Темы статей
Выбрать темы

Взнос на развитие социальной инфраструктуры: правовой и бухгалтерский аспекты

Редакция СБ
Статья

Взнос на развитие социальной инфраструктуры: правовой и бухгалтерский аспекты

Василий Качерай, главный бухгалтер ООО «Финансовая компания «ЭКО-ДОМ»

 

Строительство жилых домов и коммерческих зданий как для себя, так и для реализации, кроме стоимости самого строительства, несет в себе еще немало дополнительных затрат, в частности, и паевой взнос на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, без уплаты которого невозможно получить разрешительные документы на строительство.

На что необходимо обратить внимание при заключении договора о паевом участии в создании и развитии социальной инфраструктуры между органами исполнительной власти и заказчиком строительства, как отразить расходы по инвестиционному договору в учете, читайте в этой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о планировании и застройке территорий

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-ІІІ.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР.

 

Суть взносов на развитие социальной инфраструктуры

В соответствии со

ст. 271 Закона о планировании и застройке территорий заказчик, намеревающийся осуществить строительство объекта градостроительства в населенном пункте, обязан принять участие в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.

1 Эти объекты имеют социальное назначение независимо от формы собственности (государственная или частная). Поэтому заказчик строительства такого объекта (например, частной школы или детского сада) не платит взнос на развитие социальной инфраструктуры. Часто строители, чтобы не уплачивать этот взнос, обещают городу построить детсад или школу.

Кто может не платить взнос на развитие социальной инфраструктуры?

Статьей 271предусмотрено, что исключением является строительство:

— объектов любого назначения по заказу органов государственной власти или органов местного самоуправления за счет средств государственного и/или местных бюджетов;

— жилых домов социального назначения и

доступного жилья;

— объектов, сооружаемых вместо поврежденных;

— объектов, сооружаемых в соответствии с государственной программой к Евро-2012.

Поэтому наиболее интересным является строительство именно доступного и социального жилья, так как в таком случае можно избежать уплаты паевого взноса, а это приводит к снижению себестоимости строительства.

Этой же

ст. 271 Закона о планировании и застройке территорий установлены предельные размеры этого взноса:

10 % общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроительства — для нежилых зданий и/или сооружений (кроме зданий заведений культуры и образования, медицинского и оздоровительного назначения1)

и

4 % сметной стоимости жилищного строительства.

Обратите внимание!

Размер взноса на развитие социальной инфраструктуры устанавливается органами местного самоуправления. И уже от переговоров с ними зависит, какой именно размер этого взноса вам установят.

Следует учесть, что в соответствии со

ст. 27 Закона о планировании и застройке территорий, если техническими условиями строительства предусматривается необходимость строительства заказчиком инженерных сетей или объектов вне пределов его земельного участка, величина паевого участия в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта уменьшается на сумму связанных с этим расходов.

Принимая во внимание, что достаточно часто, особенно при застройке новых кварталов жилищного строительства, затраты на строительство инженерных сетей являются достаточно высокими, можно договориться с органами исполнительной власти вообще не платить взнос на развитие социальной инфраструктуры. Хотя местные органы власти соглашаются на это крайне неохотно.

При заключении договора о паевом участии в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта следует обратить внимание на

существенные условия такого договора, установленные ст. 271 Закона о планировании и застройке территорий:

— размер паевого взноса;

— сроки (график) уплаты паевого взноса;

— ответственность сторон.

Особое внимание следует обратить на график уплаты паевого взноса. Поскольку

Закон о планировании и застройке территорий позволяет вносить его как одноразово, так и отдельными платежами, то стоит договариваться с органами местного самоуправления о как можно более поздних сроках уплаты этого взноса. Также стоит предусмотреть минимальные штрафные санкции, а по возможности — и вообще их отсутствие в случае несвоевременной уплаты паевых взносов.

Вместе с тем не следует забывать, что, учитывая исключения

ст. 271 Закона о планировании и застройке территорий, паевого взноса на развитие инфраструктуры можно вообще избежать, чем удешевить стоимость строительства на 4 или 10 %.

 

Бухгалтерский и налоговый

учет паевого взноса на развитие инфраструктуры

Согласно

ст. 271 Закона о планировании и застройке территорий плательщиком паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры является заказчик строительства. В соответствии со ст. 1 этого Закона заказчик — физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или пользовании земельный участок и подавшее в установленном законодательством порядке заявление о его застройке для осуществления строительства или изменений объекта градостроительства.

Поэтому плательщиком паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры является заказчик строительства. Но он может перевести это обязательство на генподрядчика. С правовой точки зрения, перевести свои обязательства по уплате паевого взноса на генподрядчика заказчик может или по договору о передаче функций заказчика генподрядчику, или путем выдачи генподрядчику доверенности на уплату паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры от имени заказчика.

В бухгалтерском учете размер паевого взноса будет включен в смету расходов на строительство. В налоговом учете в соответствии с

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль сумма паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры будет отнесена к валовым расходам заказчика как связанная с ведением хозяйственной деятельности, поскольку взнос на развитие социальной инфраструктуры является обязательным (без заключения договора о паевом участии в создании социальной инфраструктуры вам не выдадут разрешительные документы на строительство и не подпишут акт готовности объекта строительства к эксплуатации).

Паевой взнос на развитие инфраструктуры не является объектом обложения НДС в соответствии с

п.п. 3.2.6 Закона об НДС как стоимость государственных платных услуг.

Если паевой взнос на развитие социальной инфраструктуры уплачивает генподрядчик от имени заказчика строительства, то размер взноса не относится на валовые расходы, потому что он должен быть возмещен генподрядчику заказчиком.

В бухгалтерском учете паевой взнос на развитие социальной инфраструктуры отражается двумя способами:

— на счете

23 «Производство», если объект строительства строится для последующей продажи;

— на счете

15 «Капитальные инвестиции», если объект строительства строится хозяйственным или подрядным способом для собственных нужд.

Для наглядности отражения в учете паевого взноса на развитие инфраструктуры рассмотрим пример.

 

Пример.

Строительная компания ООО «Стройстандарт» планирует построить жилой дом, сметная стоимость которого 20 млн грн. В договоре паевого участия в создании развития социальной инфраструктуры указано, что компания должна уплатить единоразово 2 % сметной стоимости на развитие социальной инфраструктуры. ООО «Стройстандарт» является заказчиком строительства и строит дом самостоятельно. В учете ООО «Стройстандарт» уплата указанного паевого взноса будет отражена так:

 

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Уплачен паевой взнос на развитие социальной инфраструктуры

377

311

400000,00

 

400000,00

2

Отражена сумма паевого взноса в расходах предприятия на строительство согласно Акту ф. № КБ-2в

23

377

400000,00

 

 

 

Выводы

При строительстве как жилой, так и коммерческой недвижимости у заказчика возникает необходимость уплаты паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры населенного пункта.

Паевой взнос на развитие социальной инфраструктуры может быть уплачен как единоразово, так и частями, в соответствии с договором о паевом участии в создании и развитии социальной инфраструктуры населенного пункта.

Размер паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры включается в стоимость строительства и валовые расходы предприятия, но НДС на него не начисляется.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше