Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет-2010: обзор важных изменений

Редакция СБ
Статья

Госбюджет-2010: обзор важных изменений

Оксана Кононенко, консультант

Наталия Журавлева, консультант

Николай Шпакович, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Сегодня в рубрике «Документы и комментарии» мы сделаем обзор важных изменений, связанных с принятием Закона о государственном бюджете на 2010 год и которые следует учесть в дальнейшей работе.

Со значительным опозданием, но страна все же получила главный финансовый план на 2010 год, который вступил в силу с 30.04.2010 г., хотя его положения применяются с 1 января 2010 года (за исключением отдельных норм).

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о плате за землю —

Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.1992 г. № 2535-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. № 1576-XII.

Закон об АО

— Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI.

Закон № 1646

— Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI.

Закон № 1574

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно почасовой оплаты труда» от 25.06.2009 г. № 1574-VI.

Постановление № 330

— постановление КМУ «Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере» от 05.05.2010 г. № 330.

 

Комментируемый

Закон опубликован в газете «Урядовий кур'єр» от 30.04.2010 г. Кроме того, пока еще не приняты изменения в налоговое законодательство, которые, как правило, сопровождают принятие госбюджета и являются не менее интересными для плательщиков налогов, чем сам госбюджет.

 

Бюджетный коэффициент земельного налога в 2010 году 3,2 (ст. 62)

На 2010 год установлен так называемый бюджетный коэффициент 3,2 к ставкам земельного налога по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена.

Поскольку на момент предоставления Налогового расчета земельного налога (подается до 1 февраля) такой бюджетный коэффициент на 2010 год не был утвержден, то для расчета суммы земельного налога следовало использовать прошлогодний коэффициент 3,1 (показатель гр. 9 приложения 5).

В связи утверждением такого коэффициента с 30.04.10 г. возникли основания для перерасчета суммы земельного налога по участкам, расположенным в населенных пунктах, денежная оценка земель которых не проведена.

Обратите внимание!

Изменение бюджетного коэффициента припадает на апрель (30.04.10 г.), поэтому, на наш взгляд, есть основания для перерасчета суммы земельного налога начиная с апреля 2010 года. Однако можно ли это сделать путем дробления отчетного периода (месяца), применив коэффициент (1:30), мы сомневаемся. Скорее всего, новый бюджетный коэффициент придется применять ко всему месяцу. Надеемся, ГНАУ, как и обещала в письме от 13.01.2010 г. № 181/7/15-0717, разъяснит порядок применения нового бюджетного коэффициента.

Напомним некоторые особенности уточнения суммы земельного налога.

1. Подлежит уточнению земельный налог за апрель — декабрь 2010 года, а суммы земельного налога, начисленные за январь — март, остаются неизменными.

2. Для уточнения задекларированных в годовом расчете сумм земельного налога в соответствии с

п. 5 Порядка подачи налогового расчета земельного налога, утвержденного приказом № 434, необходимо было в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (не позднее 20.05.2010 г.), предоставить отчетный новый Налоговый расчет земельного налога (в нем надо было сделать отметку в поле «Новий звітний розрахунок») с уточненными показателями за апрель — декабрь 2010 года. При этом не применяется штраф, установленный п. 17.2 Закона № 2181.

Если указанный срок был пропущен, плательщикам придется предоставлять уточняющий Расчет (в нем делается отметка в поле «Уточнюючий розрахунок»), но уже с начислением

5 % штрафа от суммы недоплаты.

По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена на 01.01.2010 г., применяются ставки земельного налога, установленные

ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю.

 

Обязательные дивиденды хозобществ и АО (п. 10 р. VII)

В

Закон о хозобществах внесены временные изменения (действуют только в 2010 году) относительно определения термина «прибыль общества» и компетенции общего собрания, из которых следует, что выплата дивидендов является обязательной. Однако размер доли чистой прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, не указан.

Напомним, что в общем случае выплата дивидендов сопровождается обязательной уплатой авансового взноса по налогу на прибыль в размере 25 % от суммы дивидендов, причитающихся к выплате (

п. 7.8 Закона о налоге на прибыль), а при выплате физическому лицу из суммы дивидендов удерживается еще и налог с доходов физических лиц в размере 15 % (п.п. 9.3.4 Закона о налоге с доходов).

Минимальный размер дивидендов установлен для акционерных обществ (АО). Соответствующие изменения внесены в

ст. 30 Закона об АО, которые предусматривают, что с чистой прибыли в отчетном году и/или нераспределенной прибыли осуществляется выплата дивидендов в размере не менее 30 %. Судя по всему, в данной норме речь идет о показателе стр. 350 «Нерозподілений прибуток (непокритий збиток)» на конец отчетного периода (года) Баланса.

Как и прежде, выплата дивидендов проводится

не позднее шести месяцев после окончания отчетного года.

В компетенцию общего собрания АО теперь входит принятие решения о выплате дивидендов в размере, превышающем 30 %. Судя по всему, выплата дивидендов в размере 30 % чистой прибыли не требует соответствующего решения общего собрания.

Эти изменения вызывают ряд вопросов.

Во-первых

, на какой отчетный период распространяется требование об обязательной выплате дивидендов: на 2009, по результатам которого выплачиваются дивиденды в 2010 году, или на 2010, по результатам которого дивиденды будут выплачиваться уже в 2011 году?

Поскольку нормы, предусматривающие обязательную выплату дивидендов, действуют с 30.04.10 г. по 31.12.10. г., то, на наш взгляд, эти нормы обязаны учитывать те АО, которые принимают решение о распределении прибыли в период их действия.

Во-вторых

, как быть АО, которые до 30.04.10 г. уже приняли решение о невыплате дивидендов по итогам 2009 года (например, уже в 2010 году решили направить их на пополнение резервного фонда и развитие АО) либо приняли решение о том, что часть чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов, меньше 30 %? Нужно ли им доплачивать дивиденды до установленного 30 % уровня?

По нашему мнению, в таком случае доплачивать дивиденды не нужно. Ведь решение об использовании полученной прибыли уже принято на основании законодательства, действовавшего на момент его принятия.

В-третьих

, как быть с обязательной выплатой дивидендов, если существуют обстоятельства, при которых АО не имеет права выплачивать дивиденды (ст. 31 Закона об АО), например, если собственный капитал АО меньше, чем сумма его уставного капитала, резервного капитала и размера превышения ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номинальной стоимостью? Ведь в этой статье речь идет обо всех видах дивидендов.

Судя по всему, если такие ограничения существуют, то и обязательные дивиденды АО не может выплачивать.

Что касается других видов хозобществ, то для них

выплата дивидендов тоже является обязательной (при наличии нераспределенной прибыли), однако минимальный размер части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов, для них не установлен. Поэтому такой размер устанавливает общее собрание хозобщества.

 

Аренда государственного и коммунального имущества (ст. 72)

Передача в аренду государственного и коммунального имущества в 2010 году осуществляется исключительно

на конкурсной основе. Без такого конкурса может передаваться имущество в аренду бюджетным учреждениям, музеям, предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусства, общественным организациям ветеранов и инвалидов, центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов, Пенсионному фонду Украины и его органам, государственным издательствам и предприятиям книгораспространения, отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения, обеспечивающим подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на государственном языке (порядок определения таких предприятий устанавливает Кабмин), религиозным организациям для обеспечения проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

При определении арендных ставок в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе используются ставки, утвержденные Кабмином, как стартовые при проведении конкурса.

Арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязательства по договору аренды, срок действия которого заканчивается, имеет право на продление договора аренды на новый срок, но

не более чем на 2 года. Для этого ему необходимо уведомить арендодателя не позднее чем за 2 месяца до окончания срока действия договора аренды недвижимого имущества.

Кроме того, недвижимое имущество органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также ряда госорганов, которое не используется ими для выполнения своих функций, может быть передано в аренду до 01.01.2011 г.

 

Полномочия налоговых органов (ст. 21)

В 2010 году органы Государственной налоговой службы Украины (ГНС) являются органами взыскания задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе. При этом такая задолженность считается налоговым долгом и взыскивается в соответствии с

Законом № 2181.

Кроме того, налоговым органом предписано обжаловать решения всех судебных инстанций, принятые не в пользу государства, до принятия окончательного решения Верховным Судом Украины.

Пока непонятно, распространяется такое требование на все споры, в которых участвуют налоговики, или только на те, в которых предметом спора является задолженность перед государством по кредитам, госгарантиям и т. п.

При этом Минфину разрешено привлекать в 2010 году юридических лиц для представления интересов органов государственной власти в судах по делам о взыскании задолженности перед государством по кредитам, привлеченным государством либо под госгарантии, бюджетным ссудам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, в том числе в ходе банкротства, в отношении которых органам ГНС было отказано. На оплату таких услуг разрешено использовать до 5 % от фактических поступлений в госбюджет вследствие обеспечения этими лицами взыскания.

 

Социальный блок

С принятием

Закона о госбюджете-2010 наконец-то закончились гадания, какой показатель минимальной заработной платы (МЗП) и прожиточного минимума (ПМ) в 2010 является более законным. Чаша весов склонилась в пользу более высоких размеров: Законом о госбюджете-2010 размеры МЗП и ПМ установлены на том же уровне, что были предусмотрены Законом № 1646.

Приведем установленные размеры ПМ (см. табл. 1), а также посмотрим, как их принятие задним числом может сказаться на начислении и налогообложении выплат работникам за I квартал 2010 года.

 

Таблица 1

Размер ПМ в 2010 году (ст. 52)

Социальные и демографические группы населения

С 1 января

С 1 апреля

С 1 июля

С 1 октября

С 1 декабря

Дети в возрасте до 6 лет

755

767

771

787

799

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

901

917

921

941

957

Трудоспособные лица

869

884

888

907

922

Лица, утратившие трудоспособность

695

706

709

723

734

Общий показатель

825

839

843

861

875

 

ПМ для трудоспособных лиц, установленный на начало отчетного года, влияет на ряд показателей, от которых зависит налогообложение выплат работникам, а именно на предельный размер дохода, дающий право на налоговую социальную льготу (НСЛ), а также на размер НСЛ.

Предельный размер зарплаты, дающий право на НСЛ, в 2010 году составляет

869 грн. х 1,4 1220 грн. в месяц.

Если работник имеет право на НСЛ «на детей», то предельный размер зарплаты, дающий право на НСЛ, напоминаем, определяется путем умножения 1220 грн. на количество детей.

 

Таблица 2

Размеры НСЛ в 2010 году

Вид НСЛ (норма Закона о налоге с доходов)

Расчет

Размер НСЛ, грн.

Обычная «01» (п.п. 6.1.1)

869 х 50 %

434,50

Повышенная «02» (п.п. 6.1.2)

869 х 50 % х 150 %

651,75

Повышенная «03» (п.п. 6.1.3)

869 х 50 % х 200 %

869,00

 

ПМ для трудоспособных лиц в каждом отдельном месяце определяет сумму, в пределах которой индексируется доход работника, а также влияет на ставку обложения взносом «снизу» в Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности. Кроме того, исходя из этого показателя определяется максимальная величина дохода, с которой взимаются взносы на социальное страхование. Учитывая, что введенные

Законом о госбюджете-2010 показатели применяются с 1 января 2010 года, страхователям, если при налогообложении они ориентировались на ПМ для трудосопособных лиц в размере 744 грн., необходимо пересчитать соцвзносы исходя из 869 грн. Что касается штрафных санкций (пени) в случае возникновения недоимки по уплате соцвзносов, то, на наш взгляд, они не должны применяться, так как Закон о госбюджете-2010, который прояснил этот вопрос, был опубликован лишь 30 апреля этого года.

Теперь поговорим о минимальной заработной плате (МЗП), которая приведена в табл. 3.

 

Таблица 3

Размер МЗП в 2010 году (ст. 53)

Показатель

C 1 января

C 1 апреля

C 1 июля

C 1 октября

C 1 декабря

МЗП в месячном размере

869

884

888

907

922

МЗП в почасовом размере

5,2

5,29

5,32

5,43

5,52

 

Первое, что следует отметить, это соответствие МЗП в месячном размере величине ПМ для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.

Далее. Впервые законом о госбюджете вводится показатель МЗП в почасовом размере. Введение данного показателя не является неожиданностью, так как это предусматривалось

Законом № 1574. Кабмин, во исполнение данного Закона, разработал постановление № 330, в п. 2 которого говорится, что МЗП в почасовом размере применяется предприятиями независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, если в коллективных договорах или по согласованию с профсоюзом установлена почасовая оплата труда с применением соответствующих нормированных заданий и учета фактического рабочего времени1. Во всех остальных случаях (оплата труда производится исходя из месячного оклада, применятся сдельная форма оплаты труда) независимо от установленного режима работы применяется МЗП в месячном размере.

1 В учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета, МЗП в почасовом размере применяется в случае принятия КМУ решения об установлении работникам почасовой оплаты труда. Предложения о принятии таких решений вносит Минтруда и социальной политики по инициативе центральных и местных органов исполнительной власти и после консультации с соответствующими отраслевыми профсоюзами (п. 2 постановления № 330).

Теперь что касается вопроса, нужно ли доначислять зарплату работникам за прошедшие месяцы 2010 года, если она рассчитывалась исходя из МЗП в размере 744 грн. Учитывая, что для всех случаев должен применяться один и тот же размер МЗП, а также то, что установленный

Законом о госбюджете-2010 показатель МЗП применяется с 1 января 2010 года, правильнее было бы сделать перерасчет зарплаты работникам за прошлые месяцы. В то же время хотим напомнить, что в период неопределенности Минтруда заняло позицию (письмо от 03.02.10 г. № 98/13/84-10) о действии с 1 января 2010 года и до принятия закона о государственном бюджете на 2010 год показателя МЗП в размере 744 грн. Поэтому, начисляя зарплату в таком размере, работодатель ничего не нарушал (по крайней мере, его действия согласовывались с позицией госоргана, контролирующего этот вопрос). Надеемся, что в скором времени появятся разъяснения Минтруда по данному вопросу, а пока мы бы не рекомендовали торопиться с перерасчетом зарплаты. Выявить данное нарушение могут лишь инспекции по труду, а решение о наложении штрафных санкций принимает суд, и тут большой вопрос: посчитает ли суд это правонарушением? Не исключено, что в решении суд лишь обяжет работодателя провести доначисление зарплаты исходя из МЗП, установленной Законом о госбюджете-2010, без наложения штрафных санкций.

И еще один момент, на который хотим обратить ваше внимание. Показатель МЗП используется при расчете пособия по беременности и родам в случае, если перед уходом в декрет работница отработала меньше календарного месяца. Если работодатель использовал здесь показатель МЗП в размере 744 грн. (а не 869 грн., а с 1 апреля 884 грн.), то ему необходимо провести перерасчет суммы декретных исходя из установленного Законом о госбюджете-2010 показателя МЗП.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше