Темы статей
Выбрать темы

Сочинительные союзы и «доступные» проблемы

Редакция СБ
Статья

Сочинительные союзы и «доступные» проблемы

Иван Чалый, консультант

 

Исколеся всю Украину, как говорится, вдоль и поперек и участвуя в многочисленных семинарах, посвященных бухучетно-налоговой тематике в строительстве, автор данной статьи неоднократно сталкивался с серией проблемных вопросов, решение которых, к сожалению, на сегодняшний день возможно только через суд. И все это, мягко говоря, из-за непрофессиональной трактовки со стороны налоговых органов норм Налогового кодекса Украины. Сегодня на ваше рассмотрение мы предлагаем одну из таких «горячих» тем. Так что читайте, думайте и задавайте свои вопросы — мы ждем от вас обратной связи.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Письмо № 4686/7/16-1517 — письмо ГНАУ «О налоге на добавленную стоимость» от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517.

 

Проблем с реализацией льготы по НДС при строительстве доступного жилья огромное количество.

Во-первых , сам пункт 197.15 НКУ написан из рук вон плохо: до сих пор не ясно, что же именно хотел прольготировать законодатель — стоимость самого жилья или стоимость работ по его возведению.

Во-вторых , налоговики в своем письме № 4686/7/16-1517 (текст см. на с. 15) «разъяснили» ситуацию так, что под эту льготу практически невозможно подогнать ни один объект, сооружающийся в стране по программе доступного жилья.

Теперь тех застройщиков, которые решились обеспечить бедных сограждан доступным жильем, решили доконать с помощью виртуального консультирования на сайте ГНСУ.

Прежде чем анализировать новые налоговые веяния, вспомним о первоисточнике. Вот как выглядит содержание п. 197.15 НКУ:

«Освобождаются от налогообложения операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства».

Ответьте, пожалуйста, на один простой вопрос: сколько льгот в этой норме? Одна или две?

Нам кажется, что союз «и» подразумевает соединение разных элементов предложения, а значит, в этой норме фактически прольготировано два вида строительно-монтажных работ: по строительству доступного жилья и по строительству жилья за государственные средства.

То есть, если, например, застройщик сооружает жилье, не попадающее в категорию доступного, но за госсредства, такие работы должны быть освобождены от НДС.

Думаем, этот вывод вполне очевиден для любого мало-мальски грамотного человека, понимающего предназначение сочинительных союзов в лингвистике. Филологи говорят, что специфика союза «и» «заключается в том, что он указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц»1. Этому нормальных людей еще в школе учат.

1 http://rusgram.narod.ru/1669-1688.html#1683

Не знаем, что там в ГНСУ происходит, но складывается ощущение, что школьные знания вообще прошли мимо некоторых налоговых «разъясняльщиков». Свидетельством тому следующая консультация, размещенная в пресловутой ЕБНЗ2 на сайте ГНСУ:

2 Единая база налоговых знаний (www.sta.gov.ua/control/uk/taxqabase/catalog)

ЕБНЗ

Вопрос: «Какое жилье считается доступным с целью освобождения от обложения НДС операций по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья?

 

Ответ из раздела 130.16.02 ЕБНЗ

Краткий ответ : Доступное жилье — построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры. Государственная поддержка строительства (приобретения) доступного жилья осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов. Средства, предусмотренные в государственном бюджете на предоставление государственной поддержки, используются с учетом оптимизации количества бюджетных программ путем концентрации расходов за единым главным распорядителем бюджетных средств, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Следовательно, от обложения НДС освобождаются операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, строящегося за счет средств государственного и/или местных бюджетов.

Полный ответ: Согласно п. 197.15 ст. 197 разд. V Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями, освобождаются от обложения НДС операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Украины от 25 декабря 2008 года № 800-VI «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 800), доступное жилье — построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры. Пунктом 7 ст. 4 Закона № 800 определено, что государственная поддержка строительства (приобретения) доступного жилья осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов. Средства, предусмотренные в государственном бюджете на предоставление государственной поддержки, используются с учетом оптимизации количества бюджетных программ путем концентрации расходов за единым главным распорядителем бюджетных средств, определенным законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона № 800 контроль за строительством и приемом в эксплуатацию объектов доступного жилья возлагается на Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации и центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры. Согласно п. 9 ст. 4 Закона № 800 архитектурно-планировочные и технические требования к доступному жилью устанавливаются государственными строительными нормами с обязательным учетом требований к энергосбережению. Таким образом, от обложения НДС освобождаются операции по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, строящегося за счет средств государственного и/или местных бюджетов с учетом других вышеуказанных требований».

Итак, налоговики, как бы не замечая союза «и» в тексте п. 197.15 НКУ, одним махом объединили две льготы в одну, тем самым резко сузив круг обоих.

Если принять за чистую монету этот посыл, то получится, что под льготу попадает не вся стоимость СМР по сооружению доступного жилья, а лишь та ее часть, которая финансируется из бюджета.

А доступное жилье финансируется из бюджета лишь на 30 %. Это зафиксировано в п. 4 Порядка обеспечения граждан доступным жильем, утвержденного постановлением КМУ от 11.02.2009 г. № 140:

«Государственная поддержка предоставляется путем:

оплаты за счет средств государственного и/или местного бюджета 30 процентов стоимости нормативной площади доступного жилья. При этом гражданин вносит на свой текущий счет, открытый в уполномоченном банке, средства в объеме 70 процентов стоимости нормативной площади доступного жилья;

предоставления уполномоченными банками либо исполнителем (в случае, когда это предусмотрено законом) льготного ипотечного жилищного кредита сроком до 30 лет. Процентная ставка финансирования по таким кредитам устанавливается в размере не больше учетной ставки Национального банка плюс 2 процента».

Таким образом, трактовка, предложенная ЕБНЗ, фактически лишит льготы львиную долю СМР по сооружению доступного жилья. Как говорится, спасибо «специалистам» ГНС за заботу о бездомных согражданах.

Если же говорить по существу, то мы не видим вообще никаких серьезных аргументов в пользу той позиции, на которую вдруг взгромоздились ГНСУ-ЕБНЗ-консультанты.

По нашему мнению, строители, возводящие доступное жилье, не должны разделять свои объемы СМР в зависимости от того, какая часть средств пришла к ним непосредственно из госбюджета.

В случае если налоговики станут упорствовать в своих заблуждениях, нужно с ними судиться.

Надеемся, что нынешние судьи учились в школе лучше, чем нынешние ЕБНЗ-консультанты, и знают о функциональном предназначении союзов «и» в предложениях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше