Темы статей
Выбрать темы

Встречные сверки: новые подробности

Редакция СБ
Статья

Встречные сверки: новые подробности

Виктория Петрушина, заместитель главного редактора

 

Продолжаем тему, начатую в газете «Строительная бухгалтерия», 2011 г., № 5, с. 28. Тогда без ответов осталось несколько вопросов.

Во-первых, какой распорядительный документ должен/не должен издать руководитель органа ГНС для начала проведения встречной сверки?

Во-вторых, чем грозит субъекту хозяйствования отказ подписать Справку о результатах проведения встречной сверки?

Сейчас появились Методрекомендации ГНАУ о проведении встречных сверок. И хотя это больше внутренний документ налоговиков, он все-таки помогает нам пролить свет на эти вопросы.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок проведения встречных сверок

— Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232.

Методрекомендации № 236

— Методические рекомендации по организации и проведению органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденные приказом ГНАУ от 22.04.2011 г. № 236.

 

Что?

Вначале напомним, что такое встречная сверка с точки зрения

НКУ:


НКУ

<...>

73.5. С целью получения налоговой информации органы государственной налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.

Встречной сверкой

считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.

Встречные сверки не являются проверками

и осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

По результатам встречных сверок составляется

справка, предоставляемая субъекту хозяйствования в десятидневный срок.

<...>


 

А теперь проанализируем

Методрекомендации № 236, которые разработаны с целью введения единого порядка направления запросов на проведение встречных сверок, а также оформления, передачи и накопления материалов встречных сверок органами государственной налоговой службы. Этот внутренний документ налоговиков поможет субъектам хозяйствования понять процедуру встречных сверок.

 

Когда?

Сначала выделим причины проведения встречной сверки субъекта хозяйствования в соответствии с

Методрекомендациями № 236 :

 


Методрекомендации № 236

<...>

2.1. Для проведения встречных сверок

отбираются субъекты хозяйствования (контрагенты плательщика налогов), в отношении которых возникла необходимость в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов, в том числе отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.

2.2.

Необходимость проведения встречных сверок субъектов хозяйствования определяется должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы (далее — органы ГНС) по результатам проведенного анализа данных и установленных расхождений в налоговых декларациях, автоматизированных информационных системах органов государственной налоговой службы Украины (АИС ГНА Украины, Система автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита, Единый реестр налоговых накладных и т. п.), а также анализа налоговой информации и документов, полученных из внутренних (в том числе от подразделений налоговой милиции и т. п.) или внешних источников (в том числе от плательщиков налогов), которые свидетельствуют (могут свидетельствовать) о нарушении такими плательщиками налогов налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

<...>


 

Как видим из приведенной цитаты, необходимость проведения встречной сверки определяют сами налоговики, но не «просто так», а по результатам анализа:

— данных в поданных декларациях;

— другой налоговой информации от:

налоговой милиции, таможенников, органов власти, лицензирования и других контролирующих органов (см.

ст. 72 НКУ);

плательщиков налогов, которым, например, может стать заявление плательщика НДС о непредоставлении налоговой накладной от контрагента или другой аналогичный документ.

Не будем останавливаться на

Порядке проведения встречных сверок, его мы подробно анализировали на страницах нашего издания в статье «Встречные сверки — это не проверки!» (см. «Строительная бухгалтерия», 2011 г., № 5, с. 18). Скажем только, что в соответствии с Порядком проведения встречных сверок, который для налоговиков детализирован в Методрекомендациях № 236, прежде всего подразделения налоговых органов путем внутренней корреспонденции (запросов друг другу) определяют:

— необходимость проведения встречной сверки;

— наличие в системе ГНАУ необходимых документов (бумажных и электронных) по интересующему субъекту хозяйствования для сопоставления и анализа.

 

Если у налоговиков нет подтверждающих документов?

А если по «подозрительному» субъекту хозяйствования у налоговиков нет достаточного количества подходящей, документально подтвержденной информации... что они будут делать? Ответ на этот вопрос находим в тех же

Методрекомендациях № 236:

 


Методрекомендации № 236

<...>

3.2. <...>

В случае отсутствия в органе ГНС — исполнителе1 запрашиваемой информации и ее документального подтверждения, такой орган в течение 2-х рабочих дней со дня получения запроса направляет заверенный печатью Запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения (приложение 2) субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования или его законному (уполномоченному) представителю под расписку. <...>

3.3. Обязанность осуществления соответствующих мероприятий (направление запросов, повторных запросов, осуществление мониторинга поступающих ответов и т. п.) с целью обеспечения своевременного и в полном объеме проведения встречных сверок, в том числе и по цепи прохождения ТМЦ (работ, ценных бумаг, нематериальных активов и т. п.) возлагается на орган ГНС — инициатор.

<...>


 

1 Орган ГНС-исполнитель — это то подразделение органов ГНС, которое проводит встречную сверку, о чем мы опять-таки рассказывали в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 5, с. 28.

 

Таким образом, встречная сверка

не предполагает выезда налоговиков к субъекту хозяйствования с изданием соответствующего распоряжения и прочих процедур, сопровождающих проверку (плановую или внеплановую). Налоговики просто высылают субъекту хозяйствования Запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения (далее — Запрос) установленной формы, заверенный печатью органа ГНС. Обратите внимание! Такой запрос налоговики должны направить заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить уполномоченному лицу субъекта хозяйствования лично под роспись. Все другие варианты передачи Запроса субъекту хозяйствования не имеют законной силы.

 

Как реагировать субъекту хозяйствования на Запрос?

В соответствии со

ст. 73 НКУ субъект хозяйствования в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления Запроса, должен предоставить налоговикам документально подтвержденную информацию, определенную в Запросе.

Тут может возникнуть логичный вопрос. Подтверждать информацию оригиналами или копиями документов? Ответ однозначный — копиями. Об этом говорится в

ст. 9 Закона о бухучете:

 


Закон о бухучете

<...>

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

<...>

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, изымаемых в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается

, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

<...>


 

А если на Запрос не ответить?

В этом случае у налоговиков появляется законное право прийти к такому субъекту хозяйствования на документальную внеплановую выездную проверку со всеми вытекающими последствиями. Такое право им дает

п. 78.1 НКУ:

 


НКУ

<...>

78.1.

Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

78.1.1. по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы,

если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

<...>


 

Коротко напомним, что

документальная внеплановая выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика на основании приказа руководителя налогового органа о проведении проверки. Проверяющие должны предоставить субъекту хозяйствования копию приказа о проведении проверки, направление на ее проведение и свои служебные удостоверения. Причем уведомление о проверке не предусмотрено, а копия приказа о проверке вручается непосредственно перед началом проверки.

 

А что дальше?

На основании данных, предоставленных субъектом хозяйствования по

Запросу налоговиков, они и проводят встречную сверку в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения таких данных (исходя из п.п. 4.5 Методрекомендаций № 236).

Ответ на этот вопрос: «А что дальше?» находим в

п.п. 4.6 Методрекомендаций № 236:

 


Методрекомендации № 236

<...>

4.6. По результатам проведения встречной сверки составляется Справка о результатах проведения встречной сверки (далее — Справка) (приложение 5) в двух экземплярах и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов не позднее последнего рабочего дня срока, отведенного для проведения встречной сверки в соответствии с пунктом 3.2 или 4.5 Методических рекомендаций.

<...>


 

Итак, по результатам встречной сверки налоговики составляют

Справку о результатах проведения встречной сверки (далее — Справка).

Эту

Справку подписывают субъект хозяйствования (законный или уполномоченный представитель) и должностные лица органа ГНС. Подписанную обеими сторонами Справку вручают лично под роспись субъекту хозяйствования (его законному или уполномоченному представителю) либо направляют заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее следующего рабочего дня от даты ее составления (п. 4.7 Методрекомендаций № 236, п. 7 Порядка проведения встречных сверок).

 

А если субъект хозяйствования отказался подписать Справку?

В случае отказа субъекта хозяйствования (законного или уполномоченного представителя) от подписания

Справки (неявки для подписания) должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий факт такого отказа (неявки), и регистрируется в Журнале регистрации справок/актов (п.п. 4.8 Методрекомендаций № 236). Но это, так сказать, внутренний документооборот налоговиков.

Такой отказ субъекта хозяйствования вряд ли можно трактовать так, что плательщик налогов не предоставил пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы (

п. 78.1 НКУ). Соответственно, считать такой отказ поводом для внеплановой выездной проверки также весьма сомнительно. Ведь пояснения-то он предоставил, просто отказался подписать Справку.

С подобным вопросом, является ли такой отказ в подписании Справки поводом для внеплановой выездной проверки, наша редакция обратилась за разъяснениями в официальные органы, так что будем ждать ответа с их стороны. О результатах информируем вас на страницах нашего издания.

Так что рекомендуем вам, уважаемые читатели, со всей серьезностью отнестись к

Запросу о предоставлении информации и ее документального подтверждения и к Справке о результатах проведения встречной сверки. А если практика поставит перед вами новые вопросы, касающиеся встречных сверок, пишите — и мы поможем вам найти ответы на них.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше