Темы статей
Выбрать темы

Аренда строительной техники с экипажем: правовые, трудовые и налоговые нюансы

Редакция СБ
Статья

Аренда строительной техники с экипажем:

правовые, трудовые и налоговые нюансы

Ольга Кожушко, консультант

 

Зачастую строительные компании, выполняющие те или иные работы, сталкивались с необходимостью использования специальной строительной техники. Однако в силу того, что определенные работы носят не систематический характер, то и о покупке техники говорить рано. Оптимальным выходом из ситуации является аренда строительной техники.

На данный момент существует два основных варианта аренды строительной техники: аренда с экипажем, т. е. с водителем и крановщиком, и аренда без экипажа. На практике строительным компаниям удобнее использовать первый вариант, поскольку он снимает с арендатора необходимость содержать штат квалифицированных работников и позволяет снизить риск неправильной эксплуатации техники, ее повреждения и, как следствие, финансовые потери в виде неустойки.

О том, с какими подводными камнями может столкнуться строительная организация, арендующая строительную технику с экипажем, мы сегодня и поговорим.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ГК

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г. № 322-VIII.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР.

Приказ № 149

— приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету работы строительных машин и механизмов» от 13.06.1997 г. № 149.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 14

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.07.2000 г. № 181.

Закон № 1963

— Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.1991 г. № 1963-XII.

Закон № 2344

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон № 1963

— Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.1991 г. № 1963-ХII (в редакции Закона Украины от 06.12.2006 г. № 427-V).

Постановление № 1306

— постановление КМУ «О Правилах дорожного движения» от 10.10.2001 г. № 1306.

УКТВЭД

— Украинский классификатор товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), положенный в основу товарной классификационной схемы Таможенного тарифа Украины, утвержденный Законом Украины «О таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III.

Классификатор продукции и услуг

— Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта от 30.12.1997 г. № 822.

 

Разбираемся с понятиями

Современное строительство достаточно сложно представить без средств механизации. И это не случайно, так как именно строительная техника и оборудование способствуют снижению себестоимости работ, повышению производительности труда, а значит — повышению рентабельности отрасли в целом.

Арендуя строительную технику и составляя договор аренды, застройщик может столкнуться с неоднозначностью трактовки и последующего отнесения того или иного вида строительной техники к определенному виду машин и механизмов. Это, в свою очередь, скажется на виде договора аренды и соответственно на условиях такого договора.

Сразу заметим, что, по-нашему мнению, строительную технику можно классифицировать как транспортные средства. Докажем это.

Для начала определимся с тем, что понимают под транспортными средствами.

Сущность понятия «транспортные средства» в действующем законодательстве приводится в

постановлении № 1306, согласно п. 1.10 которого транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования.

Кроме того, определение транспортных средств, исходя из их классификации по назначению, можно найти в

ст. 1 Закона № 2344:

транспортное средство общего назначения — транспортное средство, не оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для перевозки пассажиров или грузов (автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп с бортовой платформой открытого или закрытого типа);

транспортное средство специализированного назначения — транспортное средство, которое предназначено для перевозки определенных категорий пассажиров или грузов (автобус для перевозки детей, инвалидов, пассажиров определенных профессий, самосвал, цистерна, седельный тягач, фургон, скорая медицинская помощь, автомобиль инкассации, ритуальный автомобиль и т. п.) и имеет специальное оборудование (такси, бронированный, оборудованный специальными световыми и звуковыми сигнальными устройствами и т. п.);

транспортное средство специального назначения — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных рабочих функций (для аварийного ремонта, автокран, пожарный, автобетономешалка, вышка разведывательная или буровая на автомобиле, для транспортировки мусора и других отходов, техническая помощь, автомобиль уборочный, автомобиль-мастерская, радиологическая мастерская, автомобиль для передвижных телевизионных и звуковых станций и т. п.).

О транспортных средствах также упоминается и в

Законе № 1963. Статья 2 указанного Закона содержит перечень транспортных средств как подлежащих обложению транспортным налогом, так и тех, за которые указанный налог уплачивать не нужно. Для однозначного отнесения таких транспортных средств к объектам налогообложения применяется кодирование в соответствии с УКТВЭД.

Согласно разъяснениям Гостаможслужбы (

письмо от 12.06.2007 г. № 11/1-29/5820-ЕП) в части отнесения товаров к классификационным группам, указанным в УКТВЭД, транспортные средства в зависимости от их типов и назначения делятся на:

пассажирские, которые в зависимости от количества определенных производителем автомобиля мест для пассажиров классифицируются в товарных позициях 8702 или 8703 по УКТВЭД;

автомобили легковые и другие транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили, фургоны и гоночные автомобили;

грузовые, классифицируемые в товарной позиции 8704 по УКТВЭД;

специального назначения (товарная позиция 8705 по УКТВЭД) — специально сконструированные или приспособленные для размещения различных устройств, позволяющих им выполнять определенные функции, т. е. основной целью применения транспортных средств этой товарной позиции не является перевозка людей, грузов.

Что касается строительной техники, то определение данного понятия в действующем законодательстве не представлено, поэтому для подтверждения возможности отнесения стройтехники к транспортным средствам рассмотрим ее классификацию.

Классификация строительной техники — это система, основанная на их распределении по совокупности определенных признаков. С учетом этого для классификации можно выделить общий признак — это отрасль применения, вид выполняемой работы или назначение. В соответствии с этими признаками и согласно

Классификатору продукции и услуг вся строительная техника разбита на классы, категории, подкатегории и типы.

Как следует из

Классификатора продукции и услуг строительная техника относится к классу 29.52 «Машины и оборудование для добывающей промышленности и строительства». Данный класс включает следующие категории:

29.52.1 «Машины и оборудование для добывающей промышленности»;

29.52.2 «Машины землеройные»;

29.52.3 «Машины и оборудование для строительства прочие»;

29.52.4 «Машины для обработки минеральных материалов»;

29.52.5 «Тракторы строительные»:

29.52.6 «Узлы к машинам и оборудованию для добывающей промышленности и строительства».

Указанные категории делятся на подкатегории. Например, категория

29.52.2 «Машины землеройные» включает в себя такие подкатегории:

29.52.21 «Бульдозеры с неповоротным и бульдозеры с поворотным отвалом, самоходные»;

29.52.22 «Грейдеры»;

29.52.23 «Скреперы»;

29.52.24 «Машины трамбовочные и катки дорожные»;

29.52.25 «Погрузчики одноковшовые фронтальные с перекидным назад ковшом»;

29.52.26 «Погрузчики одноковшовые с поворотной верхней частью»;

29.52.27 «Экскаваторы и машины самоходные прочие»;

29.52.28 «Ножи отвальные для бульдозеров».

В свою очередь, категории подразделяются на типы. Например, категория

29.52.25 «Погрузчики одноковшовые фронтальные с перекидным назад ковшом» состоит из таких типов:

29.52.25.300 «Погрузчики одноковшовые фронтальные, предназначенные специально для подземных работ»;

29.52.25.500 «Прочие».

Как следует из представленной классификации, строительная техника бывает универсальной и специальной.

Универсальная техника имеет более широкое применение, но в случае выполнения больших объемов определенных работ специальная техника считается более производительной.

Роль специальной техники в нынешних условиях многократно возрастает, так как позволяет обеспечить комплексную механизацию строительного процесса. На современном этапе развития строительной техники и технологии строительно-монтажных работ к категории процессов, поддающихся комплексной механизации, относятся практически все строительные работы.

Известно, что комплексную механизацию строительных работ большого объема осуществляют техникой большой мощности и производительности. Это особенно наглядно можно увидеть при выполнении земляных и бетонных работ, а также на всех этапах возведения зданий и сооружений самого различного назначения

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что строительную технику можно отнести к транспортным средствам специального назначения, поскольку основной целью транспортного средства по данной товарной позиции является не перевозка людей, грузов, а выполнение специальных функций. Для подтверждения своих слов отметим, что некоторые виды строительной техники специализированные органы априори относят к транспортным средствам1.

1 См. подробнее приказ ГТСУ «О внесении изменений в Объяснения к Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности» от 19.01.2010 г. № 27, письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14316/7/17-0317.

 

Составляем общие положения договора аренды стройтехники

При подготовке договора аренды строительной техники сторонам следует руководствоваться специальными нормами гражданского законодательства, регулирующими аренду транспортных средств (

параграф 5 главы 58 ГК). При этом возможность такой аренды вместе с обслуживающим его экипажем предусмотрена п. 2 ст. 798 ГК.

Договор аренды стройтехники с экипажем заключается в письменной форме

. В случае если одной из сторон договора (застройщиком-арендатором или арендодателем) выступает физическое лицо (в том числе субъект предпринимательской деятельности), такой договор должен быть нотариально заверен (ст. 799 ГК).

Основными положениями, которые указываются в договоре строительной техники с экипажем, должны быть:

1

. Предмет договора. является существенным условием договора аренды. Так, предмет договора должен быть описан таким образом, чтобы его можно было индивидуализировать. То есть в договоре необходимо точно определить, какой вид техники передается в аренду, указать его модель, номера агрегатов (двигателя, шасси, коробки передач), технические параметры (грузоподъемность, объем ковша и др.), цвет техники. Отметим, что в договоре аренды целесообразно прописать объем, характер и продолжительность предполагаемых работ, для которых предназначена арендованная техника.

Кроме того, следует указать, что

стройтехника передается в пользование за плату и на определенный срок вместе с обслуживающим ее экипажем. То есть наряду с предоставлением в аренду строительной техники арендодатель оказывает дополнительные (сопутствующие) услуги по управлению и технической эксплуатации такого транспортного средства. Обратим внимание, что персонал, обслуживающий строительную технику, — экипаж, не арендуется, арендуется только стройтехника. При этом согласно ст. 805 ГК экипаж не прекращает трудовых отношений с арендодателем, который и несет расходы на его содержание. Однако в договоре должен быть установлен конкретный состав экипажа (например, оператор, машинист, крановщик и др.) арендуемой стройтехники, который и будет осуществлять управление этого транспортного средства и его техническое обслуживание. Здесь заметим, что понятия «управление стройтехникой» и ее «техническое обслуживание» являются достаточно широкими по своему содержанию. Чтобы избежать разногласий в будущем, в договоре необходимо провести конкретизацию и четко определить, что понимается под управлением (режим работы, сменность, территория, на которой осуществляется управление, и т. д.) и техническим обслуживанием (осмотр техники, замена мелких деталей, залив масла и т. д.) строительной техники.

2. Срок действия договора.

Здесь важно уточнить дату сдачи в аренду техники и ее возврата по окончании действия договора, а также возможность расторжения договора аренды по взаимному согласию сторон.

3. Арендная плата и порядок расчетов за аренду.

На практике существуют следующие варианты расчета суммы арендной платы за арендованную стройтехнику с экипажем:

сумма арендной платы за транспортное средство фиксирована. Заметим, что такой вариант не всегда приемлем для обеих сторон арендных отношений. Например, в случае простоя стройтехники застройщику-арендатору будет не выгодно платить фиксированный размер арендной платы, поскольку такая стройтехника не будет приносить ему выгоду. Арендодателю не выгодна будет фиксированная арендная плата, если стройтехника используется строительной компанией-арендатором круглосуточно, и полученную арендную плату нельзя будет соизмерить с износом переданного в аренду транспортного средства;

стоимость аренды связана со сроком использования стройтехники. Данный вариант развития арендных отношений предполагает использование дифференцированного размера арендной платы в зависимости от срока использования застройщиком-арендатором стройтехники. Он может предполагать так называемое бонусное использование, когда за продление срока аренды или повторную аренду определенной стройтехники арендная плата уменьшается;

арендная плата за стройтехнику включает минимальный фиксированный платеж и дополнительные арендные платежи. При таком варианте минимальный фиксированный платеж уплачивается арендодателю, если стройтехника не используется по не зависящим от строительной компании-арендатора причинам (например, вследствие отсутствия заказчиков). Дополнительные арендные платежи применяются, если застройщик-арендатор использует стройтехнику по назначению. Такие дополнительные платежи могут рассчитываться как определенные сумма или процент от минимального фиксированного арендного платежа по договору, исходя из моточасов, смен и т. п., отработанных за определенное время (день, неделя и т. д.), увеличенные на сумму или процент в случае использования стройтехники в ненормированное (ночное) время. По нашему мнению, данный вариант определения арендной платы является оптимальным.

Отметим, что суммы арендной платы должны покрыть арендодателю расходы на оплату труда экипажа арендованной техники.

4. Права и обязанности сторон.

Действующее гражданское законодательство определяет широкий круг обязанностей для строительной организации — арендатора стройтехники. Из ст. 800 ГК следует, что застройщик-арендатор самостоятельно осуществляет использование транспортного средства в своей деятельности и имеет право без согласия арендодателя составлять договоры на использование арендованной стройтехники, при условии ее эксплуатации по назначению. Одной из обязанностей арендатора является поддержание полученного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии. При этом в соответствии со ст. 801 ГК застройщик-арендатор несет расходы на поддержание надлежащего технического состояния стройтехники (текущий ремонт) и уплачивает все налоги, сборы (обязательные платежи). Исключением является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивает арендодатель (ст. 1 Закона № 1963). Кроме того, арендатор обязан возместить убытки, предоставленные в связи с потерей или повреждением стройтехники, если он не докажет, что это произошло не по его вине (ст. 803 ГК). Также на застройщика-арендатора возлагаются обязанности возместить ущерб другому лицу в связи с использованием транспортного средства (ст. 804 ГК).

В обязанности арендодателя входит страхование транспортного средства.

5. Порядок предоставления и возврата стройтехники

. В договоре аренды следует уточнить место и условия передачи стройтехники как застройщику-арендатору, так и арендодателю. Также необходимо указать, в каком техническом состоянии должен быть возвращен предмет аренды — с учетом закономерного процесса износа при его эксплуатации.

Отметим, что, принимая и возвращая строительную технику, сторонам арендных отношений следует составить

акты приема-передачи. Это позволит избежать затруднений в процессе доказывания срока использования арендованного имущества, что, в свою очередь, может привести к задержке в получении арендной платы, возмещении ущерба в случае повреждения или утраты техники и т. п. Кроме того, возвращая арендованную стройтехнику, арендатор должен располагать определенным пакетом документов, которые подтвердят работу арендованной техники и экипажа. Так, для подтверждения выполненных строительной техникой работ (услуг) используется типовая форма № ЭСМ-7 Справка о выполненных работах (услугах), утвержденная приказом № 149. Она составляется на основании данных путевого листа (форма № ЭСМ-2) или рапортов (формы № ЭСМ-1, ЭСМ-3) на каждый рапорт (путевой лист) работы стройтехники. Заметим, что необходимо строго соблюдать порядок оформления указанной справки, следить за наличием в ней всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы (услуги), отраженные в справках, должны относиться к конкретным объектам строительной организации.

Как видим, указанные положения договора аренды строительной техники с экипажем имеют важное значение для обеих сторон арендных отношений. Но остаются открытыми такие вопросы: как оформить права и обязанности членов экипажа арендуемой стойтехники; как учитывать рабочее время членов экипажа и оплачивать их труд? Остановимся на них подробнее.

 

Регулируем трудовые отношения в договоре аренды стройтехники с экипажем

Права и обязанности членов экипажа

арендованной стройтехники должны быть прописаны в самом договоре аренды. При этом в договоре аренды отдельными пунктами необходимо указать перечень работ, выполняемых экипажем, и правила, которые должен соблюдать указанный экипаж.

Также стороны арендных отношений должны определить режим работы экипажа и место выполнения его обязанностей. При этом следует учитывать, что при нормальных условиях труда выработка экипажа в составе 1 человека не должна превышать 40 часов в неделю (

ст. 50 КЗоТ), поэтому в договоре необходимо предусмотреть и количество ежедневных смен работы техники и часов в смене.

Это можно сделать либо в самом договоре аренды, либо в приложении к нему —

отдельном документе (например, в Порядке работы членов экипажа арендованной строительной техники (далее — Порядок)), который вместе с договором подписывается сторонами договора и членами экипажа.

Обратим внимание, что

указанные в договоре (Порядке) работы, которые должен выполнять у застройщика-арендатора экипаж арендованной стройтехники, не должны противоречить перечню работ, указанному в коллективном (индивидуальном) трудовом договоре, который заключен между арендодателем и экипажем.

Кроме того,

экипаж арендуемой техники должен четко знать свои права. Поэтому в договоре аренды необходимо предусмотреть возможность экипажа отказаться от выполнения работ и поручений, если они не указаны в договоре (Порядке).

И еще один момент. Прежде чем передать застройщику-арендатору стройтехнику с экипажем, арендодателю следует составить приказ, которым он обязывает экипаж арендованного транспортного средства выполнять работы, указанные в арендном договоре (Порядке). Этот документ заверяется подписями руководителя арендодателя и подписывается членами экипажа. Строительная организация-арендатор уведомляется (в письменной или устной форме), что экипаж ознакомлен с условиями работы, указанными в договоре (Порядке).

Учет рабочего времени и оплата труда экипажа арендованной стройтехники возлагаются на плечи

арендодателя, так как именно арендодатель находится с экипажем в трудовых отношениях. В то же время арендодатель не видит и не может проконтролировать выполненные его работниками (экипажем) работы, поскольку они выполняются по поручению застройщика-арендатора и под его контролем.

Решить данный вопрос можно двумя способами:

1. В договоре аренды строительной техники с экипажем

необходимо указать режим работы арендованного транспортного средства. Заметим, что режим работы арендованной стройтехники должен соответствовать режиму работы самого экипажа, определенного в договоре аренды (Порядке). В этом случае учет рабочего времени ведет арендодатель и в соответствии с ним начисляет заработную плату членам экипажа.

2. В договоре аренды строительной техники (Порядке) установить

суммированный учет рабочего времени для экипажа арендованного транспортного средства. Возможность такого учета рабочего времени предусмотрена ст. 61 КЗоТ. Согласно указанной норме трудового законодательства при применении суммированного учета рабочего времени оплата труда производится исходя из фактически отработанного работником времени. При этом график выходов на работу носит индивидуальный характер, установленный руководством предприятия-арендодателя по согласованию с работником(ами). Устанавливается такой график при следующих условиях:

1) введение графика (даже для одного работника) должно быть согласовано с профкомитетом;

2) в случае посменной работы продолжительность перерыва в работе между сменами должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущей смене, включая время перерыва на обед (

ст. 59 КЗоТ). Назначение работника на работу на протяжении двух смен подряд запрещается;

3) продолжительность суммированного рабочего времени за учетный период (месяц) не должна превышать нормального количества рабочих часов, т. е. в составе одного человека не должна превышать 40 часов в неделю (

ст. 50 КЗоТ).

По нашему мнению, целесообразность использования данного способа учета рабочего времени членов экипажа возникает в случае, если срок аренды стройтехники превышает один месяц.

Заметим, что сложность такого подхода заключается в том, что застройщику-арендатору необходимо будет постоянно отслеживать, чтобы работа членов экипажа арендованной техники совпадала с режимом работы при суммированном учете рабочего времени. Для этого предлагаем в договоре об аренде транспортного средства отдельным пунктом указать, что застройщик-арендатор обязуется 1 или 2 раза в месяц на определенную дату представлять арендодателю

Отчет об отработанном времени членов экипажа (далее — Отчет). В данном документе необходимо указывать:

— Ф. И. О. каждого члена экипажа арендованной техники, номер их свидетельства и табельный номер;

— модель арендованной строительной техники;

— период (желательно месяц), на протяжении которого выполнялись работы членами экипажа;

— какие конкретно работы выполнялись (грузоподъемные, землекопные и пр.);

— дни простоя арендованной стройтехники, с указанием причины простоя (отсутствие заказчиков, болезнь членов экипажа и пр.);

— документы, подтверждающие осуществленные работы (

рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1), путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2), рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-3), рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4), карта учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-5), журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6), Справка о выполненных работах (услугах) (форма № ЭСМ-7)2).

2 Типовые формы указанных документов утверждены приказом № 149.

Кроме того, в случае изменений условий труда членов экипажа их согласно

ст. 32 КЗоТ необходимо будет предупредить об этом не позднее чем за два месяца.

Обратим внимание, что в данной ситуации

арендодатель на основании предоставленных застройщиком-арендатором документов, подтверждающих выполнение работ, самостоятельно определяет размер зарплаты экипажа арендованной строительной техники.

 

Не забываем о налогах

Налог на прибыль.

По общему правилу в налоговом учете расходы на содержание и эксплуатацию арендованных транспортных средств зависят от того, какое транспортное средство арендуется: грузовой или легковой автомобиль. Так, п.п. 5.4.10 ст. 5 Закона о налоге на прибыль ограничивает включение в валовые расходы на аренду легковых автомобилей и такие затраты на содержание легковых автомобилей, как оплата стоянки, парковки, затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Для грузовых автомобилей таких ограничений нет, поэтому расходы на их аренду и содержание в полном объеме включаются в валовые, конечно, при условии их связи с хозяйственной деятельностью предприятия (п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль).

Строительная техника (например, краны, башенные краны, бульдозеры, экскаваторы, автовышки, погрузчики и пр.), как правило, не относится ни к легковым, ни к грузовым автомобилям. Исключение составляют отдельные ее виды (например, самосвалы), которые можно отнести к категории грузовых автомобилей. Поэтому расходы, понесенные застройщиком-арендатором на ее аренду и содержание (на горюче-смазочные материалы),

включаются в состав валовых, при условии, что арендованное транспортное средство используется для нужд, связанных с его хозяйственной деятельностью (п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль). Для подтверждения связи расходов с хозяйственной деятельностью необходимы первичные документы, оформленные соответствующим образом. Такими документами могут быть рапорт, путевой лист работы стройтехники и др.

Здесь отметим, что для определения того, к какому виду автомобилей (грузовому или легковому) относится арендованная стройтехника, также можно воспользоваться

УКТВЭД.

Что касается расходов на поддержание полученной в аренду стройтехники в надлежащем состоянии (текущий ремонт) или ее улучшение3, то такие расходы в пределах 10 % лимита включаются в валовые (

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль). При этом расходы, которые превышают 10 %-й лимит, согласно п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль включаются застройщиком-арендатором в балансовую стоимость объекта соответствующей группы ОФ.

3 См. подробнее статью «Охрана арендованного имущества» // «Строительная бухгалтерия», 2009, № 17, с. 33.

НДС.

Согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС застройщик-арендатор имеет право расходы на аренду и содержание стройтехники включить в налоговый кредит по правилу первого события. При этом нужно не забыть о соответствующем образом оформленных подтверждающих документах (в частности, о налоговых накладных).

 

Отражаем в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете строительная техника, полученная в операционную аренду, у застройщика-арендатора числится на забалансовом

счете 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости, указанной в договоре аренды. Основанием для зачисления на забалансовый счет 01 является Акт приема-передачи, подписанный обеими сторонами договора аренды.

Расходы по арендной плате подлежат уплате арендодателю. А куда их должен отнести застройщик-арендатор? Если застройщик возводит объекты для собственных нужд или на продажу, эти расходы целесообразно капитализировать в стоимости строительства и отражать:

— либо по

дебету счета 15 «Капитальные инвестиции»,

— либо по

дебету счета 23 «Производство».

Что касается расходов на текущий ремонт арендованной строительной техники, то здесь необходимо обратиться к

п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда», согласно которому затраты арендатора на улучшение (в том числе и модернизацию) объекта основных средств, находящегося в операционной аренде, отражаются как капитальные инвестиции на создание прочих необоротных материальных активов и учитываются по дебету субсчета 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». При вводе арендованной строительной техники в эксплуатацию в учете делается запись:

Дт 117 «Прочие необоронные материальные активы» — Кт 153.

Амортизация необоротного материального актива согласно

п. 29 П(С)БУ 7 начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором такой объект стал пригоден для полезного использования. При этом амортизация начисляется либо прямолинейным, либо производственным методом (п. 27 П(С)БУ 7).

В заключение приведем пример отражения в бухгалтерском учете застройщика-арендатора операций по аренде строительной техники.

 

Пример.

Строительное предприятие взяло в аренду бульдозер с обслуживающим его оператором. По договору аренды арендуется только бульдозер. Сумма ежемесячной арендной платы составляет 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Стоимость бульдозера, полученного в аренду согласно акту приема-передачи, — 90000 грн. Текущего ремонта арендатор не проводил.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма

ВР

дебет

кредит

Получен бульдозер в аренду

01

90000

Начислена сумма арендной платы

231

685

1500

1500

Сумма НДС включена в состав налогового кредита

641

685

300

Перечислена сумма арендной платы арендодателю

685

311

1800

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше