Вебинары и вебинаристы
Наталия Григорьева, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Новые технологии дают новые возможности. Еще несколько лет назад для получения западных бизнес-знаний ездили за рубеж, сейчас же Лондонская школа бизнеса и финансов (LSBF) объявила о новом курсе, который позволит пользователям социальной сети Facebook бесплатно прослушать бизнес-курсы преподавателей Уэльса в режиме онлайн. Причем оплачивать курс нужно только при желании получить диплом. Да, вот так запросто сидя в украинском офисе, вы можете пообщаться на «щиром» английском языке с уэльскими профессорами. Все это благодаря бурному развитию веб-конференсинга в наши дни.
Что это и как этим пользоваться, мы расскажем в нашей статье.
Преимущества онлайн-обучения
Во всем мире видеозвонки и вебинары признаны наиболее эффективным способом экономии затрат рабочего времени, позволяющим отказаться от длительных командировок, заменив их онлайн-встречами.
По мере эволюции интернет-сервисов развивались технологии, инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Сначала под термином «веб-конференция» подразумевалось письменное общение по средствам постов на форумах и списков рассылок. Затем появилась программа Microsoft NetMeeting — одна из первых популярных программ для веб-конференций, позволяющая общаться и работать над приложениями и документами в режиме реального времени. Эта программа позволяла обмениваться файлами, сообщениями в чате, графической информацией. Но все же о полноценном общении речь идти не могла до появления интернет-инструментов, позволяющих передавать голос и видео в реальном режиме. После появления подобных веб-сервисов онлайн-встречи стали доступны обычным пользователям.
На сегодняшний день сервисы для веб-конференций могут включать следующие возможности и инструменты:
— screen sharing — совместный доступ к экрану или отдельным приложениям;
— whiteboard — интерактивная доска;
— возможность демонстрировать веб-презентации;
— co-browsing — возможность синхронного просмотра веб-страниц;
— инструменты для аннотаций;
— мониторинг присутствия участников;
— текстовый чат;
— интегрированная VoIP связь;
— видеосвязь;
— возможность менять ведущего;
— возможность отдавать контроль над мышкой и клавиатурой;
— инструменты модерации встречи;
— инструменты сбора обратной связи (например, опросы);
— инструменты для планирования и приглашения участников;
— возможность записывать ход веб-конференции.
Все эти функции позволяют придать веб-конференциям статус онлайн-семинара, или, как принято называть в интернет-сообществе, вебинара.
Вебинар — это, как правило, семинар, презентация, тренинг в режиме «спикер—аудитория».
Главное преимущество вебинаров перед обычными видеозаписями лекций (вебкастами) — это возможность взаимодействия говорящего со слушателями. В качестве инструментов такого взаимодействия между аудиторией и ведущим могут выступать сеансы голосований, опросов, прямых ответов участников в чате. Кроме того, ведущий по средством VoIP-аудиотехнологий комментирует информацию, отображаемую на экране, в некоторых сервисах уже поддерживается возможность «передачи микрофона» слушателю или слушателям. Вебинары (в зависимости от провайдера) могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.Прагматичные западные бизнесмены уже давно подсчитали, какое количество тысяч долларов можно сэкономить, применяя вебинары вместо организации бизнес-встреч, ланчей и разного рода бизнес-событий. В сессиях вебинар-провайдера www.dimdim.com принимают участие около 2 миллионов человек ежедневно. К тому же сегодня вебинары — наиболее удобный и простой способ обучения, с помощью которого можно научиться чему угодно, находясь в любой точке земного шара.
Популярность специального образования растет с каждым годом. Обычно для расширения аудитории своего учебного заведения вузы и крупные центры обучения стараются открывать филиалы в регионах, что влечет большие расходы и плохо окупается из-за высокой стоимости. Современные онлайн-технологии позволяют решить эту проблему с минимальными затратами. Используя специализированные площадки вебинаров, преподаватели могут вести онлайн-обучение слушателей в виртуальных классах не менее эффективно, чем в отдельных аудиториях. Вебинар в достаточной мере предоставляет преподавателям возможность личного общения, передачи опыта и нюансов изучаемой темы. Уже понятно, что рано или поздно все учебные заведения будут предоставлять услуги виртуального обучения. Тогда же и сложный вопрос учебного отпуска (см. газету «Строительная бухгалтерия», 2010, № 23, с. 41) отпадет сам собой.
Как провести вебинар?
Итак, с преимуществами все относительно понятно, перейдем к практике. Что же нужно, чтобы провести вебинар?
Для организации вебинара понадобятся:
— компьютер;
— гарнитура (наушники + микрофон);
— веб-камера;
— выход в Интернет (если предполагается видеотрансляция, скорость должна быть достаточно высокой);
— доступ к сервису проведения онлайн-мероприятия (провайдера вебинаров).
Выбор подходящего провайдера зависит от масштабов задуманного, количества слушателей, требования к передаче информации, регулярности проведения мероприятий и т. д. Если вы планируете 20-минутный рассказ с иллюстрацией парочки слайдов для нескольких слушателей, то можно обойтись бесплатным тестовым доступом, который предоставляют большинство веб-сервисов. Это удобно, если
у вашего предприятия есть филиалы в других городах Украины и требуется экономно провести совещание или экспресс-обучение сотрудников.Но!
Если вы замахнулись на проведение полноценного семинара по обсуждению Налогового кодекса, то тут вам предстоит проанализировать тарифные планы разных провайдеров, чтобы подобрать достойного партнера.В последнее время количество провайдеров вебинаров стремительно растет, но есть в этом сегменте и свои «звезды»:
— www.dimdim.com — индийские разработчики представляют сервис веб-конференций, в ходе которой пользователи могут демонстрировать работу на собственном рабочем столе, показывать слайды и PDF-документы с ПК, совместно рисовать и писать (печатать), демонстрировать сайты, общаться в чате, разговаривать голосом и передавать видео;
— www.comdi.com — российский веб-сервис для организации деловых встреч, онлайн-тренингов, он-лайн-трансляций и просто для интерактивного общения через Интернет.
Из украинских провайдеров можно отметить:
— www.webinary.com.ua — имеет скромное название «Первый Международный Портал Вебинаров» за время существования активно привлекает спикеров и слушателей различных тематик. Однако бухгалтерская аудитория здесь представлена мало;
— www.webinary.biz — интересный украинский ресурс, который активно продвигает онлайн-курс подготовки к актуальным для бухгалтера экзаменам по сертификации CAP и DipiFiR. Причем стоимость такого обучения на 40% ниже, чем очного варианта занятий.
Зарегистрировавшись на портале вебинаров, вам, как лектору, необходимо проанонсировать предстоящий вебинар для слушателей и разослать слушателям на e-mail приглашение-ссылку, кликнув по которой в указанное время, он попадает в виртуальный класс. Если вебинар платный, может потребоваться введение дополнительной информации в виде пароля или кода активации. Всё, что от вас нужно слушателю, — это зарегистрироваться предварительно на портале вебинаров.
Виртуальный класс представляет собой окно-браузера, разделенное на несколько функциональных сегментов (см. рисунок на с. 46).
Видеотрансляция лектора, транслируемая с веб-камеры его компьютера, либо же видеоизображение слушателя, которому «оказана такая честь», новая возможность — «передачи микрофона», доступны не во всех сервисах, хоть и добавляют «реальности» мероприятию.
Вам также может понадобиться сегмент для демонстрации различных наглядных пособий. Это могут быть слайды с графиками, предварительно подготовленные в Power Point, видеоролики, заметки с планшета, выводимые лектором (аналог рисования на белой доске).
Чат участников — поле, в котором участники вебинара оставляют текстовые сообщения. Именно здесь лектор может видеть ту самую обратную связь с аудиторией и видеть вопросы, которые задают участники вебинара.
В зависимости от используемой платформы-вебинара могут быть и другие закладки, сервисы, но основное окно имеет типовой функционал у всех провайдеров.
Просмотр записи прошедшего занятия
Еще одна полезная особенность вебинаров — это возможность просмотреть запись прошедшего занятия. Это особенно удобно, если вы опоздали к началу вебинара. В «невиртуальной» реальности у вас нет возможности ознакомиться с тем, что происходило до вашего прихода, а тут есть. Опять же в зависимости от тарифного пакета провайдера и условий организаторов вебинара запись онлайн-мероприятия может быть и запрещена.
Что лучше?
Как все новое, вебинары вызывают и скептические замечания в свою сторону, например, у многих вызывает сомнение эффективность такого обучения. Человек, который пришел на обычный семинар, после его окончания в активе имеет блокнот с собственноручными записями на основании прослушанного и усвоенного материала. Следовательно, если вы не сидите перед компьютером с блокнотом и ручкой, у вас может сложиться впечатление о меньшем объеме усвоенной информации, чем могло бы быть в реальном режиме обучения. А впрочем, если человек хочет учиться, то вряд ли ему что-то может помешать.