Темы статей
Выбрать темы

Плата за землю в проекте Налогового кодекса

Редакция СБ
Статья

Плата за землю в проекте Налогового кодекса

 

7 октября 2010 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении доработанный Кабмином

проект Налогового кодекса Украины, зарегистрированный под № 7101-1 (далее — проект Налогового кодекса).

Принятый в первом чтении

проект Налогового кодекса направлен в профильный комитет парламента для подготовки ко второму чтению и внесению поправок, предложенных во время его обсуждения.

Согласно

проекту Налогового кодекса плата за землюобщегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной форм собственности.

Не пересказывая все содержание раздела, посвященного плате за землю, остановимся фрагментарно на тех отличиях, которые резко контрастируют с существующей методологий ее взимания.

1.

В случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями другим субъектам земельный налог за площади, предоставленные в аренду, будет рассчитываться от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора. Как видим, ГНАУ все-таки удалось протащить свою идею о периодическом перерасчете земельного налога арендодателем, поочередно сдающим в аренду землю или здания арендаторам с различными видами деятельности. Однако как будет указанная норма реализована на практике, пока сказать сложно — лучше будет дождаться соответствующих разъяснений налоговиков и Госкомзема.

2. Известное в настоящее время требование

ч. 5 ст. 12 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.1992 г. № 2535-XII (далее — Закон № 2535) о необходимости уплаты земельного налога на общих основаниях теми землепользователями, которые имеют соответствующие льготы по этому налогу, но сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части , согласно проекту Налогового кодекса не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

3. Как и ранее, плательщики земельного налога

самостоятельно исчисляют его сумму каждый год по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают в органы ГНС по местонахождению земельных участков налоговый расчет земельного налога по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Предоставление указанного годового расчета освобождает налогоплательщика от обязанности ежемесячного декларирования налога. Новшество проекта Налогового кодекса заключается в том, что если пойти по альтернативному пути, т. е. ежемесячно подавать новую отчетную налоговую декларацию, то подача годовой декларации становится уже не обязательной. Считаем такую новеллу чрезвычайно полезной для налогоплательщиков-землепользователей и, если она останется в окончательном тексте документа, будем настоятельно рекомендовать ее применение. При кажущемся увеличении трудоемкости (12 месячных деклараций по прошествии каждого месяца вместо одной годовой наперед) такой способ снимает целый ряд вопросов и недоразумений, связанных с уточнением земельного налога и исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок при его расчете.

4. Что касается декларирования налоговых обязательств по

вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли, то сейчас оно производится в течение месяца со дня возникновения права на вновь отведенный земельный участок. Как следует из проекта Налогового кодекса, предельный срок подачи декларации в указанных случаях — 20 число месяца, следующего за отчетным . Однако пока остается непонятным, какую (годовую или месячную) налоговую декларацию требуется предоставить. При наличии свободы выбора мы бы также рекомендовали налогоплательщикам пользоваться способом, описанным в предыдущем пункте.

5. Некоторые нормы

проекта Налогового кодекса наводят нас на мысль, что теперь обязанность по уплате земельного налога за земельный участок под домом и вокруг него (так называемую придомовую территорию) пытаются возложить на физических и юридических лиц, являющихся сособственниками многоквартирного жилого дома (в отличие от ныне действующего порядка, когда такой налог должен уплачиваться лицом, осуществляющим эксплуатацию или управление домом, т. е. ЖЭКом, ОСМД и т. п.).

6. Урегулирован вопрос относительно

момента начала уплаты земельного налога за земельные участки, на которых расположены здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории, при переходе права собственности на такие здания, сооружения (их части). Указанный налог должен будет уплачиваться на общих основаниях с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

7. Установлена также

обязанность собственника нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме или помещения, переведенного в нежилое в связи с приобретением его в собственность, уплачивать земельный налог за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории, с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

8. Произошли определенные изменения и в механизме индексации денежной оценки земли. В качестве коэффициента для такой индексации

проект Налогового кодекса называет индекс потребительских цен, установленный законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена

, также ежегодно уточняются на указанный выше коэффициент индексации, причем при проведении такой индексации за базовые предлагается считать ставки налога, переписанные из нынешней редакции ч. 2 ст. 7 Закона № 2535. Вместе с тем нельзя не отметить, что указанным Законом в совокупности с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI в текущем году предполагалась индексация таких ставок на коэффициент 3,2, а разработчики Налогового кодекса этот нюанс упустили. В результате такой промашки может оказаться, что ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, на начало следующего года будут в 3,2 раза ниже, чем сейчас.

9. И последнее. Тоже необъяснимо, но факт — в

проекте Налогового кодекса отсутствуют требования, аналогичные тем, которые в настоящее время содержатся в ч. 3 ст. 7 и ч. 2 ст. 8 Закона № 2535. Речь идет о предписании в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения принимать за базу для расчета земельного налога за земли населенных пунктов и земли вне населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, величину, которая не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в таком соглашении. Опять же не можем гарантировать, что указанная норма не будет реанимирована в окончательной редакции Кодекса.

 

Игорь Хмелевский, Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше