Темы статей
Выбрать темы

Строителям об НДС в Налоговом кодексе

Редакция СБ
Статья

Строителям об НДС в Налоговом кодексе

Юлия Егорова, консультант по налогообложению

 

С принятием Налогового кодекса основные принципы обложения НДС остались без существенных изменений. Претерпели изменения отдельные нормы ранее действовавшего Закона об НДС, некоторые из них упразднены, а некоторые являются совершенно новыми. Но в целом количество таких изменений довольно значительно, и можно сказать, что теперь мы имеем новые правила взимания НДС.

В этой статье проведем общий обзор раздела V Налогового кодекса с учетом особенностей строительной отрасли.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НК

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР.

 

Общая структура раздела V «Налог на добавленную стоимость»

Статьи данного

раздела НК можно условно разделить на две группы:

а) статьи, регулирующие обложение НДС всех операций и налогоплательщиков вообще, определяющие общие правила налогового учета по НДС и предоставления отчетности;

б) статьи, регулирующие специальные режимы налогообложения отдельных операций и отдельных видов деятельности налогоплательщиков.

В начале

раздела V определен круг лиц, которые могут или должны быть также плательщиками НДС, правила их регистрации и аннулирования регистрации; определен объект налогообложения, правила определения места поставки товаров и услуг, дата возникновения налоговых обязательств для различных ситуаций.

Далее в

статьях 188 — 192 описан порядок определения базы налогообложения в случае поставки товаров и услуг, а также в других случаях (бартерные операции, комиссионная торговля, ликвидация основных фондов, импорт, операции с давальческим сырьем, порядок корректировки базы налогообложения). В статье 193 определены две ставки налога — основная и нулевая, а следующие четыре статьи содержат перечень операций, облагаемых по основной и нулевой ставке, операций, не являющихся объектом налогообложения и освобожденных от налогообложения. Далее следуют две статьи, в которых описаны правила отнесения сумм НДС в состав налогового кредита, а также правила его распределения, если приобретенные товары и услуги используются в облагаемых и необлагаемых операциях. И наконец, в ст. 200 — 203 определены организационные моменты: порядок определения суммы НДС к уплате в бюджет и сроки проведения расчетов, требования к налоговой накладной, определены отчетные периоды и порядок подачи налоговой декларации по НДС.

Вторая группа статей

раздела V НК регулирует порядок налогообложения отдельных операций и видов деятельности:

— ввоза давальческого сырья и вывоза готовой продукции из него (

ст. 204 НК);

— вывоза давальческого сырья и ввоза готовой продукции из него (

ст. 205 НК);

— операций при перемещении товаров через таможенную границу Украины (

ст. 206 НК);

— туристических услуг (

ст. 207 НК);

— услуг от нерезидентов, место поставки которых находится в Украине (

ст. 208 НК);

— деятельности в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства (

ст. 209 НК);

— деятельности, связанной с произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата

(ст. 210 НК);

— операций, связанных с выведением энергоблоков Чернобыльской АЭС из эксплуатации и с объектом «Укрытие» (

ст. 211 НК).

 

Круг плательщиков НДС и порядок их регистрации

В

НК несколько по-иному определены плательщики НДС, нежели в ст. 2 Закона об НДС.

В

ст. 180 НК перечень плательщиков НДС выглядит таким образом:

— лицо, уже ведущее хозяйственную деятельность и добровольно желающее стать плательщиком НДС, но еще не достигшее объема налогооблагаемых операций в размере 300 тыс. грн. за последние 12 календарных месяцев. При этом согласно

ст. 182 НК такое лицо должно выполнить одно условие, а именно: не менее 50 % его продаж должны осуществляться в адрес других лиц — также плательщиков НДС;

— лицо, уже зарегистрированное плательщиком НДС на момент вступления в силу

НК;

— лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком НДС. Для такой регистрации существует только одно условие: общая сумма налогооблагаемых операций такого лица за последние 12 календарных месяцев должна превысить 300 тыс. грн.;

— другие лица, перечисленные в

пп. 3 — 7 п. 180.1 НК: импортеры; лица, ведущие учет операций в рамках договора о совместной деятельности; управляющие имуществом; лица, торгующие конфискованным или бесхозным имуществом, находками, кладами и т. п.; лица, уполномоченные уплачивать НДС по поставкам услуг предприятий железнодорожного транспорта.

В число плательщиков НДС добавлены:

— лица, нарушившие условия льготных таможенных режимов или условия предоставления налоговых льгот (

п.п. 3 п. 180.1 НК);

лица, ведущие учет операций по договору о совместной деятельности (п.п. 4 п. 180.1 НК);

— лица —

управляющие имуществом относительно операций, связанных с использованием имущества, полученного в управление (п.п. 5 п. 180.1 НК).

Что касается управляющих имуществом, если такие лица регистрируются плательщиками НДС после начала соответствующих операций, то эта регистрация осуществляется в обязательном порядке в сроки, установленные

п. 183.2 НК, а если они регистрируются заблаговременно, то такая регистрация будет добровольной в сроки, определенные п. 183.3 НК.

Вообще, процедура регистрации и аннулирования регистрации плательщиком НДС изменена довольно существенно. В частности, отметим, что изменились сроки регистрации плательщиком НДС при достижении им предельного объема налогооблагаемых операций. Если раньше можно было подавать заявление в течение 20 календарных дней с момента достижения такого объема, то теперь это необходимо сделать в течение

10 первых календарных дней месяца, наступающего за месяцем, в котором впервые был достигнут 300-тысячный предел. В связи с этим обращаем внимание на то, что согласно п. 183.10 НК такое лицо считается плательщиком с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение было достигнуто, а право на налоговый кредит у него появится только с момента фактической регистрации плательщиком НДС. Эту норму следует учитывать, чтобы заранее спланировать свои действия и не потерять возможный налоговый кредит в период с первого числа месяца, следующего за месяцем превышения по дату фактической регистрации плательщиком НДС. Кроме этого, подавать заявление о регистрации плательщиком НДС теперь нужно лично самому физическому лицу либо руководителю юридического лица с подтверждением полномочий (п. 183.7 НК). Раньше такое заявление можно было пересылать по почте либо поручить процедуру регистрации любому представителю предприятия, в том числе стороннему лицу (например, такому, которое профессионально оказывает подобные услуги). Сейчас такие действия стали невозможными.

Регистрация плательщика НДС может быть аннулирована в следующих случаях

(ст. 184 НК):

— добровольной подачи заявления об аннулировании, если объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев стал меньше, чем 300 тыс. грн. При этом такой плательщик должен быть зарегистрирован не позднее чем за 12 месяцев до подачи заявления об аннулировании регистрации (раньше такой срок равнялся 24 месяцам согласно

п.п. «а» п. 9.8 Закона об НДС);

— принятия решения о ликвидации либо вынесения судом решения о ликвидации юридического лица — банкрота;

— принятия плательщиком решения о переходе на единый налог без уплаты НДС;

— если в течение 12 последовательных месяцев налогоплательщик не подает декларации по НДС либо подает нулевую отчетность по НДС;

— если объем поставок товаров или услуг плательщика-добровольца другим плательщикам НДС составляет менее 50 % общих объемов поставок;

— если в ЕГРПОУ присутствует запись об отсутствии лица по его местонахождению (месту жительства) либо запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице;

— по другим основаниям, перечисленным в

ст.  184 НК.

Таким образом,

НК ужесточает критерии для того, чтобы не только стать плательщиком НДС, но и оставаться таковым. Чтобы не получить известие об аннулировании регистрации, плательщик НДС должен заботиться о том, чтобы в ЕГРПОУ не появлялись записи, нежелательные для него (нужно поддерживать контакт с государственным регистратором, вовремя предоставлять необходимые подтверждения).

Новое условие о 50 %-й доле поставок другим плательщикам НДС можно оценить скорее положительно, чем отрицательно. Ведь тем самым стимулируется отказ от уплаты НДС плательщиками, которые имеют небольшие обороты и осуществляют основную долю своих продаж неплательщикам НДС. Таким образом уменьшается количество плательщиков НДС и снижается налоговая нагрузка на конечного потребителя — неплательщика НДС.

 

Объект, база и ставки налогообложения

Согласно

п. 185.1 НК объектом обложения НДС являются такие хозяйственные операции:

— поставка товаров и услуг на таможенной территории Украины;

— ввоз и вывоз товаров и услуг на/с таможенной территории Украины (экспорт и импорт);

— поставка услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов.

Определение операций по поставке товаров содержится в

п.п. 14.1.191 НК и охватывает все возможные случаи, когда изменение права собственности на товары влечет за собой начисление налоговых обязательств по НДС. Определение операций по продаже результатов работ (услуг) приведено в п.п. 14.1.203 НК. Это любые операции по выполнению работ и предоставлению услуг, как за плату, так и бесплатно. В строительной отрасли как раз эти операции являются основными.

Место поставки

товаров, работ и услуг теперь определяется отдельной статьей 186 НК. Для строительных предприятий наиболее актуален п.п. 186.2.2, в котором определено, что местом поставки услуг по подготовке и проведению строительных работ (и других работ и услуг, связанных с недвижимостью) является фактическое местонахождение недвижимого имущества, с которым связаны соответствующие работы и услуги. Ничего нового здесь нет: такая же норма была и в п.п. «в» п. 6.5 Закона об НДС.

Согласно

п. 188.1 базой налогообложения по операциям поставки товаров и услуг на таможенной территории Украины по-прежнему является их договорная стоимость, но не ниже обычной цены, определенной по правилам ст. 39 НК1. Возможность 20 %-го отклонения от обычных цен уже не допускается. В строительной отрасли это правило по-прежнему будет основным правилом определения базы налогообложения. Правила определения базы налогообложения по некоторым другим операциям описаны в статьях 188 — 192 НК.

1 Статья 39 НК вступает в силу с 01.01.2013 г., а пока что мы должны использовать нормы п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (п. 8 подраздела 10 раздела XX НК «Переходные положения»).

Правила определения

даты возникновения налоговых обязательств определены в ст. 187 НК. В п. 187.1 НК сформулировано старое доброе «правило первого события» при поставках товаров и услуг на таможенной территории Украины и дата определения обязательств при экспорте, а в последующих пунктах ст. 187 детализированы правила для некоторых других операций.

Строителям следует обратить внимание

на п. 187.9, который гласит, что датой возникновения налоговых обязательств исполнителя долгосрочных договоров является дата фактической передачи исполнителем результатов работ по такому договору. При этом долгосрочным контрактом является контракт с технологическим циклом более одного года и если его условиями не предусмотрено поэтапной сдачи результатов выполнения работ или предоставления услуг. До вступления в силу НК эта дата определялась по дате увеличения валового дохода исполнителя долгосрочного контракта (п.п. 7.3.7 Закона об НДС). А валовой доход увеличивался по итогам каждого отчетного периода с помощью оценочного коэффициента, отражающего степень выполнения долгосрочного контракта (п. 7.10 Закона о налоге на прибыль). Другими словами, если раньше можно было добровольно выбрать особый порядок учета результатов выполнения долгосрочных договоров, при котором валовые доходы и налоговые обязательства по НДС определялись постепенно в каждом отчетном периоде, то теперь такого права у налогоплательщиков нет. Кроме того, раньше долгосрочным считался контракт, который планируется завершить не раньше чем через 9 месяцев (п.п. 7.10.2 Закона о налоге на прибыль), а сейчас такой срок равняется одному году.

Статьей 193 НК

установлены две ставки налогообложения:

— основная ставка — 17 %;

— нулевая ставка — 0 %.

Согласно

п. 10 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» НК снижение основной ставки до 17 % пока что откладывается на три года — до 1 января 2014 года. По основной ставке облагаются операции, указанные в ст. 185 НК, кроме тех, которые не являются объектом налогообложения и освобождены от него. Таким образом, пока основной ставкой НДС остается 20 %.

Список операций, облагаемых по нулевой ставке, приведен в

ст. 195. Это в первую очередь экспортные операции, а также те, которые связаны с международными перевозками, с обеспечением или заправкой воздушных и морских судов, космических кораблей, и некоторые другие операции.

 

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС и освобожденные от налогообложения

Что касается операций, не являющихся объектом обложения НДС и которые потенциально могут проводиться предприятиями строительной отрасли, то их перечень в основном остался тем же, и даже немного расширен, а именно: консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера, а также услуги по обработке данных и предоставлению информации больше не являются объектом обложения НДС.

Список операций, освобожденных от обложения НДС, приведен в

ст. 197 НК. Предприятиям, работающим в строительной отрасли, мы рекомендуем обратить особое внимание на нормы пп. 197.1.14, 197.1.16, 197.15 и 197.16 НК.

Освобождены от обложения НДС операции по бесплатной передаче объектов в государственную или коммунальную собственность по решению органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Освобождены от налогообложения также операции по выполнению строительно-монтажных работ при строительстве доступного жилья и жилья, которое строится за бюджетные средства (о спорности и неоднозначности этой нормы

НК читайте в следующем номере нашей газеты).

И еще одно новшество — это освобождение от налогообложения операций по ввозу в Украину энергосберегающего оборудования и материалов, оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии, и т. п.

 

Налоговый кредит

В

ст. 198 НК определены случаи возникновения права на налоговый кредит:

— приобретение или изготовление товаров (в том числе при их импорте) и услуг;

— приобретение, строительство, создание необоротных активов (в том числе при их ввозе, включая ввоз по договорам оперативного или финансового лизинга);

— получение услуг от нерезидента на таможенной территории Украины;

— получение услуг, местом поставки которых является таможенная территория Украины.

Общее правило определения даты возникновения права на налоговый кредит не изменилось (

п. 198.2 НК). Такой датой по-прежнему считается дата события, случившегося первым:

либо

дата списания средств с банковского счета в оплату товаров/услуг;

либо

дата получения плательщиком товаров/услуг, что подтверждается налоговой накладной.

Здесь возникает вопрос: необходимо ли подтверждать налоговой накладной факт осуществления предоплаты за товары/услуги? На первый взгляд кажется, что нет, раз по дате предоплаты возникает право на налоговый кредит. Однако далее следует

п. 198.6, где сказано, что в состав налогового кредита не относятся суммы уплаченного НДС, не подтвержденные налоговыми накладными. Таким образом, получается, что право на налоговый кредит по дате списания средств с банковского счета невозможно будет использовать до того момента, пока не будет получена налоговая накладная на сумму такой предоплаты. Это противоречие существовало и в Законе об НДС, и в неизменном виде оно сохранилось в НК.

В том же

п. 198.6 содержится новая норма, о которой следует помнить при отражении в декларации «запоздалых» налоговых накладных: если налогоплательщик не включил в соответствующем отчетном периоде в состав налогового кредита сумму НДС на основании выписанных и полученных в этом же периоде налоговых накладных, то право на включение таких сумм сохраняется на протяжении 365 календарных дней с даты выписки налоговой накладной. Несмотря на то что эта норма сокращает «срок годности» для полученных налоговых накладных с 1095 до 365 дней, для добросовестных налогоплательщиков она не несет отрицательных последствий, хотя при этом и сокращаются возможности «оптимизации» налоговых платежей по НДС, ведь регулировать налоговые обязательства с помощью налогового кредита прошлых периодов теперь можно только в течение года. Плательщикам НДС, использующим кассовый метод, разрешено отражать запоздавшие налоговые накладные в течение 60 дней с даты их выписки.

Что касается самой

суммы НДС, разрешенной к включению в налоговый кредит, то согласно п. 198.3 НК эта сумма определяется по договорной стоимости товаров или услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных согласно ст. 39 НК2. В Налоговом кодексе больше не разрешается допускать превышения договорной цены над обычной в размере до 20 %, как это было в период действия Закона об НДС (см. п.п. 7.4.1 этого Закона).

2 Статья 39 НК вступает в силу с 01.01.2013 г., а пока что мы должны использовать нормы п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (п. 8 подраздела 10 раздела XX НК «Переходные положения»).

Наконец-то разрешен вопрос многолетних споров по поводу запрета отнесения в состав налогового кредита сумм

НДС при покупке легковых автомобилей. Спор разрешен в пользу налогоплательщиков — теперь этот НДС можно включать в состав налогового кредита на общих основаниях.

Отдельной

статьей 199 НК четко установлен алгоритм пропорционального отнесения сумм НДС в состав налогового кредита, если приобретенные или изготовленные товары/услуги частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично — в необлагаемых или освобожденных от налогообложения. В строительной отрасли такая ситуация может сложиться, если строительное предприятие строит жилье за бюджетные средства и осуществляет поставки доступного жилья либо осуществляет любые другие операции, не облагаемые НДС или освобожденные от налогообложения.

В этой статье достаточно четко проработан механизм распределения «входного» НДС. Для распределения используется коэффициент, который рассчитывается как отношение объема облагаемых операций (без учета сумм НДС) за предыдущий календарный год к общему объему поставок облагаемых и не облагаемых налогом операций (также без учета сумм НДС) за тот же (предыдущий) календарный год. Этот коэффициент, рассчитанный по данным предыдущего года, используется на протяжении всего текущего года. В конце текущего года проводится перерасчет такого распределения с учетом фактических объемов операций текущего года, результаты которого отражаются в налоговой декларации за последний отчетный период такого года.

 

Налоговая накладная

Требования к оформлению налоговой накладной изложены в

ст. 201 НК. Налоговая накладная в НК больше не называется «отчетным» и «расчетным» документом, как это было в п.п. 7.2.3 Закона об НДС. Это правильно, так как она действительно не является ни отчетным, ни расчетным документом.

Сохранена обязанность налогоплательщиков подавать электронные реестры налоговых накладных в налоговую инспекцию. Это дает налоговикам возможность проводить детальную сверку данных контрагентов — плательщиков НДС, и теперь они должны будут сообщать налогоплательщикам о расхождениях с их контрагентами. В течение 10 дней после получения такого сообщения можно будет уточнить свои обязательства без применения каких-либо штрафных санкций, в том числе и 5 %-го «самоштрафа».

В

п. 201.9 НК определено, что налоговая накладная, выписанная продавцом — плательщиком НДС, освобожденным от уплаты налога по решению суда, не дает права на налоговый кредит. По поводу этой нормы возникают несколько вопросов. Какой датой может быть выписана такая налоговая накладная: до момента освобождения или после? Если накладная выписана до этого момента, то плательщик, освобожденный от уплаты НДС, уже должен уплатить свои налоговые обязательства по этой накладной, а значит, она может быть включена в состав налогового кредита покупателя. Как тогда проконтролировать, освобожден ли продавец от уплаты НДС на дату составления декларации покупателем? Хотя ГНАУ регулярно публикует данные о плательщиках НДС на своем сайте в сети Интернет, на этот источник информации полностью полагаться нельзя, ведь он обновляется ежедекадно (п. 183.13 НК), а не каждый день. И не все налогоплательщики имеют доступ к Интернету. А как поступить, если покупатель узнал о факте освобождения продавца от уплаты НДС уже после того, как включил несколько налоговых накладных в несколько деклараций по НДС? Будем надеяться, что со временем эти вопросы будут разрешены.

Пунктом 201.10

предусмотрена обязанность продавца регистрировать выданные налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных. Сначала в такой реестр будут вноситься накладные, в которых сумма НДС составляет более 1 млн грн. — с 1 января 2011 года, затем с 1 апреля 2011 года этот порог снизится до 500 тыс. грн., с 1 июля 2011 года — до 100 тыс. грн., а с 1 января 2012 года в реестр будут вноситься все накладные с суммой НДС более 10 тыс. грн. (п. 11 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения»).

В

пункте 201.11 НК приведен список документов, которые могут подтверждать право на налоговый кредит без налоговой накладной. Этот список почти не изменился по сравнению с тем, который содержался в п.п. 7.2.6 Закона об НДС, кроме некоторых «косметических» изменений. Однако не это главное, а то, что в НК больше нет нормы3, разрешающей включать в налоговый кредит суммы НДС, уплаченные поставщикам наличными средствами при условии, что общая сумма каждой такой операции не превышает предельного размера для наличных операций (сейчас этот размер равен 10 тыс. грн.). Плательщики НДС могут теперь учитывать налоговый кредит без налоговой накладной только по кассовым чекам в сумме не более 200 грн. в день (без учета НДС). Нет больше «вольностей» при совершении наличных расчетов между плательщиками НДС, когда можно было не беспокоиться о налоговых накладных и налоговом кредите. Теперь всем — и подотчетным лицам, и работникам бухгалтерий продавца и покупателя — нужно быть внимательными и вовремя выписывать и получать налоговые накладные в случаях наличных расчетов в суммах более 200 грн. в день.

3 Эта норма содержалась в абзаце первом п.п. 7.2.6 Закона об НДС.

Такая практика уже не нова, ведь налоговые накладные по наличным операциям выписывались с момента вступления в силу

Закона об НДС по 31 марта 2005 года, когда п.п. 7.2.6 был изложен в новой редакции. Однако сейчас имеется один нюанс, а именно: вместе с декларацией по НДС мы подаем расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита. Продавец расшифровывает налоговые обязательства по всем наличным операциям как продажу прочим покупателям в общей сумме, в одной строке. Если такой продавец выдаст одну или несколько налоговых накладных по наличным операциям, он уже не сможет оставить соответствующую сумму в группе «прочие», ведь покупатель отразит в своей отчетности полученную налоговую накладную с указанием индивидуального налогового номера продавца. То есть продавцу придется вести отдельный учет выданных налоговых накладных по наличным операциям, чтобы исключить соответствующие суммы из группы «прочие» и отразить их с указанием индивидуального налогового номера покупателя.

 

Автоматическое бюджетное возмещение

Нормами

п. 200.18 НК вводится понятие «автоматическое бюджетное возмещение». Оно осуществляется по результатам камеральной проверки, которая проводится в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем срока подачи налоговой декларации. Орган налоговой службы в течение трех рабочих дней после окончания проверки подает в орган Государственного казначейства соответствующее заключение с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению из бюджета.

Чтобы получить право на автоматическое бюджетное возмещение, налогоплательщик должен одновременно соответствовать всем следующим критериям:

— не находиться в судебных процедурах банкротства;

— в ЕГРПОУ нет записей об отсутствии подтверждения сведений, отсутствии по местонахождению, принятии решений о выделении или прекращении, признании недействительными учредительных документов полностью или частично, прекращении государственной регистрации;

— осуществлять операции, облагаемые по нулевой ставке, причем объем таких операций должен быть не меньше 50 % общего объема поставок за последние 12 месяцев;

— общая сумма расхождений между налоговым кредитом налогоплательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов должна составлять не более 10 % заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения;

— средняя заработная плата не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный уровень в каждом из последних четырех отчетных месяцев или кварталов;

— не иметь налогового долга;

— соответствовать одному из критериев:

— или численность работников превышает 20 человек в каждом из последних четырех отчетных месяцев или кварталов;

— или имеет основные фонды для ведения задекларированной деятельности, балансовая стоимость которых в налоговом учете превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев;

— или уровень налоговых обязательств по налогу на прибыль, определяемый как отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов, является выше среднего по отрасли в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов).

 

Отчетные (налоговые) периоды, порядок подачи декларации и сроки расчетов с бюджетом

Статьей

202 НК предусмотрены отчетные периоды: месяц и квартал. Основным отчетным периодом остается месячный период. Налогоплательщики, которые согласно п.п. «б» п. 154.6 НК имеют право на применение нулевой ставки налога на прибыль, до 1 января 2016 года могут применять квартальный отчетный период по НДС. При утрате права на нулевую ставку по налогу на прибыль такой налогоплательщик обязан перейти на месячный отчетный период по НДС.

Как и раньше, декларация по НДС подается в течение 20 календарных дней после последнего календарного дня отчетного месяца, а налоговое обязательство уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем срока подачи декларации.

 

«Особые» операции и их налогообложение

Во второй части

раздела V НК описано налогообложение НДС отдельных видов операций и видов деятельности. Список этих видов мы привели в начале статьи.

При ввозе товаров на таможенную территорию Украины НДС начисляется таможенным органом и уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации. В

п. 206.2 перечислены правила налогообложения ввоза товаров в разных таможенных режимах. В частности, в таможенных режимах импорта и реимпорта НДС уплачивается в полном размере, за исключением операций, освобожденных от налогообложения.

При поставке услуг от нерезидента на таможенной территории Украины получатель услуг — плательщик НДС начисляет налоговые обязательства и выписывает налоговую накладную, которую затем имеет право включить в свой налоговый кредит. Если получатель услуг — неплательщик НДС, то он налоговую накладную не выписывает, а подает специальное приложение к декларации по НДС, в которой декларирует налоговые обязательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше