Как бороться с шумом из-за ремонта в многоквартирном доме
Оксана Петренко, адвокат,
Сергей Кобзан, канд. техн. наук, директор агентства недвижимости ХИАН
Сейчас нет проблемы сделать «идеальную» квартиру по вашим эскизам и проектам.
Однако ваши соседи в многоквартирном доме могут не обрадоваться, так как капитальный ремонт сопровождается шумом, акустикой, вибрациями и другими неприятными моментами. Как правило, делая капитальный ремонт, собственник намеревается жить в данной квартире (многоэтажном доме) не один год, поэтому лучше найти компромисс с соседями.
Часто случается, что стороны не могут найти компромисс, и ремонт осуществляется днем, вечером и в выходные.
В данной статье рассмотрим, что делать в таких ситуациях жильцам дома.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Конституция
— Конституция Украины от 28.06.1996 г. № 254к/96-ВР.ГК
— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.КоАП
— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.Закон № 1745
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты населения от влияния шума» от 03.06.2004 г. № 1745-IV.Закон о санблагополучии населения
— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.1994 г. № 4004-XII.Закон об охране атмосферного воздуха
— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.1992 г. № 2707-XII.Закон о милиции
— Закон Украины «О милиции» от 20.12.1990 г. № 565-XII.Правила № 572
— Правила пользования помещениями жилых домов и общежитий, утвержденные постановлением КМУ от 08.10.1992 г. № 572.Порядок № 135
— Порядок применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 20.07.1995 г. № 135.
Общие положения
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, городской житель проводит в помещениях около 80 % своего времени. Поэтому актуальной проблемой становится создание акустического комфорта, как дома, так и на работе. Это значит, что в помещениях жилых и общественных зданий, а также на территории жилой застройки уровень шума, поступающего от внешних и внутренних источников, не должен превышать допустимые санитарные нормы. Допустимым принято считать такой уровень шума, который при длительном воздействии не вызывает отрицательных изменений в физиологических реакциях и субъективном самочувствии человека.
На сегодняшний день в мире разработано множество подходов к снижению зашумленности внутри и снаружи зданий и сооружений, уменьшению уровней звукового дискомфорта на улицах и открытых пространствах, а также прилегающих к жилой застройке.
Все вопросы, связанные с решением этой проблемы, регламентируются нормативными документами. К сожалению, в Украине национальных нормативов очень мало. В основном используются СНиПы и ГОСТы еще советского периода:
— СНиП II-12-77. «Нормы проектирования. Защита от шума»;
— ГОСТ 28100-89 (СТ СЭВ 6085-87). «Защита от шума в строительстве. Глушители шума. Методы определения акустических характеристик»;
— ГОСТ 27679-88 (СТ СЭВ 5840-86). «Защита от шума в строительстве. Санитарно-техническая арматура. Метод лабораторных измерений шума»;
— ГОСТ 23337-78 (СТ СЭВ 2600-80). «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»;
— ГОСТ 23426-79. «Шум. Методы измерения звукоизоляции кабин наблюдения и дистанционного управления в производственных зданиях»;
— ГОСТ 20444-85. «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики»;
— ДБН 360-92**. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
— Закон № 1745;
— Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (приказ Главного государственного санитарного врача от 03.08.1984 г. № 3077-84);
— Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР А. И. Кондрусевым от 07.07.1987 г. № 4396-87.
Специалисты по акустике знают и нормативные документы, действующие в Европе:
— DIN 4109 «Шумозащита в многоквартирных зданиях, требования и методы измерения», изд. ноябрь 1989 г.;
— VDI 4100 «Шумозащита в квартирах, критерии для проектирования и эксплуатации», изд. сентябрь 1994 г.
Теоретический аспект
Акустика (от греч. akustikos — слуховой) в широком смысле — раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 — 1013 Гц). В узком смысле — учение о звуке.
Строительная акустика выделилась в раздел прикладной акустики, рассматривающий проблемы звукоизоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений. Наряду с этим строительная акустика решает вопросы защиты помещений, зданий и территорий населенных мест от шума архитектурно-планировочными и строительно-акустическими (конструктивными) методами.
К архитектурно-планировочным методам относятся: рациональные (с точки зрения защиты от шума) объемно-планировочные решения зданий и помещений; удаление источников шума от защищаемых объектов; оптимальная планировка микрорайонов, жилых районов, а также территорий промышленных предприятий.
Строительно-акустические методы включают применение конструкций и устройств, обеспечивающих эффективное снижение уровня шума. Они тесно связаны с проблемой снижения шума от технологического, санитарно-технического и инженерного оборудования, транспортных средств, механизированного инструмента и бытовых приборов.
И это не случайно, так как мероприятия по борьбе с шумом направлены на улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения, способствуют повышению производительности труда, эксплуатационных качеств и комфорта зданий.
Законодательный аспект
В соответствии со
ст. 15, 16 ГК каждое лицо имеет право на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнание или оспаривание и может обратиться в суд за защитой своих гражданских прав. Способом защиты гражданского права может быть, в частности, признание судом этого права.Согласно
ст. 317, 319 ГК собственник может по своему усмотрению пользоваться и распоряжаться своей собственностью при условии соблюдения прав других лиц. Государство не имеет право вмешиваться в осуществление собственником своих прав.Частью 1 статьи 321 ГК
закреплено, что право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении.В
ч. 2 ст. 383 ГК говорится, что собственник квартиры может по своему усмотрению осуществлять ремонт и изменения в квартире, предоставленной ему для использования, как единственного целого, при условии, что эти изменения не приведут к нарушениям прав владельцев других квартир в многоквартирном жилом доме и не нарушат санитарно-технических требований и правил эксплуатации дома.Статья 386 ГК
устанавливает, что собственник, который имеет основания предусматривать возможность нарушения своего права собственности другим лицом, может обратиться в суд с требованием о запрещении осуществления действий, которые могут нарушить его право, или с требованием об осуществлении определенных действий для предотвращения такого нарушения.В соответствии со
ст. 392 ГК защита права собственности осуществляется судом, а собственник может требовать устранения любых нарушений его права, хоть бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Защита права собственности осуществляется, в частности, признанием судом такого права по заявлению владельца.В соответствии с положениями
ст. 23 ГК лицо имеет право на возмещение морального ущерба, причиненного вследствие нарушения его прав.Моральный ущерб заключается:
1) в физической боли и страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с увечьем или другим повреждением здоровья;
2) в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением в отношении его самого, членов его семьи или близких родственников;
3) в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества;
4) в унижении чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического либо юридического лица.
Моральный ущерб возмещается деньгами, другим имуществом или другим способом.
Размер денежного возмещения морального ущерба определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения способностей пострадавшего либо лишения его возможности их реализации, степени вины лица, причинившего моральный ущерб, если вина является основанием для возмещения, а также с учетом других обстоятельств, имеющих существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости. Моральный ущерб возмещается независимо от имущественного ущерба, подлежащего возмещению, и не связан с размером этого возмещения.
Моральный ущерб возмещается единовременно, если иное не установлено договором или законом.
Для урегулирования споров, рассматриваемых в данной статье, был принят
Закон № 1745.Таким образом, на законодательном уровне были закреплены нормы, направленные на защиту граждан от влияния шума.
Согласно
ст. 24 Закона о санблагополучии населения, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении каких-либо видов деятельности с целью предотвращения и уменьшения вредного влияния на здоровье населения шума обязаны:— осуществлять соответствующие организационные, хозяйственные, технические, технологические, архитектурно-строительные и прочие
меры по предупреждению образования и снижению шума до уровня, установленного санитарными нормами;— обеспечивать
уровни звучания звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкальных инструментов в помещениях и на открытых площадках, а также уровни шума в близлежащих жилых и общественных зданиях, которые не превышают уровней, установленных санитарными нормами во время работы учреждений общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса, культуры, при проведении концертов, дискотек, массовых праздничных и развлекательных мероприятий и т. п.;— принимать меры относительно
недопущения в течение суток превышения уровней шума, установленных санитарными нормами, в таких помещениях и на таких территориях (защищенные объекты):• жилых домах и прилегающих территориях;
• лечебных, санаторно-курортных учреждениях, домах-интернатах, учебных заведениях и заведениях культуры;
• отелях и общежитиях;
• расположенных в пределах населенных пунктов учреждений общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса;
• других зданиях и сооружениях, в которых постоянно или временно находятся люди;
• парках, скверах, зонах отдыха, расположенных на территориях микрорайонов и групп жилых домов.
В соответствии с
ч. 2 и 3 ст. 24 Закона о санблагополучии населения шум на защищенных объектах при осуществлении любых видов деятельности не должен превышать уровни, установленные санитарными нормами для соответствующего времени суток.В ночное время,
с 22.00 до 8.00 на защищенных объектах запрещаются громкое пение и крики, пользование звуковоспроизводящей аппаратурой и другими источниками бытового шума, проведение салютов, фейерверков, использование пиротехнических средств.Проведение на защищенных объектах ремонтных работ
, которые сопровождаются шумом, запрещается в рабочие дни с 21.00 до 8.00, а в праздничные и нерабочие дни — круглосуточно . Собственник или арендатор помещений, в которых предусматривается проведение ремонтных работ, обязан сообщить жильцам прилегающих квартир о начале указанных работ. При согласии жильцов всех прилегающих квартир ремонтные и строительные работы могут проводиться также в праздничные и нерабочие дни. Шум, который образуется во время проведения строительных работ, не должен превышать санитарные нормы круглосуточно (ч. 4 ст. 24 Закона о санблагополучии населения).Предусмотренные
ч. 2, 3 и 4 ст. 24 Закона о санблагополучии населения требования относительно соблюдения тишины и ограничений определенных видов деятельности, которые сопровождаются шумом, не распространяются на случаи:1) осуществления в закрытых помещениях каких-либо видов деятельности, сопровождающихся шумом, при условиях, исключающих проникновение шума в прилегающие помещения, в которых постоянно или временно находятся люди;
2) осуществления в закрытых помещениях каких-либо видов деятельности, сопровождающихся шумом, при условиях, исключающих проникновение шума за пределы таких помещений;
3) предупреждения и/или ликвидации последствий аварий, стихийного бедствия, других чрезвычайных ситуаций;
4) оказания неотложной помощи, предупреждения или прекращения правонарушений;
5) предупреждения краж, пожаров, а также выполнения задач гражданской обороны;
6) проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, других массовых мероприятий, о которых заблаговременно уведомлены органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления;
7) работы оборудования и механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность жилых и общественных зданий, при условии принятия неотложных мер по максимальному ограничению проникновения шума в прилегающие помещения, в которых постоянно или временно находятся люди;
8) установленных законом праздничных и нерабочих дней, дней городов, других праздников в соответствии с решением местного совета, проведения спортивных соревнований;
9) проведения салютов, фейерверков, других мероприятий с использованием взрывчатых веществ и пиротехнических средств в запрещенное время по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном правилами соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах.
Сельские, поселковые, городские советы утверждают правила соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах, которыми с учетом особенностей отдельных территорий <...> устанавливаются запреты и ограничения относительно определенных видов деятельности, которые сопровождаются образованием шума, а также устанавливается порядок проведения салютов, фейерверков, других мероприятий с использованием взрывчатых веществ и пиротехнических средств.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законом,
обеспечивают контроль за соблюдением руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также <...> правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах <...>.Мероприятия, которые сопровождаются шумом, в том числе и при проведении ремонтных работ, имеют ограничения в осуществлении, которые закреплены в
Правилах № 572, а именно в п. 9: в помещениях жилых домов и общежитий запрещено громко петь и кричать, пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой и другими источниками бытового шума с 22.00 до 8.00, а также проводить в рабочие дни с 21.00 до 8.00 , а в праздничные и нерабочие дни круглосуточно ремонтные работы, которые сопровождаются шумом. Собственник, наниматель (арендатор) помещения, в котором предусматривается проведение ремонтных работ, обязан сообщить жителям прилегающих квартир, жилых помещений в общежитии о начале указанных работ. При согласии жильцов всех прилегающих квартир, жилых помещений в общежитии ремонтные и строительные работы могут проводиться также в праздничные и нерабочие дни. Уровень шума, который образуется во время проведения строительных работ, не должен превышать санитарные нормы.В соответствии со
ст. 22 Закона о санблагополучии населения органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны содержать предоставленные в пользование или принадлежащие им на праве собственности жилые, производственные, бытовые и другие помещения в соответствии с требованиями санитарных норм.В процессе эксплуатации производственных, бытовых и других помещений, сооружений, оборудования, технических устройств, транспортных средств, использования технологий, собственник обязан создать безопасные и здоровые условия труда и отдыха, соответствующие
требованиям санитарных норм, осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний, отравлений, травм, загрязнения окружающей среды.Органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны содержать предоставленные в пользование или принадлежащие им на праве собственности земельные участки и территории
в соответствии с требованиями санитарных норм.Согласно
Санитарным нормам допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР П. Бургасовым от 03.08.1984 г. № 3077-84, максимальные уровни звука (L, A макс.) с 7.00 до 23.00 ч — 55 дБА, с 23.00 до 7.00 ч — 45 дБА.Однако необходимо учитывать, что допустимые уровни шума от внешних источников в помещениях устанавливаются при условии обеспечений нормальной вентиляции помещений (для жилых помещений, палат, классов — при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон).
Ответственность за нарушение требований законодательства
о защите населения от вредного воздействия шума
или правил соблюдения тишины в населенных
и общественных местах
Законом о санблагополучии населении
были внесены изменения в ст. 182 КоАП, согласно которой нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов по защите населения от вредного воздействия шума или правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах — влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан от 5 до 15 ннмдг1 и наложение штрафа на должностных лиц и граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от 15 до 30 ннмдг.1 1 ннмдг — 1 не облагаемый налогом минимум доходов граждан (17 грн.).
Действия, предусмотренные частью первой этой
статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — влекут за собой наложение штрафа на граждан от 15 до 30 ннмдг с конфискацией звуковоспроизводящей аппаратуры, пиротехнических средств, других предметов нарушения тишины или без таковой и на должностных лиц и граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от 50 до 150 ннмдг с конфискацией звуковоспроизводящей аппаратуры, пиротехнических средств, других предметов нарушения тишины.Обратите внимание!
Закон о санблагополучии населения содержит норму (ст. 46), предусматривающую ответственность за нарушение требований относительно соблюдения тишины и ограничений определенных видов деятельности, сопровождаемых шумом. За такое нарушение с предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов хозяйствования взимается штраф в размере от 50 до 450 ннмдг. В случае если предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект хозяйствования не прекратили нарушение тишины после применения финансовой санкции, они платят штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг.В
ст. 218 КоАП закреплено положение о том, что административные комиссии при исполнительных органах городских советов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями ч. 1 ст. 182 КоАП. Административные комиссии при исполнительных органах сельских, поселковых советов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 182 КоАП.Для проведения мероприятий, связанных с предельно допустимыми уровнями шума, необходимо получать разрешения. Так, в соответствии со
ст. 13 Закона об охране атмосферного воздуха, разрешения на предельно допустимые уровни шума, который образуется стационарными источниками, в частности, во время работы машин, механизмов, оборудования, инструментов, а также пользования звуковоспроизводящей аппаратурой и музыкальными инструментами, в концертных и танцевальных залах и на открытых площадках, в театрах и кинотеатрах, дискотеках, казино, других заведениях развлекательного и игорного бизнеса и культуры, музыкальных заведениях образования, в ресторанах, кафе, барах, других заведениях общественного питания, торговли, бытового обслуживания и тому подобное, выдаются в порядке, установленном данным Законом.Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане — субъекты предпринимательской деятельности обязаны принимать необходимые меры по предотвращению и недопущению превышения установленных уровней воздействия физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха и здоровье человека.
Согласно
ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды».В
Порядке № 135 детализируются общие положения, порядок рассмотрения дел о применении финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства, порядок обжалования постановления, порядок исполнения постановления, образец постановления о применении финансовой санкции.
Методы борьбы с повышенным уровнем шума
Для установления уровня превышения шума необходимо обратиться с заявлением к главному государственному санитарному врачу районной СЭС с просьбой о замере уровня шума от работы оборудования или других источников в квартире.
Главный государственный санитарный врач районной, городской СЭС по результатам проведенных инструментальных замеров устанавливает факт превышения уровня шума в помещении квартиры от работы оборудования, в связи с парковкой автомобильного транспорта и другие источники шума. Факт превышения уровня шума в помещении квартиры устанавливается Главным государственным санитарным врачом города в протоколе об административных правонарушениях.
Постановлением Главного государственного санитарного врача районной, городской СЭС налагается штраф на виновных лиц за превышение допустимых уровней шума в квартире заявителя.
Одним из средств борьбы с нарушителями «тишины» является обращение с заявлением в правоохранительные органы.
Пунктом 26 ч. 1 ст. 10 Закона о милиции
закреплено, что милиция в соответствии со своими задачами обязана обеспечивать в рамках своих полномочий исполнение и контроль решений сельских, поселковых, городских советов по вопросам охраны общественного порядка, торговли, содержания животных в домашних условиях, соблюдения тишины в общественных местах и т. п., а также контролировать содержание в надлежащей чистоте территорий дворов и придомовых территорий в городах и других населенных пунктах.По требованию должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы выполнение мероприятий для прекращения нарушений санитарного законодательства в необходимых случаях осуществляется с привлечением работников органов внутренних дел.
Постановления, распоряжения, предписания, выводы должностных лиц государственной, санитарно-эпидемиологической службы в
месячный срок могут быть обжалованы вышестоящему органу или в суд, в соответствии со ст. 43 Закона о санблагополучии населения. Но! Необходимо учитывать, что обжалование принятого решения не прекращает его действия.Постановления о наложении штрафа и применении финансовой санкции за нарушение санитарного законодательства выносятся на основании протокола о нарушении санитарных норм, оформленного в установленном порядке, и являются обязательными для выполнения.
Перечень должностных лиц, которые могут выдавать такие постановления, указаны в
статье 47 Закона о санблагополучии населения.Уплата штрафов и финансовых санкций, предусмотренных
ст. 46 данного Закона, не освобождает нарушителей от обязанности возмещения убытков предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, которым «мешали» нарушители.Рассмотрение дел об административных правонарушениях проводится в порядке, предусмотренном
КоАП.Согласно
ст. 48 Закона о санблагополучии населении предприятия, учреждения, организации, предприниматели и граждане, нарушившие санитарное законодательство, что привело к возникновению заболеваний <...>, продолжительной или временной потере трудоспособности, инвалидности, <...> обязаны возместить убытки гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также компенсировать дополнительные расходы органов, учреждений и заведений санитарно-эпидемиологической службы на проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий и расходы лечебно-профилактических заведений на оказание медицинской помощи потерпевшим.В случае отказа от добровольной компенсации расходов или возмещения убытков спор рассматривается
в судебном порядке.Кроме того, согласно
ст. 49 Закона о санблагополучии населения деяния против здоровья населения, совершенные вследствие нарушения санитарного законодательства, влекут за собой уголовную ответственность согласно закону.Необходимо отметить, что в разных регионах Украины могут быть установлены и действовать свои правила по поддержанию тишины в общественных местах.
Так,
решением Киевского городского совета «Об установлении Правил благоустройства территории, парковки транспортных средств, тишины в общественных местах, торговли на рынках в г. Киеве» от 26.09.2002 г. № 47/207 утверждены Правила по соблюдению тишины в общественных местах в г. Киеве, устанавливаемые с целью обеспечения прав и законных интересов граждан по соблюдению тишины на улицах, площадях, в парках, скверах, общежитиях, жилых домах, придомовых территориях, зданиях дачно-строительных кооперативов, лесопарковых зонах отдыха, пляжах и других местах массового отдыха населения.Правила содержат общеобязательные на территории г. Киева нормы, за нарушение которых наступает ответственность согласно санкциям
ст. 182 КоАП.
Судебная практика
Судебная практика имеет прецеденты дел, связанные с нарушением прав лиц из-за нарушения тишины в общественных местах. Как правило, суды удовлетворяют иски лиц об устранении нарушений и взыскании морального ущерба, однако компенсация морального вреда является, по сравнению с компенсациями в таких делах других стран, ничтожной. Некоторые суды отказывают в компенсации морального вреда только потому, что истцы не предоставляют доказательств причинения морального ущерба. Доказательством причинения морального ущерба за превышение допустимых уровней шума в квартире может быть: постановление об административном правонарушении (о наложении штрафа на нарушителя), акт, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, медицинские справки о состоянии здоровья.
В качестве примера судебного спора, связанного с нарушением тишины в общественных местах, можно рассмотреть судебное решение от 08.05.2007 г., вынесенное Московским районным судом г. Харькова по гражданскому делу № 2-4766/07p.
05.02.2007 г. истица обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика компенсации в размере 20000 грн., связанной со снижением ценности дома, в котором расположена ее квартира, вызванным деятельностью ответчика, в том числе приведшей к снижению уровня шумовой и экологической защищенности территории, и в связи с этим о возмещении морального ущерба в размере 5000 грн. При этом в обоснование своих требований истица ссылалась на то, что квартира принадлежит ей на праве собственности. Предприятие ответчика примыкает к ее дому смежной стеной. В помещении, собственником которого является ответчик, ведется производственная деятельность, круглосуточно в помещении работает производственное и вентиляционное оборудование, благодаря чему пребывание в ее квартире в связи с большим уровнем шума становится невозможным. Она неоднократно обращалась в контролирующие органы с соответствующими заявлениями и просьбой урегулировать эту ситуацию, но, несмотря на то что руководство ответчика неоднократно было предупреждено о необходимости проведения мероприятий по уменьшению уровня шума при работе производственного и вентиляционного оборудования и переносу парковки автотранспорта на нормативное расстояние от окон ее квартиры, ни одно внесенное предложение не было выполнено. Истица была вынуждена терпеть невозможный шум в квартире и постоянный шум автомобилей, которые фактически паркуются около ее окон, и дышать их выхлопными газами. У нее почти отсутствует возможность нормально отдыхать, появилась бессонница, все это принесло ей большие страдания. Она предприняла попытку продать свою квартиру, однако специалисты по продаже жилья сообщили ей, что в связи с тем, что ее дом расположен рядом с производственным предприятием и в квартире много шума, найти покупателя будет проблематично, а цена на такое жилье будет незначительной и меньшей, чем средняя стоимость аналогичного жилья. Другого жилья истица не имеет.
Судом установлено, что действиями ответчика истице был причинен моральный ущерб, поскольку она вынуждена была терпеть невозможный шум в квартире и постоянный шум автомобилей, которые фактически паркуются около ее окон; истица была лишена возможности нормально отдыхать, и все это приносит ей страдание.
Требования истицы о взыскании компенсации в размере 20000 грн., связанной со снижением ценности дома, оставлены без рассмотрения.
Моральный ущерб суд взыскал в размере 3000 грн., потому что именно такую сумму суд считает доказанной.
На основании приведенного суд исковые требования истицы решил удовлетворить частично.
Вывод
Прежде чем начать строительные работы, лучше переговорите с соседями, обсудите время проведения работ. Поскольку соседи, потревоженные шумом от ремонтных работ, будут правы, если пожалуются на вас собственнику (балансодержателю) дома или обратятся в санитарно-эпидемиологическую службу, милицию, а в итоге в суд. В случае установления уполномоченными органами в ваших действиях нарушений к вам будут применены административные санкции, а после возможно и взыскание материального и морального ущерба через суд.
Так что наживать врагов среди соседей — себе дороже. Да и вряд ли вам будет комфортно жить в квартире с идеальным ремонтом, но на осадном положении и в состоянии войны с окружающим миром!