока не будет подписан акт приемки выполненных подрядных работ. То есть прирост производственных запасов происходит в момент их оприходования на баланс, а убыль — в момент продажи результатов СМР. В момент списания материалов в производство убыли не происходит, ведь они просто перемещаются внутри предприятия и не теряют своей «материальности». Вплоть до момента продажи результатов СМР материальные запасы все еще существуют в составе незавершенного производства.

С кредита счетов

20, 22, 65, 66, 13 и др. на основании соответствующих первичных документов1 списываются запасы, расходы на заработную плату, на социальное страхование, износ основных средств и т. д. При этом дебетуются калькуляционные счета 2-го и операционные счета 9-го класса в зависимости от объекта, с которым связаны расходы.

1 Как правило, в числе первичных документов — ведомости, накладные, акты списания ТМЦ, различные расчеты, лимитно-заборные карты, табели учета рабочего времени и т. д.

Основной целью налогового учета материальных расходов

является их классификация на две группы:

1) те, которые можно включать в валовые расходы, — мы будем их называть «валовозатратными»;

2) те, которые нельзя включать в валовые расходы, — мы назовем их «неваловозатратными».

Материальные расходы

первой группы включают в себя расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия и подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства, в частности пп. 5.2.1, 5.2.6, 5.2.7, 5.2.9, 5.2.15, 5.2.17, 5.2.18 и 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Материальные расходы

второй группы, которые нельзя включать в состав валовых расходов в налоговом учете, все равно должны отражаться в бухгалтерском учете в обычном порядке. Например, это могут быть материальные расходы, связанные с обеспечением более комфортных условий труда работников и в бОльших объемах, нежели это предусмотрено законодательством об охране труда (оплата обедов, напитков и продуктов питания, предметов гигиены, повышенные суточные и расходы на аренду жилья в командировках, не подтвержденные документами и др.), брак, простои, неустойки и т. д. Эти расходы отражаются на тех же бухгалтерских счетах, что и расходы «хозяйственного назначения» с точки зрения налогообложения.

Однако некоторых бухгалтеров смущает факт невключения таких расходов в состав валовых, и они учитывают их отдельно на счете

949 «Прочие расходы операционной деятельности». На наш взгляд, такой подход не вполне оправдан с точки зрения правильности определения производственной себестоимости СМР, ведь она будет занижена на суммы «налогово-нехозяйственных», но вполне «бухгалтерско-производственных» расходов. Но с другой стороны, этот подход в какой-то мере сближает налоговый учет с бухгалтерским и упрощает контроль за формированием суммы валовых расходов и правильностью расчета прироста/убыли ТМЦ по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. В этом случае не нужно будет вести отдельный учет остатков незавершенного производства и готовой продукции в бухгалтерском и налоговом учете, т. е. сальдо счета 23 будет одинаковым для целей того и другого учета.

В качестве компромиссного варианта для тех, кто хочет точно рассчитывать себестоимость продукции (услуг) и в то же время осуществлять контроль за валовыми расходами в разрезе бухгалтерских счетов, мы рекомендуем следующий выход. Не списывайте все расходы второй группы на один счет

949, а откройте специальные субсчета к каждому из счетов учета производственных расходов — 23, 24, 25, 90, 91, 92, 93, 94. Если же форма бухгалтерского учета на предприятии таких «вольностей» не позволяет, то проблему можно решить путем построения аналитического учета затрат на вышеназванных счетах. Как правило, такой подход с использованием аналитики используется при автоматизированных формах ведения учета (например, с помощью группы программ 1С).

Но этот вариант осложнен тем, что нужно будет проводить корректировки оборотов и остатков по счету

23 для целей налогового учета. Этот вариант мы и рассмотрим в данной публикации как самый сложный. Если вы учитываете «неваловозатратные» операции отдельно на счете 949, то в вашем случае исходные данные для корректировки просто будут равны нулю.

 

Методика расчета материальной составляющей в остатках незавершенного производства

Теперь перейдем собственно к учету прямых расходов на СМР и расчету материальной составляющей (МС) в остатках незавершенного производства (НЗП).

Основное внимание мы уделим методике налогового учета прироста (убыли) балансовой стоимости запасов (товаров, сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, малоценных предметов), предусмотренной

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль на складах и в незавершенном производстве.

Суть такого учета состоит в том, что балансовая стоимость запасов на конец отчетного периода сравнивается с их балансовой стоимостью на начало того же периода. Если эта стоимость увеличилась — сумма прироста расчетным путем увеличивает валовой доход, если уменьшилась — сумма убыли включается в валовые расходы. Однако здесь не все так просто. Предлог «в» перед «незавершенным производством» и «готовой продукцией» в тексте

абзаца первого п. 5.9 говорит о том, что в расчет прироста/убыли запасов следует включать не все сальдо счетов 23 и 26, а только «материальную» его часть, или материальную составляющую. Все остальные расходы на производство, отличные от материальных (в том числе стоимость приобретенных услуг и работ сторонних организаций, сумма зарплаты с начислениями, амортизация и пр.), пересчету не подлежат.

Этот аспект — определение МС в остатках НЗП — является самым сложным в данном расчете, тем более что единой утвержденной методики расчета МС не существует.

Организовать совершенно отдельный налоговый учет запасов для целей

п. 5.9 довольно сложно, да и практически нецелесообразно, поэтому необходимо разумно совместить его с бухгалтерским2. Принцип такого совмещения состоит в том, чтобы списывать на затраты производства запасы, участвующие в расчете прироста/убыли, отдельно от тех, которые в нем не участвуют, раздельно списывать другие производственные расходы, а также вести отдельный учет остатка НЗП для целей налогового и бухгалтерского учета.

2 Заметим, что современные бухгалтерские программы уже позволяют вести такой отдельный учет запасов (например, 1С версии 8.0 и выше).

Строительным предприятиям мы рекомендуем вести расчет материальной составляющей в остатках незавершенного производства в два этапа:

1. Определение МС в распределенных общепроизводственных расходах (счет

91).

2. Определение МС в остатках незавершенного производства (счет

23).

 

Расчет материальной составляющей в распределенных общепроизводственных расходах

Сначала мы рассчитаем МС в составе общепроизводственных расходов, так как они списываются на объекты калькуляции до момента закрытия калькуляционного счета

23 и списания с него стоимости СМР, а значит, сумма «общепроизводственной» МС будет влиять на показатели расчета МС в НЗП.

В нашем примере счет

91 за II квартал 2010 года имеет следующий вид (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Счет 91 «Общепроизводственные расходы»

№строки

Статьи расходов

Корреспондирующий счет

Дт

Кт

В том числе МС*

1

Материальные расходы:

 

162500

162000

материалы

20

150000

150000

МБП

22

12000

12000

питьевая вода и напитки**

20

500

* МС рассчитывается только для целей налогового учета. Для бухучета этот показатель не имеет практического значения.** Не отражается в налоговом учете и не включается в расчет МС.

2

Расходы на оплату труда:

 

93800

заработная плата

66

67000

взносы на соцстрахование

65

26800

3

Прочие расходы:

 

284200

износ основных средств

13

143000

услуги сторонних организаций

63

41200

аренда помещений

63

100000

4

списание распределенных расходов на объекты калькуляции

23

540000

162000

5

Оборот — всего

 

540500

540000

162000

 

Как видим, ничего сложного на этом этапе нет. Для целей налогового учета МС по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль нам нужно всего лишь просуммировать отдельно общий оборот по счету 91 и оборот по нему же в корреспонденции с материальными счетами — 20 и 22. При этом в налоговом учете мы не принимаем во внимание затраты ТМЦ, не связанные с хозяйственной деятельностью, — расходы на питьевую воду и напитки для общепроизводственного персонала. Итак, общая сумма общепроизводственных расходов, принимаемая во внимание в налоговом учете, составила 540000,00 грн., в том числе материальные расходы — 162000,00 грн.

 

Расчет материальной составляющей в остатках незавершенного производства

Теперь переходим к расчету МС в остатках незавершенного производства. Пример данных за II квартал 2010 года по счету

23 «Производство» приведен в табл. 2.  

Таблица 2

Счет 23 «Производство»

№строки

Показатели

Корреспондирующий счет

Сумма

В том числе МС для целей п. 5.9

Удельный вес*, %

1

2

3

4

5

6

1

Остаток НЗП на начало квартала по бухгалтерскому учету

50000

 

 

Остаток НЗП на начало квартала по налоговому учету

49100

22500

 

2

Прямые материальные расходы:

659000

653500

 

— материалы

Кт

20

180000

180000

 

— МБП

Кт

22

23500

23500

 

— полуфабрикаты

Кт

25

450000

450000

 

 

материалы для озеленения цеха, питьевая вода и напитки**

Кт

20

5500**

 

3

Прямые расходы на оплату труда:

 

 

350000

 

заработная плата

Кт

66

250000

 

— взносы на соцстрахование

Кт

65

100000

 

4

Прочие прямые расходы:

 

 

848400

 

— износ основных средств

Кт

13

254500

 

— подрядные работы сторонних организаций***

Кт

63

466700***

 

— налоги, включаемые в себестоимость продукции

Кт

64

105800

 

— расходы на командировки производственного персонала

Кт

37

6000

 

расходы на командировки сверх нормативов**

Кт

37

9900**

 

5

Распределенные общепроизводственные расходы

Кт

91

540500

162000

 

Бухгалтерский учет итогов производственной деятельности

6

Всего расходов за квартал, грн.

 

 

2392400

 

 

7

Всего расходов с учетом остатка НЗП на начало квартала, грн.

 

 

2442400

 

 

8

Стоимость завершенных этапов СМР, грн.

Дт

903

1800000

 

 

9

Остаток незавершенного производства на конец квартала

 

 

642400

 

 

Налоговый учет итогов производственной деятельности и корректировка остатков НЗП и выхода ГП

10

Сумма «неваловозатратных» расходов:

5500 + 9900 + 500 = 15900

 

 

(15900)

 

0,65 %

11

Всего «валовозатратных» расходов за квартал, грн.

 

 

2376500

815500

 

12

Всего «валовозатратных» расходов с учетом остатка НЗП на начало квартала, грн.

 

 

2425600

838000

34,55 %

13

Стоимость завершенных этапов СМР, грн.

 

 

1788300

617858

 

14

Остаток незавершенного производства на конец квартала

 

 

637300

220142

 

* Базы для расчета удельного веса величин в этой графе разные. Комментарии см. в тексте ниже.

** Не отражается в налоговом учете и не включается в расчет МС.

*** Относятся на валовые расходы без выделения из них МС (письмо ГНАУ от 24.10.2008 г. № 10442/6/17-0716).

 

В качестве входных данных для расчетов мы используем остаток незавершенного производства на счете

23 на начало II квартала, которое уже было рассчитано в I квартале 2010 года и состоит из трех величин:

— собственно остаток по бухгалтерскому счету

23;

— в том числе остаток НЗП для целей налогового учета;

— материальная составляющая в остатке НЗП в налоговом учете.

В течение отчетного квартала на дебете счета

23 собирались все прямые производственные расходы с кредита счетов:

20 и 22 — списывались ТМЦ (материальные расходы);

65 и 66 — расходы на заработную плату;

13 — износ основных средств;

631 — стоимость работ и услуг отечественных поставщиков, подрядных организаций и т. д.

Все эти расходы могли как включаться в валовые расходы, так и нет. Поэтому для целей наших расчетов нам нужно будет знать сумму тех и других. Поэтому мы построим наш бухгалтерский учет таким образом, чтобы по дебету счета

23 мы могли легко получить информацию о сумме материальных расходов, и отдельно о тех, которые не отражаются в налоговом учете. Для этого достаточно открыть отдельные субсчета или субконто для списания «валовозатратных» и «неваловозатратных» ТМЦ и для разделения остальных нематериальных расходов по этому признаку.

По данным стр. 6 гр. 4 табл. 2, сумма всех производственных расходов составила

2391900 грн., из которых прямые материальные расходы составили 659000 грн. (стр. 2 гр. 4 табл. 2). В состав материальных расходов вошли также те, которые не включаются в валовые расходы в налоговом учете и не участвуют в расчете МС, а именно: комнатные растения для комнаты приема пищи, питьевая вода, чай, кофе и сахар для производственного персонала на общую сумму 5500 грн. Стоимость этих ТМЦ мы исключаем из расчета МС (стр. 2, гр. 5 табл. 2):

659000 - 5500 = 653500 (грн.).

Следовательно, для расчета МС мы примем во внимание только величину

653500 грн.

Все остальные расходы (стр. 3 и 4 табл. 2) в состав МС не включаются в силу своей «нематериальной» природы, т. е. в силу того, что они списываются на расходы напрямую, без предварительного накапливания на каких-либо материальных счетах.

И наконец, после отражения в учете всех хозяйственных операций необходимо распределить общепроизводственные расходы между объектами калькуляции, и после этого перенести сумму расходов со счета

91 на счет 23 (стр. 5 табл. 2). Счет 91 в этот момент закрывается. Как видим из табл. 2, этот показатель состоит из двух величин:

— общая величина общепроизводственных расходов в бухгалтерском учете (включает «неваловозатратные» расходы

и

— содержащаяся в ней материальная составляющая для целей налогового учета.

Далее, общая сумма всех производственных расходов вместе с начальным остатком НЗП на конец первого квартала 2010 года составила

2442400 грн. по данным бухучета (стр. 7 гр. 4 табл. 2).

В течение второго квартала были завершены этапы СМР на общую сумму

1800000 грн., что было отражено проводкой Дт 903 — Кт 23 (стр. 8 гр. 4 табл. 2).

Стоимость реализованных строительно-монтажных работ и остаток НЗП могут определяться следующими способами:

а) путем инвентаризации остатков незавершенного производства определяется степень готовности объекта в принятом разрезе аналитики, и арифметическим путем определена стоимость реализованных СМР;

б) определяется фактическая стоимость СМР в течение отчетного периода по первичным документам — производственным отчетам3

либо

в) с помощью оценочного коэффициента, методика определения которого описана в

п.п. 7.10.4 Закона о налоге на прибыль.

3 Формы таких отчетов разрабатываются самими предприятиями. Отчет составляет и подписывает начальник участка производства или прораб.

Затем сумма всех производственных расходов за отчетный квартал с учетом остатка незавершенного производства на начало квартала распределяется между стоимостью реализованных СМР и незавершенным производством на конец квартала пропорционально.

В нашем примере остаток незавершенного производства в бухучете на конец II квартала 2010 года составил

642400 грн. (стр. 7 гр. 4 - стр. 8 гр. 4 = стр. 9 гр. 4 табл. 2). Это данные бухгалтерского учета, которые включают в себя также и «неваловозатратные» прямые производственные расходы, на величину которых нам и нужно будет их сейчас откорректировать.

Абсолютно точного способа такой корректировки нет, разве что ведение раздельного учета. Мы же воспользуемся следующей приближенной методикой.

1.

Определяем сумму «неваловозатратных» производственных расходов за I квартал 2010 года (аналитика в стр. 2 гр. 4 + аналитика стр. 4 гр. 4 табл. 2 + аналитика стр. 1 табл. 1):

5500 + 9900 + 500 = 15900 (грн.).

2.

Определяем их удельный вес в общей сумме производственных расходов:

15900 : 2442400 = 0,65 % (стр. 10 гр. 6 табл. 2).

3.

Корректируем сумму расходов за I квартал 2010 года (т. е. находим сумму производственных расходов за квартал, разрешенных для включения в состав валовых для целей налогового учета):

2392400 - 15900 = 2376500 (грн.).

Эта цифра содержит в себе материальную составляющую, накопленную за II квартал 2010 года:

653500 + 162000 = 815500 (грн.) (стр. 11 гр. 5 табл. 2).

4.

Находим общую сумму валовых расходов с учетом начального остатка НЗП в налоговом учете:

2376500 + 49100 = 2425600 (грн.),

а также общую величину МС:

815500 + 22500 = 838000 (грн.) (стр. 11 гр. 5 + стр. 1 гр. 5 = стр. 12 гр. 5 табл. 2).

5.

По итогам расчета в п. 4 (по данным стр. 12 гр. 5 табл. 2) вычисляем удельный вес МС в общей сумме производственных затрат:

838000 : 2425600 = 34,55 %.

6.

Корректируем стоимость реализованных СМР с помощью коэффициента, полученного в п. 2:

1800000 - (1800000 х 0,65 %) = 1800000 - 11700 = 1788300 (грн.).

На этом этапе расчетов мы получили

примерную стоимость реализованных СМР для целей налогового учета, т. е. уже «очищенную» от расходов, не отражаемых в налоговом учете. Именно здесь находится «слабое звено» нашей методики, так как мы сделали приближенную оценку стоимости реализованных СМР в налоговом учете. Мы пропорционально распределили «неваловозатратные» расходы между реализованными СМР и остатком НЗП на конец квартала. Так, из всей суммы нехозяйственных расходов (15900 грн.) на реализованные СМР приходится только 11700 грн., которые мы и вычитаем из их бухгалтерской стоимости. Однако справедливости ради стоит сказать, что это приближение весьма близко к точному значению и на сумму налога на прибыль влияет очень незначительно.

7.

С помощью коэффициента, полученного в п. 5, рассчитываем величину материальной составляющей в стоимости реализованных СМР:

1788300 х 34,55 % = 617858 (грн.) (стр. 13 гр. 5 табл. 2).

8.

Определяем остаток незавершенного производства и величину МС в нем на конец II квартала 2010 года (стр. 14 гр. 4 и 5 табл. 2), которые равны разнице между соответствующими данными строк 12 и 13. Этот остаток составил 637300 грн., в том числе материальная составляющая — 220142 грн. Последняя цифра и является целью и итогом проведенных расчетов и предназначается для отражения в приложении К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

 

Заполнение декларации по налогу на прибыль

С учетом данных вышеприведенного примера заполним приложение К1/1 к декларации по налогу на прибыль (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов

(приводится на языке оригинала)

Показники

Код рядка

На початок звітного року

Запаси, використані не в господарській діяльності

На кінець звітного періоду

Приріст «-»
Убуток «+»
(3 - 4 - 5)

1

2

3

4

5

6

Балансова вартість запасів усього, у т. ч.: (сума рядків А1 — А7 відповідної графи)

А

68200,0

1500,0

232142,0

165442,0

на складах (місцях зберігання)

А1

30000,0

1500,0

8300,0

20200,0

у незавершеному виробництві

А2

22500,0

220142,0

197642,0

у готовій продукції

А3

малоцінні та швидкозношувані предмети на складах

А4

8900,0

3700,0

5200,0

на оптових складах (місцях зберігання)

А5

у роздрібній торгівлі

А6

матеріальні цінності, що використовуються у господарській діяльності більше 365 календарних днів та вартість яких не перевищує 1000 грн.

А7

6800,0

6800,0

 

Как видим, строки расчета прироста (убыли) балансовой стоимости запасов нетрудно соотнести с соответствующими материальными счетами бухгалтерского учета. Легкое недоумение вызывают только строки А1 и А5. Чем отличаются оптовые склады в строке А5 от просто складов в строке А1? По мнению автора, в строке А1 следует отражать стоимость производственных запасов (остатки по счету

20), а в строке А5 — стоимость товаров, предназначенных для оптовой торговли (остатки по счету 28). Если предприятие не занимается оптовой торговлей и не имеет на своем балансе товаров, то оно не должно заполнять строку А5.

Итак, мы провели кропотливые расчеты и определили материальную составляющую в незавершенном производстве, чтобы вписать эту цифру в строку А2 графы 5 приложения К1/1. Все остальные строки заполняются очень просто — туда переносятся остатки по дебету соответствующих материальных счетов. Разумеется, они не должны включать стоимость тех ТМЦ, которые изначально не предназначались для ведения хозяйственной деятельности предприятия. Однако как быть, если вначале некие ТМЦ все-таки были предназначены для этого, и потому были включены в расчет прироста/убыли в предыдущих кварталах, а в текущем квартале они были использованы в других целях или были испорчены? В этом случае их стоимость необходимо исключить из расчета, записав ее в графу 4 и уменьшив на эту величину сумму убыли ТМЦ.

Есть ли еще какие-то особенности расчета прироста (убыли) балансовой стоимости запасов в строительстве? В

Законе о налоге на прибыль таких «особых» норм нет. Однако ГНАУ однажды тоже озадачилась данным вопросом и издала письмо от 24.10.2008 г. № 10442/6/17-0716, в котором пришла к следующим очевидным выводам:

— если предприятие строит здание с целью продажи и приобретает для этого ТМЦ, оно должно проводить расчет прироста (убыли) их стоимости по правилам

п. 5.9;

— расходы на оплату подрядных работ при строительстве такого здания в перерасчете по

п. 5.9 не участвуют, а относятся в состав валовых расходов.

Отметим также, что если здание или сооружение строится с целью включения его в состав основных средств предприятия, то приобретаемые ТМЦ в перерасчете по

п. 5.9 не участвуют, а увеличивают стоимость объекта основных фондов первой группы.

И в заключение еще раз обращаем ваше внимание на то, что утвержденной методики расчета материальной составляющей в незавершенном производстве пока еще не существует, и поэтому проверить его весьма сложно. Мы рассмотрели один из возможных вариантов такого расчета. Разумеется, на конкретном реальном предприятии могут существовать свои особенности учета строительно-монтажных работ, которые могут отразиться также и на способе расчета материальной составляющей. Однако в любом случае бухгалтеру очень желательно иметь аргументированный прозрачный расчет материальной составляющей, чтобы во время налоговых проверок у инспектора не возникало ни малейших сомнений насчет правильности заполнения приложения К1/1. Такой расчет, как правило, оформляется бухгалтерской справкой и разработочными таблицами, подписывается исполнителем и главным бухгалтером.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше