Темы статей
Выбрать темы

Расчеты в строительстве: практика организации и осуществления

Редакция СБ
Статья

Расчеты в строительстве: практика организации и осуществления

Василий Качерай, главный бухгалтер ООО «Финансовая компания «ЭКО-ДОМ», poradnyk@gmail.com

 

Каждый день в строительных компаниях осуществляют десятки, а то и сотни платежей по расчетам с контрагентами — поставщиками материалов, исполнителями строительно-монтажных работ и т. п. В условиях ограниченных финансовых ресурсов важную роль играет очередность осуществления платежей. В больших холдинговых компаниях составлением платежного календаря, осуществлением расчетов и определением очередности платежей занимается финансовый отдел либо специально созданное казначейство, или как минимум такой популярный в последнее время в компаниях сотрудник в должности финансового директора. Однако в большинстве строительных компаний эту процедуру все так же выполняют бухгалтеры. Поэтому попытаемся рассмотреть основные принципы организации расчетов в строительной компании, которые станут надежным помощником бухгалтерам в процессе правильного управления финансовыми ресурсами.

 

Классификация контрагентов

Для того чтобы можно было эффективно составить платежный календарь по осуществлению платежей строительной компании, всех контрагентов предлагается разделить на четыре группы по двум характеристикам.

В целом контрагенты (кредиторы) оцениваются по лояльности и важности.

Лояльность контрагента

— это отношение кредитора к своевременности расчетов с ним и реакция на сроки оплаты.

Важность контрагента

— это степень влияния наличия его продукции либо услуг на деятельность строительной компании.

В целом всех кредиторов следует разделить на

4 группы:

важные и лояльные;

важные и нелояльные;

лояльные и неважные;

неважные и нелояльные.

Важными и лояльными

для строительной компании являются, как правило, подрядные и субподрядные организации. С одной стороны, они являются важными, потому что только они могут предоставлять нам определенные работы и заменить их достаточно сложно, а в отдельных случаях — в сущности, невозможно. С другой стороны, подрядчики являются достаточно лояльными к самой строительной компании и работе, которую они выполняют, поскольку потерю такого заказчика невозможно быстро компенсировать другим заказчиком. А во времена экономических кризисов эта зависимость становится особенно прочной. Также к группе важных и лояльных контрагентов можно отнести разные вспомогательные дочерние предприятия строительной компании. Скажем, строительная компания имеет свой кирпичный завод. Он является достаточно важным для компании, поскольку обеспечивает ее кирпичом по достаточно низкой по сравнению с конкурентами цене. Вместе с тем он достаточно лоялен к строительной компании, так как является ее дочерним образованием и всегда будет готов ожидать средств. Таких вспомогательных предприятий в строительной компании может быть несколько.

Важными и нелояльными

к строительной компании являются поставщики, поставляющие важную продукцию, которую трудно заменить, или предоставляющие услуги, без которых не может обойтись предприятие. В эту категорию для большинства застройщиков попадают проектные организации. С одной стороны, заказав проектные работы в определенной организации, застройщик, в сущности, не имеет возможности произвести замену исполнителя. С другой стороны, проектная организация, понимая безвыходное положение застройщика, может не ожидать оплаты строительной компании и взяться за другой проект, отложив предыдущий до лучших времен, точнее, до времени, пока получит средства.

Лояльными и неважными

для строительной компании являются кредиторы, которых много на рынке и которые предоставляют однородные услуги либо продают однородную продукцию. К этой категории относятся, скажем, поставщики канцтоваров или консалтинговые компании. Их на рынке достаточно большое количество, они поставляют однородную продукцию и, работая в условиях острой конкуренции, часто готовы ожидать отсроченных оплат, только бы сохранить покупателя.

Неважные и нелояльные контрагенты

— кредиторы, которые не готовы ожидать оплаты их услуг либо продукции, вместе с тем их деятельность не является стратегически важной для строительной компании. Это, скажем, рекламные агентства. Как правило, за рекламу все СМИ и другие носители рекламы хотят получить средства авансом. Вместе с тем строительная компания может отказаться от рекламных услуг, воспользовавшись другими каналами продвижения своей продукции на рынке, например, продажей жилья через агентства недвижимости, а уже те, в свою очередь, будут заниматься рекламной деятельностью.

 

Порядок осуществления платежей

Распределив кредиторов на соответствующие категории, необходимо установить приоритетность осуществления платежей.

В первую очередь

строительной компании необходимо рассчитаться с кредиторами, попавшими в группу важных и нелояльных контрагентов. Это объясняется тем, что задолженность перед такого рода кредиторами может привести к блокированию работы компании, что недопустимо. Скажем, без наличия проектных чертежей осуществлять строительные работы невозможно (частные случаи злоупотребления этим фактором во внимание принимать не будем).

Следующие в очереди на оплату —

важные и лояльные кредиторы. Несмотря на их лояльность к нам, нужно понимать и их важность, а, скажем, в случае с подрядчиком от факта осуществления оплаты будет зависеть факт выполнения строительных работ. Конечно, лояльный подрядчик терпеливо будет ожидать оплаты выполненных работ, но это может привести к отсутствию у него средств на строительные материалы и приостановлению строительства. Лояльность такого кредитора может проявляться лишь в том, что в случае задержек с оплатой он не побежит сразу в суд решать проблему задолженности, а попробует договориться, так как будет дорожить сотрудничеством.

Третьими в очереди на оплату будут

неважные и нелояльные контрагенты. Несмотря на то, что они не являются особо важными для строительной компании, они все-таки не готовы к отсрочке оплаты. Поэтому если строительная компания все-таки надумает воспользоваться рекламными услугами, то хотя они и не являются ключевыми для компании, оплатить их придется вовремя.

И обычно последними средства получат

неважные, но лояльные кредиторы.

Используя такую очередность платежей, бухгалтер строительной компании достаточно разумно будет расходовать средства и сможет обеспечить функционирование компании в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

 

Выводы

С целью обеспечения бесперебойного функционирования строительной компании во времена экономических неурядиц стоит разделить кредиторов на четыре группы по признакам лояльности и важности для компании

Расчеты следует осуществлять сначала по признаку важности контрагентов для компании и только потом — по признаку лояльности.

Описанные принципы разделения контрагентов и очередность осуществления им платежей являются субъективной точкой зрения автора, его разработкой, воплощенной на практике и успешно используемой в практической деятельности строительной компании.

Стоит помнить одну важную вещь при проведении расчетов с кредиторами: несвоевременно осуществленный платеж — это подрыв репутации компании. А репутация может стоить значительно больше, чем сумма задолженности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше