Темы статей
Выбрать темы

Проверки Госземинспекции

Редакция СБ
Статья

Проверки Госземинспекции

Владимир Лежнин, юрист

 

Территориальные подразделения Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель (Госземинспекции) в течение первого полугодия 2011 года провели 30  тысяч проверок соблюдения требований земельного законодательства, выявили 19,6 тысяч нарушений, выдали 19 тысяч предписаний и составили около 10 тысяч протоколов об административных правонарушениях. Государственные инспекторы привлекли к административной ответственности 7,8 тыс. граждан и должностных лиц, на которых наложены штрафы на общую сумму более 2 млн грн. (данные взяты с официального сайта Государственного агентства земельных ресурсов Украины: http://www.dazru.gov.ua).

Что же делать, чтобы не попасть в число лиц этой грустной статистики? Для начала необходимо правильно подготовиться к проверке: привести в соответствие свои документы, знать «что и как» предоставить для проверки, уметь зафиксировать нарушения, обжаловать незаконные действия проверяющих и результаты проверки.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.2011 г. № 254к/96-ВР.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о государственном контроле — Закон Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» от 19.06.2003 г. № 963-IV.

Положение — Положение о порядке оформления, выдачи и регистрации предписаний в случае выявления нарушений земельного законодательства, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 09.03.2004 г. № 67.

Порядок — Порядок планирования и проведения проверок по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 12.12.2003 г. № 312.

Порядок получения документов — Порядок получения документов, материалов и другой информации, необходимых для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 19.05.2005 г. № 132.

Инструкция — Инструкция по оформлению государственными инспекторами по контролю за использованием и охраной земель Госземинспекции и ее территориальных органов материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 28.04.2009 г. № 205.

Постановление № 1068 — постановление КМУ «О ликвидации Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель» от 22.11.2010 г. № 1068.

 

Несмотря на продолжающиеся процессы реформирования Госземинспекции, государственные инспекторы и в настоящий момент проводят проверки. В соответствии с постановлением № 1068 ликвидирована Госземинспекция как отдельный правительственный орган, обеспечение осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель возложено на Государственное агентство земельных ресурсов Украины. Теперь государственный контроль за использованием и охраной земель в системе центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов осуществляют Госземинспекция и ее территориальные органы. Госземинспекция является структурным подразделением центрального аппарата Государственного агентства земельных ресурсов Украины и имеет территориальные подразделения в составе территориальных органов Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

 

Государственный контроль за использованием и охраной земель — комплекс мероприятий, основными задачами которых являются обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами земельного законодательства Украины; обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны и рационального использования земель; предотвращение нарушений законодательства Украины в сфере использования и охраны земель, своевременное выявление таких нарушений и принятие соответствующих мер по их устранению; обеспечение соблюдения собственниками земли и землепользователями стандартов и нормативов в сфере охраны и использования земель, предотвращение загрязнения земель и снижения плодородия почв, ухудшения состояния растительного и животного мира, водных и других природных ресурсов (ст. 2 Закона о государственном контроле).

Основными принципами осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель являются:

— обеспечение рационального использования и охраны земель как основного национального богатства, находящегося под особой охраной государства;

— приоритет требований экологической безопасности в использовании земельных ресурсов над экономическими интересами;

— полное возмещение ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате нарушения земельного законодательства Украины;

— сочетание мероприятий экономического стимулирования и ответственности в сфере использования и охраны земель (ст. 3 Закона о государственном контроле).

Конечно, все эти задачи и принципы справедливы, однако цель проверяющих в большинстве случаев отлична от задекларированной в законе. Об этом всегда следует помнить и быть готовым. Мало только правильно подготовить документы — следует правильной их подать, не показывать и не говорить лишнего. Однако не нужно делать вид, что вы что-нибудь скрываете. Спрашивают — отвечайте то, что вам выгодно. Не бойтесь выглядеть глупо. Лучше быть дураком с деньгами, чем умником с большими долгами и проблемами.

 

Пути осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель показаны на рисунке (ст. 9 Закона о государственном контроле).

 

Таким образом, проведение проверок является одним из основных путей осуществления государственного контроля. В целом о плановой проверке должны уведомить заблаговременно, однако в зависимости от вида проверки предупреждения может и не быть. Подробнее об этом см. в таблице «Виды проверок Госземинспекции».

 

img 1

Пути осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель

 

Какие виды проверок Госземинспекции существуют?

 

Госземинспекция и ее территориальные органы проводят следующие виды проверок: плановые, внеплановые, оперативные.

 

Виды проверок Госземинспекции

Плановая

Внеплановая

Оперативная

1

2

3

Проверка, проводимая в соответствии с квартальными планами работы, утвержденными руководителем Госземинспекции либо ее территориальных органов

Проверка, не предусмотренная планом работы, утвержденным руководителем Госземинспекции либо ее территориальных органов

Проверка, проводимая в исключительных случаях, требующих немедленного вмешательства

Основания проведения

Квартальные планы работы

При наличии таких обстоятельств, как:

— получение поручения от Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и Госземинспекции;

— получение заявлений, жалоб или обращений граждан, поданных в установленном законодательством порядке, в которых приведена информация о нарушениях земельного законодательства или возможности возникновения аварийных ситуаций, которые могут отрицательно повлиять на состояние земельных ресурсов;

— проведение проверки выполнения мероприятий по ликвидации последствий аварий, других чрезвычайных ситуаций, которые привели к загрязнению либо уничтожению плодородного слоя почвы;

— выявление недостоверности данных, предоставленных юридическими или физическими лицами на запрос инспекции;

— при наличии информации о самовольном занятии земельного участка и использовании его без правоустанавливающих документов;

— при подаче юридическими или физическими лицами письменного заявления в соответствующую инспекцию о желании проведения внеплановой проверки;

— в случае опубликования в средствах массовой информации материалов, свидетельствующих о нарушениях земельного законодательства;

— по инициативе инспекции, если ею выявлены факты, свидетельствующие о нарушении земельного законодательства

В случае:
— выявления аварийных загрязнений земельных ресурсов;
— проведения контроля за состоянием выполнения ранее выданных предписаний;
— уничтожения или повреждения противоэрозийных гидротехнических сооружений, защитных насаждений, межевых знаков

Периодичность

Не чаще одного раза в календарный год

Не ограничена

Не ограничена

Порядок уведомления о начале проверки

Не позднее 10 дней до начала проведения проверки направляется письменное уведомление о проведении проверки (с уведомлением). В уведомлении указываются дата начала проведения проверки, перечень документов, которые необходимо предоставить инспекции до начала проведения проверки, и определяется порядок их предоставления

В случае невозможности своевременного уведомления о проведении внеплановой проверки (ограничены сроки на ее проведение и т. п.) она проводится без предварительного уведомления

Без предварительного уведомления

Длительность проверки

Не должна превышать 10 рабочих дней. В случае возникновения обстоятельств, требующих продления срока проверки, он может быть продолжен приказом руководителя соответствующей инспекции либо лицом, исполняющим его обязанности, но не более чем на 5 рабочих дней. Дельнейшее продление срока проведения плановой проверки не допускается

Не должна превышать 10 рабочих дней. В случае возникновения обстоятельств, требующих продления срока проверки, он может быть продлен приказом руководителя соответствующей инспекции либо лица, исполняющего его обязанности, но не более чем на 3 рабочих дня. Дальнейшее продление срока проведения внеплановой проверки не допускается

Не должна превышать 5 рабочих дней. Дальнейшее продление срока проведения оперативной проверки не допускается

 

Каков порядок проведения
проверок?

Государственные инспекторы проводят проверки состояния соблюдения земельного законодательства в присутствии собственников земельных участков или землепользователей либо уполномоченных ими лиц, а также лиц, совершивших нарушение земельного законодательства. В случае отсутствии при проверке собственника или землепользователя либо уполномоченных ими лиц проверка проводится при наличии двух свидетелей (п. 4.1 Порядка).

Если к Вам пришли инспекторы, требуйте предоставления служебных удостоверений. Перепишите данные из них. Требуйте предоставления документов об основаниях проверки. Если они соответствуют законодательству и виду проверки (см. таблицу «Виды проверок Госземинспекции»), допустите инспекторов к проверке. Предложите проверяющим расписаться в Журнале регистрации проверок, форма которого утверждена приказом Государственного комитета Украины по развитию предпринимательства от 10.08.98 г. № 18. Помните, что во многих случаях, в частности в Харьковской области, государственные инспекторы приходят вместе с работниками органов прокуратуры. Последние имеют совсем другие полномочия, о чем выйдет отдельная статья. Поэтому все изложенное в данной статье относится только к государственным инспекторам Госземинспекции, а не к лицам, которые их сопровождают.

При проведении проверки государственный инспектор должен действовать следующим образом :

— устанавливает лицо, являющееся собственником земельного участка или землепользователем;

— при установлении факта изменения собственника или пользователя объектом недвижимости принимает меры для выяснения личности фактического собственника либо пользователя;

— устанавливает правомерность использования земельных участков другими землепользователями, которым они не предоставлены в собственность или пользование;

— проверяет наличие документов, удостоверяющих право собственности или право пользования земельным участком;

— проверяет соблюдение режима использования земельного участка в соответствии с целевым назначением;

— уточняет соответствие места расположения и пределов земельного участка, мер линий, определенных в документах, удостоверяющих право пользования земельным участком, фактическим мерам линий на местности (п. 4.2 Порядка).

В случае если инспектор уклоняется от этих действий, это может свидетельствовать об иной цели проверки. Будьте внимательны и в случае такого уклонения корректно напомните инспектору о недопущении таких действий. Этим вы покажете свою правовую осведомленность. Однако не следует этим злоупотреблять, ведь в дальнейшем вы можете таким образом настроить инспектора против себя. Действуйте по обстановке и с учетом всех нюансов.

 

Если государственный инспектор выявил нарушение земельного законодательства, это сразу можно заметить по изменению его поведения. В таком случае инспектор:

— выясняет обстоятельства и суть совершенного нарушения земельного законодательства;

— устанавливает лицо, совершившее нарушение земельного законодательства;

— устанавливает, имеется ли в действиях или бездействии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, признак административного правонарушения или состав преступления;

— обследует земельный участок и устанавливает, причинен ли юридическими или физическими лицами ущерб земельным ресурсам в результате их хозяйственной и прочей деятельности.

 

На что обращают внимание государственные инспекторы при проверке?

На данный момент Государственное агентство подготовило проект приказа об утверждении Перечня вопросов для осуществления Госземинспекцией плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства. Хотя этот приказ не утвержден, однако другого перечня вопросов нет. Поэтому считаем, что он может использоваться субъектом проверки в качестве ориентировочного.

Ориентировочный перечень вопросов, исследуемых при проверке Госземинспекцией :

— наличие правоустанавливающего документа на право собственности или право пользования земельным участком (государственного акта либо договора аренды);

— соблюдение требований земельного законодательства при приобретении права собственности на земельный участок (в том числе по договорам купли-продажи, мены, дарения, залога, другим гражданско-правовым соглашениям, а также при его наследовании), или права пользования земельным участком при предоставлении его в пользование, в том числе в аренду;

— соответствие места расположения, границ земельного участка, мер линий, определенных в документах, удостоверяющих право собственности или право пользования земельным участком, фактическому использованию и мерам линий на местности;

— соответствие целевого назначения земельного участка его фактическому использованию;

— наличие самовольно занятых земель;

— соблюдение условий использования земельного участка в соответствии с проектом землеустройства, утвержденным в установленном законодательством порядке;

— наличие специального разрешения на снятие и перенос почвенного покрова земельного участка (в случаях, предусмотренных законодательством);

— выполнение условий снятия, хранения и использования плодородного слоя почвы при проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова (в случае осуществления данных работ), в том числе незаконное завладение почвенным покровом (поверхностным слоем) земель;

— своевременное проведение рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных проектом рекультивации земель;

— соблюдение правил, установленного режима эксплуатации противоэрозийных, гидротехнических сооружений, сохраненности защитных насаждений;

— сохранность межевых знаков границ землепользования;

— соблюдение сроков своевременного возврата временно занятых земельных участков и обязательного выполнения мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

— осуществление мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, засоления, солонцевания, высушивания, уплотнения и других процессов, приводящих к ухудшению состояния земель;

— размещение, проектирование, строительство и ввод в действие объектов, которые отрицательно влияют или могут повлиять на состояние земель;

— недопущение собственниками и пользователями земельных участков порчи земель путем их загрязнения химическими и радиоактивными веществами и сточными водами, засорения промышленными, бытовыми и другими отходами, зарастания кустарниками, мелколесьем и сорняками;

— возмещены ли потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (при их наличии);

— причинен ли ущерб земельным ресурсам в результате:

· самовольного занятия земельного участка;

· использования земельного участка не по целевому назначению;

· снятия почвенного покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения;

· непроведения рекультивации нарушенных земель.

 

Какие полномочия имеют государственные инспекторы?

Государственные инспекторы в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель и соблюдением требований законодательства Украины об охране земель имеют право:

— беспрепятственно обследовать земельные участки, находящиеся в собственности и пользовании юридических и физических лиц, проверять документы по использованию и охране земель;

— давать обязательные для выполнения указания (предписания) по вопросам использования и охраны земель и соблюдению требований законодательства Украины об охране земель в соответствии с их полномочиями, а также об обязательстве приведения земельного участка в предыдущее состояние в случаях, установленных законом, за счет лица, совершившего соответствующее правонарушение, с возмещением причиненных собственнику земельного участка убытков;

— составлять акты проверок или протоколы об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель и соблюдении требований законодательства об охране земель и рассматривать в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях, а также подавать в установленном законодательством Украины порядке в соответствующие органы материалы проверок о привлечении виновных лиц к ответственности;

— в случае невозможности установления личности правонарушителя земельного законодательства на месте совершения правонарушения доставлять его в милицию или в помещение исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета для установления личности нарушителя и составления протокола об административном правонарушении;

— вызывать граждан, в том числе должностных лиц, для получения от них устных или письменных пояснений по вопросам, связанным с нарушением земельного законодательства Украины;

передавать в органы прокуратуры, органы дознания и досудебного следствия акты проверок и другие материалы о деяниях, в которых усматриваются признаки преступления, т. е предусмотренного УК Украины общественно опасного виновного деяния (действия или бездействия) совершенного субъектом преступления. К земельным преступлениям, в частности, относятся: «Самовольное занятие земельного участка и самовольное строительство» (ст. 1971 УКК Украины), «Загрязнение или порча земель» (ст. 239 УК Украины) , «Незаконное завладение почвенным покровом (поверхностным слоем) земель» (ст. 2391 УК Украины), «Бесхозяйственное использование земель» (ст. 254 УК Украины);

проводить в случаях, установленных законом, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосьемку как вспомогательное средство для предотвращения нарушения земельного законодательства Украины;

обращаться в органы прокуратуры с ходатайством о подаче иска в суд о возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также возврате самовольно либо временно занятых земельных участков, срок пользования которыми закончился (ст. 10 Закона о государственном контроле).

 

Однако все эти полномочия не являются безусловными и безграничными . Для каждого права государственных инспекторов установлен определенный порядок его реализации. Так, для получения документов, материалов и другой информации, необходимых для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, государственный инспектор направляет проверяемому субъекту письменное ходатайство о предоставлении документов, материалов и другой информации, необходимых для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. В этом ходатайстве государственный инспектор указывает перечень документов, материалов и другой информации, которые необходимо предоставить в инспекцию, срок и порядок их предоставления. Ходатайство подписывается государственным инспектором, проводящим проверку (пп. 2.3, 2.4 Порядка получения документов).

 

С целью получения от граждан, в том числе должностных лиц, устных или письменных пояснений по вопросам, связанным с нарушением требований земельного законодательства, государственный инспектор имеет право вызывать указанных лиц в инспекцию соответствующим уведомлением. В нем должны быть указаны:

— должность (для должностных лиц), фамилия, имя и отчество вызываемого лица;

— местонахождение юридического или местожительство физического лица;

— время и дата явки по вызову;

— наименование и местонахождение инспекции (название населенного пункта, улица, номер дома, кабинет, телефон);

— цель (основания) для вызова;

— перечень документов, которые необходимо иметь при себе вызываемому лицу (паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, справку об идентификационном номере, другие документы в случае необходимости);

— последствия неявки по вызову;

— наименование должности, фамилия, имя и отчество вызываемого лица (пп. 3.4, 3.7 Порядка получения документов).

 

Ограничение полномочий инспекции

Общим критерием законности действий и требований должностных лиц является ст. 19 Конституции, в соответствии с которой правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Государственные инспекторы имеют право требовать предоставления только документов и пояснений, необходимых для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, а не всех документов фирмы в целом.

 

Обязанности проверяемых субъектов:

— беспрепятственно допускать государственных инспекторов на земельные участки, находящиеся в их собственности или в пользовании;

— предоставлять для ознакомления и проверки документы, удостоверяющие это право (п. 1.3 Порядка).

 

Как оформляются результаты проверок?

По результатам проведения всех видов проверок государственный инспектор составляет акт проверки соблюдения требований земельного законодательства (далее — Акт) (п. 5.1 Порядка). Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта остается у государственного инспектора, проводящего проверку, второй — вручается или направляется руководителю проверявшегося юридического лица или физическому лицу. При проведении общих проверок с другими органами контроля копия акта предоставляется этим органам.

В акте государственный инспектор указывает :

— дату и место составления акта;

— должность и фамилию инспектора (инспекторов), который (которые) проводил (проводили) проверку;

— должности и фамилии лиц, которые были привлечены к проверке;

— должность и фамилию представителя юридического лица либо фамилию физического лица, присутствовавшего при проверке;

— местонахождение проверяемого юридического или физического лица;

— место расположения земельного участка, его площадь согласно земельно-кадастровой документации и фактически используемую площадь;

— категорию земель и состав угодий;

— целевое назначение и фактическое состояние использования (освоения) земельного участка;

— наличие документов, удостоверяющих право собственности или право пользования земельным участком;

— обстоятельства нарушения земельного законодательства;

— суть нарушения со ссылкой на акты действующего законодательства, требования которых нарушены (п. 5.4 Порядка).

Акт подписывается государственным инспектором (инспекторами), который (которые) проводит (проводят) проверку, представителем юридического лица либо физическим лицом, использующим земельные участки, свидетелями (при их наличии). В акте приводится план-схема места расположения земельного участка (схематический абрис или выкопировка из картографических материалов планов земельного участка с привязкой к местности и указанием смежных землепользователей). На плане-схеме указывается общая площадь земельного участка и площадь, на которой выявлено нарушение (загрязнение, самовольное занятие и т. п.) (пп. 5.5, 5.6 Порядка).

 

Каков порядок привлечения нарушителей земельного
 законодательства к административной ответственности?

В случае выявления нарушения земельного законодательства государственный инспектор составляет протокол об административном правонарушении.

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности. Протокол оформляется на государственным языке.

Все реквизиты протокола заполняются разборчивым почерком. Не допускается заполнение протокола карандашом. В случае осуществления исправлений они заверяются подписью государственного инспектора, составившего протокол, и лица, на которое он составляется. После того, как протокол подписан лицом, в отношении которого он составлен, не допускается делать зачеркивания либо исправления сведений, внесенных в протокол, а также внесение дополнительных записей.

В протоколе должны быть указаны :

— дата и место его составления;

— должность, фамилия, имя и отчество государственного инспектора, составившего протокол (указываются полностью, без сокращений);

— сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности (фамилия, имя и отчество, день, месяц и год рождения, место рождения, семейное положение, в том числе количество иждивенцев (при наличии информации), фактическое место проживания/регистрации (почтовый адрес), должность и место работы либо учебы (полное наименование юридического лица и его местонахождение); если лицо не работает, об этом делается отметка);

— место, время совершения и суть административного правонарушения. Суть правонарушения описывается как можно точнее согласно требованиям соответствующей статьи КоАП, на основании которой составляется протокол;

— законодательные и другие нормативно-правовые акты, требования которых нарушены и которые устанавливают ответственность за совершенное правонарушение (с обязательным указанием статей (их частей), пунктов, абзацев и т. п.;

— фамилии, имена и отчества, место проживания/регистрации свидетелей и потерпевших (при наличии);

— объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, могут быть изложены в протоколе или на отдельном листе с отметкой об этом в протоколе. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право предоставить в протоколе объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписи. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от предоставления объяснений в протоколе или от его подписи в нем обязательно делается запись об этом.

Кстати, предоставляя объяснение, четко напишите, что не совершали правонарушения, которое вам инкриминируют. Опишите мотивы несогласия со ссылкой на нормы действующего законодательства. Просите вызвать свидетелей, которые подтвердят вашу позицию. Просите не рассматривать дело без участия вашего защитника . Опишите злоупотребления и нарушения со стороны государственных инспекторов, если таковые имели место;

— другие сведения, необходимые для решения дела (например, сведения о наличии актов обследования земельного участка, отметки о наличии документов и вещей, подтверждающих правонарушение, ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности);

— если правонарушением причинен материальный ущерб земельным ресурсам, что привело к потерям сельскохозяйственного либо лесохозяйственного производства, об этом также указывается в протоколе (п. 2.5 Инструкции).

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения в 15-дневный срок со дня получения государственным инспектором, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если протокол составил государственный инспектор, который лично будет рассматривать дело, пятнадцатидневный срок, в течение которого будет рассматриваться дело, отсчитывается со дня составления протокола.

Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — два месяца со дня его выявления. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Дело рассматривается открыто, кроме случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. В рассмотрении дела могут принимать участие: потерпевшие, законные представители; защитник (адвокат, другой специалист в области права, который согласно закону имеет право на оказание правовой помощи лично или по поручению юридического лица), свидетели, эксперт, переводчик.

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных КоАП и другими законами Украины. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, обстоятельства, которые смягчают либо усугубляют ответственность.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, государственный инспектор выносит одно из следующих постановлений:

— о наложении административного взыскания;

— о прекращении дела (в случае окончания срока, отсутствия состава административного правонарушения и т. п.) (ст. 3 Инструкции).

Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано вышестоящему государственному инспектору или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, определенном КАСУ, с особенностями, установленными КоАП (п. 4.3 Инструкции).

Подача в установленный срок жалобы или вынесение прокурором протеста приостанавливает выполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы или протеста (п. 4.5 Инструкции).

 

Каков порядок вынесения предписаний
 об устранении последствий нарушения?

С целью устранения последствий выявленного нарушения государственный инспектор выдает лицу, совершившему правонарушения, предписание об их устранении. Срок устранения последствий правонарушения устанавливается государственным инспектором, но не более 30-дневного срока.

Предписание составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр предписания остается у государственного инспектора, второй — вручается или направляется по почте руководителю юридического лица либо физическому лицу, нарушившему земельное законодательство.

В случае невыполнения лицом, допустившим нарушение земельного законодательства, предписания в течение указанного в нем срока государственный инспектор составляет протокол об административном правонарушении (за невыполнение предписания) по ст. 1885 КоАП. С целью устранения последствий правонарушения государственный инспектор повторно выдает предписание о прекращении правонарушения либо устранении его последствий и устанавливает срок его выполнения, но не более 30-дневного срока.

При повторном отказе лица выполнить предписание (прекратить нарушение земельного законодательства либо устранить его последствия) и при применении к нему всех возможных мер административного воздействия представитель инспекции информирует об этом соответствующий орган прокуратуры, орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления (ст. 6 Порядка).

Государственный инспектор имеет право обратиться в соответствующий орган прокуратуры с ходатайством о подаче иска в суд о возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также о возврате самовольно или временно занятых земельных участков, срок пользования которыми закончился.

Каков порядок обжалования предписаний
Госземинспекции по результатам проверки?

Решения государственных инспекторов могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в окружной административный суд.

Внимание! Подача жалобы в вышестоящий орган на действия должностного лица, выдавшего предписание, приостанавливает его выполнение до рассмотрения жалобы в вышестоящем органе (вышестоящим должностным лицом) .

Жалоба на действия должностного лица, выдавшего предписание, рассматривается вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) в 10-дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) может отменить предписание полностью или частично (отменить отдельное его требование) либо оставить его без изменений. О результатах рассмотрения жалобы в 3-дневный срок в письменном виде сообщается заявителю или прокурору (в случае внесения протеста на действия должностного лица) (ст. 5 Положения).

Иски о признании противоправными и отмене предписаний подаются в окружной административный суд.

Внимание! В соответствии со ст. 99 КАСУ устанавливаются следующие сроки обращения в административный суд:

по обжалованию предписаний — 6-месячный срок с момента получения;

если предписания обжаловались в вышестоящем органе — 1 месяц с момента получения ответа.

Подача административного иска, а также открытие производства по административному делу не приостанавливают действие обжалуемого решения инспекции, но суд в порядке обеспечения административного иска может соответствующим определением приостановить действие такого обжалуемого решения либо его отдельных положений (ч. 3 ст. 117 КАСУ).

Основанием такого обеспечения является существование очевидной опасности причинения ущерба правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу, или если защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без применения таких мер, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидными являются признаки противоправности предписания ибо постановления (ч. 1 ст. 117 КАСУ).

Также с целью обжалования незаконных действий (бездействия) Вы можете обратиться в вышестоящий орган, органы прокуратуры, милиции и т. п.

Если незаконными действиями инспекторов причинен материальный или моральный (деловой репутации) ущерб, Вы можете обратиться с соответствующим иском в суд.

 

Алгоритм Ваших действий в случае проверки Госземинспекции :

1. Проверить удостоверение, переписать данные должностных лиц.

2. Предложить проверяющим расписаться в Журнале регистрации проверок, форма которого утверждена приказом Государственного комитета Украины по развитию предпринимательства от 10.08.98 г. № 18.

3. Внимательно ознакомиться с уведомлением о проверке и ходатайством о предоставлении документов. Из этих документов можно узнать о виде, цели и основаниях проверки.

4. Допустить государственных инспекторов к проверке при отсутствии оснований для отказа в их допуске.

5. Прикрепить к проверяющим своего сотрудника, который будет следить за их перемещениями на объекте. Для работы с документами выделить отдельную комнату.

6. Предоставлять оригиналы документов для осмотра только в присутствии своего сотрудника. Составьте полный список копий предоставляемых документов с указанием названия документа и количества листов. Передавайте документы только под подпись государственного инспектора. Это подтвердит передачу документов и станет гарантией того, что они не «пропадут».

7. Не предоставлять лишние документы, которые не требуются, но могут Вам навредить. Не рассказывать лишнего, как можно более кратко отвечать на вопросы.

8. В случае выявления нарушений составлять об этом акты за подписями своих сотрудников с последующим отражением таких нарушений в жалобе либо иске.

9. В случае требования предоставить объяснение — писать собственноручно только то, что соответствует Вашим интересам. На провоцирующие вопросы — не отвечать, мотивируя это правом на отказ от дачи пояснений в отношении себя, что закреплено ч. 1 ст. 63 Конституции.

10. После окончания проверки ознакомиться с актом и получить его копию.

11. В случае составления протокола об административном правонарушении в графе «Пояснения лица» напишите, что не совершали правонарушения, которое Вам инкриминируют. Опишите мотивы несогласия со ссылкой на нормы действующего законодательства. Просите вызвать свидетелей, которые подтвердят Вашу позицию. Просите не рассматривать дело без участия Вашего защитника. Опишите злоупотребления и нарушения со стороны государственных инспекторов, если таковые имели место.

12. Помните о возможности обжалования решений инспекции и сроках обращения в административный суд.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше