Темы статей
Выбрать темы

Что такое реклама для строительства?

Редакция СБ
Статья

Что такое реклама для строительства?

Ирина Басова, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Анна Яковлева, консультант

 

Что такое реклама для строительства? Наверное, такой же двигатель, как и для торговли. В статье рассмотрим, что же такое реклама, какая она бывает, как оформить отношения с рекламным агентством и как отразить рекламные расходы в налоговом и бухгалтерском
учете.

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

 

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» от 11.07.2003 г. № 1121-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

П(С)БУ 9 «Запасы»

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом МФУ от 20.10.1999 г. № 246.

П(С)БУ 7 «Основные средства»

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92.

 

Реклама: общие моменты

Основным законодательным актом, регулирующим правовые отношения, возникающие в процессе создания, распространения, получения рекламы в Украине, является

Закон о рекламе. В соответствии со ст. 1 Закона о рекламе под рекламой понимается информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара.

Сегодня строительное предприятие может использовать множество способов и средств рекламы своего специфического товара — реализации объектов завершенного строительства, привлечения инвесторов, формирования позитивного имиджа подрядчика или заказчика.

При использовании рекламных средств для достижения конкретных целей строительной компании нужно четко понимать, какие существуют виды рекламы и как правильно ее использовать. Виды рекламы по различным признакам классификации приведены в таблице.

 

Классификация рекламы по различным признакам

Признаки классификации рекламы

В зависимости от цели

Информационная реклама

Рассказывает о новинках или о новых способах применения существующего товара.
Обращает внимание покупателей на изменение цены.
Объясняет принципы действия товара.
Формирует образ фирмы и т. п.

Например, об оснащении здания новейшими коммуникациями, средствами связи и т. д.

Убедительная реклама

Нацелена на то, чтобы покупатель отдавал предпочтение именно этой марке и у него сформировалось желание приобрести товар немедленно и т. п.

Как правило, такой прием применяют хорошо известные компании с положительной деловой репутацией — когда имя работает лучше, чем качество

Напоминающая реклама

Не дает возможности забыть покупателю о том, что товар может ему понадобиться в ближайшее время
Не дает возможности потребителям забыть о товаре в период между сезонами

Обычно используется для рекламы строящихся объектов, дает время обдумать решение о приобретении, показывает альтернативу (например, «Скоро ваш бизнес будет расширяться — вам нужен более солидный офис — купите его у нас» или «Ваши дети вырастут очень скоро, уже сейчас пора подумать о покупке новой квартиры»)

В зависимости от аудитории

Потребительская реклама

Нацелена на покупателей, приобретающих товар себе или кому-то другому

Собственно это — реклама товара

Деловая реклама

Используется для поиска новых рынков сбыта или новых партнеров и размещается, как правило, в специализированных изданиях

Деловая реклама в большей степени является рекламой компании, а не товара

По территориальной направленности

Зарубежная реклама

Нацелена на рынки других стран

Например, предложения по приобретению офисных помещений фирмами, только входящими на украинский рынок

Общенациональная реклама

Нацелена на потребителей в нескольких регионах страны

Продавая недвижимость в Киеве или Ялте, рекламировать ее стоит по всей Украине. Это факт.

Региональная реклама

Нацелена на потребителей определенного
региона страны

Примером может служить жилищное строительство в крупных городах и рекламой в соответствующем регионе

Местная реклама

Нацелена на потребителей отдельной административно-территориальной единицы (города, торговой зоны) — используется местными дилерами

Примером может служить рекламная кампания относительно офисных зданий или жилых домов, проводимая в пределах одного города

В зависимости от функции

Нетоварная реклама

Пропагандирует идеи определенной компании (называется также корпоративной рекламой
или рекламой престижа)

Как правило, это реклама качества строительства, контроля качества

Товарная реклама

Способствует реализации продукции, товаров, работ, услуг

Реклама конкретного объекта: целого здания, квартиры, офиса или делового центра

Некоммерческая реклама

Не ставит целью принести какие-либо доходы тем, кто ее оплачивает. Ее, как правило, финансируют благотворительные, общественные, религиозные или политические организации

Это реклама программ молодежного строительства, объектов социально-бытовой сферы

Коммерческая реклама

Призывает приобретать продукцию, товар, услугу. Ее целью является получение прибыли

В эту категорию попадает любая реклама, кроме некоммерческой

Непрямая реклама

Нацелена на создание имиджа товара или стимулирует запоминание названий, внешнего вида упаковки. Цель такой рекламы — повлиять на потребителей таким образом, чтобы они выбрали именно этот товар и в следующий раз, когда возникнет в нем необходимость

Что касается строительства, то это, опять-таки, реклама имени компании. И работает такая реклама только для продвижения компаний с длительным присутствием на рынке, огромными производственными мощностями и качеством сданных в эксплуатацию объектов

Прямая реклама

Способствует осуществлению покупки немедленно

Если увидишь в рекламе прекрасный вид из окна или ландшафтный парк и детскую площадку, и сразу хочется купить квартиру в этом «доме мечты»

 

Средствами реализации любого из перечисленных видов рекламы могут быть:

— реклама на телевидении и радио — рекламные ролики, транслируемые с определенной периодичностью в эфире местных, региональных или общенациональных телеканалов и радиостанций;

— реклама в печатных СМИ — сюда можно отнести рекламные статьи в специализированных газетах и журналах и рекламные блоки в любых печатных изданиях;

— реклама в сети Интернет1 — реклама, распространяемая посредством всемирной сети, в частности, путем создания, размещения и поддержки сайта (WEB-страницы) в рекламных целях. Такая WEB-страница может использоваться для информирования о деятельности строительного предприятия, строящихся и сданных в эксплуатацию объектах и т. п.;

— наружная реклама — реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на наружных поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оснащения, над проезжей частью улиц и дорог. Здесь нужно уточнить правовой статус вывески на фасаде офиса строительной компании. По всем параметрам такая вывеска подпадает под критерии наружной рекламы, но по

Закону о рекламе таковой не является. Если в ней содержится обязательная информация, предусмотренная законодательством (наименование предприятия, режим работы, принадлежность);

— внутренняя реклама — любая реклама, размещенная внутри любых помещений, т. е. зданий и сооружений. Например размещение в коридорах или вестибюле офисного здания фотографий или плакатов с изображениями помещений, выставленных на продажу, в этом или других офисных центрах;

— реклама на транспорте — реклама может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях сообщения общего пользования (включая полосу отведения), в метрополитене только при согласии их собственников и в соответствии с требованиями безопасности и правилами дорожного движения;

— реклама в кинотеатрах — рекламные ролики до начала сеанса, в перерыве или после его окончания.

1 Подробнее об учете рекламных мероприятий в сети Интернет поговорим в газете «Строительная бухгалтерия», 2010, № 21.

Каждый вид рекламы, каждое средство реализации имеет свои требования и законодательные ограничения. Так, для теле- и радиорекламы существует запрет на прерывание определенного вида программ и ограничение общего объема рекламы в течение суток или часа. Для размещения наружной рекламы требуется получение специальных разрешений. Внутреннюю рекламу запрещено размещать в помещениях органов государственной власти и т. д. Как правило за соблюдением всех этих требований и ограничений обязано следить рекламное агентство, размещающее
рекламу.

Что же касается предприятий-рекламодателей, то и они, планируя рекламную кампанию, обязаны следить за выполнением следующих

условий:

1. Соблюдение достоверности, точности, законности, принципа добросовестной конкуренции.

2. Использование форм и средств, не наносящих ущерба потребителю.

3. Отсутствие дискриминационных утверждений относительно потребителей рекламируемого объекта и аналогичных объектов других компаний.

Закон о рекламе

регулирует огромное количество нюансов, связанных с размещением того или иного рекламного материала, но если строительная компания сотрудничает с рекламным агентством, то риск размещения рекламы, не соответствующей требованиям законов Украины, сводится к минимуму.

Если предприятие небольшое, то оно может организовать рекламную кампанию своими силами, для крупных же предприятий более выгодным все-таки является сотрудничество с рекламными агентствами. Ведь не каждому предприятию по силам самостоятельно организовать эффективную рекламную кампанию, которая представляет собой массовую рекламу через различные носители информации и совмещение различных видов рекламы. Такая реклама для получения эффекта от ее применения должна иметь определенную хронологию выхода, а также свое «лицо».

Именно поэтому строительные компании обращаются к специализированным предприятиям, так называемым рекламным агентствам, для которых создание рекламного продукта является основным видом деятельности. В данной ситуации предприятия — заказчики рекламы выступают в роли рекламодателей, а рекламные агентства — в роли производителей и распространителей рекламы.

К тому же в некоторых случаях субъект хозяйствования вообще не может осуществить саморекламу, так как не располагает соответствующими носителями информации. Поэтому такой рекламодатель в любом случае будет заказывать размещение рекламной информации у сторонних организаций, например, при размещении рекламы в СМИ: в газетах, журналах, на телевидении, радио.

 

Оформляем правильно!

Правильно оформленные документы, составленные при предоставлении рекламных услуг сторонними организациями, являются основанием для отражения рекламных расходов в налоговом и бухгалтерском учете.

Данные документы, как правило, оформляет изготовитель (распространитель) рекламы.

Такими документами могут быть:

1) договор. Он является основным документом, регулирующим взаимоотношения между рекламодателем и распространителем (изготовителем) рекламы;

2) счет (счет-фактура). Данный документ является основанием для оплаты заказчиком—рекламодателем рекламных услуг (продукции, товаров), предоставляемых изготовителем (распространителем).

При получении данного документа рекламодателю необходимо обратить внимание на то, выделена ли отдельно сумма налога с рекламы, подлежащего перечислению изготовителю (распространителю), при оплате услуг за размещение (установку) рекламы. Это связано с тем, что плательщиком налога с рекламы является именно рекламодатель, в данном случае — субъект хозяйствования, заказывающий рекламные услуги;

3) акт приема-передачи работ (услуг). Он представляет собой документ, подтверждающий факт выполнения работ или предоставления услуг рекламного характера;

4) накладная (расходная накладная). Является основанием для оприходования у рекламодателя изготовленной для него рекламной продукции.

На основании данного документа также осуществляется передача товаров, продукции, рекламных материалов, призов, подарков, принадлежащих рекламодателю, но раздаваемых распространителем в соответствии с условиями заключенного договора в рамках проводимых рекламных мероприятий.

Отметим, что передача ТМЦ должна осуществляться на основании должным образом оформленной доверенности, выдаваемой получающей стороной своему сотруднику, уполномоченному получить такие ТМЦ;

5) налоговая накладная. Это документ, подтверждающий суммы налогового кредита по НДС для рекламодателя и составляется изготовителем (распространителем) рекламы.

Поскольку плательщиком налога с рекламы является рекламодатель, перечисляющий налог с рекламы распространителю рекламы в составе стоимости рекламных услуг (рекламной продукции), то отражение в налоговом учете таких сумм налога с рекламы в соответствии с нормами

Закона о налоге на прибыль так же, как и при отражении ее в бухгалтерском учете, зависит от вида и формы предоставляемой (изготавливаемой) рекламы.

Так, если рекламодателю изготовлена рекламная продукция в виде запасов (например, канцтовары с логотипом фирмы, рекламные буклеты), стоимость таких запасов с учетом сумм налога с рекламы, включенных в соответствии

с п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы» в первоначальную себестоимость таких запасов, по первому событию относится в состав валовых расходов с последующим их перерасчетом согласно п. 5.9 ст. 5 Закона о налоге на прибыль.

Если же рекламодателю изготовлена рекламная продукция в виде основных средств (например, рекламный тюнинг автомобиля, увеличивающий его балансовую стоимость), то расходы на их приобретение с учетом сумм налога с рекламы, как и другие расходы, связанные с приобретением основных фондов, увеличивают балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов с последующей их амортизацией.

Если рекламодателю предоставляются рекламные услуги, уплаченный налог с рекламы по таким услугам включается в состав валовых расходов в соответствии с

п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль.

 

Налоговый учет

Подпункт

5.4.4 Закона о налоге на прибыль разделяет рекламные расходы на нелимитируемые и лимитируемые. Первые включаются в валовые в полном объеме, а вторые — в пределах 2 % от налогооблагаемой прибыли плательщика за предыдущий год. К лимитируемым относятся расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков. Все остальные рекламные расходы — нелимитируемые. Правда, здесь налоговики для валоворасходности требуют, чтобы реклама касалась именно продаваемых плательщиком товаров (работ, услуг), при рекламе самого предприятия они считают, что валовых расходов нет.

 

Отражение в бухгалтерском учете

Должным образом оформленные первичные документы служат основанием для отражения расходов на рекламу предприятия в бухгалтерском учете.

Кстати, следует сказать о составе расходов на рекламу.

К расходам на рекламу у строительного предприятия — рекламодателя могут относиться расходы на:

— разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.);

— рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в прессе, передачи на радио и телевидении), световую, щитовую, компьютерную и другую наружную рекламу;

— разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов фирменных пакетов и канцтоваров;

— изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и т. п. (в сумме амортизации указанного инвентаря);

— приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео- и диафильмов;

— хранение и экспедирование рекламных материалов;

— оформление комнат-образцов, выставок-продаж, включая расходы на командировку работников на участие в выставке для демонстрации продукции и т. п.

Учет расчетов с организациями, предоставляющими услуги по изготовлению и распространению рекламы, может отражаться на счете

63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (377 «Расчеты с прочими дебиторами»). Кроме того, если согласно условиям договора рекламодатель перечисляет предварительную оплату за рекламные услуги (рекламную продукцию), учет предоставленных авансов ведется по дебету субсчета 371 «Расчеты по выданным авансам» счета 37 «Расчеты с разными дебиторами».

Отражение расходов на рекламу в бухгалтерском учете, как и в налоговом, зависит от вида и формы предоставляемой рекламы.

 

Рекламные услуги

Рекламные услуги отражаются в составе расходов на сбыт. У предприятий, применяющих для учета расходов счета класса

8 «Расходы по элементам», расходы на рекламу отражаются на счете 84 «Прочие операционные расходы». При необходимости, к этому счету могут открываться соответствующие субсчета.

У предприятий, применяющих для учета расходов счета класса

9 «Расходы деятельности», расходы на рекламу будут отражаться на счете 93 «Расходы на сбыт».

По дебету вышеуказанных счетов отражаются суммы признанных расходов на рекламу, по кредиту — их списание на субсчет

791 «Результат операционной деятельности».

Если предприятия применяют одновременно счета классов

8 «Расходы по элементам» и 9 «Расходы деятельности», рекламные услуги отражаются по дебету счета 84 «Прочие операционные расходы» с последующим списанием в состав расходов на сбыт в дебет счета 93 «Расходы на сбыт».

 

Рекламная продукция в виде материалов

Этикетки, рекламные открытки, афиши, фирменная упаковка, каталоги, проспекты, календари и т. п. в бухгалтерском учете приходуются на основании накладной. Их стоимость с учетом суммы налога с рекламы, но без суммы НДС, относится в дебет счета

20 «Производственные запасы» (субсчет 201 «Сырье и материалы» или 209 «Прочие материалы»).

Списание этих материалов осуществляется в том периоде, в котором происходят рекламные мероприятия.

 

Рекламная продукция
в виде основных средств

Рекламные щиты, стенды и т. п. при планируемом сроке эксплуатации свыше 12 месяцев учитываются в составе основных средств или малоценных необоротных материальных активов. Отнесение в состав основных средств или МНМА зависит от стоимостной границы, установленной приказом по предприятию.

Если щиты и стенды приходуются в составе основных средств, то нужно установить срок их эксплуатации и определить метод начисления амортизации в соответствии с

П(С)БУ 7 «Основные средства». Наиболее целесообразным, по нашему мнению, является прямолинейный метод.

 

Рекламная продукция
в виде МНМА

Если щиты, стенды и другие необоротные активы приходуются в составе МНМА, то их амортизацию целесообразно начислять по одному из методов, предложенных

п. 27 П(С)БУ 7 «Основные средства».

 

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете предоставления
рекламных услуг (рекламной продукции)

№ п/п

Первичный
документ

Содержание хозяйственной
операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

ВД

ВР

амортизация

1

2

3

4

5

6

7

8

В случае предварительной оплаты

1

Платежное
поручение

Перечислена предварительная оплата за рекламные услуги, рекламную продукцию сторонней организации (в том числе налог с рекламы — если он выделен в расчетных документах)

371

311

+ *

* Кроме расходов, подлежащих амортизации. В части лимитируемых расходов в состав ВР включаются в сумме, не превышающей лимит в размере 2 % налогооблогаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год. В ВР не относятся суммы расходов на приобретение основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации в соответствии со ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

2

Налоговая
накладная

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предварительной оплаты за рекламные услуги (рекламную продукцию)

641

644

3

Акт приема-передачи работ, услуг

Отражено списание стоимости предоставленных рекламных услуг в состав расходов на сбыт (с учетом сумм налога с рекламы):

предприятиями, использующими счета классов 8 «Расходы по элементам» и 9 «Расходы деятельности»

84

631

 

93

84

предприятиями, использующими счета класса 9 «Расходы деятельности»

93

631

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при предоставлении рекламных услуг (подписании акта)

644

631

Отражен зачет задолженности

631

371

или

 

 

Накладная (акт приема-передачи)

 

Отражено оприходование рекламных материалов (с учетом сумм налога с рекламы)

20

631

п. 5.9

Отражены капитальные инвестиции на стоимость изготовленных сторонними организациям
и необоротных активов, используемых в рекламных целях (с учетом сумм налога с рекламы):

основных средств

152

631

Увеличится балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов со следующего квартала после ввода в эксплуатацию

МНМА

153

631

нематериальных активов

154

631

Подлежат амортизации со следующего квартала после ввода в эксплуатацию

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании материальных ценностей

644

631

Отражен зачет задолженности

631

371

В случае последующей оплаты

4

Акт приема-передачи работ, услуг

Отражено списание стоимости предоставленных рекламных услуг в состав расходов на сбыт (с учетом сумм налога с рекламы):

предприятиями, использующими счета классов 8 «Расходы по элементам» и 9 «Расходы деятельности»

84

631

 

+ **

93

84

предприятиями, использующими счета класса 9 «Расходы деятельности»

93

631

или

Накладная (акт приема-передачи)

Отражено оприходование рекламных материалов (с учетом сумм налога с рекламы)

20

631

+ (п. 5.9)

Отражены капитальные инвестиции на стоимость изготовленных сторонними организациями
необоротных активов, используемых в рекламных целях (с учетом сумм налога с рекламы):

основных средств

152

631

Увеличится балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов со следующего квартала

МНМА

153

631

нематериальных активов

154

631

Подлежат амортизации со следующего квартала после ввода в эксплуатацию

** В части лимитируемых расходов в состав ВР включаются в сумме, не превышающей лимит в размере 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год. На ВР не относится сумма расходов на приобретение основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации в соответствии со ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

5

Налоговая
накладная

Отражена сумма налогового кредита по НДС при предоставлении рекламных услуг (подписании акта) или при оприходовании материальных ценностей

641

631

6

Платежное
поручение

Перечислена оплата сторонней организации за предоставленные рекламные услуги, материальные ценности

631

311

7

Акт ввода
в эксплуатацию

Отражен ввод в эксплуатацию необоротных активов, используемых в рекламных целях:

основных средств

10

152

Подлежат амортизации со следующего квартала

МНМА

112

153

нематериальных активов

12

154

8

Расчет

Отражено ежемесячное начисление амортизации необоротных активов, используемых в рекламных целях:

предприятиями, использующими счета классов 8 «Расходы по элементам» и 9 «Расходы деятельности»:

основных средств

831

131

Ежеквартально

93

831

МНМА

832

132

93

832

нематериальных активов

833

133

93

833

предприятиями, использующими счета класса 9 «Расходы деятельности»:

основных средств

93

131

Ежеквартально

МНМА

93

132

нематериальных активов

93

133

9

Бухгалтерская справка

Отражено списание стоимости рекламных услуг, сумм начисленной амортизации необоротных активов, используемых в рекламных целях, на финансовый результат

791

93

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше