Темы статей
Выбрать темы

И снова об унификации работы разрешительной системы: теперь мнение Госкомпредпринимательства

Редакция СБ
Письмо от 12.04.2010 г. № 4548

И снова об унификации работы разрешительной системы: теперь мнение Госкомпредпринимательства

 

Письмо Госкомпредпринимательства от 12.04.2010 г. № 4548

 

На письмо Минрегионстроя от 01.04.2010 г. № 12/19-2-22-10-3409 о необходимости отмены постановления Кабинета Министров Украины от 27.01.2010 г. № 90 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по предоставлению документов разрешительного характера в сфере строительства» (далее — Постановление) Госкомпредпринимательства сообщает.

Указанным Постановлением предусмотрена выдача должностными лицами Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля соответствующих документов разрешительного характера в разрешительном центре по месту расположения объектов.

Принятие указанного Постановления является прогрессом в реализации государственной политики по реформированию разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, в частности, в части делегирования разрешительными органами собственных полномочий своим территориальным подразделениям.

Передача указанных полномочий на местный уровень является шагом максимального приближения к потребителю соответствующих административных услуг, что, в свою очередь, имело одобрительный отклик со стороны населения, предпринимателей.

Постановление не нарушает конституционные права и свободы человека, а наоборот, создает расширенные возможности для получения гражданами соответствующих документов и не лишает при этом права такое лицо обращаться непосредственно к должностным лицам Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля за получением необходимых документов.

Кроме того, такой способ получения документов является мерой предосторожности в отношении возникновения коррупционных действий и обязывает должностных лиц Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля нести ответственность, в частности, за соблюдение сроков выдачи соответствующих документов, установленных законами.

Учитывая изложенное выше, Госкомпредпринимательства не видит наличие несогласованности указанного Постановления с требованиями действующего законодательства и осложнения процедуры получения разрешительных документов.

При этом следует также отметить, что указанное Постановление на этапе согласования было поддержано Минрегионстроем, согласовавшим его без замечаний.

Отмена Постановления будет противоречить п. 1.2. Программных принципов деятельности Коалиции депутатских фракций «Стабильность и реформы».

 

Председатель М. Бродский

 

Комментарий

 

Комментируемое письмо Госкомпредпринимательства появилось в ответ на

письмо Минрегионстроя от 01.04.2010 г. № 12/19-2-22-20-3409. В данном письме Минрегионстрой указывал на необходимость отмены постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины в отношении выдачи документов разрешительного характера в сфере строительства» от 27.01.2010 г. № 90 (далее — постановление № 90). Напомним, что в этом постановлении КМУ установил, что сертификаты соответствия государственным строительным нормам, стандартам и правилам (оформляются при принятии в эксплуатацию объектов недвижимости, сооруженных без получения разрешения на выполнение строительных работ), разрешения на выполнение подготовительных и строительных работ выдаются должностными лицами инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (далее — инспекция ГАСК) в соответствующих разрешительных центрах. Там же принимаются и документы для выдачи соответствующих сертификатов и разрешений.

В свою очередь Минрегионстрой в

письме от 01.04.2010 г. № 12/19-2-22-20-3409 отмечает, что постановление № 90 не согласуется с требованиями ст. ст. 281, 29, 301 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-ІІІ(далее — Закон о застройке), которые регулируют порядок выдачи сертификатов соответствия и разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ, а также усложняет процедуру выдачи разрешительной документации. Кроме того, по мнению Минрегионстроя, сфера действия Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV (далее — Закон о разрешительной системе) не распространяется на заказчиков — физических лиц, к которым тем самым не может выдвигаться требование оформления разрешительной документации в разрешительном центре.

Госкомпредпринимательства в комментируемом

письме не согласился с точкой зрения Минрегионстроя и обратил внимание на то, что принятие постановления № 90 позволило приблизить предоставление административных услуг к потребителю и упростить получение разрешительных документов. Кроме того, данное постановление направлено на предотвращение коррупционных действий и устанавливает ответственность должностных лиц инспекции ГАСК за соблюдение сроков выдачи этих документов.

На наш взгляд, позиция Госкомпредпринимательства в развернувшейся борьбе «за полномочия» с Минрегионстроем выглядит предпочтительнее исходя из следующего.

Во-первых,

постановление № 90 направлено на унификацию работы разрешительной системы в целом, создание ситуации, когда вся (или большая часть) разрешительная документация будет оформляться в одном месте (разрешительном центре). Последнего требует, в частности, принцип организационного единства, закрепленный в ст. 1 Закона о разрешительной системе, согласно которому выдача документов разрешительного характера (переоформление, выдача дубликатов, аннулирование) субъектам хозяйствования осуществляется в разрешительном центре путем взаимодействия представителей разрешительных органов, что обеспечивается государственным администратором в порядке, установленном этим законом. Особое умиление в этом смысле вызывает довод Минрегионстроя о том, что обязанность застройщиков обращаться в разрешительные центры создает значительные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности: исключает возможность доработки поданной документации и возможность непосредственного общения для получения своевременной консультации от работников этого государственного органа. Практика деятельности инспекции ГАСК, в том числе ее открытость, вызывала и продолжает вызывать достаточно неоднозначную реакцию в предпринимательской среде, подтверждением чего, в частности, является значительное количество судебных разбирательств с участием этого органа и его подразделений.

Во-вторых

, ст. 281, 29, 301 Закона о застройке содержит нормы о выдаче сертификатов соответствия и разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ инспекцией ГАСК, а также о подаче документов для их получения в инспекцию ГАСК. Однако можно допустить, что указанные нормы только определяют орган, осуществляющий данные полномочия и основные моменты порядка выдачи данных документов, не устанавливая места выдачи сертификатов и разрешений. В свою очередь, системное толкование указанных норм и положений Закона о разрешительной системе позволяет допустить, что речь должна идти именно о приеме документов и выдаче разрешительной документации через разрешительные центры с соблюдением всех требований, установленных данным законом.

В-третьих

, действительно, Закон о разрешительной системе действует в отношении разрешительных органов, администраторов, уполномоченного органа и субъектов хозяйствования. Буквальное понимание этой нормы не позволяет распространить его на физических лиц — заказчиков строительства, не являющихся предпринимателями. Однако данный момент не отменяет необходимости выполнения требований Закона о разрешительной системе в отношении выдачи разрешительной документации субъектам хозяйствования (заказчикам, застройщикам, подрядчикам) через разрешительные центры. Иными словами, может быть поставлен вопрос, например, об изменении постановления № 90, которое позволит физлицам-непредпринимателям обращаться непосредственно в инспекцию ГАСК, но не об отмене постановления в целом.

 

Дмитрий Вовк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше