Темы статей
Выбрать темы

Договор аутстаффинга в строительстве

Редакция СБ
Письмо от 08.02.2011 г. № 23-13/1052/0/6-11

Договор аутстаффинга в строительстве

 

Письмо Минрегионстроя от 08.02.2011 г. № 23-13/1052/0/6-11

 

<...>

Трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности регулируются нормами Кодекса законов о труде Украины.

В трудовом законодательстве отсутствует понятие «аутстаффинг» и соответственно отсутствуют законодательные нормы, регулирующие его вопросы.

Однако ввиду того что законодательного запрета по применению работодателем механизма «аутстаффинга» нет, на сегодняшний день такой механизм найма работников в Украине применяется, в частности в сфере бытовых услуг.

Однако применение «аутстаффинга» в сфере капитального строительства является проблематичным, что обусловлено особенностями строительного производства.

Поскольку суть «аутстаффинга» заключается в аренде рабочей силы, привлеченные таким образом работодателем-арендатором «арендованные» работники не входят в штат строительной организации и соответственно такая организация будет иметь формальные основания для невыполнения ряда законодательных норм по охране труда в строительстве, в частности, по организации службы охраны труда, предоставлению социальных льгот «арендованным» работникам в соответствии с коллективными договорами и т. п.

Применение механизмов «аутстаффинга» без законодательного регламентирования приводит к фактическому уменьшению социальной защищенности работника, возникновению спорных вопросов, связанных с особыми условиями труда, компенсациями, начислением трудового стажа, работой во вредных условиях и т. п.

Необходимо отметить, что органы государственного надзора и контроля (Госархстройинспекция, Госгорпромнадзор и т. п.) обращают внимание на прямую зависимость между уровнем травматизма в строительном производстве и количеством задействованных в нем временных работников и соответственно ставят вопросы о необходимости усиления ответственности субъектов строительной деятельности за допуск к строительно-монтажным работам на строениях временных работников и законодательного запрета использования труда временных работников на работах, связанных с повышенной опасностью.

Недаром важным условием для получения лицензии на право осуществления строительной деятельности является наличие у претендента достаточного количества квалифицированных работников.

Следовательно, задействование такого способа подбора работников, как «аутстаффинг», в капитальном строительстве на сегодняшний день не может быть реализовано как вследствие отсутствия законодательных норм, которые бы регулировали такой механизм, так и учитывая необходимость соблюдения норм закона, которыми не разрешено введение норм, ухудшающих существующие стандарты социальной защиты работников.

Обращаем внимание <...> на то, что предоставление разъяснений по вопросам найма рабочей силы относится к полномочиям Министерства труда и социальной политики Украины как центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере социально-трудовых отношений.

 

Первый заместитель министра Н. Сорока

 

Комментарий

 

В этом

письме Минрегионстрой разъясняет вопросы применения механизма аутстаффинга1 в сфере капитального строительства. В первую очередь в письме подчеркивается отсутствие в законодательстве Украины термина «аутстаффинг» и, соответственно, отсутствие механизма регулирования этого процесса. Однако Минрегионстрой в своем письме допускает возможность применения аутстаффинга, при этом основным аргументом является отсутствие законодательного запрета относительно применения работодателями такого механизма.

1

Эту проблему мы уже поднимали на страницах нашей газеты (см. «Строительная бухгалтерия», 2010, № 22, с. 39).

Что касается применения аутстаффинга в капитальном строительстве, то Минрегионстрой признает проблематичность такого механизма, что связано в первую очередь с особенностями строительного производства. Кроме того, отсутствие такого понятия в трудовом законодательстве может приводить к социальной незащищенности работников.

Однако, несмотря на категоричность

письма, как минимум один (зато какой!) законодательный акт использует понятие «аутстаффинг» по сути. В Налоговом кодексе используется понятие «услуга по предоставлению персонала», а также урегулированы некоторые вопросы заключения договора о предоставлении персонала. Собственно, аутстаффинг и есть услуга по предоставлению персонала. Подпункт 14.1.183 ст. 14 Налогового кодекса выглядит так: услуга по предоставлению персонала — хозяйственное или гражданско-правовое соглашение, в соответствии с которым лицо, которое предоставляет услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одно или нескольких физических лиц для выполнения определенных этим соглашением функций. Соглашение о предоставлении персонала может предусматривать заключение указанными физическими лицами трудового соглашения или трудового контракта с лицом, в распоряжение которого они направлены. Другие условия предоставления персонала (в том числе вознаграждение лица, предоставляющего услугу) определяются соглашением сторон.

Справедливости ради следует отметить, что эта норма, влияющая на трудовые отношения, из

Налогового кодекса в КЗоТ не перекочевала. То есть согласно КЗоТ (кстати, основному документу, регулирующему трудовые отношения) аутстаффинга в Украине нет, а согласно Налоговому кодексу — есть. Но рано или поздно, соответствующие изменения будут внесены и в КЗоТ.

Также в 1997 году Международной организацией труда была принята

Конвенция № 181, которая предусмотрела наем работников с целью предоставления их в пользование третьей стороне (физическому или юридическому лицу). Но Украина не ратифицировала указанную Конвенцию . Кроме того, законодательство Украины не включает персонал в предмет аренды. Таким образом, только Налоговый кодекс прямо разрешает использовать услуги по предоставлению персонала.

Подводя итоги, отметим, что на сегодняшний день позиция Минрегионстроя такова, что в капитальном строительстве механизм аутстаффинга не может быть реализован по двум причинам:

1) отсутствие законодательных норм, регулирующих такой механизм;

2) необходимость соблюдения существующих законодательных норм социальной защиты работников.

С учетом того, что в

Налоговом кодексе нормы, регулирующие услуги по предоставлению персонала, предусмотрены, надеемся, что скоро они появятся и в трудовом законодательстве, как, впрочем, и соответствующие разъяснения Минтруда.

 

Анна Яковлева

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше