Темы статей
Выбрать темы

Административные расходы строительного предприятия: отражение в смете и распределение

Редакция СБ
Статья

Административные расходы строительного предприятия: отражение в смете и распределение

Ольга Кожушко, консультант

 

Административные расходы или расходы на управление занимают особое место в учете строительных предприятий. Они имеют свой состав и базу распределения, которые строительное предприятие самостоятельно определяет. Вместе с тем существуют нюансы отражения административных расходов в смете и включения их в состав расходов по строительному контракту. Обо всем этом поговорим сегодня в нашей статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

П(С)БУ 16

— приказ Минфина «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы» от 31.12.1999 г. № 318.

П(С)БУ 18

— приказ Минфина «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты» от 28.05.2001 г. № 205.

Методические рекомендации № 30

— Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Госстроя от 16.02.2004 г. № 30.

ДБН Д.1.1-1-2000

— Правила определения стоимости в строительстве (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.

 

Определение и состав административных расходов строительного предприятия

Для учета административных расходов в строительстве следует руководствоваться следующими документами:

— П(С)БУ 16

. В нем отражены общие методические основы формирования в бухгалтерском учете информации об административных расходах строительной организации;

П(С)БУ 18. В нем изложены методические основы формирования в бухгалтерском учете информации об административных расходах, связанных с выполнением строительных контрактов. Обратим внимание, что П(С)БУ 18 является специальным для строительных организаций-подрядчиков, т. е. не распространяется на застройщиков. Это подтверждается письмами Минфина от 13.03.2009 г. № 31-34010-10-29/7113 и от 19.08.2009 г. № 31-34000-20-27/22556;

Методическими рекомендациями № 30, которые устанавливают основные методические принципы формирования себестоимости строительных, монтажных, пусконаладочных и ремонтно-строительных работ во время сооружения новых объектов, расширения, достройки, реконструкции и технического переоснащения предприятий, ремонта зданий и сооружений, реставрации достопримечательностей архитектуры, выполняемых как подрядным, так и хозяйственным способом. Кроме того, Методические рекомендации № 30 распространяются на все строительные организации независимо от форм собственности и подчинения и их обособленные производственные подразделения (структурные единицы), которые выполняют строительно-монтажные работы. Заметим, что Методические рекомендации № 30 носят рекомендательный характер. Об этом свидетельствуют письма Госстроя (письма от 01.11.2002 г. № 8/8-589, от 16.09.2005 г. № 8/8-768) и Минфина (от 17.12.2009 г. № 31-34000-20-5/34701), которые подчеркивают несоответствие отдельных положений Методических рекомендаций № 30 общим нормам бухгалтерских стандартов.

Согласно

п. 6 раздела 4 Методических рекомендаций № 30 административные расходы — это расходы, направленные на обслуживание и управление строительной организацией.

Административные расходы не включаются в состав расходов по строительному контракту

, а отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 15 П(С)БУ 18). Это также подтверждается ранее упомянутым письмом Минфина от 13.03.2009 г. № 31-34010-10-29/7113.

Они могут быть

признаны расходами по строительному контракту в случае, если:

а) эти расходы непосредственно связаны с выполнением этого строительного контракта;

б) отдельное возмещение админрасходов возложено на заказчика условиями самого строительного контракта.

В таких случаях указанные расходы

включаются в стоимость строительно-монтажных работ по строительному контракту с использованием базы распределения расходов, выбранной строительной организацией. Заметим, что аналогичная норма изложена и в Методических рекомендациях № 30.

При этом к расходам по строительным контрактам относятся расходы

за период от даты заключения строительного контракта до даты завершения такого контракта. К расходам по строительному контракту также относятся расходы, которые понес подрядчик при заключении строительного контракта, если существует вероятность его подписания и достоверной оценки этих расходов. Расходы, понесенные при заключении строительного контракта, которые были признаны расходами отчетного периода, не включаются в дальнейшем в расходы по строительному контракту, подписанному в следующих отчетных периодах (п. 16 П(С)БУ 18).

Состав административных расходов приведен в

П(С)БУ 16 и в Методических рекомендациях № 30. Заметим, что перечень расходов, относящихся к административным, в Методических рекомендациях № 30 более детализирован по сравнению с перечнем, установленным П(С)БУ 16. В табл. 1 представлен состав админрасходов строительной организации в соответствии с П(С)БУ 16 и Методическими рекомендациями № 30. Обратите внимание, что табл. 1 составлена таким образом, чтобы можно было проследить, какие админрасходы из перечня, приведенного в Методических рекомендациях № 30, дублируют админрасходы, указанные в П(С)БУ 16, какие — дополняют перечень в П(С)БУ 16, а какие — напротив, отсутствуют в перечне Методических рекомендаций № 30, но есть в П(С)БУ 16. При этом заметим, что представленная в табл. 1 сквозная нумерация расходов, относящихся к административным, и последовательность их записи не соответствуют Методическим рекомендациям № 30 и П(С)БУ 16.

 

Таблица 1

Состав административных расходов строительной организации

В состав административных расходов строительной организации включаются:

согласно П(С)БУ 16

согласно Методическим рекомендациям № 30

1

2

 

1. Расходы на основную, дополнительную заработную плату, поощрительные, компенсационные и другие денежные выплаты, исчисленные согласно формам и системам оплаты труда, установленным в строительной организации:
работников аппарата управления строительной организации, которая имеет статус юридического лица (руководителей, специалистов, технических служащих);
рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц и тому подобное);
другого общехозяйственного персонала

2. Расходы на служебные командировки работников аппарата управления строительной организации и рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации

 

3. Расходы на транспортное обслуживание работников аппарата управления строительной организации, в частности:
3.1. Расходы на содержание и эксплуатацию служебных легковых автомобилей, которые находятся на балансе строительной организации (арендуются) и обслуживают работников аппарата управления, включая:
основную, дополнительную заработную плату, поощрительные, компенсационные и другие денежные выплаты водителей и других рабочих, которые обслуживают легковые автомобили;
стоимость топливных, смазочных и других эксплуатационных материалов, износ и ремонт автомобильной резины;
расходы на содержание гаражей и мест стоянки (парковки) легковых автомобилей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация и т. п.);
амортизация (арендная плата), расходы на текущий ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание легковых автомобилей и текущий ремонт гаражей и мест стоянки автомобилей;
налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством отчисления, которые связаны с эксплуатацией легковых автомобилей (налог с владельцев легковых автомобилей; налог на землю, на которой размещен гараж; сбор за загрязнение окружающей природной среды; коммунальный налог; плата за технический осмотр легковых автомобилей в Госавтоинспекции и т. п.)

 

4. Расходы на материально-техническое обеспечение аппарата управления строительной организации и другие общехозяйственные расходы:
4.1. Расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей, бланков учета, отчетности.
4.2. Расходы на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт домов, сооружений, помещений, которые используются аппаратом управления строительной организации

4.3. Расходы на содержание основных средств, других необоротных материальных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана и т. п.)

 

4.4. Амортизация основных средств, предназначенных для обслуживания аппарата управления (кроме легковых автомобилей), рассчитанная по их первоначальной или справедливой стоимости в соответствии с установленными нормами.
4.5. Расходы на малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и малоценные предметы, которые используются строительной организацией и не относятся к основным средствам, и затраты на их ремонт

4.6. Расходы на содержание и эксплуатацию всех видов связи и радио, которые используются для осуществления управления и находятся на балансе строительной организации, оплата услуг связи (почта, телеграф, телефон, факс и т. п.), вычислительных центров, средств сигнализации и других технических средств управления

 

4.7. Расходы на содержание, ремонт и эксплуатацию электронно-вычислительной и компьютерной техники, машинописной, множительной и другой оргтехники, которая находится на балансе строительной организации и используется персоналом аппарата управления строительной организации и рабочими, осуществляющими общехозяйственное обслуживание строительной организации (в том числе для автоматической обработки информации)

 

4.8. Оплата услуг, которые предоставляются сторонними организациями в управлении строительной организацией, если в штатном расписании не предусмотрено соответствующих функциональных служб, включая расходы на вычислительные, печатные, множительные и другие работы.
4.9. Оплата услуг консультационного и информационного характера (в том числе расходы на приобретение литературы и подписку на специализированные периодические издания), связанных с обеспечением текущей деятельности аппарата управления, изготовлением и хранением продукции вспомогательных, второстепенных производств строительной организации, соблюдением законодательства

5. Оплата профессиональных услуг (юридических, относительно оценки имущества, аудиторских, в том числе оплата за проведение обязательных аудиторских проверок, предусмотренных законодательством, и т. п.)

6. Расходы на урегулирование споров в судебных органах

7. Общие корпоративные расходы (организационные расходы, расходы на проведение годовых собраний, на предание огласке годового отчета, представительские расходы, на услуги относительно изменения структуры приватизированной строительной организации и т. п.)

 

8. Уплата предусмотренного законодательством сбора за регистрацию строительной организации в органах государственной исполнительной власти

9. Амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования

 

10. Расходы, связанные с оплатой услуг коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, включая плату за расчетно-кассовое обслуживание персонала аппарата управления строительной организации и рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации, за получение гарантий, вексельного аваля, факторинговых и доверительных операций, ведения учета долговых требований и обязательств, в том числе и ценных бумаг. Плата за предоставление почтово-телеграфных услуг и другие расходы, связанные с денежным обращением

 

11. Одноразовая помощь, которая выплачивается работникам в соответствии с законодательством во время перевода, приема и направления на работу в другую местность

12. Другие расходы общехозяйственного назначения

 

 

13. Отчисление строительных организаций на содержание аппарата управления строительных объединений, включая расходы на содержание корпорации, ассоциации и т. п.

14. Налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством (кроме налогов и сборов, которые включаются в себестоимость строительно-монтажных работ)

 

15. Расходы на содержание противопожарной и сторожевой охраны административных помещений:
расходы на оплату труда рабочих, которые находятся в штате строительной организации;
плата за услуги, предоставленные сторонними организациями по противопожарной и сторожевой охране в установленном законодательством порядке;
расходы на приобретение, содержание и износ противопожарного инвентаря и оборудования

 

16. Расходы на перебазирование строительных и монтажных организаций

 

17. Расходы, связанные с начислением и выплатой дивидендов участникам и учредителям строительной организации (оплата сообщений в средствах массовой информации, конвертов, услуг связи)

 

18. Расходы в уплату процентов (вознаграждения) за пользование материальными ценностями, взятыми в аренду (лизинг), кроме суммы арендной платы (лизингового платежа) в случае оперативной аренды (оперативного лизинга) строительных машин и механизмов и сумма вознаграждения арендодателю (лизингодателю) за пользование строительными машинами и механизмами

 

19. Страховые взносы и отчисления на социальные мероприятия от заработной платы работников аппарата управления строительной организации и рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации, по установленным законодательством нормам

 

Отражение административных
расходов в смете строительно-
монтажной организации

Административные расходы строительно-монтажной организации, учитываемые в стоимости стройки (объекта),

— это общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление строительно-монтажной организацией, которые не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Указанные расходы включаются в стоимость прочих затрат по строительному контракту пропорционально базе распределения, которая выбирается строительно-монтажной организацией самостоятельно (себестоимость соответствующего объекта затрат, прямые затраты и т. п.). Перечень административных расходов, учтенных усредненными показателями, предоставленными Госстроем, приведен в разделе 1 приложения 3 (кроме пунктов 6, 12, 14, 15, 16 и расходов по операционной аренде и страхованию имущества) к Методическим рекомендациям № 30.

Порядок расчета и отражения административных расходов в сметной документации строительного предприятия определяется

ДБН Д.1.1-1-2000, которые устанавливают основные правила определения стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроения.

ДБН Д.1.1-1-2000

носят обязательный характер при определении стоимости объектов, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности. Для объектов, строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования, эти нормы носят рекомендательный характер и их применение обусловливается контрактом. ДБН Д.1.1-1-2000 распространяются на подрядный, хозяйственный и смешанный способы осуществления строительства.

Расчет административных расходов применяется при определении стоимости строительства и не зависит от ведомственной принадлежности подрядной организации.

В

инвесторской сметной документации средства на покрытие административных расходов строительно-монтажных организаций определяются с учетом рекомендованных Госстроем усредненных показателей (см. табл. 2), выраженных в гривнях в расчете на один человеко-час общей сметной трудоемкости, и учитываются в графах 7 и 8 Сводного сметного расчета отдельной строкой по итогам глав 1 — 12 сводного сметного расчета.

 

Таблица 2

Усредненные показатели для определения в сметной документации инвестора
размера административных расходов строительно-монтажных организаций в расчете
на 1 чел.-час общей сметной трудоемкости строительно-монтажных работ

№ п/п

Виды строительства

Усредненные показатели для определения размера административных расходов строительно-монтажных организаций, грн./чел.-час.

1

2

3

1

Особенно сложные инженерные сооружения (в том числе ГЭС, ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, шахты, метрополитены, тоннели, мосты, аэродромы, гидротехнические сооружения и т. п.), особенно сложные технически или архитектурно общественные здания и сооружения, железные дороги, магистральные автодороги, магистральные сети (в том числе магистральные трубопроводы и сооружения газонефтепродуктов, междугородные линии связи, высоковольтные сети 35 кВ и выше), что обосновывается проектом

1,79

2

Промышленные предприятия и объекты производственного назначения

1,52

3

Жилые дома, общественные здания и сооружения (кроме технически или архитектурно особенно сложных)

1,38

4

Дороги, благоустройство, озеленение, объекты инженерной инфраструктуры (инженерные сети и сооружения) в городской зоне и в сельской местности. Ремонт жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства

1,23

5

Пусконаладочные работы

1,03

 

В составе

цены предложения претендента (подрядчика) административные расходы исчисляются на основании положений раздела 4 ДБН Д.1.1-1-2000, исходя из структуры этих расходов, сложившейся в подрядной организации за предыдущий период с учетом мощности строительной организации — претендента.

Административные расходы учитываются в цене предложения в целом по стройке и исчисляются с учетом трудозатрат рабочих, занятых на управлении и обслуживании собственных машин и механизмов. В случае использования

арендуемой строительной техники при исчислении административных расходов в целом по стройке трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслуживании этой строительной техники, не учитываются.

При уточнении этих затрат не учитываются административные расходы, связанные с расходами на сбыт и другими операционными затратами строительно-монтажной организации.

При расчетах за

выполненные объемы работ в случае изменения (корректировки) договорной цены объекта независимо от ее вида (твердая, динамичная, периодическая) административные расходы также подлежат корректировке и в таком же порядке, как и договорная цена.

 

Распределение административных расходов строительного предприятия

Как уже отмечалось ранее,

административные расходы не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Они включаются в стоимость других расходов по строительному контракту пропорционально базе распределения, которая выбирается строительно-монтажной организацией самостоятельно.

Базой распределения

административных расходов могут быть:

— сумма всех прямых расходов на выполнение строительно-монтажных работ;

— сумма прямых расходов на оплату труда на выполнение строительно-монтажных работ;

— трудозатраты на выполнение строительно-монтажных работ (нормативные или фактические);

— время, отработанное строительными машинами и механизмами на строительстве объекта, и др.

В то же время распределение административных расходов строительной организации усложняется следующим:

— административный персонал всегда централизован, и расходы на него относятся ко всем видам деятельности предприятия;

— как мы указывали выше, не всегда административные расходы могут быть отнесены в состав расходов по строительному контракту. Так, например, в одном строительном контракте может быть предусмотрено включение их в состав расходов и осуществление оплаты за счет заказчика, а в другом — нет.

Учитывая сказанное, еще раз

обратите внимание, что и в том и в другом случае распределять административные расходы следует, только если выполняются критерии п. 15 П(С)БУ 18, а именно:

— строительным контрактом предусмотрено, что заказчик возмещает подрядчику административные расходы, понесенные в рамках

такого контракта,

или

— если существует

непосредственная связь административных расходов с данным контрактом.

В заключение приведем пример распределения административных расходов в бухгалтерском учете.

 

Пример.

ЗАО «Мечта» осуществляет два вида деятельности — производственную и строительную. В апреле 2010 года ЗАО «Мечта» были осуществлены следующие расходы:

 

Статья расходов

Производство, грн.

Строительство, грн.

контракт 1

контракт 2

контракт 3

Прямые расходы

50000,00

12000,00

20000,00

35000,00

Административные расходы

15000,00

4500,00

9000,00

11000,00

 

Согласно условиям строительных контрактов № 1 и № 2 заказчик принимает на себя обязательства по оплате административных расходов подрядчика, связанных с выполнением данных контрактов. В контракте № 3 таких условий нет. В учетной политике ЗАО

«Мечта» установлено, что сумма админрасходов, в случае необходимости их распределения на отдельные производства, договоры (контракты), заказы, изделия и т. д., распределяется пропорционально прямым затратам, приходящимся, соответственно, на такие производства, договоры и т. д.

 

Решение:

1. Распределению подлежат административные расходы по контрактам № 1 (4500,00 грн.) и № 2 (9000,00 грн.). Распределять административные расходы следует по каждому контракту отдельно.

2. Прямые расходы, пропорционально которым необходимо осуществлять распределение административных расходов, составляют:

контракт № 1 — 12000,00 грн.;

контракт № 2 — 20000,00 грн.

3. Коэффициент перерасчета (соотношение административных и прямых расходов) отдельно по контрактам № 1 и № 2 составляет:

контракт № 1: 4500,00 грн. : 12000,00 грн. = 0,375;

контракт № 2: 9000,00 грн. : 20000,00 грн. = 0,45.

4. Сумма административных расходов, которая включается в состав себестоимости строительного контракта (

Дт 23 «Производство»), равна:

контракт № 1: 4500,00 грн. х 0,375 = 1687,50 грн.;

контракт № 2: 9000,00 грн. х 0,45 = 4050,00 грн.

5. Сумма административных расходов, которая списывается на расходы отчетного периода, равна:

контракт № 1: 4500,00 грн. - 1687,50 грн. = 2812,50 грн.;

контракт № 2: 9000,00 грн. - 4050,00 грн. = 4950,00 грн.

6. Административные расходы на производство (15000,00 грн.) и по строительному контракту № 3 (12000,00 грн.) распределению не подлежат, поскольку нарушаются критерии

п. 15 П(С)БУ 18: в первом случаенепосредственная связь админрасходов со строительным контрактом, во втором — условие возмещения заказчиком админрасходов, понесенных в рамках строительного контракта. Такие расходы списываются на расходы отчетного периода
(Дт 791 «Финансовые результаты операционной деятельности» — Кт 92 «Административные расходы»).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше