Темы статей
Выбрать темы

Документы разрешительного характера, принцип молчаливого согласия и госнадзор в разъяснении Госфинуслуг

Редакция СБ
Письмо от 12.04.2010 г. № 4653/44-6

Документы разрешительного характера, принцип молчаливого согласия и госнадзор в разъяснении Госфинуслуг

 

Письмо Госфинуслуг от 12.04.2010 г. № 4653/44-6

 

<…>

1. О состоянии выполнения подзаконных актов Госфинуслуг по порядку получения документов разрешительного характера.

Госфинуслуг выдает три вида разрешений, а именно:

— разрешение на право принятия на себя коммерческих рисков при создании фонда финансирования строительства вида Б;

— разрешение на право осуществления эмиссии сертификатов фонда операций с недвижимостью в соответствии с Законом Украины «О финансово-кредитных механизмах при строительстве жилья и операциях с недвижимостью»;

— разрешение на осуществление эмиссии ипотечных сертификатов в соответствии с Законом Украины «Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах», прямо предусмотренных действующим законодательством.

Указанные выше разрешения дают финансовым учреждениям возможность принимать на себя, прежде всего, дополнительные финансовые риски при предоставлении ими соответствующих финансовых услуг потребителям, что требует быстрого реагирования при осуществлении надзора и регулирования деятельности финансовых учреждений.

В связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины от 11.02.2010 г. № 1869-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», вступающего в силу с 01.04.2010 г. (опубликован в газете «Голос Украины» от 02.03.2010 г. № 37), действие данного Закона не распространяется на отношения государственного регулирования рынков финансовых услуг.

2. О внесении изменений в подзаконные акты с целью выполнения требований абзаца девятого части первой статьи 1 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

На сегодняшний день нормативно-правовыми актами Госфинуслуг принцип молчаливого согласия, определенный в Законе Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», не установлен.

В связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины от 11.02.2010 г. № 1869-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», вступающего в силу с 01.04.2010 г. (опубликован в газете «Голос Украины» от 02.03.2010 г. № 37), действие этого Закона не распространяется на отношения государственного регулирования рынков финансовых услуг.

3. О подзаконных актах по вопросам моратория на осуществление мероприятий государственного надзора или контроля.

Правовые и организационные принципы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочий органов государственного надзора (контроля), их должностные лица и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) определяет Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Сфера действия данного Закона определена в статье 2 этого Закона, согласно которой действие данного Закона не распространяется, в частности, на отношения, возникающие при осуществлении мер специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг.

В свою очередь, общие правовые принципы в сфере предоставления финансовых услуг, осуществления регулятивных и надзорных функций за деятельностью и предоставлением финансовых услуг установлены Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

В соответствии с частью первой статьи 20 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» государственное регулирование рынков финансовых услуг, не связанных с банковскими услугами и услугами на рынке ценных бумаг и производных ценных бумаг, осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, которым является Госфинуслуг.

Согласно части второй статьи 30 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» периодичность инспекции финансовых учреждений, а также их родственных и аффилированных лиц устанавливается Госфинуслуг.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что порядок и условия инспектирования финансовых учреждений устанавливаются законами Украины, в том числе Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» и ведомственными нормативно-правовыми актами Госфинуслуг.

 

Первый заместитель председателя А. Литвин

 

Комментарий

 

Принятие Верховной Радой

Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11.02.2010 г. № 1869-VI, вступившего в силу с 1 апреля 2010 года, должно было бы упростить жизнь субъектам хозяйственной деятельности. Указанный закон установил право молчаливого согласия госорганов по выдаче документов разрешительного характера. Это должно было бы избавить субъектов хозяйствования, в том числе и финансовые учреждения, от бюрократии при получении разрешительных документов. То есть если госорган вовремя не выдал разрешительный документ и не предоставил мотивированный отказ, разрешение считается предоставленным.

Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйствования» от 06.09.2005 г. №2806-IV

определен термин «документ разрешительного характера» как разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по ведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и без наличия которого субъект хозяйствования не может осуществлять определенные действия по ведению осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

Госфинуслуг в

письме от 12.04.2010 г. № 4653/44-6 определила только три вида разрешений, предоставляемых Госфинуслуг: разрешение на право принятия на себя коммерческих рисков при создании ФФС вида Б, разрешение на право осуществления сертификатов ФОН, разрешение на осуществление эмиссии ипотечных сертификатов. Следует отметить, что два первых разрешения Госфинуслуг выдает крайне редко, так как они не имеют спроса среди субъектов финансового рынка. А вот лицензию и свидетельство о внесении финансовых учреждений в государственный реестр финансовых учреждений Госфинуслуг к документам разрешительного характера не отнесла, хотя и лицензии, и свидетельства дают право предоставления тех или иных финансовых услуг. Но даже при отнесении лицензий и свидетельств к разрешительным документам это не будет иметь существенного значения для субъектов рынка финансовых услуг, потому что Госфинуслуг в указанном письме отметила, что Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11.02.2010 г. № 1869-VI не распространяется на отношения государственного регулирования рынка финансовых услуг Украины.

Также Госфинуслуг отметила, что мораторий на проверки в соответствии с

постановлением КМУ «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502 не распространяется на государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг, поскольку государственный надзор за деятельностью участников рынка финансовых услуг осуществляется на основании Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» и нормативно-правовых актов Госфинуслуг.

В целом из

письма Госфинуслуг от 12.04.2010 г. № 4653/44-6 четко следует, что на субъектов финансового рынка не распространяются ни мораторий на проведение проверок, ни принцип молчаливого согласия по выдаче документов разрешительного характера.

С одной стороны, во времена экономического кризиса оставлять рынок финансовых услуг без надзора действительно достаточно опасно, но полностью игнорировать мораторий также не совсем правильно, так как это сводит на нет суть самого моратория. Как только появилось распоряжение Кабмина о моратории на проверки до 2011 года, сразу все госорганы, на которые и приходится львиная доля проверок, стали заявлять, что на них указанный мораторий не распространяется, хотя там оговорено исключение только для налоговых органов. То же касается документов разрешительного характера. Скажем, лицензия Госфинуслуг — это и есть документ разрешительного характера, так как она дает разрешение на осуществление определенного вида деятельности, но Госфинуслуг так не считает, а вообще думает, что на нее

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11.02.2010 г. № 1869-VI не распространяется. Поэтому можно считать что и Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11.02.2010 г. № 1869-VI, и постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502 имеют исключительно популистский характер и, во всяком случае, рынка финансовых услуг не касаются. Этот рынок действует по своим законам.

 

Василий Качерай

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше