Темы статей
Выбрать темы

Авария стройтехники: нюансы учета

Редакция СБ
Статья

Авария стройтехники:
нюансы учета

Эллина Тонких, консультант

 

Строительная компания, располагающая собственным парком специальной техники, может столкнуться с различными непредвиденными ситуациями (авария, угон). Рассмотрим бухгалтерский и налоговый (с 01.04.2011 г.1) учет операций в подобных случаях.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

Закон о страховании

— Закон Украины «О страховании» от 07.03.1996 г. № 85/96-ВР.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.1999 г. № 291.

Приказ № 102

— приказ Минтранса Украины «Об утверждении Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта» от 30.03.1998 г. № 102.

Инструкция № 69

— Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом МФУ от 11.08.1994 г. № 69.

Методрекомендации

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.2003 г. № 561.

Перечень типовых документов

— Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, иных предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главархива Украины от 20.07.1998 г. № 41.

Порядок № 116

— Порядок определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.1996 г. № 116.

 

1

Дата вступления в силу раздела III «Налог на прибыль» Налогового кодекса.

 

Бухгалтерский учет

Итак, не дай Бог, на строительном предприятии случилась авария специальной строительной автотехники...

В первую очередь, согласно

п.п. «г» п. 3 Инструкции № 69 постоянно действующая инвентаризационная комиссия предприятия проводит инвентаризацию основных средств (далее — ОС).

Далее, руководствуясь

пп. 41 — 43 Методрекомендаций, руководитель предприятия создает техническую комиссию, которая устанавливает целесообразность ремонта техники, возможность продажи ее другим предприятиям либо же использование отдельных деталей, полученных при демонтаже техники.

Если техническая комиссия приняла решение о списании техники, то составляется акт

типовой формы № ОЗ-3 «Акт на списание ОС» или № ОЗ-4 «Акт на списание автотранспортных средств». В акте указываются все данные по спецавтотехнике:

— год выпуска;

— дата поступления на предприятие;

— дата ввода в эксплуатацию;

— первоначальная стоимость объекта;

— сумма начисленного износа;

— предусмотренный и фактический срок полезного использования;

— проведенные ремонты и причины выбытия.

В случае аварии к акту списания также прилагается копия акта аварии, который составляется сотрудниками ГАИ по факту происшедшей аварии.

Акт на списание утверждает и подписывает должностное лицо предприятия. После этого Акт передается в бухгалтерию и на его основании списание отражается в бухучете.

Бухгалтер делает в инвентарной карточке отметку о выбытии объекта. Инвентарные карточки хранятся в течение срока эксплуатации объекта, а потом прилагаются к Акту на списание согласно

п. 42 Методрекомендаций. Согласно п. 318 Перечня типовых документов Акт на списание хранится 3 года (если была налоговая проверка).

В бухгалтерском учете разница между первоначальной стоимостью ликвидируемого объекта ОС и начисленной ранее суммой износа списывается в состав

прочих расходов того отчетного периода, в котором принято решение о ликвидации (субсчет 976 «Списание необоротных активов»). Такой порядок списания остаточной стоимости ликвидируемого объекта ОС прямо предусмотрен п. 29 П(С)БУ 16. В нашем случае причиной списания ОС была чрезвычайная ситуация — авария, следовательно, сумма потерь отражается как чрезвычайные расходы (соответствующий субсчет счета 99 «Чрезвычайные расходы»), а сумма возмещенного ущерба, если виновоное лицо установлено и возместило ущерб — как чрезвычайные доходы (соответствующий субсчет счета 75 «Чрезвычайные доходы»).

При ликвидации техники в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т. п.).

Согласно

п. 44 Методрекомендаций детали, узлы, агрегаты и другие материалы, полученные при разборке и демонтаже ликвидируемых основных средств, оприходуются с признанием прочего дохода и зачислением на счета учета материальных запасов, включая материальные ценности и детали с содержанием материалов, которые принимаются (собираются) специализированными заготовительными (перерабатывающими) предприятиями. Передача указанных запчастей со склада, например в ремонтный цех, оформляется требованием-накладной. Если запчасти продаются на сторону, то заведующий складом оформляет накладную на отпуск материалов. В бухгалтерском учете стоимость таких товарно-материальных ценностей будет отражена в составе доходов от обычной деятельности (субсчет 746 «Прочие доходы от обычной деятельности») в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета запасов. Но если аварию мы учитываем как чрезвычайное событие, то и ТМЦ логично приходовать в корреспонденции с субсчетом 752 «Прочие чрезвычайные доходы».

 

Налоговый учет

НДС.

Согласно п. 189.9 Налогового кодекса, если выбытие основных средств произошло в случае аварии, т. е. не по вине собственника, при сдаче декларации по НДС нужно предоставить в ГНИ заключение комиссии о невозможности использования ОС, а также копию акта о списании ОС и акта техсостояния.

Если в результате ликвидации остаются комплектующие изделия, составные части, которые оприходуются на материальных счетах с целью их использования в хозяйственной деятельности, на них не начисляются налоговые обязательства по НДС (

п. 189.10 Налогового кодекса).

 

Налог на прибыль.

В п. 146.16 Налогового кодекса говорится, что при ликвидации основных средств по решению плательщика налога или в случае если по не зависящим от плательщика налога обстоятельствам основные средства (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации, или плательщик налога вынужден отказаться от использования таких основных средств в результате угрозы или неизбежности их замены, разрушения или ликвидации, плательщик налога в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на сумму амортизируемой стоимости, за вычетом сумм накопленной амортизации отдельного объекта основных средств.

То есть при списании стройтехники мы увеличиваем расходы на сумму амортизируемой стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации списываемого транспорта.

 

Пример 1. Кран не подлежит восстановлению

Во время транспортировки со строительной площадки на место стоянки кран попал в автомобильную аварию. Первоначальная стоимость крана 230000 грн., срок эксплуатации — 3 года, сумма амортизации — 30000 грн.

Созданной комиссией сделаны выводы о нецелесообразности и нерентабельности его ремонта. Руководством предприятия принято решение о его списании и продаже неповрежденных при аварии деталей.

Разборкой крана на запчасти занималось стороннее СТО, плательщик налога на прибыль2. Согласно договору СТО было перечислено 890 грн. без НДС.

2

С 01.04.2011 г. для отражения расходов в учете налога на прибыль важно, чтобы контрагент был плательщиком налога на прибыль. В противном случае вы не имеете права на расходы. Согласно п.п. 139.1.12 Налогового кодекса не включаются в состав расходов расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации). Кроме того, отражение расходов будет осуществляться по начислению, т. е. не важна дата оплаты за услугу (товар, работы), а важна дата подписания акта (расходной накладной).

Комплектующие от разборки крана были оценены по рыночной стоимости и проданы на общую сумму 33570 грн., в том числе НДС — 5595 грн.

Остаточная стоимость крана в налоговом и бухгалтерском учете совпадает.

 


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

Д

Р

1

Отражена первоначальная стоимость крана

10

37

230000

2

Списана сумма износа

131

104

30000

3

Списана остаточная стоимость крана

976

104

200000

200000

4

Оприходованы запчасти

209

752

27975

5

Отражен доход от продажи деталей

377
712
993

712
641/НДС
209

33570
5595
27975

27975

6

Отражены расходы на ликвидацию

976

685

890

890

 

Расходы на ремонт стройтехники.

Расходы на ремонт стройтехники, попавшей в аварию, отражаются в налоговом учете в порядке, установленном п. 146.12 Налогового кодекса. Сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов основных средств, в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится к расходам того отчетного налогового периода, в котором такой ремонт был осуществлен. При этом суммы НДС, входящие в стоимость услуг по ремонту, налогоплательщик имеет право отнести в налоговый кредит.

Согласно

п.п. 196.1.3 Налогового кодекса операции по предоставлению услуг по страхованию лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности согласно закону, не являются объектом обложения НДС. Поэтому сумма страхового возмещения в себе не содержит НДС.

 

Пример 2. Кран застрахован и подлежит восстановлению

Предприятие застраховало кран на общую сумму 230000 грн. Сумма годового страхового платежа — 13800 грн. В течение срока действия договора страхования кран попал в аварию, стоимость восстановительного ремонта — 18985 грн. Страховая компания компенсирует восстановительный ремонт в сумме 17050 грн. (за минусом суммы франшизы в размере 1935 грн.3).

3

Суммы страховых платежей, страховых компенсаций, франшиз определяются страховым договором с учетом множества различных факторов. Поэтому в данном примере приведенные числа взяты условно.

 


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

Д

Р

1

Уплачен страховой платеж
страховой компании

655

377

13800

13800*

* Согласно п.п. 138.10.1 Налогового кодекса расходы на страхование спецстройтехники относятся к общепроизводственным расходам, а в п. 138.1 Налогового кодекса указано, что общепроизводственные расходы входят в состав расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

2

Отражены расходы на страхование трактора согласно договору

91*

655

13800

3

Списаны расходы, связанные с ремонтом крана после аварии и отражены суммы налогового кредита

991 (23, 91, 92, 93)
641

631
631

15985
3197


15985*

* Сумма расходов, связанных с ремонтом техники после аварии, включается в состав затрат в пределах суммы, равной 10 % стоимости групп основных фондов на начало отчетного года (или, если такой лимит исчерпан, увеличивает балансовую стоимость ремонтируемого ОС с начислением амортизации).

4

Отражено возмещение страховой компанией понесенного ущерба на основании страхового акта

375
311

719 (751)
375

17050

 

Ремонт проводит сторонняя организация.

Если ремонт стройтехники проводит сторонняя организация, страховая компания может оплатить расходы по ремонту непосредственно ей. Особенностью является то, что само предприятие денежных средств, т. е. сумму страхового возмещения на свой расчетный счет не получает, а эту сумму страховики перечисляют непосредственно авторемонтной организации. В то же время сам ремонтный договор заключается между строительным предприятием и авторемонтным, в связи с чем акт ремонтных работ соответственно выписывается ремонтным предприятием на имя строительной организации, собственника автомобиля. Также на имя собственника автомобиля авторемонтное предприятие выписывает и дающую право на налоговый кредит налоговую накладную. Таким образом, отличие этой ситуации от первой состоит в порядке проведения расчетов, которые осуществляются без участия самого собственника, который в целях налогообложения имеет право пользоваться п. 146.12 Налогового кодекса, а также нормами закона по вопросам страхования. В этом случае датой признания доходов, учитываемых для определения объекта налогообложения налогоплательщика при получении страхового возмещения от страховой компании, будет считаться дата перечисления денежных средств авторемонтному предприятию.

 

Пример 3. Кран после аварии ремонтирует сторонняя организация. Страховая компания компенсирует расходы по ремонту непосредственно ремонтной организации.

Расходы на ремонт крана составляют 17050 грн., в том числе НДС — 2841,67 грн. Страховая компания компенсирует расходы на восстановительный ремонт ремонтному предприятию в сумме 15115 грн. (17050 «минус» франшиза в сумме 1935 грн.).

 


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

Д

Р

1

Начислен доход на основании страхового акта после наступления страхового случая

375

719 (751)

15115

15115

2

Отражены расходы на ремонт крана (с авторемонтным предприятием подписан акт ремонтных работ)

949 (993)

631

14208,33

14208,33*

* Сумма расходов, связанных с ремонтом техники после аварии, включается в состав затрат в пределах суммы, равной 10 % стоимости групп основных фондов на начало отчетного года (или, если такой лимит исчерпан, увеличивает балансовую стоимость ремонтируемого ОС с начислением амортизации).

3

Отражен налоговый кредит по НДС по ремонтным расходам

641

631

2841,67

4

Перечислены денежные средства в погашение остатка задолженности перед авторемонтным предприятием

631

311

1935

5

Отражен зачет задолженностей

631

375

15115

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше