Темы статей
Выбрать темы

Изменения в законодательстве о разрешительных процедурах

Редакция СБ
Статья

Изменения в законодательстве о разрешительных процедурах

Дмитрий Вовк, юрист

 

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упорядочению разрешительных процедур» от 13.05.2010 г. № 2185-VІ были обновлены процедуры получения разрешений в сфере государственного надзора за соблюдением пожарной безопасности и охраны труда. Рассмотрению этих законодательных нововведений, в частности направленных на расширение декларативного принципа в разрешительной системе, посвящена данная статья.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о застройке

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон о пожарной безопасности

— Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.1993 г. № 3745-ХІІ.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон об охране труда

— Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 г. № 2696-ХІІ.

Закон № 2185

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упорядочению разрешительных процедур» от 13.05.2010 г. № 2185-VІ.

Инструкция № 278

— Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора по вопросам выдачи разрешений на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.05.2006 г. № 278.

Порядок выдачи разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений

— Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02.2001 г. № 150.

Постановление № 449

— постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, право на совершение которых приобретается на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства» от 16.06.2010 г. № 449.

 

Изменения разрешительной процедуры в сфере надзора за соблюдением пожарной безопасности

Напомним, что в

ч. 8 ст. 10 Закона о пожарной безопасности устанавливается, что начало работы новообразованных предприятий, введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых объектов и объектов иного назначения, внедрение новых технологий, передача в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренда любых помещений осуществляются после выдачи разрешения на это органа государственного пожарного надзора. Этот момент не претерпел каких-либо изменений в связи с принятием Закона № 2185 .

Однако изменилась дальнейшая формулировка процитированной нормы, касающаяся исключений из общего правила получения разрешения. Скорее всего, с целью приведения терминологии

Закона о пожарной безопасности в соответствие с Законом о разрешительной системе законодатель установил, что разрешение не требуется при проведении хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Аналогичным образом теперь сформулирована и ч. 14 ст. 10 Закона о пожарной безопасности, согласно которой новообразованные предприятия, в том числе размещенные в арендованных помещениях, которые не изменяют вид своей деятельности (кроме потенциально опасных объектов) или не относятся к категории взрывопожароопасных и объектам с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории или внутри указанных объектов, могут проводить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Отметим, что страхование гражданской ответственности в этом случае, как того требует п. 3.1 Инструкции № 278, Законом о пожарной безопасности не предусмотрена1 (с учетом изменений, внесенных Законом № 2185). Если указанные выше предприятия принадлежат к категории пожароопасных объектов, они могут проводить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами. Порядок и форма сообщения о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

1 Впрочем, такого требования не было и в предыдущей редакции ст. 10 Закона о пожарной безопасности.

С последними положениями, по всей видимости, на первых порах будут возникать сложности. Действительно,

ст. 1 Закона о разрешительной системе содержит понятие декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства, под которой понимается документ, которым субъект хозяйствования сообщает государственному администратору или представителю соответствующего разрешительного органа о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства. Таким способом субъект хозяйствования приобретает право на проведение определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера. Исходя из этого, внесение изменений в ст. 10 Закона о пожарной безопасности оправдано, так как это упростит применение Закона о разрешительной системе в сфере надзора за обеспечением пожарной безопасности. С другой стороны, в соответствии с п. 111 Порядка выдачи разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений субъекты, подпадающие под действие декларативного принципа, ведут свою деятельность на основании декларации соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. Форма этой декларации утверждена в приложении 3 к данному Порядку.

Такая терминологическая «неразбериха» гипотетически может даже привести к ситуации, когда декларативный принцип в сфере пожарного надзора фактически перестанет функционировать, так как выдача декларации соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности

Законом о пожарной безопасности не предусмотрена, а форма декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства не утверждена. Не решает проблемы и постановление № 449, которое при внесении изменений в Порядок выдачи разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений также использует понятия «декларация соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности». Возможно, приведенные выше коллизии в ближайшее время будут устранены Кабинетом Министров Украины, который согласно п. 2 Заключительных положений Закона № 2185 обязан в двухмесячный срок привести свои акты в соответствие с этим Законом.

Вернемся к процедуре выдачи разрешений.

Законом № 2185 изменен срок выдачи разрешений. Теперь он составляет десять рабочих дней (ранее было пять) со дня подачи заявителем документов, необходимых для получения разрешения. Разрешение после принятия Закона № 2185 выдается бесплатно и бессрочно (это нововведение). Основанием для выдачи разрешения является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения. Такая оценка (экспертиза) проводится органом государственного пожарного надзора или субъектом хозяйствования, который получил лицензию на проведение такой оценки (экспертизы). Размеры тарифов, в том числе их предельные размеры, на проведение оценки (экспертизы) утверждаются Кабмином.

Расширен также перечень оснований, позволяющий не оформлять разрешение. Раньше

ст. 10 Закона о пожарной безопасности предусматривала единственное такое основание — принятие объекта в эксплуатацию комиссией при участии органов пожарного надзора. Теперь же добавлено еще одно: разрешение не оформляется на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынке, на эксплуатацию которого выдано разрешение, в соответствие со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора в установленном порядке. Впрочем, это нововведение является условным, так как законодатель перенес в закон норму, ранее уже закрепленную в подзаконных актах (п. 11 Порядка выдачи разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений, п. 3.1 Инструкции № 278).

Кроме того, рассматриваемым законодательным актом

конкретизированы основания для отказа в выдаче разрешения и аннулирования разрешения, что вполне логично, так как согласно ст. 41 Закона о разрешительной системе отказ в выдаче документа разрешительного характера по основаниям, не предусмотренным законами, не допускается2. Так основаниями для отказа в выдаче разрешения являются:

— предоставление субъектом хозяйствования документов, необходимых для получения разрешения, не в полном объеме;

— выявление в документах, поданных субъектом хозяйствования, недостоверных сведений;

— выявление по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения нарушений правил пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара или созданию препятствий в его гашении и эвакуации людей. При этом по-прежнему в случае выявления фактов нарушения, не создающих угрозу наступления указанных последствий, разрешение выдается при условии предоставления субъектом хозяйственной деятельности договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения возможного вреда на время до устранения нарушений правил пожарной безопасности, а также плана мероприятий по устранению таких нарушений с конкретными сроками выполнения (

п. 6 Порядка выдачи разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений).

2 Отметим, что некоторые основания для отказа в выдаче разрешений или их аннулирования, которые сейчас закреплены в Законе о пожарной безопасности, ранее предусматривались в Порядке выдачи разрешений на начало работы предприятия и аренду помещений.

 

Основаниями для аннулирования разрешения являются:

— обращение субъекта хозяйствования с заявлением об аннулировании разрешения;

— прекращение юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование или ликвидация);

— прекращение субъектом хозяйствования проведения определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, на осуществление которых было предоставлено разрешение;

— выявление нарушений правил пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара или созданию препятствий в его гашении и эвакуации людей;

— возникновение пожара, если в материалах о пожаре указано, что одной из причин его возникновения является нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности;

недопуск должностных лиц органов государственного пожарного надзора к осуществлению мероприятий государственного надзора в сфере пожарной безопасности (на это новшество субъектам хозяйствования следует обратить особое внимание);

— установление факта предоставления субъектом хозяйствования в заявлении и документах, которые прилагаются к нему, недостоверной информации;

— иные основания, предусмотренные законом.

Кроме того,

Законом № 2185 в ст. 10 Закона о пожарной безопасности введена гарантия единообразия порядка выдачи органами государственного пожарного надзора разрешений на начало работы новообразованных предприятий, введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых объектов и объектов иного назначения, внедрение новых технологий, передачу в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренду любых помещений — установление такого порядка другими законами (кроме Закона о пожарной безопасности) не допускается.

 

Изменения разрешительной процедуры в сфере охраны труда

Изменения, направленные на расширение декларативного принципа в сфере хозяйствования, внесены

Законом № 2185 также и в ст. 21 Закона об охране труда. Данная статья дополнена частью 4, согласно которой приобретение права на выполнение работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применение) машин, механизмов и оборудования повышенной опасности может осуществляться на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охране труда. Перечни видов работ, машин, механизмов и оборудования повышенной опасности, начало выполнения или эксплуатации (применения) которых может осуществляться на основании такой декларации, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

На сегодняшний день с целью выполнения приведенной выше нормы

Закона Кабмин утвердил Перечень определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, право на совершение которых приобретается на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства (см. постановление № 449). В сфере охраны труда на сегодняшний день декларативный принцип распространяется на следующие работы повышенной опасности:

1. Осуществление контроля над качеством сварочных соединений.

2. Осуществление радиологического (дозиметрического) и пиротехнического контроля.

3. Изготовление и использование грузозахватных устройств (стропов, траверсов, грейферов).

4. Эксплуатация и ремонт водозаборных сооружений.

5. Продавливание туннельных конструкций под домами, сооружениями, магистралями и водоемами.

6. Работы с применением пиротехнических изделий.

7. Эксплуатация, обслуживание, ремонт технологического оборудования пищевой, перерабатывающей, полиграфической, легкой и текстильной промышленности.

8. Ремонтные, монтажные, строительные и другие работы, которые выполняются на высоте более 1,3 метра.

9. Обучение охране труда, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше