Градостроительный кадастр
Алексей Глазовой, юрист (г. Киев)
В продолжение темы анализа нормативно-правовых документов о разрешительных процедурах предлагаем развернутый анализ постановления № 559.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон № 3038
— Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.Постановление № 559
— постановление КМУ «О градостроительном кадастре» от 25.05.2011 г. № 559.Постановление № 556
— постановление КМУ «О Порядке обмена информацией между градостроительным и государственным земельным кадастрами» от 25.05.2011 г. № 556.Постановление № 1344
— постановление КМУ «Об утверждении Положения о порядке поступления, хранения, использования и учета материалов Государственного картографо-геодезического фонда Украины» от 22.07.99 г. № 1344.Постановление № 1259
— постановление КМУ «Некоторые вопросы применения геодезической системы координат» от 22.09.2004 г. № 1259.
Градостроительный кадастр — что это?
В соответствии со
ст. 22 Закона № 3038 постановлением № 559 утверждены Положение о градостроительном кадастре и Типовое положение о Службе градостроительного кадастра. Кроме того, утратило силу постановление КМУ «О градостроительном кадастре населенных пунктов». от 25.03.93 г. № 224.Правовую основу формирования и ведения градостроительного кадастра, кроме положений, утвержденных
постановлением № 559, составляют: Закон № 3038, постановление № 556, постановление № 1344, а также утвержденные органами исполнительной власти, органами местного самоуправления: положение о Службе градостроительного кадастра соответствующего уровня, о реестрах адресов, улиц и других поименованных объектов местности, об информационных ресурсах единой цифровой топографической основы территории, порядки определения условий прямого доступа и установления категории пользователей, имеющих право на прямой доступ к информации градостроительного кадастра.
Градостроительный кадастр
(далее — ГК) — это государственная система хранения и использования геопространственных данных о территории, административно-территориальных единицах, экологических, инженерно-геологических условиях, информационных ресурсах строительных норм, государственных стандартов и правил для удовлетворения информационных нужд в планировании территорий и строительстве и формировании отраслевой составляющей государственных геоинформационных ресурсов.Положение о градостроительном кадастре
(далее — положение о ГК) определяет структуру градостроительного кадастра, порядок его создания, ведения и предоставления информации из градостроительного кадастра.Положением о
ГК внедряется современный подход к системе формирования и ведения градостроительного кадастра на основании геоинформационных систем и технологий.ГК создается в качестве распределенной геоинформационной системы и ведется с учетом данных государственного земельного кадастра.
Геоинформационная система
— компьютерная технология, позволяющая соединить модельное изображение территории (электронное отражение карт, схем, космо-, аэроизображений земной поверхности) с информацией табличного типа (разнообразные статистические данные, списки, экономические показатели и т. п.). Конкретнее, это компьютерная система, обеспечивающая возможность использования, хранения, редактирования, анализа и отражения географических данных.Информационными ресурсами системы градостроительного кадастра являются утвержденная градостроительная, проектная и планировочная документация, их электронные копии, базы геопространственных данных единой цифровой топографической основы территории, реестры адресов, улиц и других поименованных объектов, профильные наборы геопространственных данных из земельного и других видовых (отраслевых) кадастров, градостроительные нормы и регламенты, прочие документы.
Геопространственные данные будут создаваться в государственной и местных системах координат в цифровой форме в соответствии с единой системой классификации и кодировки объектов градостроения.
ГК будет базироваться на картографической основе в системе координат УСК-2000, определенной для обязательного приложения постановлением № 1259, но на сегодняшний день не получившей широкого применения, геодезистами и картографами применяется система координат 1942 года СК-42, которая была введена постановлением Совета Министров СССР от 07.04.46 г. № 760.Он также будет иметь наполнение из других кадастров для определения охранительных зон, пределов земельных участков и координат объектов и содержать базу нормативных показателей застройки, в частности из кадастров, предусмотренных
постановлением КМУ «Об утверждении Положения о региональных кадастрах природных ресурсов» от 28.12.2001 г. № 1781, например земельного, водного, лесного хозяйства, месторождений полезных ископаемых и т. п.
Доступ к ГК
Информацию, содержащуюся в
ГК и не имеющую ограничения в доступе, будут предоставлять субъекту градостроительной деятельности по его запросу. Ограничение доступа к информации градостроительного кадастра, являющейся собственностью государства или составляющей государственную или коммерческую тайну, устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством.Указанную информацию субъектам градостроительной деятельности будут предоставлять бесплатно. Субъекты градостроения будут получать информацию в виде кадастровой справки, содержащей запрашиваемые потребителем официальные сведения градостроительного кадастра, характеризующие действующие на определенной территории градостроительные регламенты и другие условия осуществления градостроительной деятельности, градостроительные условия и ограничения, а также (в случае наличия) требования и ограничения по использованию земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, прочие справочные сведения.
ГК будет иметь публичные информационные ресурсы в виде открытой электронной топографической основы и части открытых информационных ресурсов, к которой обеспечивается общая доступность путем размещения на веб-сайтах органа местного самоуправления и в местных периодических печатных средствах массовой информации.
Градостроительный кадастр должен обеспечивать принятие управленческих решений о формировании безопасной среды жизнедеятельности населения, защите территории от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, предотвращении избыточной концентрации на определенной территории населения и объектов производства, снижении уровня загрязнения окружающей природной среды, эффективном и надежном функционировании объектов строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры, охране и рациональном использовании природных ресурсов и территорий с особым статусом, в том числе ландшафтов, объектов историко-культурного наследия, земель сельскохозяйственного назначения, водных ресурсов и лесов в целях устойчивого развития территории.
С учетом соответствующей территории, состава и степени детализации кадастровых данных в системе ведения градостроительного кадастра выделяются государственный, региональный, районный и городской уровни.
Кто ведет ГК?
ГК ведется Службой градостроительного кадастра
, действующей в составе Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, органа градостроения и архитектуры Автономной Республики Крым, структурных подразделений по вопросам градостроения и архитектуры областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций и исполнительных органов местного самоуправления городов областного (республиканского Автономной Республики Крым) значения.
Создание ГК
Создание градостроительного кадастра осуществляется в два этапа.
Первый этап включает:
— разработку программы создания (обновления) градостроительной документации в соответствии с требованиями законодательства и нормативно-технических документов;
— разработку программы по созданию градостроительного кадастра;
— разработку и принятие нормативно-правовых актов и нормативных документов, определяющих правовое и нормативное основания создания и ведения градостроительного кадастра;
— проведение инвентаризации имеющихся материалов, данные которых предусматривается ввести в градостроительный кадастр;
— формирование Службы градостроительного кадастра;
— разработку технического задания на создание геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра;
— приобретение и установку технического комплекса геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра;
— разработку унифицированной системы электронного документооборота для кадастрового учета и обмена кадастровыми данными;
— установление и разработку программного обеспечения геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра;
— формирование информационных ресурсов градостроительного кадастра и введение в эксплуатацию геоинформационной системы и геопортала градостроительного кадастра.
Второй этап включает:
— совершенствование деятельности Службы градостроительного кадастра;
— установку коммуникационных каналов обмена информацией с распределенными базами данных;
— организацию системы защиты информации и доступа к информационным ресурсам градостроительного кадастра;
— организацию работ по плановому введению данных в базы данных градостроительного кадастра и формирование и выдачу по запросу кадастровых документов и справок;
— эксплуатацию геоинформационной системы градостроительного кадастра и геопортала градостроительного кадастра, введение информационных ресурсов градостроительного кадастра;
— постоянное обеспечение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан градостроительной информацией.
Обмен информацией
В процессе создания и ведения градостроительного кадастра основным является обеспечение обмена документируемыми сведениями с другими кадастровыми и информационными системами, резервное копирование и защита данных, актуализация информационных данных, ведение архива документов и сведений, составление аналитических отчетов, формирование и выведение исходящих документов в печатном и/или электронном виде; ведение реестра входящих/исходящих документов.
3 июня 2011 года в соответствии со
ст. 16 Закона № 3038 вступило в силу постановление № 556.Этот документ устанавливает механизм обмена информацией между специально уполномоченными органами градостроения и архитектуры и Госземагентством и его территориальными органами. Обмен информацией будет осуществляться в формате «запрос/ответ» путем предоставления соответствующей информации на аналоговых и/или электронных носителях, а также через коммуникационные каналы с соблюдением требований законодательства об информации. Обмен информацией будет осуществляться бесплатно. Перечень данных, порядок формирования запроса на информацию, порядок и структура формирования ответа, установление формы обмена информацией, определение обменного формата данных, требования к корректности, соответствию и полноте информации, процедура взаимодействия информационных систем, порядок внесения изменений к установленным требованиям обмена информацией определятся совместным приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Госземагентства.
Выводы
Градостроительный кадастр является инструментом государственного управления планирования и застройки территорий. Система
ГК станет наиболее наполненным и универсальным техническим средством для применения как органами государственной исполнительной власти, так и заказчиками строительства при определении предельно допустимых условий и ограничений для каждого отдельного земельного участка с учетом государственных строительных норм, стандартов и правил и вопросов по размещению объектов строительства в планировочной системе административной единицы.Внедрение системы градостроительного кадастра усложнят следующие факторы:
1. До настоящего момента не разработан полный перечень нормативно-правовых актов в соответствии с
Законом № 3038, в частности, касающихся выдачи градостроительных условий и ограничений, технических условий, требований по составу и содержанию градостроительной документации.2. На сегодняшний день практически переход из системы координат СК-42 на УСК-2000 не происходит.
3. Отсутствие строительных норм, технических регламентов и государственных стандартов по производству информационных ресурсов, в частности, отсутствие программного комплекса, соответствующего требованиям, изложенным в
постановлении № 559. Отсутствие нормативно-правовой базы обеспечения технических процессов, связанных с обменом данных между органами власти всех уровней, четкого законодательного определения, какая именно информация в базе данных ГК будет иметь ограниченный доступ, а которая открытый.4. Коллизии действующего законодательства, в частности отсутствие четкого законодательного закрепления понятий, связанных с объемами и наполнением других кадастров, которые должны стать информационной основой
ГК.5. Бесплатность предоставления информации из
ГК возлагает финансирование разработки ГК за счет государственного и местных бюджетов, возможности которых на сегодня ограничены.В заключение отметим, что принятие постановления № 559 — это один из первых практических шагов к унификации процессов принятия управленческих решений, централизованному контролю со стороны государства за их правильностью и выполнением, который будет способствовать реализации заявленческого принципа в разрешительной системе (одного окна).