Темы статей
Выбрать темы

Новости и события

Редакция СБ
Новости

Правила регистрации права пользования
(найма, аренды) недвижимости от Минюста

Первое, что сделаем, — это сразу успокоим арендодателей и арендаторов

жилья. Все, что будет сказано ниже, их не касается. Как разъяснил Минюст, нормы Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 11.02.2010 г. № 1878-VI (далее — Закон № 1878), из-за которого, собственно, и возникла «регистрационная неразбериха», на отношения по договорам аренды жилья не распространяются.

Так что

активизироваться нужно только участникам договоров аренды нежилой недвижимости.

С 01.10.2010 г.

появился порядок проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, отличных от права собственности (вступил в силу приказ Минюста от 28.07.2010 г. № 1692/5)1. В этой связи Минюст решил прояснить ряд моментов, нечетко прописанных в Законе № 1878, для чего своим приказом от 13.10.2010 г. № 2500/5 утвердил Методические рекомендации о государственной регистрации права пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями (далее — Методрекомендации).

1

Государственную регистрацию вещных прав на недвижимость не следует путать с регистрацией договоров аренды недвижимости, которую осуществляет нотариус одновременно с нотариальным удостоверением таких договоров (если договор заключен на срок 3 года и более).

О них и расскажем.

Если

срок договора меньше 3 лет, регистрировать право аренды не нужно. В своих Методрекомендациях Минюст обратил внимание на условие проведения госрегистрации права пользования (найма, аренды) объектами недвижимости.

Так,

право пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями подлежит обязательной государственной регистрации только в случае, если такое право возникло на основании договора найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее 3 лет.

Отсюда,

если договор аренды указанной недвижимости заключен на срок менее трех лет, такой договор, как и ранее, не требует ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации сделки, ни государственной регистрации права аренды.

Если

срок договора аренды более 3 лет, надо знать следующее. Обязательной государственной регистрации подлежат вещные права, которые возникли на основании договоров, заключенных после вступления в силу Закона № 1787, то есть начиная с 16.03.2010 г.

В то же время обратиться в БТИ

с заявлением о госрегистрации такого вещного права могут также лица, заинтересованные в признании и подтверждении государством их вещных прав, возникших на основании договоров, заключенных до 16.03.2010 г.

Порядок действий определен

Временным положением о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество от 07.02.2002 г. № 7/5 (в редакции от 28.07.2010 г. № 1692/5).

Так, для проведения госрегистрации права пользования (найма, аренды) зданиями, сооружениями, их отдельными частями

правополучатель или уполномоченное им лицо должно подать регистратору БТИ заявление о госрегистрации такого вещного права. Госрегистрация прав осуществляется путем внесения соответствующей записи в Реестр прав собственности на недвижимое имущество (далее — Реестр прав).

Также в

Методрекомендациях рассмотрен вопрос относительно процедуры внесения записи в Реестр прав о прекращении вещного права.

Так, согласно рекомендациям Минюста, если

право прекращается на основании истечения его срока в соответствии с условиями договора, в таком случае лицу не нужно обращаться в БТИ с заявлением для внесения соответствующих изменений в Реестр прав.

А вот

в случае досрочного прекращения вещного права заинтересованное лицо, которым может быть как собственник имущества, так и правополучатель, обязано обратиться в БТИ с заявлением о внесении соответствующих изменений в Реестр прав.

 

Минюст обновил Порядок ведения Реестра
прав собственности на недвижимость

Опять же в связи с утверждением новой редакции

Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество» (Законом Украины от 11.02.2010 г. № 1878-VI) Минюст своим приказом от 12.10.2010 г. № 2480/5 изложил в новой редакции Порядок ведения Реестра прав собственности на недвижимое имущество, утвержденный приказом Минюста от 28.01.2003 г. № 7/5.

Обновленным

Порядком предусмотрено, в частности, следующее:

1.

Ведение Реестра, как и ранее, возложено на Бюро технической инвентаризации (далее — БТИ).

2. Как и прежде,

перед внесением информации в Реестр проводится проверка наличия/отсутствия такой информации в Реестре.

3.

Внесение записей в Реестр проводится регистратором БТИ путем:

— открытия раздела

Реестра и/или внесения записей в раздел Реестра;

— редактирования записи или отмены записи раздела

Реестра;

— закрытия раздела

Реестра;

— постановки на учет бесхозного недвижимого имущества.

4. Определен

порядок внесения записей в Реестр:

о возникновении права совместной частичной собственности на недвижимое имущество, принадлежавшее одному собственнику;

об изменении или прекращении прочих вещных прав на недвижимое имущество при переходе права собственности на такое имущество;

в случае отмены решения регистратора БТИ о госрегистрации прав на основании решения суда;

— в случае

признания недействительным или отмены на основании решения суда правоустанавливающего документа, на основании которого проводилась регистрация прав.

5. Предусмотрен

порядок исправления ошибок, допущенных при внесении записей в Реестр.

6. Установлен порядок переноса записей о госрегистрации прав с бумажных носителей в

Реестр. При этом оговорено, что перенос записей с бумажных носителей в Реестр не является проведением регистрации прав.

Приказ

вступил в силу 29.10.2010 г.

 

Нюансы приобретения права
собственности на земельный участок,
 внесенный в уставный фонд общества

Согласно

ч. 1 ст. 82 Земельного кодекса Украины юрлица могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности, в частности, в случае внесения земельных участков их учредителями в уставный фонд общества.

Как разъясняет Госкомзем в

письме от 18.10.2010 г. № 19522/17/К4438-10, в данном случае основанием для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, и выдачи государственного акта на право частной собственности на земельный участок является нотариально заверенное решение (согласие) собственника земельного участка о его внесении в уставный фонд общества, которое и указывается в государственном акте в графе «основание приобретения».

 

Госрегистрация изменений условий
ипотеки может осуществляться любым
регистратором: мнение Минюста

Как отмечает Минюст в

письме от 07.09.2010 г. № 10621-0-4-10-19, согласно п. 5 Временного порядка государственной регистрации ипотеки, утвержденного постановлением КМУ от 31.03.2004 г. № 410, государственная регистрация обременения недвижимого имущества ипотекой может осуществляться любым регистратором.

Исходя из этого авторы

письма пришли к выводу, что государственная регистрация сведений об изменении условий обременения недвижимого имущества ипотекой (внесение изменений и исключение записи из Государственного реестра ипотек) не обязательно должна проводиться только регистратором, который проводил госрегистрацию такого обременения, или который проводил госрегистрацию сведений об уступке прав по ипотечному договору.

 

Кто подписывает бухгалтерскую справку
для исправления ошибок в учетных регистрах
и финотчетности: напоминание от Минфина

В соответствии с

п.п. 4.3 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете от 24.05.1995 г. № 88, для исправления ошибки за период, данные которого отражены в регистрах бухгалтерского учета и использованы для составления промежуточной (месячной, квартальной) или годовой финансовой отчетности, составляется бухгалтерская справка.

При этом Минфин в

письме от 15.10.2010 г. № 31-34010-10-10/28122 подчеркнул, что такая бухгалтерская справка подписывается работником, который составил справку, а после ее проверки — главным бухгалтером (в соответствии с тем же п.п. 4.3 Положения).

 

Выплата аванса — не позже 22 числа:
пока еще неофициальное мнение Минтруда

В новостях (см. «Строительная бухгалтерия», 2010, № 20, с. 5) мы уже говорили о

нововведениях, касающихся сроков выплаты заработной платы.

Напомним, что с учетом

Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сроков выплаты заработной платы» от 23.09.2010 г. № 2559-VI (далее — Закон № 2559), с 20.11.2010 г. (через месяц со дня опубликования Закона № 2559, которое пришлось на 19.10.2010 г.):

— для зарплатных выплат установлен срок «

не позже семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата»;

— при этом сохранен интервал между выплатами — «

не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней».

Официально Минтруда по поводу применения новых норм еще не высказалось. Зато появились

неофициальные разъяснения, которые, очевидно, в скором времени приобретут форму официальных.

Суть их сводится к тому, что

семидневный срок, о котором шла речь выше, должен применяться как в случае выплаты заработной платы за вторую половину месяца, так и в случае выплаты аванса за первую половину месяца.

Поэтому новые сроки зарплаты с 20.11.2010 г. должны быть следующие:

— выплата аванса — не позже 22 числа;

— выплата заработной платы за вторую половину месяца — не позже 7 числа.

Соответствующие положения и должны найти свое отражение в документации работодателей (в том числе частных предпринимателей). Нужно либо внести изменения в действующий коллективный договор (при его наличии), либо разработать соответствующий внутренний документ, в котором будут установлены сроки выплаты заработной платы и размер зарплаты за первую половину месяца в соответствии с законодательными изменениями.

 

Налоговый кодекс: второе чтение
запланировано на 16 — 20 ноября

Второе чтение

проекта Налогового кодекса (далее — проект НК), по последним сведениям, отодвинуто на 16 — 20 ноября (напомним, что ранее речь шла о 4 ноября). Из-за большого количества предлагаемых поправок (их поступило порядка 4,5 тыс.) комитет, работающий с проектом НК, предложил парламентариям разбить рассмотрение документа на несколько этапов, на что спикер ВР Владимир Литвин ответил предложением все-таки подготовить документ полностью, пускай при этом срок рассмотрения и переместится на пленарную неделю 16 — 19 ноября. На этом и остановились.

Что касается

изменений, которые, вероятно, найдут отражение в доработанном проекте НК , то сегодня можно выделить увеличение предельной численности занятых у частного предпринимателя — единоналожника лиц с 2 до 4 человек.

Также особое внимание следует обратить на

«пожелания» МВФ, к которым, очевидно, придется прислушаться нашим законодателям.

Так, МВФ предлагает снижать ставку налога на прибыль не так радикально. По мнению Фонда, в 2011 году целесообразно установить ставку налога

на уровне 23 %, а не 19 %, как предполагалось в первоначальном проекте НК. Кроме этого, МВФ выступил с инициативой ввести обложение малого бизнеса и новых компаний по льготной ставке налога на прибыль в размере 16 %, вместо предлагаемых ранее 0 %.

Что касается «налога на депозиты» (налог с доходов на проценты по депозитам) в размере 5 % (его хотели ввести только для «крупных» депозитов), то его введение предполагается перенести на 3 года. Очевидно, из-за проблем с раскрытием банковской тайны. То есть проценты на банковские депозиты облагаться налогом с доходов, как и раньше, не будут.

А налог на недвижимое имущество предположительно начнет взиматься через год (с 2012 года).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше