Темы статей
Выбрать темы

Проверки наличных расчетов: кто, когда и как проверяет

Редакция СБ
Статья

Проверки наличных расчетов: кто, когда и как проверяет

Елена Костенко, консультант

 

Поводом для написания данной статьи стал такой вопрос читателя. Позвонили из налоговой инспекции — предупредили, что завтра будет проверка кассы за два месяца (у строительной организации есть зарегистрированный кассовый аппарат). Вправе ли инспекция проводить такую проверку? Кто еще имеет право проверять кассовую дисциплину?

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что вопрос проверок наличных расчетов окончательно не разъяснен, а штрафы за нарушения — высоки. Поэтому нужно предельно внимательно вести кассу, а если уж пришла проверка — знать свои права и процедуру проверки.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.1990 г. № 509-XII.

Закон № 265

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.

Методические рекомендации № 355

— Методические рекомендации о порядке взаимодействия между подразделениями органов ГНС Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355.

Письмо № 14083

— обзорное письмо ГНАУ «о вопросах организации и проведения контроля над соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требованиями по регулированию оборота наличности, наличием торговых патентов и лицензий, порядком применения регистраторов расчетных операций, нормами оборота наличности, применением штрафных санкций» от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.

Письмо № 19823

— письмо ГНАУ «О проверках применения РРО органами ГНС» от 24.10.2006 г. № 19823/7/10-1417/4894.

Письмо № 14636

— письмо Госкомпредпринимательства «О проведении органами налоговых служб проверок субъектов хозяйствования, которые используют РРО» от 26.11.2009 г. № 14636.

Письмо № 15454

— письмо ГНАУ «О проверках субъектов хозяйствования налоговыми органами» от 26.12.2005 г. № 15454/5/23-2016/1479.

 

О том, кто может проверять

В вопросах применения РРО

Закон № 265 является основополагающим, об этом нам говорит и письмо № 19823. Это значит, что другие законодательные акты, в том числе и Закон № 509, применяются только в части, не регламентированной Законом № 265.

Законом № 265

установлено, что контроль осуществляют следующие органы:

— за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка выполнения операций купли-продажи иностранной валюты — НБУ и органы ГНС путем проведения оперативных проверок;

— за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию оборота наличности — только ГНС путем проведения плановых и внеплановых проверок.

 

Об условиях допуска к проверке

В

письме № 14083 поясняется, что статьей 111 Закона № 509 определены основания и порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), эти нормы не распространяются на проверки соблюдения требований Закона № 265, который не относится к законодательству по вопросам налогообложения. При осуществлении контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) органы ГНС руководствуются требованиями Закона № 509 в части соблюдения условий допуска должностных лиц органов ГНС к проведению плановых и внеплановых проверок и действующими приказами ГНАУ.

Основанием для допуска должностных лиц к плановой или внеплановой проверке согласно

ст. 112 Закона № 509 являются выданные налогоплательщику под роспись:

направление на проверку, в котором указываются дата его выдачи, название органа ГНС, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа ГНС, заверенной печатью;

копия приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Непредоставление этих документов плательщику налогов или их предоставление с нарушением требований являются основанием для недопущения пришедших налоговиков к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

В

письме № 14083 также сказано, что согласно п. 3.1 Методических рекомендаций № 355 работниками органов ГНС в соответствии с ежемесячными планами органа ГНС осуществляются плановые проверки контроля за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных и кассовых операций и внеплановые проверки в случаях, предусмотренных законодательством.

Однако в

письме № 14636 поясняется, что Методические рекомендации № 355 не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Украины и потому не могут применяться при взаимодействии налоговых служб с плательщиками налогов, а имеют только сугубо методологическое внутриведомственное применение. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона № 509 органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, соблюдать другие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций. Этим же письмом отмечено, что Законом № 509 проверки РРО отнесены к внеплановым. Также не лишним будет заметить, что далее в письме № 14636 есть ссылка на разъяснения, представленные в письме № 14083.

Таким образом, существует определенное противоречие в трактовании законодательных актов. С одной стороны,

письмо № 14083 (предлагающее руководствоваться требованиями Закона № 509 в части соблюдения условий допуска к проверкам и действующими приказами ГНАУ), с другой стороны, письмо № 14636 (напоминающее о ст. 111этого же закона, относящей проверки РРО к внеплановым и, что немаловажно, говорящей о невозможности применять Методические рекомендации № 355 при взаимодействии с плательщиками).

На основании норм

части седьмой статьи 111 Закона № 509 можно сделать вывод, что проверки наличных расчетов приравнены законодателем к внеплановым выездным проверкам и могут осуществляться только при наличии соответствующих оснований. Такой вывод весьма заманчив для субъектов хозяйствования, но, увы, неоднозначен.

Дело в том, что формулировка

части седьмой статьи 111 Закона № 509 («внеплановыми проверками считаются также проверки в рамках полномочий налоговых органов, определенных Законом № 265) допускает и иную трактовку: проверки наличных расчетов всего лишь приравниваются к внеплановым выездным налоговым проверкам, а потому могут осуществляться без соблюдения оснований проведения последних и соответственно без необходимости соблюдения оснований и условий плановых выездных налоговых проверок (проведение только один раз в год, направление предварительного уведомления и др.). Судя по всему, именно такой подход закрепила ГНАУ в упомянутых Методических рекомендациях.

И надо признать,

с этим подходом трудно спорить. Ведь если настаивать на применении оснований внеплановых проверок, то проверки наличных расчетов смогут проводиться лишь в исключительных случаях, что явно не соответствует характеру контролируемой сферы.

 

О направлении на проверку и составе проверочных групп

Если же все-таки рассматривать проверки с точки зрения

письма № 14083, стоит обратиться к Методическим рекомендациям № 355, где сказано, что проверки контроля над осуществлением субъектом хозяйствования расчетных и кассовых операций осуществляются группами не менее 2 должностных лиц органов ГНС при наличии у них служебных удостоверений и направления на проверку. По решению руководителя органа ГНС проверки могут проводиться совместно с должностными лицами других подразделений ГНС. В этом случае в группу, которая проводит проверку, может включаться один работник подразделения контроля над расчетными операциями и один или больше работников других подразделений ГНС. В случае необходимости по решению руководителя органа ГНС проверки могут проводиться совместно с другими контролирующими органами. Направление выписывается отдельно на проверку каждого субъекта хозяйствования в 2 экземплярах (один из которых оформляется на бланке органа ГНС), которые скрепляются гербовой печатью и подписываются руководителем органа ГНС.

Направление на проведение плановой выездной проверки подписывает руководитель органа ГНС, который организует проведение плановой проверки, а направление на проведение внеплановой выездной проверки подписывает руководитель органа ГНС, который принял решение (приказ) о проведении такой проверки.

Направление регистрируется работниками ГНС в Журнале учета выдачи направлений на проверку контроля за осуществлением субъектами хозяйствования кассовых операций, который ведется канцелярией (структурным подразделением, к функциям которого относится регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС) по органу ГНС.

По результатам проверки составляется

акт на бланке органа ГНС, по решению которого была назначена и проведена проверка. Сам акт также регистрируется в этом органе.

 

О сроках проверок и их результатах

Согласно

Методическим рекомендациям № 355 работники органов ГНС в соответствии с ежемесячными планами органа ГНС осуществляют плановые проверки контроля над осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в наличной и/или безналичной форме и кассовых операций в случаях, предусмотренных законодательством, на основании решения руководителя органа ГНС.

При проведении выездных плановых и внеплановых проверок плательщиков налогов, которые осуществляют наличные и безналичные расчеты с использованием РРО и КУРО, по вопросам соблюдения налогового, валютного и прочего законодательства, в план проверок включаются и вопросы соблюдения субъектами хозяйствования требований

Закона № 265. Для таких проверок привлекаются работники подразделений контроля за расчетными операциями.

Если порядок ведения кассовых операций не был проверен до начала плановой/внеплановой выездной проверки по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности по вопросам соблюдения налогового, валютного и прочего законодательства за период, охваченный проверкой, вопрос проверки включается в план проверки соблюдения налогового, валютного и прочего законодательства. В такой проверке при необходимости могут участвовать работники подразделения контроля за расчетными операциями, о чем сказано в

Методических рекомендациях № 355.

Таким образом, если проверка наличных расчетов является частью плановой или внеплановой проверки соблюдения налогового законодательства, то применимы требования

Закона № 509. А именно, при плановой проверке за 10 дней до ее начала должно присылаться уведомление, в котором указаны даты начала и окончания проверки. Длительность этой проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней, и продлена она может быть на 10 рабочих дней и 5 рабочих дней соответственно. Внеплановая проверка длится не более 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, продлена такая проверка может быть на 5 рабочих дней и 2 рабочих дня соответственно.

Согласно

Методическим рекомендациям № 355 при выявлении в ходе проверки нарушения законодательства, по результатам рассмотрения материалов руководителем или его заместителем органа ГНС, на учете в котором состоит субъект хозяйствования, принимается решение о применении штрафных (финансовых) санкций в установленной форме и присылается вам. Проекты решений о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение законодательства по вопросам проведения расчетных и кассовых операций, наличия патентов и лицензий предоставляются к рассмотрению руководителя (заместителя руководителя) органа ГНС только при условии согласования такого проекта юридическим подразделением органа ГНС.

Работник органа ГНС, который проводил проверку и выявил нарушение, составляет протокол об административном правонарушении относительно виновных и/или должностных лиц такого субъекта хозяйствования. В случае выявления нарушений, которые могут повлиять на размер объекта налогообложения и начисление и уплату налогов, работниками подразделения контроля за расчетными операциями или другого подразделения, проводившего проверку, составляется служебная записка. Она передается в соответствующее подразделение налогового контроля юридических лиц или подразделению налогообложения физических лиц, которые осуществляют проверки плательщиков налогов по вопросам полноты и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше