Учет текущего ремонта оборудования
Наталия Григорьева, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Поводом для написания данной статьи стало такое письмо нашего читателя. Строительная фирма произвела текущий ремонт затирочной машины (балансовая стоимость — 150 000 грн., группа ОФ — 3). Работы по ремонту выполняла специализированная фирма. Стоимость ремонта составила 12 000 грн., в том числе НДС — 2 000 грн. Балансовая стоимость основных фондов на начало года — 1 700 000 грн.
Как правильно отразить эти затраты в налоговом и бухгалтерском учете?
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР.П(С)БУ 7
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92.П(С)БУ 16
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом МФУ от 31.12.1999 г. № 318.
Налоговый учет
Налог на прибыль.
При определении валовозатратности текущего ремонта обратимся к правилам отражения расходов на улучшения основных фондов (далее — ОФ), прописанным в Законе о налоге на прибыль. Так, его п.п. 5.3.2 гласит: в валовые расходы, в частности, не попадают расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения ОФ, которые подлежат амортизации по ст. 8 этого Закона. А к амортизируемым расходам п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль относит и затраты на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшений ОФ.Вместе с тем в валовые расходы попадают
расходы, связанные с улучшением ОФ1, в пределах, установленных п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль (п.п. 5.2.10 Закона о налоге на прибыль). Обратимся к п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, чтобы узнать величину этого предела:
Подпункт 8.7.1 Закона о налоге на прибыль
Налогоплательщики имеют право на протяжении отчетного периода
списать на валовые расходы любые расходы, связанные с улучшением ОФ, которые подлежат амортизации, в том числе расходы на улучшение арендованных ОФ в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало такого отчетного периода.
1 К улучшениям в налоговом учете, среди прочего, относят текущий и капитальный ремонты.
Расходы, превышающие указанную в
п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль сумму, должны распределяться пропорционально сумме фактически понесенных налогоплательщиком расходов на улучшение ОФ групп 2, 3, 4 или отдельных объектов ОФ группы 1.Общий принцип
налогового учета любых расходов на улучшение объектов ОФ заключается в том, что налогоплательщик имеет право:— часть ремонтных расходов (в пределах установленного 10 %-го лимита) включить непосредственно в состав
валовых расходов, а оставшуюся часть расходов (в сумме, превышающей установленный 10-процентный лимит) — отнести на увеличение балансовой стоимости ОФ групп 2, 3, 4 и отдельных объектов ОФ группы 1.Таким образом, чтобы определить точно сумму валовых расходов по текущему ремонту, необходимо знать показатель совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию
на 1 января отчетного года. Если, конечно, речь не идет о созданном в течение отчетного года предприятии. Для налогоплательщиков, взятых на учет налоговыми органами в течение года, началом первого отчетного налогового периода является дата взятия их на учет (абз. третий п. 11.1 Закона о налоге на прибыль). Поэтому 10 %-ный лимит для них рассчитывается именно на эту дату.Итак, если остаток 10 %-го лимита позволяет, вы вправе включить в валовые расходы всю стоимость работ по ремонту данного строительного оборудования (без НДС, если предприятие — плательщик этого налога) согласно
пп. 5.2.10 и 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. В нашем примере, использовав полностью 10 %-ный лимит, сумму превышения ремонтных расходов затирочной машины относим на увеличение балансовой стоимости объектов группы 3. Так как в нашем примере точно указано, объект какой именно группы ремонтировался, и не приведено данных по ремонту ОФ других групп, мы вправе не распределять сумму по остальным группам ОФ.Также обращаем ваше внимание, что применять или не применять в налоговом учете требования
п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, предприятие решает самостоятельно, поскольку отнесение в состав валовых расходов затрат на ремонт ОФ в пределах 10 %-го лимита — это именно право, а не обязанность налогоплательщика. Указанный подпункт носит альтернативный характер, и предприятие либо целиком применяет его нормы, либо целиком не применяет. Заметим, что выборочное применение положений п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, к примеру, в отношении ОФ какой-то одной или нескольких групп, не допускается.НДС.
НДС, уплаченный (начисленный) в стоимости ремонта ОФ, включают в налоговый кредит (п.п. 7.4.1 Закона об НДС). Конечно же, при наличии налоговой накладной или другого документа, предусмотренного п.п. 7.2.6 этого Закона.
Бухгалтерский учет
Порядок бухгалтерского учета расходов на улучшение и ремонт основных средств (далее — ОС)2 регулируется
пп. 14 и 15 П(С)БУ 7 и зависит прежде всего от характера осуществляемых ремонтных работ, а точнее, от их будущего экономического эффекта. Так, П(С)БУ 7 выделяет две разновидности мероприятий по улучшению и ремонту ОС:— мероприятия, связанные с
улучшением объектов ОС, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования такого объекта (п. 14 П(С)БУ 7);— мероприятия, направленные на поддержание объекта ОС в рабочем состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (
п. 15 П(С)БУ 7).2 Основные фонды в налоговом учете называются основными средствами в бухгалтерском учете.
В нашем случае это, скорее, ремонт, направленный на поддержание ОС в рабочем состоянии. А значит, в соответствии с
п.п. 15.4 П(С)БУ 16 такие расходы на ремонт ОС относятся в состав общепроизводственных расходов себестоимости строительства (счет 91).
П(С)БУ 16
15. В состав общепроизводственных расходов включаются:
<...>
15.4. Расходы на содержание, эксплуатацию и
ремонт, страхование, операционную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения.<...>
Для наглядности представим учет текущего ремонта затирочной машины по данным, приведенным в преамбуле к статье.
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дт | Кт | Сумма, грн. | ВР | ВД | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Перечислена предоплата за ремонтные работы, выполненные подрядной организацией | 371 | 311 | 12000,00 | 10 000,00* | — |
* В нашем случае 10 % от стоимости совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало года — 1 700 000 х 10 % = 170 000 (грн.). Ремонт других ОФ до даты примера в течение года не производился, т. е. 10 %-ный лимит не исчерпан. Это позволяет отнести всю сумму произведенного ремонта (10 000 грн.) в состав валовых расходов по первому событию. | ||||||
2 | Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной) | 641/НДС | 644 | 2000,00 | — | — |
3 | Подписан акт выполненных работ с подрядной организацией и отражены расходы по ремонту затирочной машины | 91 | 631 | 10000,00 | — | — |
4 | Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 2000,00 | — | — |
5 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 12000,00 | — | — |
Для оформления приема-передачи основных средств после ремонта используют
Акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № 03-23). Так как ремонт выполнила сторонняя организация, его составляют в двух экземплярах. Один экземпляр передают в бухгалтерию, другой — предприятию, осуществившему ремонт.Кроме того, соответствующую запись о ремонте делают в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. № ОЗ-63).
3 Акты по ф. № 03-2, № ОЗ-6 — это типовые формы, утвержденные приказом Минстата Украины от 29.12.1995 г. № 352.