Темы статей
Выбрать темы

«Тендерные» вопросы предприятий

Редакция СБ
Статья

«Тендерные» вопросы предприятий

Валерия Константинова, экономист-аналитик ИД «Фактор»

 

Последние изменения к Закону о государственных закупках1 вызвали много вопросов со стороны государственных предприятий, ведь они вроде бы выведены из-под действия Закона. При этом на практике получается, что далеко не все. В этой публикации рассмотрим, в каких именно случаях предприятиям все-таки необходимо осуществлять свою закупочную деятельность путем проведения конкурсных торгов.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

Закон № 3681 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 08.07.2011 г. № 3681-VI.

Закон № 1682 — Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. № 1682-IIІ.

Разъяснение — письмо-разъяснение Министерства экономического развития и торговли Украины от 30.09.2011 г. № 3303-25/12551-07.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

 

1 Изменения вступили в силу с 03.10.2011 г. (см. наш комментарий в статье «Долгожданные изменения к Закону о госзакупках» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 18, с. 42).

 

На сегодняшний день сферу государственных закупок регулирует Закон № 2289. Действие указанного Закона распространяется на всех заказчиков и закупки товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Заказчиками в понимании Закона № 2289 выступают распорядители государственных средств, осуществляющие закупку в порядке, определенном данным Законом. При этом распорядители государственных средств — это органы государственной власти, органы власти АР Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения, организации, определенные Конституцией и другими актами законодательства Украины, а также учреждения либо организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, принятие по ним обязательств и осуществление платежей, а также предприятия и их объединения.

В то же время в связи с последними изменениями, внесенными в Закон № 2289 Законом № 3681 (см. газету «Строительная бухгалтерия», 2011, № 18, с. 42), которые вступили в силу 03.10.2011 г., средства предприятий и их объединений были исключены из понятия «государственные средства» (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289). Таким образом, средства предприятий и их объединений отныне не относятся к государственным средствам, а это значит, что действие Закона № 2289 на них больше не распространяется. Однако предприятия, определенные в п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289, все-таки должны проводить свою закупочную деятельность с учетом требований Закона № 2289, если они соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:

1) предприятие пользуется налоговой льготой, предусмотренной налоговым, таможенным законодательством Украины, — в течение срока пользования такой льготой;

2) предприятие в соответствии с законом освобождено от обязанности уплачивать задолженность перед бюджетами по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, по обязательствам перед фондами общеобязательного государственного социального страхования — в течение календарного года с даты такого освобождения;

3) предприятие получает прямую либо опосредованную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части расходов либо возмещения процентов по кредитам, — в течение календарного года с даты получения бюджетной поддержки.

Отсюда возникает ряд вопросов:

— Что делать с собственными средствами предприятий?

— Что такое «бюджетная поддержка»?

— Какое послабление налоговой нагрузки относится к налоговым льготам?

— Как правильно определить период применения Закона № 2289?

Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) является уполномоченным органом в сфере государственных закупок. Осенью этого года оно выдало Разъяснение по применению на практике новых требований законодательства сферы государственных закупок, где, кстати, вопрос распространения Закона № 2289 на предприятия не остался без внимания.

Итак, ответим на поставленные вопросы, опираясь на указанное Разъяснение.

 

1. О собственных средствах предприятий

Напомним, что до изменений, т. е. до 03.10.2011 г., под действие Закона № 2289 подпадали все средства предприятий, т. е. как государственные, так и собственные средства, полученные от финансово-хозяйственной деятельности. Подтверждением этому является письмо Минэкономики от 21.09.2010 г. № 3303-25/9208-12.

После изменений законодательства ничего не изменилось. Например, государственное предприятие пользуется льготой, предусмотренной таможенным законодательством Украины. При этом бюджетные средства оно не получает. Распространяется ли на такое предприятие действие Закона № 2289? Ответ: да, распространяется, поскольку указанное предприятие пользуется льготой, предусмотренной таможенным законодательством Украины, и таким образом отвечает одному из указанных признаков и соответственно подпадает под действие Закона № 2289 в течение срока пользования такой льготой (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 2289).

 

2. Об определении «прямая или опосредованная бюджетная поддержка»

Указанного определения действующее на сегодняшний день законодательство, которым регулируется бюджетный процесс в государстве, не содержит.

Исходя из Разъяснения Минэкономразвития под прямой или опосредованной бюджетной поддержкой предприятиям следует понимать средства, полученные в соответствии со ст. 20 БКУ. Так, согласно указанной статье критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определения объема такой поддержки указываются в порядках использования бюджетных средств (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), утверждаемых Кабинетом Министров Украины или главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины. Во исполнение требований БКУ Государственное казначейство Украины приказом от 25.11.2008 г. № 495 утвердило Инструкцию по применению экономической классификации расходов бюджета. Так, к бюджетной поддержке предприятий относятся, в частности, субсидии на покрытие убытков предприятий, финансовая поддержка предприятий на безвозвратной основе, а также другие субсидии; возмещение процентов за пользование кредитами; государственная поддержка общественных организаций; взносы в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленные на прирост оборотных средств, и т. п.

 

3. О налоговых льготах

Здесь следует руководствоваться нормами ст. 30 НКУ, в соответствии с которой налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований (особенностей, характеризующих определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения либо характер и общественное значение осуществляемых ими расходов). Налоговая льгота предоставляется путем:

а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора;

б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;

в) установления сниженной ставки налога и сбора;

г) освобождения от уплаты налога и сбора.

Например, предприятие имеет льготу по уплате земельного налога. Следовательно, такое предприятие должно применять нормы Закона № 2289 в течение срока уплаты земельного налога на льготных условиях (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 2289).

 

4. Об определении периода применения Закона № 2289

Сама ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 определяет указанные периоды в зависимости от конкретного признака. Но как быть в ситуации, когда, например, процедура закупки начата во время пользования налоговой льготой, а затем оснований для ее получения предприятие больше не имеет? Или как определить период пользования теми же налоговыми льготами и соответственно как при этом планировать объемы закупок?

Относительно этих вопросов Минэкономразвития отметило следующее: если процедура закупки начата предприятием в период получения бюджетной поддержки, действия налоговой льготы и т. п., то она завершается в соответствии с Законом № 2289 независимо от окончания указанного периода.

А для определения периода пользования соответствующей налоговой льготой по налогу, сбору плательщик налога может обратиться за налоговой консультацией в органы государственной налоговой службы в порядке, определенном НКУ.

Течение срока (календарного года) применения норм Закона № 2289 при получении бюджетной поддержки начинается со дня, следующего за днем получения предприятием на свой счет первого платежа. Здесь также следует отметить, что под действие Закона № 2289 предприятие подпадает с каждым новым случаем получения бюджетной поддержки.

Дополнительно скажем о предприятиях-монополистах.

Проведение закупок юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сферах, определенных ст. 5 Закона № 1682, в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 2289 должно определяться отдельными законами. При этом указанные законы Верховной Радой Украины на сегодняшний день не приняты. Следовательно, согласно ч. 2 Заключительных положений Закона № 3681 до принятия специальных законов закупка указанными лицами должна осуществляться в соответствии с нормами Закона № 2289. Таким образом, субъекты естественных монополий (субъект хозяйствования (юридическое лицо) любой формы собственности (монопольное образование), который производит (реализует) товары на рынке, находящийся в состоянии естественной монополии), а также юридические лица, не имеющие статуса «субъекта естественной монополии», но при этом осуществляющие деятельность в одной из сфер, определенных в ст. 5 Закона № 1682 , а именно: транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам; транспортировку природного и нефтяного газа по трубопроводам и его распределение; хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по хранению природного газа (лицензионными условиями); транспортировку других веществ трубопроводным транспортом; передачу и распределение электрической энергии; пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими движение железнодорожного транспорта общего пользования; управление воздушным движением; централизованное водоснабжение и водоотведение; транспортировку тепловой энергии; специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, обязаны при закупке как за государственные, так и за собственные средства применять нормы Закона № 2289 до принятия ВРУ соответствующих законов, которые определят особенности осуществления закупок за государственные средства в соответствующих сферах, определенных ст. 5 Закона № 1877.

 

 

Мнение специалиста

Анатолий Касияник, председатель комитета по конкурсным торгам, директор Финансово-экономического департамента Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины

 

«Что такое тендер? К сожалению, на сегодняшний день законодательство Украины не дает четкого толкования этого термина. В то же время можем сказать, что тендер — это процесс закупки товаров, работ либо услуг на конкурсной основе. Конечно, существует Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI, регулирующий осуществление закупок за средства государства (бюджета), и бюджетные учреждения должны действовать в рамках данного Закона. Частные же структуры проводят тендеры по собственному регламенту для обеспечения оптимального соотношения цена — качество, но не о них сейчас идет речь.

Закупка товаров, работ и услуг за государственные средства — сложный и длительный процесс, требующий надлежащего законодательного урегулирования. Специально уполномоченным органом в сфере государственных закупок является Министерство экономического развития и торговли Украины. Поэтому именно оно формирует и реализует государственную политику в сфере госзакупок, в частности разрабатывает и утверждает соответствующие нормативно-правовые акты; осуществляет проведение мониторинга и анализа системы государственных закупок; предоставляет разъяснения по применению законодательства в сфере государственных закупок, проводит дальнейшую работу по приближению законодательства Украины в сфере государственных закупок к законодательству Европейского Союза.

Ответственным за организацию и проведение процедур закупок Минрегиона является комитет по конкурсным торгам при нашем Министерстве, который я возглавил летом этого года. Целью создания комитета является организация и проведение процедур закупок на принципах коллегиальности, отсутствия конфликта интересов членов комитета и беспристрастности.

Планирование в отношении осуществления процедур закупок, а также составление и утверждение годового плана государственных закупок, выбор процедуры закупки — все эти и другие вопросы решаются на заседаниях комитета. Ни одно решение не принимается, как говорится, на скорую руку, ведь речь идет о госзаказе за государственные средства. Работы у нас действительно немало, и работаем мы все добросовестно и согласованно».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше